Пост

«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, — день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»» (Ис. 58:3-9).

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).

Пост заключается в воздержании от всякой пищи и пития, иногда и от половых сношений в течение одного или даже нескольких дней, от одного захода солнца до другого.

Пост, наряду с молитвой и милостыней, есть одно из важнейших действий, выражающих перед Богом смирение, надежду и любовь человека к Богу.

Пост, сопровождаемый усиленной молитвой, выражает смирение перед Богом: поститься — значит смирять душу свою (Лев. 16:29).

Подлинный пост, дабы быть угодным Богу, должен сочетаться с любовью к ближним и заключать в себе искание подлинной праведности (Ис. 58:2-11); он неотделим от милостыни и от молитвы: поститься надо из любви к Богу (Зах. 7:5). Поэтому Иисус Христос и призывает поститься, не привлекая внимания посторонних: пост, который видит только Бог, является самым подлинным выражением надежды на Него, постом смиренным, раскрывающим сердце внутренней правде, которая есть дело Отца, видящего и действующего втайне (Мф. 6:17) (Словарь библ. богословия, с. 860).

Не должно возлагать на себя поста, превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста.

Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств, тем яростнее похоть.

Мы не для того живем, чтобы есть, но для того едим, чтобы можно

было жить и исполнять свои обязанности. Сестра и подруга поста — молитва.

Пост — время самоисправления.

Пост — спасительное средство для обуздания нашей похотливой и греховной плоти.

Пост воспитывает послушание.

Пост — дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте (Василий Великий).

Пост охраняет младенцев, делает целомудренным юного, почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения (Василий Великий).

Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста (Василий Великий).

Пост — самое лучшее убранство женщин, узда во цвете лет, охранение супружества (Василий Великий).

Примите пост, здоровые, — это охрана вашей телесной крепости (Василий Великий).

Примите пост, больные, — это матерь здоровья (Василий Великий).

Пост отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие (Василий Великий).

Пост доблестные дела в бранях совершает, во время мира — учит безмолвию (Василий Великий).

Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями (Василий Великий).

Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны (Василий Великий).

Время поста определяет не воля каждого, но благочестие (Василий Великий).

Намереваясь поститься, не будь уныл по-иудейски, но покажи себя веселым по-евангельски (Василий Великий).

Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правилом нашей жизни (Василий Великий).

Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела (Василий Великий).

Наиболее опытные постом истребляют излишнее, чтобы под бременем отяжелевшей плоти не сокрушились силы (Василий Великий).

Пост — мир в домах. Пост — попечитель и хранитель девства. Пост — путь к покаянию и причина слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире (Ефрем Сирин).

Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию (Ефрем Сирин).

Посту радуется и Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой (Ефрем Сирин).

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления (Иоанн Златоуст).

Тем и хорош пост, что он устраняет заботы души, прекращает угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к самой душе (Иоанн Златоуст).

Пост порождает ангельскую жизнь и усовершенствует духовное тело (Иоанн Златоуст).

Пост — защита души и непобедимое оружие тела (Иоанн Златоуст).

Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не приемлет болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров (Иоанн Златоуст).

Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых (Иоанн Златоуст).

Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание (Иоанн Златоуст).

Чего только не исцеляет пост! Какого душевного недуга не уничтожает! Изгоняя пресыщение и надменность, он обновляет сердце, уничтожает роскошь, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие, отгоняет бессонные заботы, снимает пелену с глаз, очищает душевные и телесные чувства, так как этот художник получил силу лечения свыше Итак, кто любит здоровье, пусть усердно предается посту, который не требует платы за исцеление, но еще и сам прибавляет награду — целомудренные помыслы; не золото, но добрые нравы; не серебро, но чистоту членов; не драгоценные камни, но благочестивые мысли; не блестящие одежды, но безгрешные чувства. Дает в награду блудницам — целомудрие, пьяницам — трезвость, скупым — щедрость, сребролюбцам — любовь к бедным, братоненавистникам — братолюбие и гостеприимство, малодушным — великодушие. И что важнее всего, — животворя, он приближает к Богу (Иоанн Златоуст).

Благодаря посту утихают страсти и мятежи удовольствий. Ум плывет как по спокойному морю и, благополучно преодолевая треволнения и бури злых дел, приводит корабль в пристань добродетели (Иоанн Златоуст).

