Самопознание

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

«Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17).

«Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Флп. 1:10).

Самопознание — познание самого себя, изучение самого себя, изучение своего нрава и своего сердца (В. Даль).

Познание себя и своей греховности — это начало спасения, поскольку познание своей беды приводит к исканию способа, чтобы избавиться от беды. Так сделал блудный сын, удалившийся от своего отца и голодающий, который, придя в себя, «сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! . Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15:17,20). Так грешный человек, размышляя о своем недостоинстве и благости Небесного Отца, которою наслаждаются все служащие Ему, приходит в себя и говорит: «Как многие у Бога получают милость истинным покаянием; я же лишаюсь ее по своей небрежности. Восстав, пойду я к Богу, возвращусь к Нему покаянием» (Тихон Задонский).

Признание своей греховности есть признак смирения (Тихон Задонский).

Знание самого себя бывает средством очищения грехов, происходящих от неведения (Григорий Нисский).

Предшествует чистоте зрения сознание своей нечистоты (епископ Игнатий).

Познание себя приводит к живому и обширному познанию Бога, приводит к верному и правильному управлению и распоряжению собою (епископ Игнатий).

Изменяемость наша учит нас самопознанию, учит прибегать непрестанно к помощи Божией (епископ Игнатий).

Первая побудительная причина к познанию, и причина самая действенная, возникает не со стороны, но из сердца человеческого; она так ко всякому близка, как близок человек сам себе. Нет нужды долго изыскать ее, достаточно только войти в самого себя — и в себе ты увидишь разогнутую книгу, в которой перстом Божиим написано: «Человек! Будь добродетелен, а в преступлении раскаивайся».

К испытанию же и познанию нашего сердца нас приводит крест, искушение и молитва. Чем более человек искушается, тем более познает себя; чем более познает, тем более просвещается; чем более просвещается, тем более исправляет себя.

Чем больше мы освещены естественным, то есть солнечным, светом, тем лучше видим и отличаем одну вещь от другой, например, белое от черного; так, чем больше мы просвещаемся вышеестественным светом, то есть благодатью Божией, тем лучше познаем состояние нашего сердца и отличаем добро от зла, добродетель от порока, истину от лжи, истинное учение от ложного и истинную веру от суеверия (Тихон Задонский).

В бедах познается наша немощь (Тихон Задонский).

Видение себя является в нищете духа, а не в самодовольстве и самонадеянности (епископ Игнатий).

Истинное безмолвие доставляет душе состояние, подобное чистым зеркальным водам: в них человек видит и свое состояние и, по мере преуспевания своего, состояние ближних (епископ Игнатий).

Всего чуднее познать самого себя. Не только глаз, рассматривающий внешнее, не видит себя, но даже и наш ум, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен к познанию собственных недостатков (Василий Великий).

Откуда же мы можем научиться истинному пониманию самих себя? Из этой священной книги, которую начертал Бог перстом Своим. Она открывает нам настоящий наш образ и подобие. Она не запрещает заботиться о пропитании, но прежде велит заботиться о просвещении мыслей и непорочности нравов. Она не запрещает иметь, но предписывает пределы, чтобы забота об имении не была бесконечной. Она не запрещает стремиться нам к чести, но определяет, как ее искать и на что употребить. Она не запрещает нам покоя, но того, который приходит после трудов и состоит в удовлетворении от того, что человек не бесполезен ни для себя, ни для других.

Убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианами, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами (епископ Игнатий).

Познания, доставляемые Словом Божиим, вернее познаний, доставляемых даже истинными и святыми видениями (епископ Игнатий).

Священное Писание подобно зеркалу: смотрясь в него внимательно и часто, душа может видеть все свои недостатки (епископ Игнатий).

Чтобы ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из своего сердца соблазн на ближнего, нужно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами (епископ Игнатий).

Тогда открывается нам, насколько мы слабы, насколько повреждены падением, когда начинаем понуждать себя к исполнению евангельских заповедей (епископ Игнатий).

Вся сила христианина — познать и признать свою нищету и скудость пред Богом (Тихон Задонский).

Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся видение своих согрешений и своей греховности, от чего усиливается умиление и обращается в плач (епископ Игнатий).

Чем более человек приближается к Богу, тем более грешным видит себя.

Когда познаешь себя, тогда сможешь познать и Бога и, как должно, обозреть мыслью творения (Нил Синайский).

