Родители

«Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа» (Пр. 19:14).

«Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12:14).

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1-5).

Родители — отец и мать (по отношению к детям).

Дети — это чудесное создание Божие, и сами родители должны быть приготовлены к тому, чтобы воспитать их достойными гражданами неба и земли.

Дети — не случайное приобретение: мы отвечаем за их спасение (Иоанн Златоуст).

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание.

Если бы кому-либо пришло на мысль, почему божественному Могуществу не угодно было сразу создать эти жемчужины в определенном числе, сколько их Оно положило иметь в вечности, как ангелов, то не найдется иной причины, кроме той, что Бог так высоко ставит людей, что делает их как бы Своими помощниками в размножении тварей. Но не для того только, чтобы в этом люди получали только наслаждение, но чтобы прилагали старание к правильному воспитанию, то есть направляли их к вечности (Я.А. Коменский).

Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других целей. Человек — высшее создание, чем все эти животные, — должен быть приведен к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно больше соответствовать Богу, образ Которого он носит. Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу (Я.А. Коменский).

Всячески избегать насилия и принуждения, уберечь ребенка от зла и прививать ему стремление к добру — вот главная задача христианского воспитания.

Для каких целей Бог дает детей и к чему следует стремиться при их воспитании?

Должна быть твердо установлена троякая цель воспитания юношества:

1. Вера и благочестие.

2. Добрые нравы.

3. Знание языков и наук.

И все это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот.

Прежде всего нужно приучать детей к благочестию, затем к добрым нравам или добродетелям, в последнюю очередь — к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.

У кого в своем доме дети предаются этим трем упражнениям, у того — рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того — храм Святого Духа, в котором Он создает и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как живом образе Бога, все более и более блистали лучи Его могущества, мудрости и благости. Как счастливы в таком раю родители! (Я.А. Коменский)

Всякий, кто хочет жить на пользу Богу и людям, должен быть воспитан в благочестии, добрых нравах и полезных науках, а основы этих трех условий правильного воспитания родители должны закладывать в раннем возрасте детей.

Истинное спасительное благочестие состоит в следующих трех требованиях:

1. Наше сердце, будучи всегда и везде обращено к Богу, должно искать Его во всех делах.

2. Идя по стопам благочестивого провидения, оно всегда и везде должно относиться к Богу со страхом, любовью и послушанием.

3. Поэтому везде и всегда, помня о Боге, обращаясь к Богу и соединяясь с Богом, оно должно наслаждаться миром, радостью и утешением.

Это есть истинное благочестие, приносящее человеку рай божественного наслаждения. Его основы можно внедрить ребенку в пределах шести лет настолько, чтобы он знал:

1. Бог существует.

2. Везде присутствуя, взирает на всех нас.

3. Тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питье, одежду и все остальное.

4. Людей строптивых и безнравственных наказывает смертью.

5. Его следует бояться и всегда призывать и любить, как Отца.

6. Нужно исполнять все то, что Он повелевает.

7. Если мы будем добрыми и хорошими, Он примет нас на небо.

В этих пределах, говорю я, ребенка к шести годам жизни необходимо довести в благочестивых упражнениях (Я.А. Коменский).

Есть две стороны истинной, божественной, небесной мудрости, к которой человек должен стремиться и которую у него должно развивать.

Первая: ясное, истинное познание Бога и всех Его чудесных дел.

Вторая: умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей и будущей жизни.

Прежде всего, конечно, по отношению к будущей жизни, так как это жизнь в собственном смысле: для нее нет ни смерти, ни смертельности; тогда как настоящая жизнь есть не столько жизнь, сколько путь к жизни. Поэтому о том, кто в этой жизни достиг того, чтобы верою и благочестием приготовить себя к будущей жизни, о том следует думать, что он здесь сделал совершенно достаточно (Я.А. Коменский).

Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала побуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчать успех (Василий Великий).

В проповеди о воспитании ребенка Златоуст советует родителям давать мальчику великое библейское имя, повторять ему историю жизни великого тезки и тем самым показать ему пример, как должен жить мужчина.

Христианам дана привилегия называться детьми Божиими. Точно так же, как принадлежность к знаменитой школе или университету, знаменитой церкви или семье накладывает на человека особый отпечаток и побуждает его вести лучший образ жизни, точно так же, и даже более того, принадлежность к семье Божией удерживает человека на пути истинном и помогает ему подниматься все дальше и дальше вверх (Я.А. Коменский).

Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался; так и воспитание детей, поэтому необходимо с детства приучать их к доброму (Димитрий Ростовский).

Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях?

Молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево. Таким же образом гораздо скорее можно направить ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь при этом только научными средствами. Они следующие:

1. Постоянный образец добродетелей.

2. Своевременное и разумное наставление и упражнение.

3. Умеренная дисциплина (Я.А. Коменский).

Каким образом нужно упражнять детей в понимании вещей?

«Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей», — говорит мудрейший из людей Соломон (Пр. 4:3), указывая, что начало всего есть премудрость; отец учил его, что нужно искать разума и приобретать его всем достоянием.

Итак, было бы делом родительской мудрости не только заботиться о том, чтобы их дети были живы или чтобы у них было накоплено как можно более богатства, но и изо всех сил стремиться к тому, чтобы их ум наполнить мудростью. Ведь мудрость дороже драгоценных камней и жемчужин; все, к чему люди стремятся, нельзя сравнить с мудростью. «Долголетие в правой руке ее, а богатство и слава — в левой». Древо жизни у тех, кто ею овладевает, и счастливы те, кто ее удержит. Слова Самого Святого Духа (Пр. 3:16) (Я.А. Коменский).

А что касается нравов и добрых качеств, то дети должны отличаться следующими:

1. Умеренностью: их нужно научить есть и пить сообразно с требованием природы.

2. Опрятностью, чтобы они научились соблюдать приличие при еде, в одежде и попечении о теле.

3. Почтительностью к старшим, чтобы они научились относиться с уважением к их действиям, словам и взглядам.

4. Предупредительностью, чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнять все.

5. Крайне необходимо, чтобы они научились говорить правду, чтобы все их речи были по учению Христа.

6. Также нужно приучить их к справедливости, чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не прятали и не причиняли кому-либо вреда.

7. Нужно также внушать им благотворительность, быть приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и завистливыми.

8. Чрезвычайно полезно приучать их к труду, чтобы они привыкли избегать ленивого досуга.

9. Их нужно приучать не только говорить, но и молчать, где это необходимо.

10. Нужно приучать их к терпению, чтобы они не думали, что все должно являться им по их мановению.

11. Так как деликатность (гуманность) и готовность служить старшим является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому они приучались с детства.

12. Пусть они научатся также тому, что развивает изящество манер, чтобы к каждому проявлять деликатность, уметь приветствовать, подавать руки, благодарить.

13. А чтобы здесь не оказалось некоторого легкомыслия или грубости, они должны вместе с тем приучаться держать себя с достоинством, во всем вести себя сдержанно и скромно (Я.А. Коменский).

Нужно с величайшим усилием доводить юношество до действенного послушания. Если оно научится сдерживать собственную волю, а чужую исполнять, то на будущее время это послужит основой величайшей добродетели. Нежному растению мы не позволяем расти по своей воле.

Воспитывать в ребенке ясный ум, чувство нравственного долга — значит воспитывать в нем прекрасные качества высоконравственного человека.

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди (Иоанн Златоуст).

Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины; что живописец изобразит: доброе или худое, святое или грешное, — то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам — богоугодным или богоненавистным, — с таким оно и будет жить (Димитрий Ростовский).

Капля воды на гладкой поверхности идет туда, куда поведешь ее пальцем, так и юное, нежное дитя можно направить и в ту, и в другую, в хорошую и дурную сторону и увлечь, куда угодно (Блаженный Иероним).

Кто не знает того, что сучья многолетнего дерева сохраняют то самое расположение друг к другу, по которому они должны были образоваться с самого возникновения? Ведь иначе и не могло быть. Кто мог бы надеяться, что у животного также разовьются когда-либо впоследствии все его члены, если оно не получило зародыша их в начале своего формирования, кто мог бы исправить какое-либо животное, если оно появится на свет хромым, слепым, неполным или увечным?

Следовательно, и человек в начале образования тела и души должен быть создан таким, каким он должен быть в течение своей жизни.

Родителям нужно заботиться о том, чтобы, кроме упражнения в вере и благочестии, давать своим детям возможность обучаться свободным искусствам и всему необходимому в жизни, прививать изящные культурные манеры. Благодаря этому дети могли бы вырасти, стать мужами, мудро управлять своими делами и к каким бы обязанностям жизни — церковным или политическим — Бог их не восхотел призвать, — выполнить их. И проведя, таким образом, настоящую жизнь честно и разумно, с большой радостью переселиться в небеса (Я.А. Коменский).

