Счастье в чистоте сердца

«Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Пр. 4:23).

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Священное Писание считает сердце гораздо большим, чем простой орган человеческого тела. Сердце принято считать центром эмоций. Боязнь, любовь, храбрость, гнев, радость, печаль, ненависть, полагают, исходят из сердца. Оно представляет собой средоточие моральной, духовной и умственной жизни человека.

В одном сердце есть два рода жизни — жизнь света и жизнь тьмы (Иоанн Златоуст).

Сердце называется сокровенной клетью души, в нем бывает много таких беззаконий, которые видит одно недремлющее Око (Нил Синайский).

Быть чистым сердцем не значит, что надо жить как бы в смирительной рубашке, с монашеским видом и далеко от общества.

Фарисеи занимались внешними делами больше, чем внутренними. Но это не было Божиим планом. Это не приводило человека к чистоте сердца, не делало его счастливым, или блаженным.

Поверхностное отношение к религии не способно очистить сердце от моральной нечистоты и дать душевный покой. Фарисеи не были счастливыми людьми. Они были нервно напряжены, имели печальные сердца, были злопамятны, полны горечи, предрассудков и ненависти. Они не заботились о чистоте сердца. Они думали, что повиноваться букве закона Моисея — это все, что нужно.

Иисус Христос учит, что Бог смотрит глубже, а не только на внешние действия человека. Он испытывает и проникает в сердце. Для Бога важны молитвы, мысли и намерения вашего сердца.

Бог не делает поверхностно, как делаем мы. Он смотрит в нашу душу, как хирург. И Бог говорит о сердце человеческом так: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

Иисус учит, что сердце человека далеко отстоит от Бога: помраченное, неверующее, слепое, гордое, мятежное, идолопоклонническое и жестокое. Он учит, что человеческое сердце в естественном, состоянии способно на любые действия и преступления.

Библия нас предупреждает, что ни одна нация, которая вытесняет из своей национальной жизни Бога, не может долго существовать.

Бог говорит, что наша нужда лежит глубже уровня разума. Христос не сказал: «Блаженны мыслящие счастливыми мыслями». Он сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Эта чистота сердца — чудо. Она достигается только сверхъестественным путем. Бог обещает: Я дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас (Иез. 11:19). Тайну счастья открывает Бог, а путь к счастью — чистое сердце.

Достигнуть чистоты сердца можно только через единого Иисуса (Иоанн Златоуст).

Вот почему многие из международных договоров не были выполнены и последовали войны. Миллионы людей погибли и погибают на полях битвы, потому что человеческое сердце по своей природе лукаво и крайне испорчено. Вследствие этого мы полны гордости, обманутых ожиданий, замешательств и забот. Иисус Христос говорит, что мы никогда не будем счастливы, пока наши сердца нечисты.

Но если наше сердце нечисто, что нам делать с ним? Нельзя ли как-нибудь исправить и улучшить сердце? К сожалению, человеку это невозможно.

Чистота сердца — следствие возрождения. Это новое создание, как говорит Евангелие: «Не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13).

Новое сердце приобретается только милостью Бога, основанной на смерти Христа на кресте за грешный мир.

Однажды учительница воскресной школы сказала в своем классе, что Богу все возможно. Мальчик возразил: «Одно Богу совсем не возможно». «И что же это?» — спросила удивленная учительница. «Он не может увидеть моих грехов через Кровь Иисуса Христа», — ответил мудрый мальчик.

Когда мы действительно исповедуем и отвергаем свои грехи и принимаем Христа в сердце, наше сердце становится новым. Тогда только нас можно назвать чистыми сердцами. Только тогда мы можем познать тайну счастья.

И опять надо сказать, что в основании этого переживания не чувства, хотя чувства имеют свое значение. Не наши чувства дают нам новое сердце, а вера.

Вера глубже логики, ума и понимания. Нам не нужно было бы верить, если бы мы могли все понять.

