Праздники

«И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх. 12:14).

«Три раза в году празднуй Мне. Наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива; ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (Исх. 23:14-16).

«Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших» (Ам. 5:21).

«Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:6).

«Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16).

Праздник — это день торжества в честь или в память какого-либо выдающегося события; веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу.

Праздник — это день, посвященный отдыху, не деловой; день, празднуемый по уставу церкви, по случаю и в память события гражданского или государственного (В. Даль).

Во всех религиях праздники составляют существенный элемент культа: люди, собравшись, обычно в радостном настроении, чествуют то или иное явление человеческой жизни; некоторыми обрядами, приуроченными к определенному времени, они приносят благодарение Божеству и просят его милости. В Библии отличительная черта праздника заключается в его связи со священной историей, ибо он приводит к соприкосновению с Богом, постоянно действующим ради Своих избранных (Словарь библ. богословия, с. 875).

Помимо рамок, определенных ритмом небесных светил, каждодневная жизнь израильтян, сначала — пастухов, потом — земледельцев, привела к установлению праздников. В день Пасхи, весеннего пастушеского праздника, происходило приношение первенцев стада; земледельческий труд привел к возникновению трех крупных ежегодных праздников: весною — опресноков, летом — жатвы (или седмиц), осенью — собирания плодов или сбора винограда (Исх. 23:14-17). Второзаконие соединяет Пасху с опресноками, а нику собирание плодов дает название праздник кущей (Вт. 16:1-17) (Словарь библ. богословия, с. 876).

Благодарственное прославление великих деяний Бога

Израиль славит своего Бога по разным поводам. Творец воспоминается каждую субботу (Исх. 20:11), и Избавитель от египетского рабства — не только в субботний день, но и в день Пасхи (Вт. 5:12,15); праздник кущей напоминает о странствии в пустыне и о времени, когда Израиль был обручен Богу (Лев. 23:42); наконец, позднейший иудаизм связал с праздником седмиц (по-гречески получившим название Пятидесятницы) дарование Синайского Закона. Таким образом, земледельческие праздники становились празднованием прошлых событий: когда израильтянин молился, посвящая Богу первые плоды, он возносил благодарение как за дары земли, так и за великие деяния прошлого (Вт. 26:5-10) (Словарь библ. богословия, с. 876).

Иисус Христос, несомненно, соблюдал иудейские праздники Своего времени, но и показывал в то же время, что свой полный смысл они получают только от Него Самого и осуществления Его дела, — в том, что касается праздника кущей (Ин. 7:37) или обновления (Ин. 10:22-38) и особенно Пасхи: Он сознательно запечатлел Новый Завет Своей пасхальной жертвой (Мф. 26:2,17). Этой новой и окончательной Пасхой Христос исполнил также чаяния праздника Очищения, ибо Его Кровь дает доступ в истинное святилище (Евр. 10:19) и к великому торжествующему собранию в небесном Иерусалиме (Евр. 12:22). Отныне подлинный праздник совершается на небе. С пальмовыми ветвями в руках, как на празднике кущей (Отк. 7:9), сонм избранных, искупленных кровью истинного пасхального Агнца (Отк. 5:8-14; 7:10-14), поет вечно новую песнь (Отк. 14:3) во славу Агнца и Его Отца. Праздник Пасхи стал вечным Небесным праздником (Словарь библ. богословия, с. 877).

Христианские праздники

Сведя к эсхатологическому единству множественность иудейских праздников, небесная Пасха придает отныне новый смысл различным праздникам Церкви на земле. В отличие от праздников иудейских они являются воспоминанием события, совершившегося раз и навсегда и имеющего вечную ценность; но, как и еврейские, христианские праздники, продолжают зависеть от круговорота земли и времен года, будучи вместе с тем связаны с главными фактами земной жизни Иисуса Христа (Словарь библ. богословия, с. 877).

Бог нам отделил шесть дней для наших дел и работы, а Себе благоволил оставить один — седьмой день (Исх. 20:9-10).

Праздники не праздность, а празднование, то есть радостное ликование духа ради великих милостей Божиих.

«Праздник без духовной радости, без сердечного в нем участия, без внутреннего чувства есть тело без души.

Для христиан всякое время есть время праздника по преизбытку дарованных им благ.

Праздник есть явление благих дел, благочестивое настроение души и богоугодная жизнь. Если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать (Иоанн Златоуст).

Если дела и занятия житейские должно оставлять в праздничные дни, то тем более должно удаляться от дел, которые непозволительны в будничные дни.

Праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить те, какие есть у нас (Иоанн Златоуст).

Рождество, Пасха и Пятидесятница следуют друг за другом, как три небесные сестры: вера, надежда и любовь.

И светлые дни светлы только для чистой и невинной души. Для грешника праздника не бывает.