Полезно учить наукам и художеству, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами для детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал добрую жизнь. Мы в долгу у отцов, родивших нас, но у отцов, хорошо воспитавших и наставивших нас в благочестии, мы в гораздо большем долгу. Ибо родившие нас родили к временной жизни, а отцы, воспитавшие нас в благочестии, рождают к вечной жизни. «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Блажен отец, который родил и к временной, и к вечной жизни. Недостоин родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни затворил им двери или дурным воспитанием, или соблазнами своими. Лучше человеку не родиться, чем родиться и быть в вечной гибели (Я.А. Коменский).

Юношество неизбежно нуждается в воспитании и правильном обучении.

Именно поэтому Бог возложил на родителей обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящееся к познанию Бога и страху Божию, и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся спать или встают (Вт. 6:7).

Образовать один только ум юноши, но не исправить его сердце, — значит дать острый меч в руки искусного злодея.

Также и Соломон вместе с Иисусом, сыном Сираха, везде в своих книгах напоминают о том, чтобы юношество получало наставление в мудрости и не так быстро освобождалось от наставлений. Усмотрев необходимость того же самого, Давид, будучи уже царем, не стыдился представить себя в качестве учителя и воспитателя юношества: «Придите, дети, — говорил он, — послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12); а апостол Павел увещевает родителей воспитывать своих детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).

В каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения? Каким образом родители должны готовить своих детей к школе?

Всякая мудрость от Господа и пребывает с Ним от века (Сир. 1:19), а Он и руководитель к мудрости, и исправитель мудрости, и в Его руках мы и наши речи, равно промысел и значение (Прем. 7:15). Сама необходимость требует, чтобы родители снова в благочестивых молитвах вверяли своих детей Богу, прося, чтобы Он благословил их школьные работы и сделал из них сосуды благодати, а если То будет благоугодно Его милосердию, то и орудия Своей славы.

Так Анна с молитвами поручила своего сына Илии; так и Давид поручил Соломона пророку Нафану; так мать чешского мученика, учителя Гуса, ведя его в чужую страну, несколько раз во время пути, падая с ним на колени, изливала молитвы. Церковь знает, что Бог благословил ее (Я.А. Коменский).

Первое место должны занимать умеренность и воздержание, так как это основа здоровья и мать всех остальных добродетелей. Кормить их, поить и укладывать спать помимо их желания было бы безумием. Иногда нисколько не мешает предложить детям что-либо вкусное, однако давать пищу, состоящую только из лакомств, чрезвычайно вредно как для здоровья, так и для добрых нравов.

Основы гигиены можно будет закладывать немедленно на первом году жизни.

Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека.

Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри, о нем и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке. Следовательно, умно осмеял Плутарх тех родителей, которые желают своим детям красоты, богатства, почестей и направляют детей к этим внешним благам, совершенно не заботясь об украшении их душ добродетелями и благочестием. О таких родителях он сказал, что они держат сапог в большем почете, чем ногу (Я.А. Коменский).

Итак, преимущественное попечение должно иметь о душе как о главной части человека, чтобы она могла выйти из тела как можно лучше украшенной. А о теле нужно заботиться для того, чтобы оно стало жилищем, пригодным и достойным бессмертной души. Правильно развитым умом следует считать тот ум, который действительно освещен блеском божественной мудрости, чтобы человек, признавая в самом себе величие божественного образа, охранял и соблюдал в себе это превосходство (Я.А. Коменский).

Пока дети еще учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того, как они научатся говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. «Кто думает, — говорит Плутарх, — что молчание дело ничтожное, тот неразумен».

Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием. Молчание никому, конечно, не повредит, но весьма многим повредило то, что они говорили.

Дети легко привыкнут почитать старших, если узнают, что старшие очень о них заботятся и внимательны к ним. Вполне правильно говорит Сирах, что необъезженный конь окажется упрямым, а избалованный сын обречен на гибель.

Воспитывая детей, персы с величайшим старанием стремились приучать их к воздержанию и правдивости, так как лживость и лицемерие делают человека ненавистным для Бога и людей. Ложь есть большой порок. О Боге Писание свидетельствует, что лживые уста Ему омерзение (Пр. 12:22).