Евангелие говорит: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2.5). У Иисуса было смиренное сердце. Если Он пребывает в нас, гордость никогда не будет царствовать в нашей жизни. У Иисуса было любящее сердце. Если Он живет внутри нас, тогда ненависть и злоба не овладеют нашим сердцем. У Него было милосердное и понимающее сердце. Если Он живет в нас, тогда милосердие будет определять наше отношение к ближнему. У Него было бескорыстное сердце. Если Он пребывает внутри нac, себялюбия там не будет, а будет служение Богу и нашим ближним.

Иисус Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Если сердце является центром наших чувств, то наша любовь к Богу должна быть чистой. Если сердце — центр наших поступков, то наши поступки должны быть чистыми. Если оно — средоточие воли, то наша воля должна быть подчиненной Христу.

Нам следует быть чистыми в любви, поступках, желаниях.

Один словарь дает определение слову «чистота» так: «Отсутствие инородной примеси или вредного содержания; опрятность, отсутствие грязи, вины, осквернения, греха; невинность, целомудрие».

Чистота — это в первую очередь совершенная гармония со святостью Божией.

Священное Писание требует, чтобы мы стремились к физической, умственной и моральной чистоте (1 Пет. 1:16; Евр. 12:14).

Если у вас чистое сердце, вы будете стремиться к чистоте тела.

Чистота сердца включает в себя и целомудрие (1 Фес. 4:3).

Сердце твое — святой жертвенник, может ли водвориться в нем нечистая похоть? (Ефрем Сирии)

Бог желает, чтобы люди были чистыми и умом Можно совершать безнравственный поступок мыслями.

«Каковы мысли в душе его [человека], таков и он» (Пр. 23:7). Если ваши мысли злы, тогда и ваши действия будут злы. Если ваши мысли будут благочестивы, тогда и ваша жизнь будет благочестива.

Мысль — душа действия (Роберт Браунинг).

Мысль — центр действия (Эмерсон).

Порядок каждого действия — мысль (Эмерсон).

Грех всегда начинается греховным помышлением. Сатана мечет их на экран вашего ума, но вы можете отразить их чистыми помышлениями. Первый взгляд может быть случайным, но второй — грех.

Ваши глаза видят только то, что позволяет видеть душа. Если ваше сердце не в согласии с Богом, если вы не пережили рождения свыше, совершенно неизбежно, что у вас будет искаженный взгляд на жизнь.

Человек может согрешить языком (Пс. 140:3). Грязным шуткам не должно быть места в христианской жизни.

Ругань, рассказывание грязных историй, поношение чужой репутации — это не занятие христианина. Наша речь должна быть чистой и здоровой.

Нам надо быть правдивыми, когда мы говорим о наших достижениях, чтобы мы не уменьшали и не преувеличивали факты.

Нужно быть правдивыми в деловых вопросах.

Если человек чист перед Богом, он будет чист и во взаимоотношениях с людьми.

Истинный христианин живет в мире с Богом и со всеми окружающими.

Чистое сердце доказывается нерассеянной молитвой (Иоанн Златоуст).

Чистота сердца побеждает сердечные брани, приготовляет сердце в место покоя (Иоанн Златоуст).

Дивно это, братия мои, весьма чудесно… непостижимо для горних и неизреченно для дальних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем, Сокровенный и Огненный пребывает в сердце. Земля не выносит прикосновения стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе. Небо — мало для Него, а сердце — обитель Его. Он объемлет небо десницею Своею, а малое пространство, сердце, — жилище Его. Если распрострется — вся тварь не заключит Его в пределы свои, но если взыщет сердце, то и малое сердце взыщет Его. Малое место избирает Он в человеке для жилища Своего, и делается человек храмом Божиим, в котором пребывает и обитает Бог. Душа — храм Его, а сердце — святой жертвенник, на котором приносится хвала, славословие и жертвы. Иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там (Ефрем Сирии).

Не в том только беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что не стремимся к тому, что можно сделать его чистым (Иоанн Златоуст).

Чистота сердца необходима как условие для вступления в Небесное Царство. Получили ли вы новое сердце? Если так, то вы нашли путь к счастью.