Пост избавляет от рабства и дает свободу, возвращает из плена в отечество. Пост исцеляет душевные раны, обновляет растленную грехом душу, пробуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы. В дни поста угасают похоти, процветают добродетели, является в большей чистоте красота целомудрия и тело преображается в душу, делаясь, вопреки природе, духовным (Иоанн Златоуст).

Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит (Иоанн Златоуст).

Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость (епископ Игнатий).

Воздержание от пищи нужно для того, чтобы ослабить силу плоти и сделать покорным этого коня (Иоанн Златоуст).

Пост есть пища для души — как телесная пища утучняет тело, так пост укрепляет душу, сообщает ей легкость, возвышает над удовольствиями и соблазнами настоящей жизни (Иоанн Златоуст).

Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей в высоте (Иоанн Златоуст).

Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления (Василий Великий).

С постом всегда должна быть соединена молитва (Иоанн Златоуст).

Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва (епископ Игнатий).

Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель — милость. Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерия и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена с ним другая великая добродетель — молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле — вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их (епископ Игнатий).

Пост для тела есть пища для души.

Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться (Иоанн Златоуст).

Пост приносит пользу тем, кто разумно к нему приступает, и вредит начинающим его неразумно.

Пост — это сильное орудие, когда он представлен самому себе; когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия — делается для подвижника орудием самоубийства (епископ Игнатий).

Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника. Он надеется воздержанием приобрести целомудрие, а посредством этого прийти в смирение, так как к смирению ведут телесные труды, совершаемые разумно.

Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но зато (клеветой) терзаешь плоть брата своего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться винами и упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Какая польза изнурять члены и не оказывать милости вдовам и сиротам? Какая выгода проводить время в созерцании и сокрушении — и в то же время не оказывать покровительства сиротам и удрученным несчастьями? Ты постишься? В таком случае избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты. Ты постишься? Тогда

избегай гнева, ревности, клятвопреступления и всякой несправедливости. Ты постишься? Избегай объядения, порождающего всякое нечестие, которое удаляет нас от Бога, низвергает в пучину гибели. Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью (Иоанн Златоуст).

Какая нам будет польза от поста, если язык наш предается невоздержанию, питается пищею, сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь? (Иоанн Златоуст)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Ты постишься? Не предавайся тщеславию (Иоанн Златоуст).

Хлеб не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного? (Иоанн Златоуст)

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния (Иоанн Златоуст).

Пост не сам по себе благо и не сам по себе необходим. Он полезен для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа. Пост не есть благо неизменно и всегда, иногда он обращается даже во вред душе, если не благовременно соблюдается. Но и противоположное ему не есть зло по своей сути, то есть приятное вкушение пищи нельзя считать злом, если с ним не соединяется невоздержанность, сластолюбие или другие пороки, потому что «не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11) (Иоанн Кассиан Римлянин).

Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви (Иоанн Кассиан Римлянин).

Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его (Иоанн Златоуст).

Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела (Иоанн Златоуст).

Что за польза нам воздерживаться от пищи, если не изгоняем из души порочных привычек? (Иоанн Златоуст)

Если ты постишься для Бога — избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как милостивый и человеколюбивый (Иоанн Златоуст).

Какая польза от поста, если мы целый день воздерживаемся от пищи, но тратим его в пустословии? (Иоанн Златоуст)

Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни (Иоанн Златоуст).

Какая польза в посте, когда обвиняем других, когда осуждаем их, сами имея бревна в глазах своих, и все делаем для того, чтобы показать себя? (Иоанн Златоуст)

Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него — ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза? Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от мяса и рыбы, но языком своим уязвляют людей, подобных себе, — какая им от этого польза? (Тихон Задонский)

Как на поле, тщательно обработанном земледельческими орудиями, но не засеянном полезными семенами, с особенной силой вырастают сорняки, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвой, густо и сильно вырастают сорняки самомнения и высокомудрия (епископ Игнатий).

Христианин, пренебрегающий постом, колеблет все здание добродетелей своих: не устоять этому зданию, если строитель не опомнится и не позаботится благовременно об укреплении основания (епископ Игнатий).

Подвиг поста не принадлежит исключительно телу, он полезен и нужен не только для тела, но преимущественно для ума и сердца (епископ Игнатий).

Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Пост доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвость, чистоту, тонкость.

Пост без молитвенного общения с Богом — пустое занятие. Для молитвы пост есть то же, что для птицы крылья.