Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 175045 Все тексты автора Пётр Шатров
Смех
«Потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!» (Ек. 7:6).
«И при смехе иногда болит сердце, и концем радости бывает печаль» (Пр. 14:13).
«Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль» (Иак. 4:9).
«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение» (Еф. 5:4).
Смех — характерные прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими выдыхательными движениями при проявлении веселья, радости и удовольствия.
Смех — гласное проявление в человеке чувства веселости, взрыв веселого расположения духа (В. Даль).
Смех рождает бодрость (Л.Н. Толстой). Смех — здоровье души (армянская народная мудрость).
Смех — это солнце, он прогоняет зиму с человеческого лица (В. Гюго).
Как правило, о человеке можно судить по тому, над чем он смеется (У. Мизнер).
Смирение
«О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).
«Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3:12).
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15).
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Пр. 15:33).
«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Пр. 22:4).
«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает» (Пс. 33:19).
«Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).
«Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением» (Пс. 149:4).
Смирение — отсутствие гордости, высокомерия; сознание своего ничтожества, своей слабости; кротость, покорность.
Смирение — сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушения и унижения; скромность (В. Даль).
Смирение в библейском понимании есть, прежде всего, скромность, которая противопоставляется тщеславию.
Смирение есть необходимое условия совершенствования, смирение — это источник, из которого течет добро.
Смирение есть великая защита целомудрия
Смирение состоит в том, чтобы признавать себя грешником и не вменять себе в достоинство свои добрые дела.
Смирение есть самое верное ручательство добродетельному от падения. «Смирение, — говорит Макарий Великий, — никогда не падает».
Смирение — это приношение в жертву своих интересов ради блага других. Это бесчисленные уступки ради сохранения мира с нашими ближними.
Смирение есть непременная добродетель тварей; одному Богу прилично величие.
Смирение есть высота (Лк. 18:14); чем больше кто смиряется, тем выше тот возносится.
Смирение есть соль добродетелей. Как соль придает пище вкус, так смирение сообщает добродетелям совершенство. Без соли пища быстро повреждается; без смирения добродетель быстро растлевается гордостью, тщеславием, нетерпеливостью и погибает.
Смирение есть самый верный страж всех добродетелей (Василий Великий).
Смирение души есть оружие несокрушимое. Смирение есть один из признаков истинной мудрости. Смирение — это постоянная тишина и спокойствие в сердце.
Смирение есть отсутствие тревоги. Оно не раздражается, не досадует и не реагирует на то, что нам делают другие; оно спокойно и тогда, когда нас никто не хвалит или когда нас невинно осуждают и унижают.
Смирение — самое трудное дело в жизни христианина. Только готов он подумать, что достиг смирения, как Бог через какое-нибудь переживание показывает ему, что он еще не свободен от гордости.
Смирение — это выполнение заповеди Иисуса Христа; это приобретение чудесных свойств Его божественного характера и уподобление Ему, ибо Он кроток и смирен сердцем.
Смирение дышит ароматом наилучшего цвета в саду Божьего мира.
«Смирение — сокровище святых» — так называется одна книга. Имеешь ли ты это сокровище?
Смирение это путь к исполнению Духом Святым. Хочешь ли ты идти этим путем?
Народная мудрость говорит, что смирение — Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение.
Смирение — это не слабость, но духовная сила. В самом деле, для того, чтобы не ответить грубостью на грубость, нужно иметь большую силу.
Смирение есть основание всего, и все прочие добродетели служат как бы надстройкой на этом основании (Димитрий Ростовский).
Самая лучшая мера смирения — считать себя ниже всех. Смирение состоит в том, чтобы предпочитать себе ближнего. На божественной шкале ценностей смирение стоит очень высоко.
«Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). В одной этой фразе открылось все духовное величие Иоанна Крестителя.
Ларе Ольсен Скрефсурд, норвежец, одаренный чрезвычайными способностями к руководству миссионерской работой среди санталов, встретил восторженный прием в Европе и Америке — он сложил руки под столом и стал молиться: «Господи! Защити меня!»
Однажды Самуэль Брэнгл был представлен кому-то как великий доктор Брэнгл; в своем дневнике он записал: «Если я кажусь большим в их глазах, то Господь, по доброте Своей, помогает мне видеть, что без Него я — абсолютно ничто, и помогает мне оставаться перед самим собою маленьким. Он пользуется мной, но я так доволен тем, что Он пользуется мной и что это не я сам, кто делает работу. Топор не может похвалиться теми деревьями, которые он срубил. Без дровосека он ничего не мог бы сделать. Дровосек сделал топор, отточил его и пользовался им. В тот момент, когда он отбросит его, топор будет только ничтожным железом. О, никогда я не должен забывать этого!»
«Итак смиритесь под крепкую руку Божию» (1 Пет. 5:6). Более точным переводом этого текста было бы: «Дайте унизить себя во смирении».
Брат Массео устремил на Франциска серьезный взгляд и спросил:
— Почему тебя? почему тебя? — он повторял эти слова снова и снова, как будто насмехался над ним.
— Что ты хочешь этим сказать? — воскликнул наконец Франциск.
— Я говорю, что каждый следует за тобой, каждый хочет тебя видеть, слушать тебя, слушаться тебя и вместе с тем — ты и некрасив, и неучен, и не из благородной семьи Почему именно тебе хотят следовать все?
Когда Франциск услышал эти слова, он исполнился радости, поднял глаза к небу и пробыл долгое время в созерцании, преклонил колена и вознес хвалу Богу с восторженной силой Затем повернулся он к брату Массео и произнес:
— Ты хочешь знать это? Это происходит потому, что так было угодно Божьему оку. Он все время наблюдает за добрыми и безбожниками, и поскольку Его святые очи не нашли среди грешников никого ниже, никого недостойнее и грешнее, то поэтому Он избрал меня выполнить Его чудесную работу, которую Он взял на Себя. Он избрал меня, потому что не мог найти никого более недостойного, и Он хотел тем самым свести на нет благородство и возвышенность, силу и красоту, и мудрость этого мира.
Фридрих Криторф Отингер, самый выдающийся ученик Бенгельса, теолог, врач и ученый, пишет: «Я врач, батрачка, школьный слуга. Я пастух львов, медведей и некоторых овец. Я посещаю и тех, и других одинаково».
Самуэль Брэнгл, известный своим подлинным благочестием, подвергался едкой критике. Вместо того чтобы также реагировать на нее или прибегать к самооправданию, он отвечал: «Благодарю вас от всего сердца за ваше порицание. Думаю, что заслужил его. Может быть, вы помолитесь за меня, друг мой?»
