Самовоспитание

«Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9).

«О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои» (Пс. 118:15).

«Как я люблю закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс. 118:97).

«Поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно» (Пс. 118:117).

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1:8).

«Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:13-15).

Самовоспитание — воспитание самого себя.

Всего труднее познать и исцелить самого себя, потому что вместе с человеком рождается самолюбие, и каждый, по пристрастию к самому себе, извращает истинный суд (Василий Великий).

Страсти искореняются и отгоняются непрестанным памятованием о Боге: это тот меч, который убивает их (Исаак Сирин).

Везде нужна молитва: без Бога мы и размышлять о Боге не можем как должно (Тихон Задонский).

Победа и умерщвление своих недобрых склонностей и похотей, как бы ни были они незначительны, достойны большей похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разгром сильных и хорошо вооруженных полчищ, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых (Никодим Святогорец).

Если усмотришь, что кто-то почитает ближнего выше себя, то знай, что он достиг уже великого совершенства. Ибо в том-то состоит совершенство, чтобы предпочитать себе ближнего. Достопамятные сказания.

До тех пор тяжело слепому, пока он не прозреет, до тех пор мучит человека болезнь, пока он не выздоровеет, до тех пор трудно учащемуся, пока не научится, когда же вполне научится, уже никаких затруднений не испытывает. Ибо что же за труд для хорошо видящего — видеть свет? Что за труд для познавшего себя, познавшего Бога — знать все сущее? Что за труд и подвиг для любящего — любить любимого? Никакого труда и подвига, но все радостно и желательно (Димитрий Ростовский).

Совершенствуй самого себя подобно тому, как земледелец возделывает ниву: как терние, уничтожь беззаконие; как ветвь дикой маслины, как дикое бесплодное дерево, истреби грех (Иоанн Златоуст).

Исторгнем из души своей гнев, порочные похоти, склонность к чувственным удовольствиям и роскоши, сребролюбие, навык к клятвам и клятвопреступлениям. Если мы будем тщательно возделывать самих себя, сначала исторгая терния, а потом насаждая небесное семя, то можем получить обещанные блага (Иоанн Златоуст).

Уяснив свои недостатки, станем мало-помалу исправлять их: определим для себя исправить в этом месяце один недостаток, в следующем — другой, потом — третий. Так и будем восходить, как по ступеням (Иоанн Златоуст).

Устремляй внимание не к угождению себе, но к суду Божию. Во всяком деле твоем имей Бога пред очами.

Стяжи ощущение того, что Бог взирает на каждое дело твое. Непозволительно размышлять втайне сердца о таких делах, которые стыдятся совершать перед людьми.

Чем сильнее возлюбишь ты труды или безжалостность к себе в подвигах, тем более скорую и полную победу одержишь над собою и над тем, что в тебе противодействует высокому добру, а вследствие этого преисполнишься всякой добродетелью и блаженством, и мир Божий водворится в тебе (Никодим Святогорец).