Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 172453 Все тексты автора Пётр Шатров
Следование за Христом
«Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин меня» (Мф. 10:38).
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).
«Иисус говорит ему [Петру]: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21:22).
Что значит «следовать Христу»? Быть в истинном покаянии, творить плоды покаяния и терпеть всякое страдание, какое бы ни случилось, ради любви Божией, взирая на Самого Христа как пострадавшего. Ибо воля Божия в том, чтобы мы творили добро и великодушно переносили все тяжести, преодолевая их безропотным терпением.
Что значит «последовать Христу»? Это значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела.
Следовать за Иисусом Христом — значит не только принять моральное и духовное учение, но и разделить Его участь.
Согласно апостолу Павлу, следовать за Христом значит сообразоваться с Ним в тайне Его смерти и воскресения. Это сообразование, к которому мы предопределены от вечности Богом (Рим. 8:29), начинается в крещении (Рим. 6:3) и должно углубляться подражанием (1 Кор. 11.1) и добровольным участием в страдании, в котором проявляется сила воскресения (2 Кор. 134).
Согласно апостолу Иоанну, следовать за Христом значит веровать в Него верою, основанной только на Его слове, верою, преодолевающей колебания человеческого разума (Ин 6:66-69); принять Его своим водителем (Ин. 8:12); войти в стадо овец, которых единый Пастырь собирает в Свое стадо (Ин. 10:1-16) (Словарь библ. богословия, с. 1044).
«Следовать за Христом» означает: любовь, праведность, служение.
Следовать за Христом — это значит поставить на первое место волю Христа и интересы Царства Небесного. Употребляя выражение апостола Павла, следовать за Христом значит «не советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16): личные интересы и соображения отложить в сторону, сделав волю Божию «компасом» своей жизни.
«Следовать за Христом» означает: взирать на Него, не сводить своего взора с Него.
Последовать за Христом — значит во всем всегда исполнять Его святую волю, не испытывая, почему одно разрешается, а другое запрещается.
«И вышед Иисус увидел множество людей и сжалился над ними и исцелил больных их» (Мф. 14:14). В этом евангельском сказании есть духовный смысл.
Последование народа за Иисусом из городов означает, что народ оставил свой прежний образ жизни и различные мнения. А выход Иисуса Христа из уединенного места к народу означает, что они не имели сил сами дойти до него, и потому Спаситель вышел им навстречу, подобно тому, как Отец вышел навстречу блудному сыну. Увидев множество людей, Он сжалился над ними и исцелил больных, чтобы полная вера получила вознаграждение (Блаженный Иероним).
Отречение от мира предшествует последованию за Христом Второе не совершается в душе, если не совершается в ней предварительно первое.
Идти за Христом — это не только быть очевидцем Его божественной славы; это значит — быть Его служителем.
Следование за Христом и служение Христу неразрывно связаны.
Последовать Христу — значит проводить земную жизнь единственно для неба, подобно тому, как проводил Свою земную жизнь Богочеловек.
Благоугодное терпение скорбей есть деятельное, живое сознание своей греховности. Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя. Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу
Облекаться в образ небесного человека, облекаться в образ Господа Иисуса Христа, всегда нести в теле мертвость Господа Иисуса Христа — значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние пребыванием в евангельских заповедях.
Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу.
Первейшей задачей нашего христианского призвания, следования за Христом и служения, является уподобление явленному Христом образу Божию.
Прежде Господь и Его святая воля, а потом мои интересы — вот условие следования за Христом.
Истинный раб Христа ищет истинного блага ближнему: колеблющегося он утверждает на пути добродетели, сомневающегося вразумляет, согрешившего увещевает и молится о прощении его согрешений.
Истинный последователь Христов милосерд и сострадателен ко всем, прощает согрешающих против него, готов разделить с нуждающимся братом своим все до последнего куска хлеба.
Христианин — тот, кто не оставляет без внимания пути Христова, но желает следовать по этому пути через страдания Христовы. Не желает идти другим путем, кроме того, по которому шел Сам Христос. Очевидно, что этот путь скорбный, но зато уже самый безопасный. На другом пути, может быть, есть утешения, но зато на нем много разбойников (Блаженный Августин).
Друг исследователя Давида Ливингстона однажды сказал: «Когда я увидел, как Ливингстон исполняет в жизни завет «Откажись от всего и следуй за Христом», тогда я стал христианином, несмотря на мои предрассудки».