В другой раз суровые и резкие нападки вызывала его духовная жизнь. Его ответом было: «Благодарю вас за критику моей жизни. Она привела меня к самоисследованию, к испытанию моего сердца и к молитве, которая все больше направляет к благочестию сердце мое и в полную зависимость от Иисуса Христа, и приводит меня к драгоценному общению с Ним».
Готовность признаться в возможности ошибочного суждения и подчиниться приговору своих братьев не уменьшает влияния руководителя, а увеличивает его. Представление о непогрешимости кончается потерей доверия.
Когда Роберт Мюррей Макшейн переживал благословенные времена в своем служении и приходил домой с работы, он преклонял колена и символически возлагал венец на голову Господа, Которому он принадлежал по праву И эта привычка помогала ему также избежать опасности самоуверенности.
Где атмосфера смирения, любви, служения — там незримо присутствует Господь.
Мудр тот, кто открыто признает свою духовную нужду и смиренным сердцем вопиет: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»
Чем ниже падает человек в своих собственных глазах, тем больше возвышается и прославляется благодать.
Если мы — христиане и желаем быть похожими на своего Учителя, нам нужно начинать с того, с чего Он начал — со смирения. Когда человек смиряется пред лицом Божиим и сознает свое ничтожество, тогда Бог делает человека новым творением.
Истинное смирение не замечает своих заслуг, не выставляет на вид своих исключительных духовных качеств. Лицо Моисея сияло, но сам Моисей не наблюдал и не замечал этого сияния.
Смириться под Его могучей рукой — вот единственное условие для того, чтобы начал действовать Бог.
Сколько ты велик, столько смиряйся, — и найдешь благодать у Господа.
Никогда мы не приближаемся к Богу так близко, как тогда, когда мы молимся Ему в духе Христова смирения.
Уметь смиряться — значит уметь подражать Иисусу Христу (Василий Великий).
Облеченный в смирение, Бог явился Человеком, и кто из человеков облечется в смирение, делается богоподобным.
Сделайся младенцем с Иисусом в смысле смирения и простоты — и ты будешь возрастать с Ним в премудрости (Лк. 2:40).
Если Сын Божий смирил Себя, то и мы должны уничижить себя, тем более что за гордость нашу смирил Он Себя.
Hi Христос, призываемый к царствованию, удалился от него, а званный на поругания и крестную смерть, добровольно согласился. Итак, человек, желающий уподобиться Христу, должен увеселяться больше поношениями, нежели славою.
Если душа укорит себя пред Богом, то Бог возлюбит ее.
Блаженны те очи, которых человек, по причине смиренномудрия, не дерзает возвести к Богу.
Если хочешь быть великим пред Богом, то будь низок в собственных глазах твоих.
Велик тот, кто чувствует свое ничтожество пред Богом (Н М. Карамзин)
Блажен, кто смиряет себя во всем, потому что будет он возвышен (Исаак Сирии).
Чем смиреннее, чем беднее и ничтожнее человек в своих глазах, тем выше и дороже он пред Богом.
Если будешь считать себя худшим, то Господь сочтет тебя лучшим (Димитрий Ростовский).
Кто себя почитает ниже всех и думает про себя, что он не достоин всех, тот более всех достоин воспринять большее (Фома Кемпийский).
Смиренное сердце уподобляется равнине. Как во время дождя все воды стекают с гор и собираются в равнинах, так и благодать Божия, изливающаяся на всех людей, любит собираться в глубине смиренного сердца.
Истинно велик, кто сам в себе мал и ни во что вменяет самый верх почести (Фома Кемпийский).
Прекрасны слова молитвы: «Приди и вселись в меня». В этих словах — все. Человек имеет все, что ему нужно, если Бог вселится в него. Для того же, чтобы Бог вселился в человека, делать нужно только одно: умалить себя, чтобы дать место Богу. Как только человек умалит себя, Бог тотчас же вселится в него. И потому для того, чтобы иметь все, что ему нужно, человеку надо, прежде всего, смириться.
Познает истину только смиренный сердцем. Смирение не возбуждает зависти. Деревья уносятся потоком — тростники остаются. Мудрец сказал: «Дитя мое, не печалься о том, что тебя не оценили, потому что никто не может отнять того, что ты сделал, или передать тебе то, чего ты не сделал. Разумный человек довольствуется тем уважением, которое заслуживает».
Господь употребляет того, кто почитает себя малым; потому что чем меньше занимаем места мы, тем больше места для Господа.
Быть «малым» в своих очах — это лишь начало духовной жизни; быть «еще меньшим» — это признак духовного роста; быть «ничем» — это полный возраст Христов.
Смиренное самосознание приближает нас к Богу, к познанию Его истины.
Образец смирения — Христос. Он отказался от славы небес, принял образ раба и стал посмешищем у грешников. В Его смирении мы видим пример для нас.
Святое смирение — то, по которому истинный ученик Христов почитает себя худшим всякого человека, и благодарит Господа за самую низкую долю, и сознает себя недостойным лучшего.
Если будешь считать себя худшим, то Господь сделает тебя лучшим.
Угождение ближнему не во вред, а на пользу ему — это значит проявлять смирение в словах и поступках, и если нужно сделать замечание, то произнесите его в духе кротости и любви, с желанием помочь человеку, а не оттолкнуть его.
Смиряй себя, если хочешь быть высоким; чем больше будешь смирять себя на земле, тем выше будешь на небе.
Путь смирения низок, но к высокому отечеству — небу — ведет. Если хочешь достигнуть этого отечества, этим путем иди (Тихон Задонский).
Без смирения никто не войдет в небесный чертог (Иоанн Лествичник).
Как корабль невозможно построить без металла, так невозможно спастись без смиренномудрия (Тихон Задонский).
Смирение от самой глубины греха может возвести на небо. Без смирения никто не может получить спасения.
Чем больше будешь смирять себя на земле, тем выше будешь в Царствии Небесном.
Если не будешь много думать о себе и пребывать в смирении, то найдешь покой везде, где бы ты ни был.
Истинное смирение считает себя достойным всякого уничижения. Велик тот, кто чувствует свое ничтожество перед Богом.
Чем с большим смирением мы склоняемся перед Господом, тем обильнее истекает на нас Его благословение. Вода течет быстрее на более крутых спусках.