Правильно руководить юношеством — это значит также создавать и преобразовывать государство.

Не иноплеменное наставление производит добрых сынов отечества.

Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души.

Во всяком возрасте о детях разные заботы и страхи, и многие труды (Нил Синайский).

Надо не тогда внушать молодым людям страх, когда они сделались мужами, но наставлять и направлять их с детства. Тогда и впоследствии не будет нужды в угрозах.

Возраст (детский) нежный: ребенок быстро усваивает то, что ему говорят, и, как печать на воске, запечатлевается в душе детской то, что он слышит. Тем самым и жизнь их уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Поэтому если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то в будущем это уже обратится в навык и как бы в природу, и они не так легко будут по своей воле уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

Молодое кривое дерево останется навсегда кривым и безобразным, если его не постараются выровнять, пока оно гнется. Так нужно сказать и о детях. В каждом из них примечается своенравие и своеволие. Оставлять эти кривизны без исправления — значит обрекать близких своему сердцу на верное несчастие в жизни.

Оставаться в успехе и пренебрегать чужими советами — неблагоразумно.

Садовник привязывает молодое, вновь посаженное деревцо к колу, укрепленному в земле, чтобы ветер не вырвал деревца, и отсекает лишние побеги, чтобы они не повредили и не иссушили молодого растения. Поступайте и вы так же с вашими детьми: утверждайте сердца их в страхе Божием, чтобы они не поколебались от соблазнов; отсекайте возникающие в них страсти, чтобы они не укрепились и не умертвили добрые побеги (Иоанн Златоуст).

Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставлением без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми (Иоанн Златоуст).

Видим, что молодое дерево в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет. Так и ребенок: чему научится, то и будет творить. Научится ли в юности добру — добрым будет всю жизнь, научится ли злу — злым будет всю жизнь. Ребенок может стать и ангелом, и диаволом. Какое воспитание получит, таким и будет: от воспитания, как от семени все прочее время жизни зависит. Поэтому увещевает Слово Божие родителей: «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Юность, сама по себе склонная ко всякому злу, требует прилежного наблюдения, доброго воспитания, но вместо этого встречает и великое зло — ядовитый соблазн родительских нравов. Соблазн же, как пожар, усиливается, далее и далее распространяется и поедает одушевленные храмы. Горе детям от этого соблазна; но сугубое горе родителям, которые, вместо полезного учения злым примером, как ядом, заражают юные сердца.

Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу не доступной для пороков.

Поэтому родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями церкви, так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым. Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.

Правда, Богу было бы легко обратить закоренелого порочного человека в честного и сделать иным. Однако по природе обыкновенно бывает так, что каким что-либо стало образовываться с самого начала, таким останется до конца и в старости приносит те же самые плоды, семена которых получило в молодости. С этим согласна известная пословица: «Занятия молодости — наслаждение старости».

Как от яблони соки в ветвях, так родительские качества переходят в детей (Григорий Сковорода).

Через горечь и разочарование в собственном ребенке родитель может раскрыть в себе эгоцентризм, о котором прежде и не подозревал.

Желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями.

Дети наши должны убедиться, что мы живем в атмосфере Священного Писания, что о нем мы беседуем в минуты нашего досуга с членами нашей семьи.

Напрасно будем мы стараться научить Слову Божию детей наших, если жизнь наша не управляется этим Словом.

Родители теряют величайшую привилегию воспитывать своих детей, если они не молятся в присутствии своих детей.

Многое в жизни забывается, но молитва родителей о своих детях никогда не изгладится в памяти детей. В трудные минуты жизни: в нужде, в болезни — они вспомнят молитву отца и матери и могут сами воззвать к Богу и в Нем найти спасение и смысл жизни.

Чего требуешь от детей, то делай сам.

Если ты ежедневно ищешь у Господа очищения путем покаяния и молитв, то ты ежедневно пребываешь в общении с Ним, а вместе с тобою и твои дети.

Если вы правильно воспитываете своих детей, чтобы они стали наследниками неба, тогда вы правильно воспитываете их и для земли.

Двояко учит, кто учит и живет благочестиво. Будь сначала сам тем, чем хочешь сделать другого.

Если хочешь воспитать других, воспитай сначала самого себя в Боге.

Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь? (Василий Великий)

Добрый пример бывает лучше всякого поучения. Не забывай этого, отец.

