Справедливость

«Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» (Пр. 28 5)

«Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам. 3:10).

«Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость» (Пс. 81-3).

«Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему» (Зах. 7:9).

«Все повеления Твои, все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс. 118:128).

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6.1).

«Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).

Справедливость — беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо.

Справедливый — действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; основанный на беспристрастном соблюдении истины, имеющий под собой основание истины, оправдываемый чувством справедливости; соответствующий истине, действительному положению дел; правильный, верный.

Справедливость есть практическое выражение истины. Дух справедливости и дух истины — одно целое (С. Вейль). Справедливость — это истина в действии (Ж. Жубер).

Справедливость относится не только к судебному разбирательству. Это понятие включает в себя: честность, правдивость, верность обещаниям и многое другое.

Из рассудительности и скромности, соединенных с мужеством, может возникнуть третья добродетель — справедливость.

Справедливость, говорили древние греки, — это отдать должное Богу и людям

Справедливость — вот добродетель душ великих (Платон)

Справедливость такой же необходимый для жизни продукт, как и хлеб (Л. Берне).

Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой (Б. Паскаль).

Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым (Менандр).

Тот, кто борется за справедливость, должен быть сам справедливым.

Человек, старающийся всегда и во всем быть справедливым, в конце концов, развивает в себе то качество характера, которое называется справедливостью.

Справедливость есть настроенность души воздавать за все по достоинству, а достичь этого трудно, потому что одни, по недостатку разумения, не могут понять, как воздать каждому должное, а другие, обладаемые человеческими страстями, нарушают справедливость (Василий Великий).

Есть правда, находящаяся в нас самих, требующая отдать каждому должное, и, хотя мы не достигаем этого в точности, однако, поступая с правдивым расположением, не уклоняемся далеко от цели. И есть правда, постигающая нас с небес от праведного Судии, — правда то исправляющая, то вознаграждающая, в которой многое для нас непостижимо по высоте заключающихся в ней определений (Василий Великий).

Полезно же это не только судьям, но и при избрании чего бы то ни было в жизни. Поскольку в нас есть какое-то естественное судилище, на котором различаем доброе и лукавое, то при избрании того, что делать, нам необходимо составлять правильные суждения о вещах и, подобно судье, который равнодушно и со всей справедливостью выносит решение в тяжбе, доверять добродетели и осуждать порок. Например, у тебя судятся блуд и целомудрие; высокий ум твой, которому вверено судилище, председательствует; сластолюбие защищает блуд, а страх Божий заступается за целомудрие. Итак, если осудишь грех и дашь победить целомудрию, то правильно рассудишь дело. А если, позволив сластолюбию перевесить, объявишь, что грех предпочтительнее, то рассудишь криво, подпав клятве сказавшего: «Горе тем, которые… тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!» (Ис. 5:20). Поскольку, по словам того же Соломона, «помышление праведных — правда» (Пр. 12:5), надо стараться, чтобы внутри, в потаенном судилище помышлений, составлялись о деле строгие суждения и чтобы ум уподоблялся весам, точно определяющим вес каждого поступка. Когда каждая заповедь судится у тебя с противоположным ей пороком, тогда закону Божию доставляй победу над грехом. Судятся ли стремление к избытку и равенству имений? Осуди пожелание чужого, а добродетель одобри. Вступают ли между собой в тяжбу укоризна и долготерпение? Постыди укоризну и предпочти долготерпение. Или препираются вражда и любовь? Вражду, предав бесчестию, гони как можно дальше, а любовь, почтив, приближай к себе. Судятся ли лицемерие и искренность, мужество и трусость, благоразумие и неблагоразумие, справедливость и неправда, целомудрие и своеволие, короче говоря, судится ли всякая другая добродетель со всяким другим пороком? Тогда-то именно и покажи правоту суда в потаенном судилище души твоей и, сделав заповедь как бы заседающей с тобою на суде, прояви себя ненавистником лукавства, отвращающимся от грехов и предпочитающим добродетели. Если в каждом деле будет побеждать у тебя лучшее, то будешь блажен в тот день, когда «Бог будет судить тайные дела человеков», по благовестию нашему, «и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15), не пойдешь осужденным за склонность к худому, но будешь почтен венцами правды, какими в продолжение всей своей жизни ты сам увенчивал добродетель (Василий Великий).

Возможно, в мире ином нам не представится случая бороться за справедливость или проявлять храбрость. Но там нам, безусловно, потребуется быть людьми такого сорта, какими бы могли стать, только если б мужественно вели себя здесь, боролись за справедливость в нашей земной жизни.

Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно (В. Гюго).

Только тот, кто знает свои слабости, может быть справедливым к слабостям других.

Можно быть справедливым только будучи человеколюбивым (Л. Во-венорг).

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов (Ф. Шиллер).

Любовь к жизни — это значит любовь к правде (Р. Кект). Самая горькая правда всегда лучше сладкой лжи (Н.А. Островский). Правды надо держаться, истину надо искать (М.М. Пришвин). Защищай правду всюду, где она подвергается гонению (Р. Эмирсон). Справедливое и доброе будет торжествовать всюду и всегда.