Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

«И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Рим. 5:11).

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:18-19).

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол. 1:21-22).

Примирить — привести в согласие, прекратить состояние ссоры, вражды между кем-либо.

Примириться — прекратить состояние ссоры, вражды между собой и кем-либо, помириться; терпимо отнестись к кому-либо, свыкнуться с чем-либо.

Примирить — прекратить ссору или тяжбу, привести к согласию обе стороны, подружить; мириться взаимно, заключить мир (В. Даль).

Уже в Ветхом Завете Бог положил начало примирению с Ним людей, непрестанно предлагая им Свое прощение. Он открыл Себя как Бога человеколюбивого и милосердного (Исх. 34:6), всегда готового отвратить гнев (Пс. 84:4) (Словарь библ. богословия, с. 900).

Совершенное и окончательное примирение осуществилось во Христе Иисусе, «Посреднике между Богом и людьми» (1 Тим. 2:5); и оно было одним из аспектов Его искупительного дела (Словарь библ. богословия, с. 901).

Божий почин

Сам по себе человек не в состоянии примириться с Творцом, Которого он оскорбил своим грехом. Действие Бога здесь основоположно и решающе: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Кор. 5:18). Тайна нашего примирения соприкасается с тайной Креста (Еф. 2.16) и «великой любви», которою Бог возлюбил нас (Еф. 2:4) (Словарь библ. богословия, с. 901).

Плоды примирения

Бог не вменяет людям грехов их (2 Кор. 5:19). В примирение включается полное обновление тех, кому оно даруется, и оно совпадает с оправданием (Рим. 5:9) и освящением (Кол. 1:21-22). Быв до сих пор врагами Бога по нашему дурному поведению (Рим. 1:30; 8:7), мы теперь можем «хвалиться Богом» (Рим. 5:11), Которому угодно «представить нас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол. 1:22); теперь мы все «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18) (Словарь библ. богословия, с. 901).

«Служение примирения»

Со стороны Бога все дело спасения уже совершено, но с иной точки зрения оно продолжается теперь, вплоть до второго пришествия Иисуса Христа, и Павел определяет апостольскую деятельность как «служение примирения» (2 Кор. 5:18) (Словарь библ. богословия, с. 901).

Принятие дара Божия

Из того, что Бог является первым и главным Деятелем примирения, нельзя заключить, что человеку здесь остается быть только пассивным: он должен принять дар Божий. Действие Божие действенно только для тех, кто принимает Его верою. Отсюда настойчивый призыв апостола Павла: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20) (Словарь библ. богословия, с. 902).

Примиренное творение

Говоря о примирении мира (2 Кор. 5:19), апостол Павел имел в виду, прежде всего грешных людей, не упуская из виду, что и материальный мир солидарен с человеком и должен иметь свою долю в освобождении (Рим. 8:19-22). В посланиях из уз — колос-сянам и ефесянам — кругозор апостола расширяется и охватывает всю вселенную: «и земное и небесное» (Кол. 1:20). Примиренные с Богом кровию креста, люди примирены также и с духами небесными; нет больше той враждебности, которую могли проявлять к нам силы ангельские в период господства Закона, ныне отмененного (Кол. 2:15) (Словарь библ. богословия, с. 902).

Примирение иудеев и язычников

Увенчание своего учения Павел дает в Еф. 2:11-22. Здесь проливается полный свет на действия Христа, Который есть «мир наш» (Еф. 2:14), и в особенности на дивные благодеяния, Им сообщаемые

бывшим язычникам: теперь они включены в избранный народ наравне с иудеями, время разделения и ненависти кончилось, все люди образуют отныне во Христе только одно Тело (Еф. 2:16), один святой Храм (Еф. 2:21) (Словарь библ богословия, с. 902).

К примирению приводит нас не теоретическое знание о Боге, но именно боговедение — знание Бога.

Одно не может быть без другого: мы никогда не можем быть освящены, если мы не оправданы и не примирены с Богом.

В Иисусе Христе Бог и человек примирились. Началось это примирение в день рождения Иисуса Христа и закончилось на кресте.

Владимир Соловьев верил в искупительную жертву Иисуса Христа, которая может примирить человека с Богом, Восток с Западом, небо с землею, может сделать человека счастливым, радостным, носителем любви и мира.

Человечество во все века искало прощения и примирения с Богом. Этим и объясняются бесчисленные жертвенники, покрывшие нашу землю с первых дней существования людей.

Самое главное — мы должны быть примирены с Богом и ближними, и тогда все наши долговые обязательства будут погашены Иисусом Христом.

«Будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Рим. 5:10). Примирение подразумевает предшествующую вражду между примиряющимися сторонами. Как грешники мы были врагами Бога. Бог, в силу Своей святости, противостоит всякому греху и всему тому, что противоречит святости. Смерть Иисуса Христа покончила с этой враждой, она перечеркнула наш грех. Мы примирились с Богом.

Теперь Бог примиряет, скоро будет судить; теперь все милость, тогда будет все гнев; теперь Бог посредством креста прощает грех, тогда Он накажет.

Пойди к тому, против кого ты имеешь что-нибудь или он против тебя, примирись с ним — и молитва твоя будет иметь силу.

Где нет примирения человека с человеком, там нет и примирения с Богом.

Если ты будешь ожидать, чтобы враг наперед пришел и попросил прощения, то ты не получишь пользы: он предвосхитит награду и получит благословение. А когда ты сам придешь, то не останешься ниже его, но победишь гнев, преодолеешь страсть, обнаружишь великую милость, послушавшись Бога

Пропасть между человеком и Богом не может быть преодолена до тех пор, пока не будет преодолена пропасть между человеком и человеком. Человек не может находиться в хороших отношениях с Богом, если он не находится в хороших отношениях с людьми.

Если хочешь обрести счастье на земле и в вечности, никогда не оставляй неулаженной ни одну ссору с твоим собратом.

Раздор пусть исходит от других, от тебя же — примирение (Сенека).

Между нами и ближними нет ходатая и посредника — нам должно мириться самим, пока находимся на пути жизни.

Если ты примиришься здесь, то избежишь суда там (Иоанн Златоуст).

Не столько повредит тебе враг, что бы он ни делал, сколько ты вредишь себе, не примирясь с ним.

Нелегко и неприятно пойти к тому, кто враждует и злобствует против нас, и начать разговор с ним. Но если ты поразмыслишь о высоком достоинстве этой заповеди (примирения), о величии награды и о том, что польза от этого доброго дела обращается не на него, а на тебя, то все покажется тебе легким и удобным.

Трудно начать примирение, а когда это сделано, все последующее будет легко и удобно (Иоанн Златоуст).

Чем более кто согрешает против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что за это нам простится больше грехов (Иоанн Златоуст).

Если ты молишься с неприязненным расположением, то лучше тебе оставить молитву и пойти примириться с братом, а тогда уже совершать молитву (Мф. 5:23-24).

Примирение — удивительное и благозвучное слово, с драгоценным для всех нас значением. Оно означает: оттаивание сердец, которые долгое время находились в замерзшем, ожесточенном состоянии.