Сребролюбие

«Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (Лк 16:14).

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2 Тим. 3:1-2).

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Сребролюбие — стремление к наживе, жадность к деньгам; корыстолюбие.

Сребролюбивый — стремящийся к наживе, жадный к деньгам; корыстолюбивый.

Начало всякого греха есть гордость, а корень всех зол — сребролюбие; первая отвращает от Бога, а вторая обращает к тварям.

Сребролюбие не в том только, чтобы любить множество денег, но и вообще в любви к деньгам.

Желать более, чем нужно, — великое сребролюбие.

Никакая страсть не ненавистна столько, как гордость, и никакая не заслуживает столько осмеяния, как сребролюбие.

В сребролюбии — отвержение Бога, потеря любви к людям и поклонение металлу.

Страсть к приобретениям заглушает часто у родителей голос природы, возбуждает ссору между братьями, наполняет пустыни убийцами, моря разбойниками, порождает клеветников в городах (Василий Великий).

Как огонь, охватывая множество дров, пространнее расширяется; так и сребролюбие, прежде уподобясь маленькому ручейку, напоследок делается неизмеримым океаном.

Пристрастившиеся к деньгам неизбежно бывают и завистливы, склонны к клятвам, вероломны, дерзки, злоречивы, исполнены всех зол, хищны и бесстыдны, наглы и неблагодарны.

Те, кем овладела безумная страсть и любовь к собиранию богатства, истощают на это все свои силы и никогда не насыщаются, потому что сребролюбие есть ненасытное опьянение.

Как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем больше распаляются жаждой, так и сребролюбцы никогда не могут остановить этой неукротимой страсти, но чем больше вырастает их имущество, тем сильнее разжигаются они корыстолюбием и не отстают от этой страсти, пока не низринутся в самую бездну зла.

Нет безумнее человека, раболепствующего богатству одолеваемый, он представляет себя повелителем; будучи рабом, почитает себя господином; связав себя узами, радуется; проявляя звериную лютость, веселится; находясь в плену (у этой страсти), торжествует; видя бешеного пса, нападающего на его душу, вместо того, чтобы связать и изнурить его голодом, доставляет ему большую пищу, чтобы он еще нападал на него и был еще ужаснее.

Сребролюбцев можно считать прокаженными умом и сердцем, подобно Гиезию (4 Цар. 5:27), который, пожелав тленных денег мира сего, был поражен язвой проказы. Это служит очевидным примером того, что всякая душа, оскверненная страстью, пораженная духовной проказой пороков и нечистая перед Богом, подвергается вечному проклятию.

Из-за любви к деньгам вражда, драки, войны; из-за нее убийства, разбои, клевета; из-за нее не только города, но и пустыни, не только обитаемые страны, но и не населенные дышат кровью и убийствами. Из любви к деньгам извращены законы родства, потрясены уставы природы, нарушены права самой сущности. Сколько бы зол ни отыскал кто в народных собраниях или в судилищах, или в домах, или в городах — увидит в них отростки этого корня (Исидор Пелусиот).

Болезнь сребролюбия, будучи однажды принята, с большим трудом изгоняется. Потому эта болезнь никому не должна казаться маловажной, какой можно пренебрегать. Как легко можно уклониться от нее, так, когда она обладает кем-нибудь, она едва позволяет воспользоваться лекарствами для исцеления. Ибо она есть вместилище пороков, корень всех зол и становится неистребимым подстрекателем ко злу.

С умножением денег увеличивается и неистовство страсти сребролюбия. Она ищет оправдания в надежде на долгую жизнь, преклонную старость, разные продолжительные немощи, которые не могут быть переносимы в старости, если в молодости не будет заготовлено денег. От таких рассуждений становится жалкой душа, связанная змеиными узами, когда желает умножить дурно собранное имение с недостойным старанием. Такая душа сама себя поражает язвой, жестоко распаляется ею и, всецело занятая помышлением о прибыли, ни на что другое не смотрит взором сердца, как только на то, где можно достать денег. Из-за этого человек не устрашается допустить злодеяние лжи, ложной клятвы, воровства, нарушить верность, воспламениться вредным гневом. Если как-нибудь потеряет надежду на прибыль, то не побоится нарушить честность и смирение, и как другим чрево, так ему золото и надежда корысти заменяют Бога.

Корень всех грехов есть сребролюбие, а после сребролюбия чревоугодие, сильнейшее и обильнейшее выражение которого — пьянство.

Лихоимство — страсть крайне развращенных людей, у которых кроется в сердце безбожие, хотя устами они и исповедуют Бога. Это признак человека, превратившегося в хищного зверя, который без разбора нападает на всякое животное, чтобы насытиться плотью и кровью его, или даже хуже зверя, как учит Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а корыстолюбцы никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра и чем более собирают, тем более желают и похищают.

