Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 171671 Все тексты автора Пётр Шатров
Поклонение Богу
«И поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (Неем. 8:6).
«Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6).
«И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь Твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44:12).
«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Отк. 14:7).
Поклонение Отцу в духе и истине — это внутреннее поклонение, свободное от внешнего проявления. Поклонение не ограниченно определенным местом, обрядом или национальностью (2 Кор. 3:17).
Служение и благословенное поклонение Богу должны идти рука об руку.
Поклониться Богу или перед Богом — это значит смириться перед Ним, смирить свое «я», гордое и греховное.
Поклоняться Богу — это значит исповедать Его великое имя, Достойное почитания и благодарения.
Поклонение есть знак покорности, то есть смирения и скромности, родов же поклонения весьма много.
Первый род поклонения — поклонение служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по своей природе достоин поклонения. В свою очередь, и такое поклонение проявляется различно. Во-первых, в виде рабского повиновения. Ибо все твари поклоняются Ему, как рабы Господину, по словам Писания: «все служит Тебе» (Пс. 118:91). Но одни поклоняются добровольно, другие же -против воли. Благочестивые поклоняются, конечно, потому, что знают Бога, другие же, хотя и знают Бога, однако поклоняются неохотно, против воли, как демоны; иные, не зная Того, Кто — Бог, по природе, против воли поклоняются Тому, Которого не знают.
Второй род — поклонения из-за удивления и сильной любви; таким образом, мы поклоняемся Богу по причине Его естественной славы. Ибо только Он один — прославлен и прославляется, не от кого-либо имея славу, но, будучи Сам Источником всякой славы и всякого блага, как непостижимый свет, несравнимая сладость, неизъяснимая красота, бездна благости, неисследимая мудрость, беспредельно могущественная сила, как один только Такой, Который Сам по Себе достоин удивления, и поклонения, и прославления, и любви.
Третий род — когда мы благодарим за благодеяния. Ибо за все, что есть, мы должны благодарить Бога и оказывать Ему вечное поклонение как потому, что все имеет от Него свое бытие, так и потому, что «все Им стоит» (Кол. 1:17) и что Он всем, даже без их прошения, подает в изобилии от Своих даров. Мы должны благодарить и за то, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4) и стали причастниками Его благодати. И за то, что Он — долготерпелив к нам, согрешающим, и «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). И за то, что Сын Божий ради нас сделался Таким, как мы, и сделал нас «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4, чтобы мы стали подобны Ему (1 Ин. 3:2), как говорит Иоанн Богослов.
Четвертый род — поклонение при недостатках в благах и в надежде на благодеяния; ибо мы знаем, что без Него не можем ничего делать или иметь, и поклоняемся, и каждый просит у Него то, чего ему недостает и чего он сильно желает, чтобы избавиться от бедствий и достигнуть благ.
Пятый род — тот, когда мы раскаиваемся и исповедуем свои грехи. Ибо, согрешив, поклоняемся и припадаем к Богу, прося, как и следует благоразумным рабам, о прощении ошибок. И этот род троякий: люди сокрушаются или из-за любви, или из боязни, что не получат Божиих благодеяний, или из страха перед наказанием. И первый род бывает вследствие богомыслия и сильной любви человека к Богу и сыновнего расположения к Нему; второй — образ мыслей наемника; третий — раба (Иоанн Дамаскин).
Да поклонимся и да послужим одному только Создателю и Творцу, как Богу, Который по природе достоин поклонения! (Иоанн Дамаскин)