Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 175309 Все тексты автора Пётр Шатров
Отчаяние
«Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены, мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся» (2 Кор 4:8)
Отчаяние — состояние безнадежности, безвыходности, упадок духа
Отчаяться — потерять всякую надежду, прийти в состояние безнадежности
Отчаяние — порыв безнадежного горя и уныния, упадок духа (В. Даль).
Отчаяние есть ад в душе, прежде нежели низведет в ад душу (Филарет, митрополит московский).
Согрешить — дело человеческое, отчаиваться — сатанинское, потому что отчаяние удаляет нас от покаяния и от милосердия Божия.
Грех отчаяния опасен тем, что он противится прощению, запирает дверь покаяния.
Отчаиваться — значит самому у себя отнимать милость Божию, которую каждую минуту Господь готов нам подать.
Нерадение низвергает с неба, а отчаяние сводит в самую бездну зла (Иоанн Златоуст).
Спасительная печаль о грехах от неумеренности становится гибельною.
Никогда не отчаивайся, ибо отчаянием еще никогда ничего не изменилось к лучшему и не приводилось к цели. Веруй — и нужда твоя исчезнет, ты достигнешь цели.
И успехами не хвались, и при погрешностях не отчаивайся (Нил Синайский).
Пусть никто не говорит: «Много я нагрешил, нет мне прощения». Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: «…бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10), и еще: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:32) (Ефрем Сирин).
Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога: этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ (Иоанн Златоуст).
Если же Бог сотворил нас только по любви, чтобы мы наслаждались вечными благами, и к этому устраивает и направляет все от первого дня до настоящего времени, то что побуждает нас предаваться сомнению и отчаиваться? (Иоанн Златоуст)
Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного града и приводит к великой беспечности и нерадению, но и потому, что ввергает в сатанинское безумие (Иоанн Златоуст).
Душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть (Иоанн Златоуст).
Не так губит грех, как отчаяние (Иоанн Златоуст)
Не от множества грехов происходит отчаяние, но от нечестивого настроения души (Иоанн Златоуст)
Душа, отчаявшаяся в спасении, никогда не отстанет от безумия, но, отдав бразды спасения безрассудным страстям, носится всюду, внушая ужас встречным, так что все ее избегают и никто не осмеливается удержать; она бежит через все места нечестия, пока, наконец, увлекаемая в самую бездну погибели, не низвергнет своего спасения (Иоанн Златоуст).
Нет ничего равного милости Божией, нет ничего больше ее, поэтому отчаявшийся сам себя губит (Иоанн Лествичник).
Отчаяние — тяжкий грех, и грех против милосердия Божия. Бог человеколюбивый «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Чего же отчаиваться? Бог призывает всех к покаянию и кающимся обещает и хочет явить милость (Мф. 4:17). А когда грешник от грехов обратится, и в грехах кается, и сожалеет о них, и от других грехов бережется, — того Бог, хочет и это Ему угодно, на такого грешника Бог милостиво призирает, и все грехи ему
отпускает, и прежних не поминает уже (Тихон Задонский).
Деньги потеряны — немного потеряно; время потеряно — много
потеряно; надежда потеряна (вследствие чего и бывает отчаяние) — все потеряно.
Вспомнишь о правосудии Божием — и ужаснешься. Вспомнишь о Его милосердии — пройдет отчаяние.
Остановись здесь, грешная и отчаявшаяся душа, остановись, собери свой пораженный страхом дух и укрепись. Ты грешен, но Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Ты немощен, Он — врач; ты — тьма, Он — свет, и где же Ему изливать свой свет, как не на сидящих «во тьме и тени смертной» (Пс 106:10)? Ты мертв, Он — жизнь; ты — пленник греха, Он — твой Искупитель Ты подвержен гневу и осуждению Божию, Он — жертва, умилостивляющая правосудие; Ты — заблудшая овца, Он — пастырь, оставивший девяносто девять овец и тебя ищущий.