Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 175402 Все тексты автора Пётр Шатров
Скупость
«При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).
Скупой — чрезмерно, до жадности бережливый, всячески избегающий расходов.
Скупой — скряжливый, неуместно и неумеренно бережливый (В. Даль).
Скупость — страсть, которая приходит с годами (Э. Тромон).
Скупость (скаредность, жадный глаз) является источником трех зол:
1. Она делает невозможной жизнь с самим собой.
Человек, который всегда завидует успеху других, который завидует чужому счастью и готов отнять его, который закрывает сердце свое для нужд других людей, достоин самого большого сожаления. В нем зреет горечь и чувство обиды, лишающие его ощущения счастья и разрушающие его чувство удовлетворения.
2. Она делает жизнь невозможной с другими людьми. Милосердие искупает многие грехи, а скупость делает многие добродетели бесполезными. Каким бы плохим ни был щедрый человек, его всегда кто-то любит, но каким бы хорошим ни был скряга и скупой, к нему все питают отвращение.
3. Скупость делает невозможной жизнь с Богом. Нет никого щедрее Бога. Не может быть дружбы между Богом, сердце Которого пылает любовью, и человеком, сердце которого сковала скупость.
Завистливое око искажает наше видение мира. Лишь великодушное око видит ясно, ибо оно видит так, как видит Бог.
Чем больше скупость, тем больше жестокость (молдавская народная мудрость).
Благо не рождается от зла, а богатство рождается от скупости, значит, богатство не благо (Сенека).
Богатство только тогда хорошо, когда из него делается хорошее употребление. Поскольку скупой не делает такого употребления, то богатство его не принесет ему пользы.
Иметь и ничего не давать в некоторых случаях хуже, чем воровать (М. Эбнер-Эшенбах).
Скупец живет бедным, чтобы умереть богатым (К. Гольвеций).
Бедный имеет много нужд, расточительный еще более, а скупой — во всем недостаток.
У скупого во всем недостаток. Он точно нищий, трясущийся от голода и холода. Прочие страсти состоят из наслаждений и удовлетворения, а страсть скупости — в лишении и нищете.
Скупой человек, каким бы богатством ни обладал, беднее всех, потому что жалеет для себя свое собственное, как будто бы ничего не имеет.
Человек, обладающий сокровищем и обладаемый скупостью, которая его связывает и как бы отнимает и уничтожает его сокровище, не беднее ли того нищего, который имеет силу и свободу располагать и пользоваться своим скудным имуществом?
Для скупого так же не существует то, что он имеет, как и то, чего он не имеет.
Скупой собирает только для того, чтобы собирать. Он не удовлетворяет своих потребностей, он отказывает себе в них.
Скупец не владеет своим богатством; это оно владеет им (Б. Берестенит).
Скупой собирает, а другие будут пользоваться собранным.
Скупой, доколе жив, ничего доброго не делает, а только то добро от него бывает, когда умирает: богатство его, бывшее до того времени узником, выходит на свет.
Скупого крайне веселит доброцветность золота, но он не рассчитывает, сколько вздохов бедного сопровождает его (Василий Великий).
Скупой знает чекан монеты и различает настоящую монету от поддельной, но вовсе не узнает брата в нужде (Василий Великий).
Когда скупой сам себе враг, то может ли быть для кого-либо добрым и полезным?
У скупого одни слова: «Нет у меня, не дам, потому что сам беден». Действительно, он беден и скуден всяким добром: беден он любовью, беден человеколюбием, беден верою в Бога, беден вечным упованием (Василий Великий).
Скупец не помнит о том, как быстротечно время и как коротка жизнь (Д. Дидро).