Победа

«Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа» (Пр. 21:31).

«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21).

«Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11).

Победа — это успех в бою, в войне; добиться успеха, одержать верх в чем-либо; завоевать чью-либо любовь и привязанность; преодолеть, превозмочь, побороть.

Побеждать — осиливать, одолевать, превозмогать, поборать, смирять, покорять, подчинять себе, одержав верх, совладать; быть первым при состязании (В. Даль).

Победа предполагает предварительную борьбу и возможность поражения. Поражением и начинается в Библии трагедия человечества, побежденного сатаной, грехом и смертью. Но с самого начала этого поражения вырисовывается обетование будущей победы над злом (Быт. 3:15). История спасения — это путь, ведущий к окончательной победе (Словарь библ. богословия, с. 808).

Победа народа Божия

Силу своего Бога израильтяне видят сначала на весьма несовершенном уровне: на уровне своих военных успехов. В их глазах торжество Бога над злом совпадает с их победой над врагом (Словарь библ. богословия, с. 808).

Поражение народа Божьего

Еще в период успехов пророки напоминали израильтянам о том, что победа, даруемая Богом, не обязательно является наградой за доброе поведение (Вт. 9:4). Но, чтобы действительно осознать свою нравственную нищету, им нужно было испытать неудачи. Испытания исхода (Вт. 8:19), медленное завоевание Ханаана (Нав. 7:1-12). поражения, понесенные при царях (2 Пар. 21:14), и в особенности плен (Иер. 25:1-9) показывают, что если они изменяют Богу, Он без колебаний вступает в брань против них. Эти поражения являются наказанием за неверность (Пс. 105:32-43) (Словарь библ. богословия, с. 809).

Победа Иисуса Христа

С пришествием Христа арена земных столкновений остается окончательно позади. Борьба, которую Он ведет, — иного порядка. Уже; во время Своего мессианского служения Он проявляет Себя как Сильнейший, торжествующий над сильным, то есть над сатаной, князем мира сего. Накануне Своей смерти, Он предупреждает Своих учеников, чтобы они не боялись этого мира, который будет преследовать их своей ненавистью: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Эта победа утверждается Его воскресением. В нем Христос восторжествовал над грехом и смертью. Его победа проявится во всем блеске, когда Он одолеет все враждебные силы (Отк. 17:14) и навсегда победит смерть, последнего врага (1 Кор. 15:24). Крестная смерть — кажущееся поражение — обеспечила победу Святого над грехом, Живого над смертью (Словарь библ. богословия, с. 810).

Такова победа Иисуса Христа, такова и победа того нового народа, который Он влечет за Собой. Это тоже уже не земная победа. На земле она может принимать даже видимость поражения. Так, мученики, убитые зверем (Отк. 11:7), однако, уже победили его Кровью Агнца (Отк. 12:10-11); так и апостолы, которых Христос вводит в Свое торжество (2 Кор. 2:14), бывали иногда сломлены испытаниями апостольских трудов (2 Кор. 4:7-16); так и все христиане, познавшие Отца своего, вскормленные Его словом, победили лукавого (1 Ин. 2:13). Рожденные от Бога, они победили мир (1 Ин. 5:4). Их победа — это их вера в Сына Божия (1 Ин. 5:5), благодаря которой они побеждают и антихристов (1Ин. 4:4). Эту победу остается еще закрепить духовной бранью: не давая злу победить себя, они должны победить зло добром (Рим. 12:21).

Разделяя победу своего Главы, они получают участие в Его славе. На эту награду победителей Новый Завет указывает посредством различных образов. Это венец, уготовленный им на небесах: венец жизни (Иак. 1:12; Отк. 2:10), славы (1 Пет. 5:4), правды (2 Тим. 4:8); венец нетленный, в отличие от тех, которые стяжают на земле (1 Кор. 9:25); венец живой, составленный из тех, кого апостолы привели к вере (Флп. 4:1). В особенности Откровение Иоанна, уделяющее столько внимания положению христиан, ведущих войну против зверя, показывает жребий, уготованный победителям: они будут сынами Божиими (Отк. 21:7), воссядут на престоле Христа (Отк. 3:21); они получат новое имя (Отк. 2:17), будут есть от древа жизни (Отк. 2:7), станут столпами храма Бога своего (Отк. 3:12); им, вступившим в вечную жизнь, уже не придется бояться второй смерти (Отк. 2:11), в отличие от побежденных, трусливых и неверных (Отк. 21:8). Новый Завет заканчивается этой сияющей победой. Человек, некогда побежденный сатаной, грехом и смертью, восторжествует над ними, благодаря Христу Иисусу (Словарь библ. богословия, с. 811).

Побеждай зло любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай Щедростью, лжеца — словом истины.

Сатана не может быть изгнан сатаною, неправда не может быть очищена неправдою, и зло не может быть побеждено злом.

Тот, кто оскорблен и может спокойно перенести оскорбление и не возвращает его, — тот одержал великую победу в деле жизни.

Христианская победа состоит не в отмщении, но в прощении.

Наша победа — победа света над тьмою, истины над ложью, любви над злом и ненавистью.

Победа над своими страстями славнее всех побед. Часто и великих людей побеждают их страсти.

Тот, кто умеет победить свои страсти и обуздать их, одержал величайшую победу.

Нет сильнейшей победы — победить самого себя (Тихон Задонский). Прекрасна победа та, которую человек одерживает над самим собою.

Мудрые удивляются победителям, но считают победу над самим собою самой трудной победой.

Многие повелевали городами и народами, но весьма немногие — самими собою.

Начальник тот, кто начальствует над самим собой.

Кто властвует над своими чувствами, тот в мире проводит жизнь.

Побеждающий других — силен; побеждающий самого себя — могуществен.

Если ты умеешь жить в скудости и в изобилии, научился насыщаться и терпеть голод — это победа.

Что значит победить? Равнодушно перенести внешнюю победу над собою.

Тот, кто не ищет побед, не знает и поражений.

Самая великая победа, которую может одержать человек, — это победа над страхом, гневом, завистью, сребролюбием, гордостью ц другими пороками.