Многие приступают к Господу — немногие решаются последовать Ему.
Кто верует во Христа, но еще держится корыстолюбия, гордится почестями, воспламеняется ненавистью, оскверняется нечистотой похоти, желает в мире счастья, тот не стремится следовать Христу, в Которого верует. Но если тот, кому Учитель указывает путь скорби, желает радости и наслаждений, тот идет другим путем (Григорий Двоеслов).
Все хотят быть со Христом прославленным и превознесенным Но мало кто хочет нести со Христом крест, поругание, уничижение, посмеяние и терпеть скорби Но Он говорит: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Ибо хотящему быть со Христом в Царствии и славе Его надо и в этом мире быть с Ним, смирением и терпением Ему последовать и так нести свой крест.
Для истинных последователей Христа Его чаша — чаша радостей.
Стремящиеся последовать Христу и быть сонаследниками Его должны ревностно подражать Его страданиям.
Христос предложил человеку путь покаяния, возрождения и духовного совершенствования, уподобляя себя Творцу.
Он оставил Свою жизнь как прообраз добродетели для всех желающих жить благочестиво, чтобы и другие, видя эти черты, запечатлевали в жизни своей похожий образ. Он Сам учил нас: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12:26), разумея не телесное последование за Ним, а по возможности полное подражание Его жизни (Василий Великий).
Царю своему Христу должны быть подобны и воины Его, истинные христиане. Смиряются ниже всех, но Бог их выше всех возносит (1 Ин. 4.4), странствуют по земле, но отечество их — небо; на земле обитают, но имеют жительство на небесах, откуда ожидают и Спасителя (Флп. 3:20). В рубищах ходят, но внутри покрываются царской багряницей. Человеческого наследия лишаются, но имеют Божие: «наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:17). На земле богатства не ищут и не имеют, но небесные сокровища отверзаются им.
Если Христос есть глава верных, то не соединенные с Ним верой и любовью не являются членами Тела Его. Не соединены же с Ним те, кто не подражает Его смирению, терпению, кротости и прочим божественным нравам (Тихон Задонский).
Если Христос ведет к небу, то непременно заблуждаются те, кто за Ним не следует (Тихон Задонский).
Если Христос — наш пастырь, то не Его овцы те, кто не слушает его голоса: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин 10 27) (Тихон Задонский).
Если Христос — учитель и наставник наш, не Его ученики те, кто не учится от Него смирению, терпению, кротости (Тихон Задонский).
Если Христос — свет, то ходят во тьме те, кто не идет за Ним, — непременно остаются во тьме те, кт > удаляется от света (Тихон Задонский).
Если Христос — истина, непременно прельщаются и заблуждаются те, кто не придерживается Его (Тихон Задонский).
Если Христос — жизнь, то мертвы те, кто отлучается и удаляется от Него, как сказано: «Вот удаляющие себя от Тебя гибнут» (Пс. 72:27) (Тихон Задонский).
Христово иго благо и бремя легко (Мф. 11:30). Его составляют: чистота, чуждая гнева, благость, кротость, духовная радость, воздержание от всех скорбей, любовь ко всем, святое рассуждение, непоколебимая вера, терпение скорбей, отчуждение от мира в сердце, желание разлучиться с телом и соединиться со Христом. Вот в чем заключается благое иго и легкое бремя, которое Христос заповедал нам возложить на себя и носить на плечах наших.
Ваша деятельность, люди, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным Человеком — Богом, принявшим на Себя образ человеческий.
Мы призваны не только подражать Христу, но больше того — быть духовно тождественными Ему.
Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то соблюдай заповеди Его… И приготовь сердце твое переносить благодушно уничижение, любить оскорбляющих тебя, смиряться пред всеми, обуздывать свои пожелания. Молчи языком и устами, не осуждай никого в сердце твоем.
Шествие во след Христа по пути земного странствования — это деятельность, всецело направленная по заповедям Его. Изучи Евангелие — и сможешь жизнью твоей последовать Христу.
Как хотящим выйти из Египта надо было следовать за Моисеем и как хотящим войти в обетованную землю израильтянам надо было следовать за Иисусом Навином, так и хотящим освободиться от служения диаволу и бедствий его и войти в небесное отечество надо следовать за Иисусом Христом. «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26), говорит Господь. Последуем за Христом сердцем!
Будем следовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земному (Григорий Богослов).