Велик тот, кто видит самого себя маленьким. Тайна силы — в сознании своего бессилия.
Со смирением так будь дружен, что без него отнюдь не мысли, не говори и не твори ничего.
Люби смирение, которое любит Бог.
У людей почтенно богатство, а у Бога досточестна душа смиренная (Исаак Сирии).
Начало спасения — самоукорение и смирение (Евагрий).
Как строитель глубоко роет землю, где нужно положить первый камень, так христианин, который хочет созидать дело своего спасения на прочном основании, должен непременно основывать его на смирении.
Бог прощает тех только, кто сам не прощает себе.
Покаяние восстанавливает падшего; плач о грехе во врата небесные ударяет, а смирение их отверзает (Иоанн Златоуст).
Ничто не может сравниться с добродетелью и смирением — это есть мать, корень, пища, основание и связь всякого добра (Иоанн Златоуст).
Преуспевать в добродетели — значит преуспевать в смирении (Василий Великий).
Вспоминай о добродетели сильных — и смиряйся в добродетелях своих (Ефрем Сирии).
Творить всегда добро и мало о себе думать — признак смирения (Фома Кемпийский).
Блажен, кто проводит высокую жизнь, но имеет смиренный образ мыслей.
Исполнив добродетель, вспомни Сказавшего: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Мы своими собственными силами не можем совершить ни одного доброго дела, а потому если ты, уничтожив с помощью Божией свои страсти, станешь почитать себя лучшим, то ты будешь походить на казначея, который, получая казенные деньги, считал бы себя богачом.
Чему приписываете вы зрелые плоды, украшающие дерево? Не ветвям, на которых они держатся, но корню, от которого происходят. То же можно сказать и о добрых делах наших. Не Бог ли, даровавший нам бытие, сохраняющий наши силы и сообщающий благодать Свою, — не Бог ли действует в сердцах наших, направляя волю нашу к добру? И добро, творимое нами, не от Него ли единственно происходит? Человек, по словам апостола Павла, сам по себе и помыслить доброго не может (2 Кор. 3:5).
Если тебе кажется, что ты имеешь некоторые добродетели, но что ты имеешь, чего бы не получил? Не от Бога ли принял закон добра, свет ума, в котором ты увидел сей закон; чувство сердца, которым ты возлюбил его; свидетельство совести, которое не позволило тебе отречься от него или забыть его; силу воли, которою ты подвинулся в исполнении его; средства, которыми ты мог исполнить его? Отложи из присваиваемого тобою духовного богатства то, что принял ты от Бога, и осмотрись, останется ли у тебя что, кроме твоей наследственной нищеты.
Если имеешь что-нибудь хорошее, то оно не твое, но Божие; ты своего ничего не имеешь, кроме грехов; почему не имеешь причины и величаться тем, что в себе имеешь. Безумен и неверен тот слуга, который бы стал хвалиться богатством своего господина.
Взирай на дар свой, как на дар себе от Бога.
Там, где есть смирение, там и другие добродетели уживаются легко. Смиренным Бог дает благодать.
Добро жить, добро творить и добро мыслить — не жертва Богу, а долг человеческий пред Ним (схимонах Парфений).
И сделавши все, мы должны называть себя рабами, «ничего нестоящими» (Лк. 17:10).
Забвение добрых своих дел есть самое безопасное их хранилище (Иоанн Златоуст).
Свеча продолжает гореть, несмотря на то, есть ли тут люди или нет; так и верующие неослабно должны творить добро, вовсе не думая о том, смотрит ли кто или нет на их дело.
Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их меры (Исаак Сирии).
Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, — и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым (Исаак Сирии).
Считай всякого человека превосходнее себя (Воггоноф Великий). Возвеличенные Богом должны учиться и смирению у Бога.
Если человек стремится к Богу, то он никогда не может быть доволен собою.
Тот, кто лучше всего знает себя, тот менее всего себя и уважает.
Смиренных людей все любят. Мы все желаем быть любимыми; так ,как же не стараться быть смиренными?
Самоуверенность — свойство животного; смирение — человека.
Нет ничего сильнее смиренного человека, потому что смиренный человек отказывается от себя, дает место Богу.
Будь добродушен, почтителен, дружелюбен, озабочен выгодой других — и благо придет к тебе так же естественно, как воды изливаются на низины.
Для того чтобы научиться смирению, надо наедине с собой ловить себя на гордых мыслях.
Уметь смиряться — значит уметь подражать Иисусу Христу (Василий Великий).
Выслушивая упреки молча, мы подражаем Христу. Учись, не стыдясь, — учи, не скупясь (Василий Великий). Великая вера всегда соединяется с великим смирением.
Смирение хранит внутренний мир даже и тогда, когда все вокруг нас бушует и кипит.
Смирение проявляется в обходительности, предупредительности и самоотверженности.
Кроткие и смиренные люди всегда были и будут благословением для других и для самих себя.
Истинно велик тот, кто сам в себе мал и ни во что ставит самые великие почести.
Смиренный человек не превозносится ни своими знаниями, ни дарами, ни положением, ни богатством.
Величие человека в его смирении.
Кто не имеет смирения с глубоким самоунижением, тот не может рассуждать о величии Божием.
Без Христа в сердце вы никогда не будете иметь смирения, хотя и будете желать его.
Смиренный человек всегда наслаждается миром. Он не любит враждовать с другими людьми; он обиды переносит с кротостью, уступает нападающим — и, в конце концов, побеждает.
Смирение составляет нравственную основу религии и условие всякого совершенства (В.Ф. Марцинковский).
Человек смиренный имеет всегда святую недоверчивость к себе, скромен, боится похвал.
Смирение не превозносится тем, что имеет.
Смирение все отдает Богу: знает оно, что как всякое дерево из этого Источника проистекает, так в него же должно и возвращаться через признание наше.
Смирение с радостью принимает наказание Божие.
Смирение, со всеми своими дарованиями, ниже других себя считает
Смирение снисходительно, и немощам других сострадает, как собственным.
Смирение все за благо принимает, смирение всему послушно.
Смирение просто и бесхитростно: оно на все взирает младенческим жом и все принимает глубоким сердцем.
Истинно смирение, когда мы не высокомудрствуем ни о себе, ни о твоих делах.
Пустой колос тянется высоко, а полный склоняется низко. Плодоносные ветви склоняются до земли и нуждаются в подпорках.
Для пения жаворонок поднимается выше всех птиц, а свое гнездо вьет на земле.
Пароход, чем больше и полнее нагружен, тем ниже, и меньше виден поверхностью воды.