Дела говорят сильнее слов.

Показывай богопознание и богопочитание делами твоими, а не одними словами (Тихон Задонский).

Пример привлекает. Сколько детей навыкают от родителей гневу, зависти, несмотря на учение!

Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами (Григорий Богослов).

Учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение (Иоанн Златоуст).

Необходимо постоянно показывать детям хороший пример.

Поэтому в доме, где есть дети, нужна величайшая осторожность, чтобы не произошло чего-либо противного добродетели, но чтобы все соблюдали умеренность, опрятность, уважение друг ко другу, взаимное послушание, правдивость и прочее.

Пример жизни родителей без разумной любви к детям подобен свету луны, которая, хотя и светит, но не греет.

Пример же, соединенный с сердечной, искренней любовью в Духе Святом к детям, подобен свету солнца, которое и светит, и греет, и делает жизнь исполненной чистой и святой радости.

Будь сам тем, чем желаешь чтобы стали твои дети. Что запрещаешь детям, откажись от того сам.

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его (К.Д. Ушинский).

Будь примером для детей не только тогда, когда они видят или слышат тебя, но и в отсутствие их.

Умел ты детей своих родить — умей же и воспитать их как должно, чтобы достойно носить имя отца (Тихон Задонский).

Ты называешься отцом детей своих по плоти. Будь их отцом и по духу! (Тихон Задонский)

Чем послушнее ты будешь Господу, тем больше послушания будут оказывать тебе твои дети.

Что касается вежливости, то родители могут обучать ей детей настолько, насколько сами в состоянии быть вежливыми.

Трудно привести к добру нравоучением — легко примером (Сенека).

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом (А.С. Макаренко).

Радушию и благотворительности (по отношению к другим) в первые годы дети будут в состоянии научиться постепенно, если будут видеть, как родителями раздаются милостыни среди бедных.

Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей что замечают в них, то и делают, доброе будет или дурное, — что видят Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов, пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят наставить в добродетели, иначе ни в чем не преуспеют Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают слова. Слово всякого наставника, соединенное с жизнью, — достойное и сильное наставление, особенно наставление родителей.

Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы учил Он страху Своему и умудрил во спасение.

Кто детей лишает церкви, тот лишает их Бога и всякого счастья.

Качество терпения даже ребенок может отчасти приобрести, если не будет излишней изнеженности и чрезмерной снисходительности.

Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми.

Пока дети малы, у родителей от них вечно болит голова. А когда они вырастают, у родителей начинает болеть сердце (А. Ларин).

Нерадение о детях — больший из всех грехов. Он приводит к крайнему несчастью.

Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень несчастия.

Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих.

Небрегут о детях, если хотят только забавлять их, и забавляются ими особенно тогда, когда настает время более учить их, нежели забавлять (Димитрий Ростовский).

Наказание — мера к исправлению необходимая, только не единственная.

Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает.

Снисходительность, правда и любовь могут и должны соединяться вместе.

В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость — требуется разумность.

Родители, «не раздражайте детей ваших» (Еф. 6:4), а любите: на голос любви сердце везде откликается.

Не тот мудр, кто умеет наказывать, но тот, кто умеет предохранить от проступков.

Раны промывают вином, излечивают маслом. Так и в воспитании снисходительность должно смешивать со строгостью.

«За розгой должно лежать яблоко», — сказал один наблюдатель детской природы.

Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями.

Расточать для детей лишь ласки и угождения — значит вредить им. Красота цветов зависит от лучей солнечных, но, когда лучи знойны, цветы вянут на стебельках своих.

Многие родители имеют слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки; но после того, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». (Евр. 12:6). В этом деле христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми (Иоанн Златоуст).

От детей, которых боятся довести до слез даже после их проступков, часто сами родители впоследствии бывают вынуждены плакать.

Лучше, если дитя плачет от отца, а не отец от своего детища.

Огорчай своих детей так, чтобы они после обрадовали тебя (2 Кор. 2:2; 7:9).

Детям надобно прощать легкомыслие и невнимательность, а не злобу и лукавство.

Разумной похвалой и порицанием достигается многое не только у детей, но даже у взрослых.

Если эта первая ступень наказания окажется недейственной, тогда применяется и другая: наказать розгами, чтобы ребенок опомнился и более следил бы за своим поведением.

