Пение

«Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири. Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием» (Пс. 32:2-3).

«Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1).

«Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля! Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его!» (Пс. 95:1-2).

«И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2 Пар. 5:13-14).

«Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19).

«Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).

«И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Отк. 15:3).

Пение — это исполнение песен и арий.

Песнопение — религиозная песня, стихотворное произведение, поэтическое творчество.

Петь — издавать голосом песенные, певучие звуки, голосить связно и музыкально, произнося к голосу и слова (В. Даль).

Бог любит находиться посреди сердец, преисполненных сознанием Его благости и возносящих хвалебные песни и благодарения Ему.

Самое слабое славословие, возносящееся из благодарного сердца, как фимиам, восходит к Божию престолу.

Христианское пение — это цвет молитвы, это — молитва торжествующей Церкви.

День и ночь песнославящим Бога отверзается сокровище небесных благ (Нил Синайский).

Текст для того сопровождается музыкой, чтобы благодаря приятному для слуха неприметно получить пользу от слов (Василий Великий).

Церковь сладкопением углубляет смысл сказанного, когда сама музыка раскрывает, насколько возможно, мысль, заключенную в тексте. Этой приправой, как сладостями, придается вкус пище уроков (Григорий Нисский).

Не думай, что псалмопение — нечто маловажное. Кажется, что оно только радует слух, но в действительности оно пробуждает душу (Иоанн Златоуст).

Все, что согласовано с нашей природой, приятно ей. И музыка согласна с нашей природой. Поэтому великий Давид к мудрому учению о добродетелях присоединил сладкопение. В высокие догматы он влил как бы медовую сладость, при помощи которой наше естество излечивает себя. Исцелению нашего естества способствует гармоничность жизни, которой, по моему мнению, прикровенно способствует сладкопение. Может быть, оно призывает к высокому состоянию жизни, к тому, что нрав добродетельных не должен быть грубым, страстным, не издавать, как и струна, слишком высокого звука, потому что чрезмерно натянутая струна издает неверный звук. И, напротив, они не должны ослаблять свои силы сластолюбием, потому что душа, расслабленная таковыми страстями, становится глухой и немой. И строй души также нужно по временам повышать и понижать, чтобы в нравах всегда сохранялись гармония и добрый лад, без распущенности или чрезмерной натянутости (Григорий Нисский).

Пение — праздник для радующихся, утешение для унывающих, укрощение для страстных Оно помогает правде, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь (Иоанн Златоуст).

Духовные песни обладают великой пользой, назиданием и освящением и служат руководством ко всякой добродетели, потому что слова их очищают душу и Дух Святой скоро нисходит на человека, поющего эти песни (Иоанн Златоуст).

Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет ее от уз тела, не располагает к размышлению и презрению ко всему житейскому, как согласное пение. Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет к ним такую склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими. Кормильцы, нося их на руках и ходя взад и вперед, напевают им какие-нибудь детские песни, и они засыпают. Часто и путешественники, в жаркий день погоняя вьючных животных, продолжают путь с пением, и этими песнями облегчают тягость путешествия. И не только путешественники, но и земледельцы, выжимая виноградный сок, собирая или очищая виноград, или делая что-нибудь другое, часто поют. И мореплаватели, работая веслами, делают то же. Даже и женщины, когда прядут и спутавшуюся пряжу расправляют гребнем, иногда каждая порознь, а иногда все вместе поют. Все они пением облегчают труд. Потому что душа имеет склонность к этому наслаждению, и чтобы злые силы не навязывали ей своих скверных песен, Бог установил псалмы, от которых бывает и удовольствие, и польза (Иоанн Златоуст).

Христианское пение должно звучать в сердце, а не в одних устах, и каждый звук должен быть звуком сердца, выражением мысли, отзывом желаний. Бессмысленное пение недостойно христианина, каждое действие которого должно быть разумным (Иоанн Златоуст).

Надо употреблять напевы скромные и целомудренные. Скромные перемены голоса обуздывают дерзость (Климент Александрийский).

Духовные песни, внушаемые Святым Духом и располагающие ум к скромности в словах и мыслях, и самую душу делают скромной. Потому что душа, отзываясь на слова и мысли, приобретает навык во всем том, что составляет сущность духовной песни (Иоанн Златоуст).

В нашем хоре незримо участвуют и горние силы, потому что и горние хоры, херувимы и серафимы заняты тем же — непрестанно воспевают Бога (Иоанн Златоуст).