Великие светила движутся бесшумно.
Христос установил примером Своей жизни, что благодатная для души человеческой власть может быть достигнута только путем глубочайшей любви и беспредельного христианского смирения.
Когда мы малы в глазах наших, тогда-то и опирается в действительности сердце наше на Бога.
Роберт Мориссон писал из Китая: «Я считаю, что большая ошибка наших миссий заключается в том, что никто не хочет быть вторым».
Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.
Желаешь ли познать себя — к поступкам других присмотрись; других ли хочешь познать — ты в сердце свое загляни.
Лучше мало иметь знания и разумения со смирением, нежели обладать сокровищами знания с гордостью.
Я — ребенок на морском берегу: подбираю здесь камешек, там — раковинку, но великий океан истины все еще расстилается предо мною (Исаак Ньютон).
Я не знаю и миллионной доли одного процента обо всем (Томас Эдисон).
Надо много учиться, чтобы осознать, что мало знаешь.
Стезя смиренного и благочестивого христианина одинаково удалена от суеверия, с одной стороны, и от неверия, с другой стороны.
Самые слабые воздыхания сердца сокрушенного и смиренного дороги в очах Его, но Ему ненавистно религиозное тщеславие.
Не упускай случая побороть свою гордость, где Дух Божий побуждает тебя смириться перед Ним и людьми, ибо смиренному Бог открывает Свои милости.
Мы должны вступить в школу смирения: ничто нас так не уподобляет характеру Христа, как смирение.
Истинное смирение переносит оскорбление, прощает оскорбителя, воздает добром за причиненное оскорбление.
Истинное смирение на дерзкий вопрос дает кроткий ответ.
Кто не изменяется, тот не совершенствуется; кто никогда не уступает, тот никогда ничего не приобретет.
Только смирение способно предохранить нас от духовной гордости и самообольщения.
Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным.
Для нашего смирения очень полезно, когда других предпочитают нам.
Истинное смирение не может довести до отчаяния.
Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься (Макарий Великий).
Помяни Христа обнаженного и облекаемого в одежду поругания — и для тебя не желательна будет изящная одежда.
Смирение всегда сопровождает благочестивых: если постигает их несчастие, они говорят: «Так и должно быть»; если счастье, — они признаются, что недостойны его.
Старайся так жить, чтобы быть примером для других, но не употребляй со своей стороны усилий выставлять как бы на показ свои добрые деяния, и тем более — не перед взором человеческим совершай их.
Смирение и терпение победоноснее, нежели укор, хотя, может быть, и на справедливости основанный.
Будь овцою — и победишь волков. Видя твое смирение и враг смирится.
Смирением можно научить и других смирению; гордостью нельзя смирить гордых.
Смирение так же важно для благочестия, как корень для растения, Которое тотчас теряет свою красоту, свежесть и жизнь, коль скоро го корень мертв.
Что соль без всякой пищи, то смирение без всякой добродетели Исаак Сирии).
Что все наши добродетели без смирения? Не более как пыль, уносимая первым дуновением гордости.
Не столько грешнику, сколько добродетельному нужно заботиться смирении.
Почему дерево чем выше растет, тем глубже пускает свои корни в землю? Оно, возносясь, смиряется, а, смиряясь, возвышается. Так
Должно поступать и тебе, христианин! Если ты возвышаешься преимуществами умственными или нравственными, естественными или благодатными, внешними или внутренними, — всегда и везде тем более смиряй себя. Без глубоких корней смирения ты никогда не будешь безопасен от падения.
Радуйся добродетели, когда поступаешь добродетельно, но не превозносись ею, чтобы не случилось крушений в пристани (Нил Синайский).
Превозносись верою и святостью своею, но до последнего вздоха пребывай в святости и смирении.
Пока жив, смиряйся; не верь себе, доколе не минуешь всех испытаний.
Что имеешь в жизни духовной, есть дар благодати Божией. Наша собственность есть только ничтожество, по выражению Блаженного Августина, и, что хуже ничтожества, — грех.
Имеющий смирение смиряет гордых, а не имеющий смирения смеивается ими.
Не будет тебе вреда, если ниже людей себя поставишь, но вред большой, когда хотя перед одним человеком возносишь себя (Фома Кемпийский)
Хочешь ли быть великим! Будь меньше всех (Мк 9 35)
Хочешь ли пользоваться первенством! Уступи его прежде другим (Иоанн Златоуст)
Если смирение возвышает человека простого и неученого, то, рассуди, какую честь доставляет великим и почтенным (Исаак Сирии)
Не думай, чтобы ты хотя мало вперед подвинулся нравственно, пока не почувствуешь себя ниже всех (Фома Кемпийский)
Есть пробный камень для золота и серебра, есть пробный камень и для смирения Камень, которым испытывается смирение, есть примирение с теми, которые нас обидели или которых мы обидели
Не всякий безмолвный смиренномудрей, но всякий смиренномудрый — безмолвен (Исаак Сирии)
Если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе «Я — кто?» И не осуждай никого
Уничижение есть то место, в котором обретается спокойствие
Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях
Смиренный не помнит зла, причиненного ему другими, и не осуждает человека, имеющего недостатки, но старается помочь ему избавиться от пороков
Кто помнит о грехах своих, тот достигает смирения
Боголюбивый слушатель всегда пользу получает Если его хвалят за добрые дела, то делается ревностнее к ним, а если обличают в злых делах, то понуждается к покаянию (Марк Подвижник)
Если видишь, что человек на земле достоин великого достоинства, не дивись сему, но дивись тому, кто возненавидит земную славу (Ефрем Сирии)
Меня осуждают, мне неприятно, тяжело Как избавиться от этого неприятного чувства’ Прежде всего, смирением Когда знаешь свою слабость, не будешь сердиться за то, что другие указывают на нее Это нелюбезно с их стороны, но они правы
Остерегайтесь мысли, что вы лучше других и что у вас есть такие добродетели, каких нет у других. Какие бы ни были у вас добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других людей
Ничто быстрее не исправляло бы нас от наших недостатков, как если бы мы были в силах видеть в других самих себя Увидев ясно на других наши недостатки, мы возненавидели бы недостатки наши, как они того и стоят
Человек без смирения всегда осуждает других, он только видит ошибки людей, его же собственные страсти и пороки все более и более разрастаются
Слабейшее в мире побеждает сильнейшее, низкий и смиренный побеждает высокого и гордого Только немногие в мире понимают силу смирения
Смирение — странная вещь в тот момент, когда вы почувствовали, что имеете смирение, вы потеряли его
Бога можно просить о смирении, а не благодарить, точно мы его уже имеем
Всегда есть много ищущих первого места на званных вечерях, но как мало тех, кто готов взять «полотенце смирения», чтобы «умыть ноги святым»
Всегда дорожи низшим местом и желай лучше повиноваться, чем приказывать
Хорошо было бы, если бы мы проявили особую осторожность и особое внимание как раз тогда, когда жизнь подняла нас высоко, ибо именно тогда нам больше всего грозит опасность падения
Оценивай себя только осуждением себя
Представляй себя худшим всех перед Богом, самым грешным из людей. И увидишь, будет ли тогда место ссорам и распрям
Смиренный равнодушно переносит победу над собой, а слишком надменный ничему не уступает
Как гордыня есть, по преимуществу, недуг нашего духа, грех ума, так и смирение есть благое, блаженное состояние духа, есть, по преимуществу, добродетель ума
Чтобы занять высокое положение среди друзей, верующий должен сперва занять низкое место пред Богом
Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Бога
Где нет света, там темно и мрачно. Где нет смирения, там добрые дела ничтожны.