Если человек достигнет того состояния, о котором апостол говорит: «Для чистых все чисто» (Тит. 1:15), то увидит себя худшим всей твари.

Брат спросил старца: «Как мне считать себя хуже убийц?» Старец отвечал: «Если человек достигает душевного устроения, указанного апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: «Он сделал этот грех однажды, а я убиваю себя и других грехами»».

Познавший себя приобретает страх Господень и, пребывая в нем, достигает врат любви (Иоанн Лествичник).

Человек тот, кто познал себя.

Поэтому древние первым признаком мудрости считали способность познать самого себя. Подобное этому написал и апостол: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». (1 Кор. 11:31).

Все мы больны и нуждаемся во Враче и исцелении, но не все познают и признают болезни свои. Начало же исцеления — познать свою болезнь (Тихон Задонский).

Не знать самих себя — крайнее безумие, хуже помешательства, последнее есть болезнь невольная, а первое — следствие развращенной воли (Иоанн Златоуст).

Ничто так не мешает человеку познать себя, как привязанность к житейскому, и наоборот, ничто так не побуждает его прилепиться к житейским делам, как неведение самого себя (Иоанн Златоуст).

Нужно много трудиться каждому, чтобы увидеть себя: нерадение, неверие и расслабление ослепляют очи сердца (Изречения безымянных старцев).

Осмотримся и проверим себя, истинные ли мы христиане, по увещеванию апостольскому: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы?» (2 Кор. 13:5). Без веры христианина быть не может. Считаем себя христианами — но имеем ли в себе истинное христианство? Ибо все внешнее без внутреннего — ничто, и внешние признаки без самой истины есть ложь и лицемерие. Все хвалимся верой — но творим ли дела, сообразные вере, как апостол говорит всякому: «Покажи мне веру твою без дел твоих» (Иак. 2:18). Называемся христианами во имя Христа — но распяли ли плоть со страстями и похотями, как подобает христианам, верующим в распятого Христа, как говорит апостол: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Чувствуем ли в себе духовное елея помазание (1 Ин. 2:27). Веруем Евангелию — но достойно ли Евангелию живем? Исповедуем и признаем Бога истинного — но угождаем ли Ему верой и чистой совестью, чего Он от нас требует? Слушаем святое Божие Слово — но внимаем ли ему и исправляем ли себя по закону? Причащаемся святых животворящих тайн Тела и Крови Христовых — но обновляемся ли мы от святого Причастия и возрастаем ли в нового духовного человека? Все это и прочее рассмотрим и осмотримся, как живем, как обращаемся, как мыслим, как говорим, как делаем, с каким сердцем пребываем перед всевидящим Богом, как друг с другом обходимся, — и так рассмотрев, исправим себя, чтобы не только по имени, но и по истине быть христианином (Тихон Задонский).

Недостаток хлеба учит искать хлеба, чтобы не умереть от голода; недостаток воды побуждает искать ее, чтобы не умереть от жажды; познанная болезнь побуждает искать лекаря; так и в христианстве: когда познаем скудость и нищету наших душ, будем искать блаженства.

Плохо быть христианину без молитвы, без любви, без смирения, без кротости и прочих христианских добродетелей и не иметь их: явная за этим следует беда. Надо искать их с прилежанием. Так познание бедствия побуждает человека искать своего блаженства.

Познай же, христианин, порочность, бедность, греховность, нищету и убожество твоего сердца — само это познание научит тебя молитве и христианским добродетелям (Тихон Задонский).

Желают люди много знать и казаться мудрыми; ты желай и старайся, прежде всего, познать самого себя: в этом христианская мудрость.

Желают люди знать, что делается там и там; ты желай и старайся узнать, что делается в душе твоей, в каком она состоянии: какие мысли, желания и начинания порождает, к чему она стремится — к вечному или временному, где она скрывает свое сокровище — на небе или на земле, к чему стремится — к Богу или к миру?

Самое необходимое знание: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21) (Тихон Задонский).

Есть тебе дело, душа моя, и, если угодно, дело немаловажное. Исследуй сама себя: что ты такое, куда тебе стремиться, откуда ты произошла и где должно оставаться; действительно ли жизнь та, какою ты живешь, или есть другая, кроме нее? (Григорий Богослов)

Познай себя и избегай того, что для тебя гибельно (Исайя).

Познай себя самого, из чего и каким ты сотворен, и этим достигнешь красоты Первообраза (Григорий Богослов).