Фарисейство

«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

«Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:6).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:13-15).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:25-27).

Еврейская секта фарисеи (евр. «перушим» — «отделенные») насчитывала во времена Христа около шести тысяч человек. Она, как и секта Есеев, по всей вероятности, восходит к Ассидеям (евр. «хасидим» — «благочестивые»), которые во времена Маккавеев ожесточенно боролись против языческого влияния. К ней принадлежали книжники и учителя закона, а также некоторые священники. Секта состояла из религиозных братств, целью которых было поддерживать верность закону и религиозное рвение своих членов (Словарь библ. богословия, с. 1197).

<i><b>Причины конфликта с Иисусом Христом</b></i>

С исторической точки зрения, можно считать, что ответственность за смерть Иисуса Христа лежит прежде всего на священнической касте и на саддукеях. В повествованиях о страстях Господних фарисеи не упоминаются (кроме Ин. 18:3). По-видимому, многие фарисеи искали контакта с Иисусом Христом и даже приглашали Его разделить их трапезу (Лк. 7:36); некоторые из них открыто защищали как Его Самого, так впоследствии и Его учеников (Лк. 13:31; Деян. 5:34); некоторые видели в Иисусе Христе совершителя еврейской веры (Деян. 15:5). Однако многие фарисеи яростно противостояли Иисусу Христу и Его учению.

Чтобы не судить «по-фарисейски» о фарисеях той эпохи, следует принять во внимание, что их крайности проистекают из их достоинств. Иисус Христос высоко ставит их рвение (Мф. 23:15), их стремление к совершенству и чистоте. Апостол Павел подчеркивает их стремление тщательно соблюдать закон. Их приверженность к живым, неписаным традициям достойна уважения. Но некоторые из них, опираясь на свое знание закона, преступают заповеди Божий ради своего человеческого предания (Мф. 15:1-20) и презирают людей невежественных ради своей праведности (Лк. 18:11). Они препятствуют всякому общению с грешниками и мытарями, сводя безмерность любви Божией к своей ограниченной мере. Они полагают даже, что их благочестивое поведение дает им особое право на Бога (Мф. 20:1-15) (Словарь библ. богословия, с. 1198).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23). Лицемерный нрав людям досаден, Богу противен, христианству непристоен. Вы знаете, что Евангелие хочет, чтобы христиане были простосердечны, как голуби, и беззлобны, как младенцы; чтобы так чистосердечно прощали обиды, как желают себе прощения от Бога.

Недостаток смирения, от которого недуг фарисейства, крайне препятствует духовному преуспеянию (епископ Игнатий).

Фарисейство не только делает бесплодными для человека добрые дела его, но направляет их во зло души его, к его осуждению перед Богом (епископ Игнатий).

Фарисей, в самообольщении своем, приносит за свое душевное состояние хвалу Богу. Он скрывает свое превозношение, и оно скрывается от него под личиной благодарения Бога. При поверхностном взгляде на Закон ему казалось, что он — исполнитель Закона, благоугодный Богу (епископ Игнатий).

Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел… раболепно служит страстям… которых в значительной степени не видит в себе и не понимает… Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей, доставляется покаянием, но фарисей для чувства покаяния недоступен (епископ Игнатий).

Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей, хотя бы это было с очевидным нарушением заповедей (епископ Игнатий).

Остающиеся при этом изучении Закона Божия по букве впадают — по причине такого поверхностного знания — в гордость и самомнение… как случилось с книжниками и фарисеями (епископ Игнатий).

Яд, всецело отравляющий деятельность фарисеев, заключается в том, что они все дела свои творят, чтобы их видели люди. Основание их деятельности есть искание славы человеческой, средство к достижению цели — лицемерие (епископ Игнатий).

Явный грешник, впавший в смертные грехи… способнее к покаянию, чем тот мнимый праведник, который по наружному поведению безукоризнен, но втайне души своей удовлетворен собою (епископ Игнатий).