Кто почитает себя недостойнее всех, тот более всех достоин.
Недовольство собою должно побуждать нас к работе над самим собою.
Тот, кто оскорблен и может спокойно перенести оскорбление и не возвращает его, — тот одержал великую победу в деле жизни.
Смирение ставит человека на «твердую ногу», стоя на которой, он может совершать предназначенное ему дело. Чем больше он поднимается, тем положение его ненадежнее.
Не ищи никакого покровительства, никакого сожаления; постарайся заслужить дружеское отношение, но не труби его.
Только тот, кто знает все свои слабости, может быть справедлив к слабостям ближнего.
Чтобы подняться духовно, надо научиться наклоняться и умывать ноги ближнему.
Слово «смирение» образовано от слова «мир». Смирение всегда ведет к миру. В этом его драгоценное свойство. Большинство христиан все еще не постигли красоты и силы смирения. Люди мало пользуется смирением для достижения мира в семьях, мира с нашими ближними.
Представим себе, что остается много того, что мы должны были сделать, а между тем не сделали (Лк. 17:10), и тогда все наши мнимые заслуги в собственных же наших глазах явятся ничтожными.
Помышляй всегда не о том, что имеешь, но чего недостает тебе; ты больше должен сожалеть о тех добродетелях, которые не имеешь, нежели хвастаться теми, которые в тебе находятся.
Не тот мудр, кто мечтает, что имеет мудрость; но тот мудр, кто познал свое незнание и исцелился от мечтания.
Кто доволен собой, тот всегда не доволен другими. Кто всегда не доволен собою, тот всегда доволен другими.
«Ибо, когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» (1 Кор. 3:4-5). В этих словах величие и смирение Павла. Быть только служителем и хотеть оставаться им — полная противоположность человеческой природе. Это уже характер Того, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Какой пустой остается жизнь христианина, если этого нет в его служении!
Тот, кто смотрит на свои собственные недостатки, не успевает примечать недостатки в ближнем.
Честолюбие, уязвленное самолюбие — враги бессилия.
Воспоминание прежних грехов есть хорошая узда усмирить и уцеломудрить нас (Иоанн Златоуст).
Не совсем забывай, кем ты был, и не совсем помни, кто ты теперь.
Смирение исчезает в нас в то самое время, когда мы в тайне своего сердца с удовлетворением думаем, что в нас нет гордости.
Гордости не доступна Божия благодать, а от смирения она не отступает.
Гордость всегда несчастна, а смирение всегда благополучно и безопасно.
Гордость не приемлет благодати, потому что наполнена собою; смирение легко приемлет благодать, потому что упразднено как от себя, так и от всякой твари.
Кто сознает в себе много добрых дел, и не будет думать, что он последний из всех, тот не получит никакой пользы от всех своих добрых дел (Иоанн Златоуст).
Как там, где нет света, все темно и мрачно; так, когда нет смирения, все наши дела и предприятия, которыми думаем угодить Богу, суетны и ничтожны.
Как вода не держится на вершинах, так и доброта и мудрость не бывают у гордых. И то, и другое ищут низкого места.
Люди самые приятные — это праведники, которые считают себя грешниками. А самые неприятные — это грешники, которые считают себя праведниками (Б. Паскаль).
Думать, что мы смиренны, и не иметь твердости духа примириться с обидевшими или с обиженными, — значит обманываться, значит приписывать себе смирение, которого мы не имеем.
Не тот имеет смирение, кто осуждает сам себя; но тот, кто будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви (Иоанн Лествичник).
Мы думаем о себе, что мы смиренны, пока нас не трогают, — это не смирение; вот смирение истинное; когда уничижают, оскорбляют, тут себе и говори «Стою этого за грехи мои» (Адриан Югорский)
Не плати ругательством тем, которые ругаются над тобою.
На нерассудительные поступки не должно отвечать другими нерассудительными
Если будешь отвечать укоризною на укоризну, то возгнетешь огонь (Иоанн Златоуст).
Грубость и брань, в ответ на грубость, только раздражают грубого.
Как огонь тушат не огнем, а водой, так зло побеждают не злом, а добром; не ненавистью, а любовью.
Истинное смирение огорчаться и гневаться от укорения не может, потому что считает себя достойным всякого уничижения (Тихон Задонский).
Если хочешь стяжать истинное смирение, то приучайся мужественно претерпевать наносимые оскорбления от других.
Совершенство смирения состоит в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (Исаак Сирии).
Смиренные снисходительны к слабостям других, потому что чувствуют свои собственные.
Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным (Иоанн Златоуст).
Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию (Иоанн Златоуст).
Смиренномудрие — риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем (Исаак Сирии).
Господь наш Иисус Христос, Бог непостижимый и неизреченный, в продолжение всей Своей жизни во плоти был облечен в смирение. Так что святое смирение праведно должно именоваться и божественной добродетелью, и Владычней заповедью… (Филофей Синайский)
Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию (епископ Игнатий).
Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу (епископ Игнатий).
Истинное смиренномудрие — характер евангельский, нрав евангельский, образ мыслей евангельский (епископ Игнатий).
«Если кто хочет идти за Мною, — возвещает святое Смирение, — отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16.24) Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он, Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных, избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святой любовью (епископ Игнатий).
Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, следующие. Считать себя самым грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело. Никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всегда всех хвалить и прославлять. Никого никогда не осуждать, не уничижать, ни на кого не клеветать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить. Когда же спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо, спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом. Ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить — ни о вере, ни о чем другом, но если говорит кто хорошо, сказать ему: «Да», а если плохо, отвечать: «Сам знаешь». Быть в подчинении и гнушаться своей волей как чем-то пагубным. Смотреть всегда в землю, иметь перед глазами свою смерть. Никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему. С радостью переносить обиды, уничижения и утраты. Ненавидеть покой и любить труд. Не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их, потому что здесь еще начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог является в нем, и делается он наследником Небесного Царства (Ефрем Сирии).
Кто больше пред Господом? Тот, кто смиряет себя перед братом своим в страхе Божием (Ефрем Сирии).
Смиренный не устанавливает собственной воли… но повинуется истине (Ефрем Сирии).
Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими (Ефрем Сирии).
Смирен тот, кто делами проповедует добродетель (Ефрем Сирии).
Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло (Ефрем Сирии).
Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства (Ефрем Сирии).
Смиренный не знает ни досады, ни лукавства, но с простотой и непорочностью служит Господу в святыне, в мире и в радости духовной (Ефрем Сирии).
Трудись под игом смирения, и труд твой будет угоден Богу (Ефрем Сирии).
Смиряй душу свою до праха, чтобы прах твой воскрес и восстал (Ефрем Сирии).
Человек всегда нуждается в смиренномудрии и страхе Божием, как в дыхании.
На вопрос, в чем заключается смирение, старец отвечал: «В том, чтобы простить брату, согрешившему против тебя, прежде чем он попросит прощения» (Изречения безымянных старцев).
Брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло». Брат возразил: «Если человек не достиг такой меры, что ему делать?» Старец сказал: «Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание» (Изречения безымянных старцев).
Лучше поражение со смирением, чем победа с гордостью (Изречения безымянных старцев).
Истинное преуспеяние души состоит в том, чтобы ежедневно делаться покорнее Богу и говорить себе: «Каждый человек лучше меня». Без этой мысли, если кто и чудеса творит, и воскрешает мертвых, отстоит далеко от Бога (Повести из жизни старцев).
Кто чужд всякого надмения, ничем человеческим не гордится, тот и сердцем сокрушен, и духом смирен (Василий Великий).
Тот велик перед Богом, кто смиренно уступает ближнему и, не стыдясь, принимает на себя даже обвинения несправедливые, чтобы этим даровать Церкви Божией великую выгоду — мир (Василий Великий).
Смиренномудрие есть великая высота, честь и достоинство (Макарий Египетский).
Смирение состоит в том, что человек считает себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом.
Смирен тот, кто хранит молчание, кто считает себя за ничто, не склонен к спорам, повинуется всем .. Кто тщательно размышляет о смерти, хранит себя от лжи, удаляется от праздных и неполезных [бесед, не противоречит старшим .. Кто не настаивает на своем мнении, кто переносит оскорбления, ненавидит покой, охотно несет :труды и никого не прогневляет.
Не обращайся с одним смиренно, а с другим дерзко; сохраняй смирение со всяким, друг ли он твой или враг, знатный или ничтожный человек, — в этом состоит смирение (Иоанн Кассиан Римлянин).
Возлюби смирение во всех делах своих, чтобы избавиться от неприметных сетей, какие всегда находятся вне пути смиренномудрых (Исаак Сирии).
Как душа непознаваема и невидима, так и смиренномудрый не познается среди людей (Исаак Сирии).
Истинно смиренномудр тот, кто имеет нечто сокровенное, что достойно гордости, но не гордится и в мысли своей вменяет это в прах (Исаак Сирии).
Одна добродетель смиренномудрия такова, что бесы не могут [Подражать ей (Иоанн Лествичник).
Священная двоица — любовь и смирение; первая возносит, а последняя поддерживает вознесенных и не дает им упасть (Иоанн Лествичник).
Признак глубочайшего смирения — когда человек, ради уничижения, в некоторый случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет (Иоанн Лествичник).
Поистине нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его. Если со смиренным случится что-либо скорбное, он тотчас извращается к себе, тотчас осуждает себя, считая себя достойным этого, и не станет никого укорять, не будет возлагать вину на другого и, таким образом, перенесет случившееся без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому он и сам не гневается и никого не прогневляет.
Есть два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы считать врага своего разумнее себя и во всем превосходнее, одним словом, считать себя ниже всех. Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги — это совершенное смирение святых. Оно явственно рождается в душе от исполнения заповедей.
Так ветви, когда на них много плодов, плодами же склоняются вниз, а ветвь, на которой нет плодов, поднимается вверх и растет прямо.
Есть некоторые деревья, которые не дают плода, пока их ветки растут вверх, если же подвесить камень к ветке и нагнуть ее, тогда она даст плод. Так и душа когда смиряется, приносит плод, и чем более приносит плода, тем более смиряется. Так и святые: чем более приближаются к Богу, тем более грешными себя видят.
Постараемся же все приобрести смирение — несказанную красоту наших душ (Симеон Новый Богослов).
Христианский подвиг состоит в смирении (Тихон Задонский).
Смирение присуще духовной мудрости (Тихон Задонский).
Кто больше познает Бога, тот более смиряется (Тихон Задонский).
Нужно без ропота и охотно терпеть всякое презрение и бесчестие: смирения без терпения быть не может, и где истинное терпение, там и смирение. Ибо кто не терпит презрения, тот любит почитание и похвалу, что есть знак гордости. Добровольно и усердно повиноваться и слушать не только высших, но и равных и меньших в их нуждах и требованиях; смирение ко всем склоняется, как и любовь (Тихон Задонский).
Смиренное сердце избегает всякого сана, чести и славы; и если ему необходимо быть в чести и сане, приемлет это с крайним нежеланием и ради послушания, ибо видит свое невежество и недостоинство (Тихон Задонский).
Смиренный сердцем высшим оказывает послушание, равных и низших себя не презирает, но со всеми обходится как с братьями, даже если и более достоин чести и большие имеет дарования, чем они. Ибо смотрит не на дарования, но на нищету свою и познает, что дарования не его, но чужие, он — только вместилище, а не господин их, а нищета и ничтожество — его собственные, как и у всех людей. Ибо всякий человек сам по себе беден и грешен (Тихон Задонский).
