Тайны

«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7).

«И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Мк. 4:11).

«Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс. 24:14).

«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25).

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:51-53).

«Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, дабы все Небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9-10).

«Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:26-27).

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Тайна — то, что скрывается от других, что известно не всем; секрет; то, что еще не познано, не разгадано, не стало еще известным или еще недоступно познанию.

Тайна — кто чего не знает, то для него тайна; все сокрытое, неизвестное, неведомое; нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо с намерением, таят (В. Даль)

Бояться тайн религии — значит бояться собственной тени, потому что тайны везде, безотвязно преследуют нас на каждом шагу, как наша собственная тень (Огюст Николь).

Мысль о тайнах Божиих знакома Израилю со времен пророков. Эти тайны касаются замысла о спасении, осуществляемого Богом в истории человечества, что и является предметом откровения; «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7).

Книга пророка Даниила есть «апокалипсис», то есть откровение божественных тайн (Дан. 2:27). Эти тайны не касаются творения, как в других апокрифических произведениях, но относятся к тому, что осуществляется во времени в виде последовательной истории, направленной к определенному концу; иначе говоря, это тайна замысла о спасении. Тайны эти вписаны в небе, и они непреложно осуществятся, и потому Бог их иногда открывает в сновидениях, видениях или через ангелов (Дан. 2:4; 7:1; 8:1; 10:1-14).

Никакая человеческая мудрость не могла бы обладать таким знанием будущего, «но есть на небесах Бог, открывающий тайны» и заранее извещающий о том, «что будет в последние дни» (Дан. 2:28); и если эти загадочные откровения остаются не постижимыми для людей, то некоторым избранным Он дает мудрость (Дан. 5:11), исключительную проницательность (дух), благодаря которой никакая тайна их не затрудняет (Дан. 4:6) (Словарь библ. богословия, с. 1159).

«Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Мк. 4:11). Так отвечает Иисус Христос ученикам, которые просят Его разъяснить смысл притчи о сеятеле. Среди слушающих Его Он различает тех, кто могут постигнуть тайны, и тех «внешних», которым огрубелость их сердец мешает понять ее, по слову пророка Исайи (6:9) Для этих последних пришествие Царства Божия остается загадкой, и поучение притчами не дает ключа к пониманию ее. Но ученикам тайна открыта и притчи разъяснены

Дело Иисуса Христа — основать Царство Божие на земле и раскрыть во всей полноте божественные тайны, касающиеся Его, тайны, сокровенные от создания мира (Мф 13.35) В Нем завершается откровение, потому что обетования исполняются тайна Царства явилась на земле в Его лице (Словарь библ. богословия, с 1160)

Развитие тайны во времени

Содержание благовестия, принесенного апостолом Павлом коринфянам: оно соблазн для иудеев, безумие для еллинов, но премудрость для верующих (1 Кор. 1:23) Эта премудрость Божия, принявшая облик тайны сокровенной (1 Кор. 2:7), была до сего времени скрыта, никто из властей века сего ее не познал (1 Кор. 2:8), но нам Бог открыл ее Духом Своим, проницающим в глубины Божий (1 Кор. 2:10). Недоступная душевному человеку, предоставленному лишь своим природным силам, она понятна духовному человеку, которого научает Дух Святой (1 Кор. 2:15). Однако апостол, домостроитель тайн Божиих (1 Кор. 4:1), может ее возвестить не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Божия (1 Кор. 2:13).

Эта тайна, способствующая ныне спасению верующих, борется с тайной беззакония (2 Фес. 2:7), то есть с действием сатаны, которое достигнет своего апогея в явление антихриста. Ее развитие в истории идет путями как бы парадоксальными, так, например, нужно было ожесточение части Израиля, чтобы могло быть спасено множество язычников (Рим. 11:25), — это тайна непостижимой премудрости Божией (Рим. 11:33), которая претворила в благо падение избранного народа. Иисус Христос восторжествует, когда завершится тайна, когда мертвые воскреснут, а живые преобразятся для участия в Его небесной жизни (1 Кор. 15:51). Тайна Божия охватывает всю священную историю от пришествия Христа на землю и до второго пришествия. Евангелие — это откровение тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через Писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам (Рим. 14:25) (Словарь библ. богословия, с. 1161).

Тайна Иисуса Христа и Церкви

В своих посланиях из темницы апостол Павел сосредотачивает внимание на ныне открытой тайне (Кол. 2:2) — тайне Христа (Кол. 4:3), Который осуществляет спасение через Свою Церковь. Эта тайна была сокрыта в Боге от начала веков (Кол. 1:26), но ныне Бог открывает ее нам (Кол. 1:26), как она была открыта апостолам и пророкам, в частности самому Павлу (Еф. 3:4). Евангелие — благовестив этой тайны (Еф. 3’6). Она есть заключительное слово замысла Божия, который Он прежде положил в Возлюбленном, дабы осуществить этот замысел, когда придет полнота времени: дабы все небесное и земное соединить под единой главою Христом (Еф. 1:10) Иудейская апокалиптика исследовала чудеса творения, христианское откровение возвещает его самую сокровенную тайну: Христом, рожденным прежде всякой твари, все стоит (Кол 1’15); Им все примиряется (Кол. 1:20). Иудейская апокалиптика исследовала и пути Господни в истории человечества, христианское же откровение показывает их сходящимися ко Христу, Который посредством Церкви Своей включает спасение в историю (Еф. 3:10).

Отныне иудеи и язычники становятся членами того же Тела, сонаследниками и сопричастниками обетования (Еф. 3:6). Апостол Павел поставлен служителем именно этой тайны (Еф. 3’7). В ней все приобретает таинственное значение: так, союз мужа и жены становится символом единения Христа и Церкви (Еф. 5:32). В ней как язычники, так и иудеи находят прочную основу своего упования (Кол. 1:27). Как велико это таинство веры (1 Тим. 3:9), это таинство благочестия: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

В последний день, когда седьмой ангел вострубит, чтобы возвестить страшный суд, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим и пророкам (Отк. 10:7).

Церковь жаждет этого завершения, но, находясь в средоточии этого мира, еще остается полем битвы между силами Божиими и силами диавольскими. Настанет день, когда диавольские силы будут наконец истреблены (Отк. 21:1) и она войдет в мир грядущий. Тогда останется единая тайна Божия в обновленном мире (Отк. 21:1). Таково завершение христианского откровения (Словарь библ. богословия, с. 1162).

И вокруг, и вблизи нас есть множество вещей и предметов, для которых мы всегда дети.

Сам человек есть великая тайна для себя.

Из всех возражений, возможных со стороны неверия, самое жалкое то, которое возводится из невозможности понять (Огюст Николь).

Если не постигаешь того, что над тобою, как постигнешь то, что выше тебя?

Тайна — та же сеть: достаточно, чтобы порвалась одна петля, — и все расползется (В. Гюго).

Трое могут сохранить секрет, если двое из них мертвы (Б Франклин).

В разглашении тайны всегда повинен и тот, кто доверил ее другому (Ж Лабрюйер).

Тайну можно иногда сохранить, умалчивая о том, что это тайна (Г. Тейлор).