Совершенно правильно сказано: «Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей». Ибо должно исполняться Писание, которое утверждает, что розга и наказание приносят мудрость, а своевольный ребенок покрывает свою мать стыдом. (Пр. 29:15). Поэтому там же божественная мудрость поучает: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Пр. 29:17).

Если родители не повинуются этому совету, то получают от детей своих не наслаждение и покой, а позор, укоризну, огорчение и беспокойство. Разумно, конечно, сказал кто-то из мудрецов, что ребенок нуждается в розге, хотя бы казался ангелом.

Разве сам Илий не вел благочестивой жизни? Разве он не давал благочестивых увещаний своим сыновьям (1 Цар. 2:23)? Но так как он не прибегал к строгим наказаниям, то судьба его была печальна: своей слабостью он навлек на себя величайшую скорбь, на свой дом — Божий гнев, на весь свой род — истребление (2 Цар. 2:29).

Весьма верно доктор Гейлер (знаменитый страсбургский проповедник два века тому назад) такого рода родителей изобразил в следующей картине: дети рвут свои собственные волосы, режут себя ножами, а отец сидит с завязанными глазами.

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.П. Чехов).

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитывай его в строгости. Не думай, что слушание божественных Писаний будет для него делом излишним.

Карание в пылу гнева не карание, а месть (П. Бауст).

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор).

Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергаемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей.

Родители, не воспитывающие детей своих как должно, рождают их к временной жизни и к вечной смерти дверь им открывают.

Если твои дети худо живут, то это должно приносить тебе более скорби, нежели сколько принесла бы тебе смерть их.

Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них (У. Самнер).

Вину предков искупают потомки (Турции).

Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение (А.С. Макаренко).

Дети леноваты — родители виноваты (русская народная мудрость).

Наши предки имели обыкновение говорить, что праздность — душка сатаны.

Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора (Т. Фуллер).

Враг справедливости — стремление к обладанию чужими вещами.

Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не было бы ни судилищ, ни наказаний.

Нам нет извинения, если дети наши развращены.

Родители меньше всего прощают своим детям пороки, которые они сами им привили (Ф. Шиллер).

Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях. Заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием.

Как никто не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так нет оправдания родителям в грехах детей.

Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их (Симеон Новый Богослов).

Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет.

Родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывают их в благочестии (Иоанн Златоуст).

Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями (Фалес).

Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он — своего, а тот — своего. И как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках.

Блажен, кто воспитывает детей богоугодно (Ефрем Сирин).

Самое лучшее наследство, которое родители могут оставить своим детям, — это несколько минут христианского воспитания каждый день.

Хорошее воспитание — лучшее наследство. Помните об этом, родители!

Благословение отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушает до основания.

Счастлив отец, видящий детей своих более себя созревшими в дарованиях и украшенными добродетелями.

Если рождаемые тобою дети получают надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели — это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные дела, ты получишь великую награду и за их воспитание.

Я полагаю, что добродетель матерей проявляется на их детях, равно и грех их отцов.

Нет любви более прекрасной, чем любовь отца и матери; и эту любовь отца и матери нужно хранить, как зеницу ока.

На свете все сыщешь, кроме отца и матери»

Родительское благословение на воде не тонет и в огне не горит.

Все добрые чувства, вызываемые около колыбели и детства, составляют одну из тайн великого Провидения; уничтожьте вы эту освежающую росу — и вихрь эгоистических страстей, как огнем, высушит человеческое общество (А. Амиель).

Надо любить родителя, но предпочитать ему Спасителя (Лк. 9:59-60).

Оставляй сыну своему не богатство, но добрую память о тебе; не золото, но честное имя; не серебро, но науку; не пышный дом, но умение терпеть; не знатных, но добрых друзей.

Старайся приучить сына презирать славу настоящей жизни — он будет славнее и знаменитее.

Христос мой знает, что сердце мое так просто, что для меня нет никакой разницы в том, чтобы учить и учиться, давать указания и получать их, быть учителем ученых (если бы в чем-либо мне было позволено) и учеником учеников (если бы мог в чем-либо надеяться на успех).

Не будем заботиться о том, чтобы собрать богатство и оставить его детям, а будем учить их добродетели и просить им благословение у Бога. Вот это, именно это, есть величайшее неизреченное сокровище, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше плодов.

Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали ни за что!

Благочестивые дети — наибольшее утешение для благочестивых родителей, наилучшее украшение живых родителей и наилучший памятник умершим родителям.