Духовное место, на котором только и заповедано приносить духовные жертвы, — смирение (епископ Игнатий).
Истинное смирение — божественное таинство: оно недоступно для постижения человеческого. Будучи высочайшей премудростью, оно представляется безумием для плотского разума (епископ Игнатий).
Смирение не видит себя смиренным. Напротив, оно видит в себе множество гордости… (епископ Игнатий)
Смирение — небесная жизнь на земле (епископ Игнатий). Смиренный предает себя всецело воле Божией (епископ Игнатий).
Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве, следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе (епископ Игнатий).
Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя… но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви (Иоанн Лествичник).
Если скажет брат: «Окажите любовь, научите меня этому делу, я не знаю его», то знающий не должен отговариваться незнанием. Такое смирение не благоугодно Богу.
Ничто так не враждебно смирению Христову, как смиренномудрие своевольное, отвергшее иго послушания Христу… служащее сатане (епископ Игнатий).
Может быть и произвольное смиренномудрие: его сочиняет для себя душа тщеславная… обольщенная… обманутая лжеучением… льстящая самой себе… ищущая лести от мира, всецело устремившаяся к земному преуспеянию, забывшая о вечности, о Боге (епископ Игнатий).
Ложное смирение видит себя смиренным; смешно и жалостно решается этим обманчивым, душепагубным зрелищем (епископ Игнатий).
Признак смиренномудрия — обеими руками удовлетворять потребность брата так, как бы сам ты принимал помощь (Ефрем Сирии).
Смиренный не упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на дело (Ефрем Сирии).
Если нам заповедано полагать душу друг за друга, то тем более мы обязаны оказывать друг другу послушание и покорность, чтобы стать подражателями Господу (Ефрем Сирии).
Смиренномудрие — когда кто служит другим для угождения Богу и унижает себя, чтобы совершить что-либо великое и достойное похвалы (Иоанн Златоуст).
Нет смирения в том, что грешник считает себя грешником. Оно в том, чтобы, сознавая в себе многое и великое, не воображать о себе ничего великого (Ефрем Сирии).
Вот смиренномудрие — быть высоким по заслугам и унижать себя в уме (Ефрем Сирии).
Когда кто-нибудь, имея право думать о себе высоко, думает смиренно, он смиренномудр. Если же кто, не имея такого права, думает смиренно, тот еще не смиренномудр (Иоанн Златоуст).
Старец сказал: «Больше желаю учиться, нежели учить». Не начинай учить преждевременно, иначе на всю жизнь останешься недостаточным по разуму (Изречения безымянных старцев).
Водимый смирением чем более богатеет добродетелями и духовными дарованиями, тем делается скуднее, ничтожнее перед собственным взором (епископ Игнатий).
Если перед братьями своими окажешься чистым, как золото, и тогда считай себя сосудом непотребным и избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям (Ефрем Сирии).
Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока (Ефрем Сирии).
Смиренному, если и согрешит, легко перенести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным (Ефрем Сирии).
Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и множество трудов своих (Ефрем Сирии).
Хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием или другой какой-либо добродетелью, все это без смирения разрушается и гибнет (Иоанн Златоуст).
Как гордость — источник всякого нечестия, так смирение — начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает (заповеди) со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из душ слушающих Его (Иоанн Златоуст).
Молитва смиренного преклоняет Бога, а молитва гордого оскорбляет Его (Нил Синайский).
В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных — небесные видения (Иоанн Лествичник).
Два главнейших дела есть в настоящей жизни: одно — величайшее добро, а другое — величайшее зло. Первое, как верховное благо, возводит человека на небеса, а другое, как крайнее зло, низводит его в преисподнюю. Первое — истина, а второе — ложь; первое — великое успокоение, второе — безмерная скорбь. Первое — верх разумности, второе — край безумия. Первое родственно и свойственно человеку, второе враждебно и чуждо. Первое — вся прямота, второе — вся искривленность. Первое — радость и веселие, второе — печаль и томление. Какие же это дела? Смирение и гордость (Симеон Новый Богослов).
Как гордость есть вообще причина прелести, так смирение — добродетель, прямо противоположная гордости, — служит верным предостережением и предохранением от прелести (епископ Игнатий).
Не оправдывающий себя руководствуется смиренномудрием, а оправдывающий — высокомудрием (епископ Игнатий).
В противоположность тщеславию, которое разносит помыслы человека по вселенной, смирение сосредоточивает их в душе… приводит к многоплодному и глубокому самопознанию, к мысленному безмолвию… (епископ Игнатий)
Как гордыня есть по преимуществу недуг нашего духа, грех ума, так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть по преимуществу добродетель ума (епископ Игнатий).
Видение гордых есть ужасная слепота, а неведение смиренных есть способность к видению Истины (епископ Игнатий).
Умственные занятия способны отвлекать человека от смирения и Бога, привлекать к самомнению и поклонению своему «я» (епископ Игнатий).
Блаженны добровольно унижающие себя, потому что будут возвышены на небе (Ефрем Сирии).
Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие, оно доставляло победу и древним, и новым. Препояшьтесь же этим оружием, ученики Христовы, потому что им приобретете победу и сделаетесь наследниками Царствия… Смирение — путь к Царствию. Это — дверь небесная, это — лестница, по которой человек восходит на небо. Им Бог снизошел с высоты до обители земнородных, им потомки Адама восходят из глубины до горних обителей. Им приобретается всякое благо, им преодолевается всякая напасть (Ефрем Сирии).
Смирение наделяет непорочных благословениями и делает их наследниками светлого чертога в Небесном Царствии (Ефрем Сирии).
Смирение — путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему (Ефрем Сирии).
Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего (Ефрем Сирии).
Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, смирение и кротость возносят человека с земли на небо (Антоний Великий).
Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие.
Не надейся на крепость свою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе.
Врата Божий — смирение. Отцы наши после многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий.
Земля, на которой Господь заповедал приносить Ему жертвы, есть смиренномудрие (Пимен Великий).
Если кто будет смиряться, то блистательно и величественно будет вознесен, потому что Бог собственной силой возвышает смиренного (Василий Великий).
Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать (Макарий Египетский).
Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище — Господь (Исаак Сирии).
Кто уничижает и умаляет самого себя, того преумудрит Господь (Исаак Сирии).
Смирение преображает душу божественными созерцаниями (Исаак Сирии).
Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и украшает душу целомудрием (Исаак Сирии).
У людей почтенно богатство, а у Бога достойна чести душа смиренная (Исаак Сирии).