Желающие обогащаться впадают в напасти и сети, которые приготовляет им самое их стремление к обогащению. Первым плодом этого стремления является множество забот и попечений, отводящих ум и сердце от Бога.

Корысть не столько наполняет дом богатством, сколько душу заботами.

Сребролюбец связан заботами, как пленник цепями.

Как море не может быть без волн, так и сердце сребролюбивого человека не может быть без печали, страха и мятежа (Иоанн Златоуст).

Сребролюбцы поистине несчастные люди и в сей, и в будущей жизни. Здесь они в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечные мучения.

Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинять больше скорби не только потому, что жжет сильнейшим огнем, но и потому, что не поддается разумному обличению и гораздо усерднее.

Нет ничего столь неприступного во вражеском ополчении, как орудие сребролюбия.

К такому же нравственному бедствию, к какому приводит человека сребролюбие, приводят сластолюбие и славолюбие: из этих трех главных страстей составляется любовь к миру сему.

Нет неправды, на которую не решился бы корыстный, как показал на себе Иуда. От него — воровство, святотатство, убийства, предательства.

Сребролюбивому богатство то же, что безумцу меч. Сребролюбие и зависть нераздельны.

Беда не в серебре, а в сребролюбии.

Можно не иметь многого, но ко многому быть пристрастным.

Не только тот сребролюбец, кто много имеет и не делится с неимущим; но и тот, кто хотя и не имеет излишнего, но ненасытно желает его и об этом всегда помышляет.

Тот, кто вожделеет денег, осуждается как сребролюбец, хотя бы совершенно ничего не имел (Симеон Новый Богослов).

Не сами по себе деньги есть зло — любовь к ним есть зло! А каким великим благословением могут стать деньги, если они посвящены Богу!

Великое дело — не деньги нажить, но иметь страх и благочестие.

Деньги — это хороший раб, но плохой хозяин. Имуществу место в кошельке или в банке, но не в сердце.

Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб, а не господин. Для него легче отдать часть своего тела, чем уделить сколько-нибудь из своего богатства.

Деньгами должно владеть, как подобает господам, — так, чтобы мы властвовали над ними, а не они над нами (Иоанн Златоуст).

Берегись: деньги меняют отношения между людьми и ожесточают сердце.

Золото — такая же ловушка для людей, как сеть для птиц. Когда говорят деньги, правда молчит.

Золото — идол, в капище которого толпилось и толпится наибольшая часть рода человеческого.

Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицом их.

Заметьте вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем Иудой. Как он и денег лишился, и душу свою погубил. Такова тирания сребролюбия. Ни деньгами не воспользовался, ни жизнью настоящей, ни жизнью будущей, но вдруг лишился всего.

Как мы не можем быть сытыми воздухом, так и душа наша не может быть сытой золотом. Соломон говорил: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром» (Ек. 5:9).

Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому, что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены к тому, чего еще не получили.

Имение сребролюбца нередко разделяют между собою многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собою он один.

Любящий золото не будет прав; и кто гоняется за тлением, наполняется им.

Замечай здесь, христианин, к чему ведет сребролюбие своих поклонников. Иуда не ужаснулся продать за такую малую цену бесценного Христа, своего Благодетеля и Учителя, и так купил себе вечную погибель. То же предстоит и прочим сребролюбцам, которые не ужасаются делать всякое зло, чтобы обогатиться.

Удивляюсь тем, кто не пренебрегает деньгами. Это признак души, исполненной крайней лености, души, не представляющей себе ничего великого.

Сребролюбие может оправдывать накопительство под предлогом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным.

Звук металла, наполняющий уши сребролюбца, делает его глухим к голосу благодати (Иоанн Златоуст).

Великое безумие — прилагать сердце к золоту и уповать на гибельное лихоимство.

Гордость и сребролюбие — два порока, не победив которые, нельзя войти в Царство Небесное.

Невозможно любить вместе и серебро, и душу (Иоанн Златоуст). Кто стал служить маммоне, тот уже отказался от служения Христу.

Воин Христов до тех пор будет победителем, безопасным и свободным от всякого нападения срасти, пока непотребный дух не посеет в его сердце начала сребролюбия.

Не гонись за многим, но будь благодарен за малое. Ибо все гонятся за многим, все ищут многого, все обо всем пекутся, однако, оставив все до малейшего, ничего не смогут отсюда взять с собой. Лучше за малое быть благодарным, чем неразумно гнаться за многим. «Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых», — говорит пророк (Пс. 36:16). Ибо все, что здесь добудешь и что приобретешь, останется на земле; ты же, все оставив, с обнаженной душой вселишься во гроб (Димитрий Ростовский).

Вера и удаление от мира есть смерть для сребролюбия (Иоанн Лествичник).

Освободим себя и погасим пристрастие к деньгам, чтобы воспламенить желание небесного. Ведь не могут эти два стремления совмещаться в одной душе.

Будем пренебрегать деньгами, чтобы не пренебречь своей душой!