Где прорастает смирение, там источается слава Божия (Исаак Сирии).
Смирение — самый удобный путь к богообщению (Тихон Задонский).
Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения (епископ Игнатий).
Смирение есть евангельская добродетель, соединяющая силы человека воедино миром Христовым, превысшая человеческого постижения (епископ Игнатий).
Смирение есть неизъяснимая благодать Божия, непостижимо постигаемая одним духовным ощущением души (епископ Игнатий).
Начало смирения — нищета духа; середина преуспеяния в нем — превысший всякого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство — любовь Христова (епископ Игнатий).
Душа, богатая евангельскими добродетелями, глубже и глубже погружается в смирение, и в глубинах этого моря находит драгоценные перлы — дары Духа (епископ Игнатий).
Мы должны смириться извне и внутри себя, чтобы сделаться причастниками славы Христовой в этом и в будущем веке (епископ Игнатий).
Все сокровища заключены в смирении. Все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь; потому что в смирение есть все (Ефрем Сирии).
Любишь ты чистоту? смирением приобретешь чистое сердце; жаждешь ли святости? оно сделает тебя святым; желаешь ли стать совершенным? оно — путь совершенных (Ефрем Сирии).
Господь наш верхом всех добродетелей называет любовь, но кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретается как любовь, так и надежда и вера (Ефрем Сирии).
Смирение делает пост истинным постом, оно охраняет девственников, придает ценность милостыне, делает жертву угодной Богу (Ефрем Сирии).
Ты хочешь стоять высоко? Возлюби смирение: оно без усилий делает человека праведным (Ефрем Сирии).
Как при наступлении света удаляется тьма, так и смирение изгоняет всякий гнев и горечь (Иоанн Златоуст).
Смирение есть наставник всех добродетелей. Оно — крепчайшее основание небесного здания. Оно — собственный и великий дар Спасителя (Иоанн Кассиан Римлянин).
Блаженно и преблаженно святое смирение, ибо оно как юным, так и состарившимся подает твердость в покаянии (Иоанн Лествичник).
Смирение избавляет человека от многих зол и покрывает его от великих искушений.
Смиренномудрие — всеобъемлющая добродетель: ею отгоняется гордость, попирается славолюбие, поражается своенравие, вводится кротость, мир, любовь и прочее… (Феодор Студит)
Смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь во Христе Иисусе (епископ Игнатий).
Послушание, самоотвержение и смирение суть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние и молитва (епископ Игнатий).
Питаясь святой пищей смирения, можно пребывать в святом доме терпения, когда же недостает этой пищи, то душа исходит из дома терпения (епископ Игнатий).
Смирение возвело Господа на крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов .. (епископ Игнатий)
Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится (епископ Игнатий).
Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая, святая молитва (епископ Игнатий).
Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость (епископ Игнатий).
Смирение есть Христов образ мыслей и тот сердечный залог, которым умерщвляются в сердце и извергаются из него все страсти (епископ Игнатий).
Если сила Господня в немощи совершается, то Господь отринет несмиренного делателя (Иоанн Лествичник).
Бог не закрывает двери Своего милосердия для тех, кто стучит со смирением (Иоанн Лествичник).
Без смирения, хотя бы кто много постился или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди, все труды тщетны.
Что соль для пищи, то смирение для всякой добродетели (Исаак Сирии).
Ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершенна без смиренномудрия.
Кто без смирения совершает бдение и молитву, тот не лучше предающегося долгому сну, а молитва смиренного, даже если он и дольше спит, — благоухающее кадило перед Богом (Ефрем Сирии).
То дело, которое делается без смиренномудрия и духовного разума, каково бы оно ни было, не принесет никакой пользы тому, кто его делает (Симеон Новый Богослов).
Недостаток смирения, от которого недуг фарисейства, крайне препятствует духовному преуспеянию (епископ Игнатий).
Обучай язык твой произносить слова, служащие к миру, и вселится в тебя смирение.
Нельзя иначе сделаться смиренным, как любовью к божественному и презрением к настоящему (Иоанн Златоуст).
Умаляй себя во всем перед всеми людьми, и будешь возвышен над князьями века сего (Исаак Сирии).
В какой мере человек умножает молитвы, в такой смиряется сердце (Исаак Сирии).
Путь к смирению — послушание и правота сердца, которые естественно сопротивляются возношению (Иоанн Лествичник).
Не страшись бесчестий, наносимых людьми (Антоний Великий).
Не завидуй тому, кто преуспевает при посредстве неправд, но считай всех людей выше себя, и Сам Бог будет с тобой (Антоний Великий).
Обесчещенный, не возненавидь обесчестившего, скажи сам себе: я достоин того, чтобы все братия осыпали меня бесчестиями (Антоний Великий).
Люби бесчестия больше, чем почести, люби телесные труды больше, чем приобретение (Антоний Великий).
Во всем храни смирение: в наружности, в одеждах, в сидении, стоянии, хождении, лежании. Во всем жительстве своем усвой себе обычай нищеты. Не тщеславься ни в речах, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу. Когда случится быть с ближним, слова твои да не будут растворены хитростью, коварством и обманом (Антоний Великий).
Знай, смирение состоит в том, чтобы ты считал всех людей лучше тебя и был удостоверен в душе твоей, что более всех обременен грехами. Голову держи опущенной, и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: «Прости меня». Предметом же постоянного размышления твоего да будет смерть (Антоний Великий).
Кто считает себя за ничто, признает свое невежество, тот являет этим, что он старается исполнять волю Божию, а не свои страстные пожелания.
Если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: «Кто я такой?» и не осуждай никого.
Возлюби смирение Христово и старайся хранить внимание ума во время молитвы. Где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудрым, и Бог дарует тебе умиление.
Кто, смиряясь, скажет «Прости меня», тот опаляет демонов-искусителей (Изречения безымянных старцев).
Искушение попускается Богом для смирения (Тихон Задонский).
Желающий приобрести смирение должен с тщательностью исполнять все заповеди Господа нашего Иисуса Христа Делатель евангельских заповедей может прийти к познанию своей собственной греховности и греховности всего человечества .. (епископ Игнатий)
Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват — ты или ближний твой, постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения (епископ Игнатий).
Хочешь ли стяжать смирение? Исполняй евангельские заповеди, вместе с ними… обретешь святое смирение, то есть свойство Господа нашего Иисуса Христа (епископ Игнатий).
Смириться — значит осознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства (епископ Игнатий).