Любовь к врагам

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45).

«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

«Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор 4:12-13).

Заповедь любви к врагам не простое добавочное изречение или правило морали, но пробный камень тому, кто носит высокое имя христианина.

Любить врагов — это признак истинного христианства.

Любить врагов, благословлять их — это вершина христианской любви. Эта цель, к которой необходимо стремиться.

Евангельская заповедь о любви к врагам и образ Христа, прощающего распинавших Его людей, — высочайшие и непревзойденные идеалы незлобия. Воскресший из мертвых Сын Божий не разыскивает Своих недавних врагов, чтобы покарать их, а являет Себя ученикам и беседует с ними о Царствии Божием.

Любовь к врагам необходима для жизни настоящей и для жизни будущей, ведь и сама настоящая жизнь дана нам для приготовления к жизни будущей.

Любовь к врагам естественна для христианства, и мы все должны стремиться стяжать ее.

«Любите врагов ваших». Если бы все люди земли восприняли это новое учение, то давно уже не было бы ни врагов, ни победителей, ни побежденных.

Высока добродетель — любовь к врагам! Велик подвиг души христианской, прощающей ближнему обиду себе, воздающей ему добром за сделанное зло, вместо ненависти к нему, сердечно любящей его, молящейся за него Богу! Но велика и награда за такой подвиг на небе и еще здесь, на земле.

Нет в мире ничего достойнее удивления, как любовь к врагам (Блаженный Августин).

Врагов надо почитать великими благодетелями и молиться за них еще более, нежели за благодетелей, потому что благодетели, делая нам временное добро, себе еще более делают добра, уготовляя вечную награду себе от Господа; а враги, может быть утратою своего вечного спасения, соделывают наше вечное спасение, гонениями своими как бы насильно гоня и толкая нас в Царство Небесное при опасности самим упасть в ад. Как же не благодарить их, как же не молиться, чтобы и их Господь сохранил и помиловал? (схимонах Зосима)

Любящий врага своего претворяет в тишину волнующееся море, ибо муж гневливый назван морем, возмущенным ветрами (Иоанн Златоуст).

Настоящая христианская любовь проверяется отношением к недругам (Феофан Затворник).

Плач о гибели врагов есть явный признак любви к врагам.

Ничто так не трогает людей, как то, когда им отвечают добром за их недобрые дела.

Люби врагов твоих, как друзей, — и ты станешь другом Богу. Люби людей, чуждых тебе, — и ты станешь близок Богу.

Люби людей, к которым ты не расположен; прими их в сердце свое — и ты будешь принят Богом.

Все снова и снова обнимай мысленно с любовью того, кого ты за его нрав и поведение трудно переносишь, — и Бог в Свою очередь обнимет тебя.

Любить доброго человека можно и обыкновенной мирской любовью, но для того, чтобы любить врага, надо иметь любовь свыше — «любовь Христову».

До тех пор пока я не увижу того, чтобы соблюдалось важнейшее правило Христа — любовь к врагам, — до тех пор я не поверю в то, что те, кто называют себя христианами, действительно христиане.

Если у тебя есть враг и ты сумеешь им воспользоваться так, чтобы научиться на нем любить врагов, так то самое, что ты считаешь злом, сделается для тебя великим благом.

Хотите ли избежать врагов? Любите вашего врага. Такова сила любви (Блаженный Августин).

Не знай ни одного врага в мире, хотя бы он не дал тебе ни одно друга.

Александра Македонского спросили, что способствовало успеху его завоеваний. Он ответил: «Я обращал еще недавних врагов в близких друзей и сотрудников. Я поступал с ними так миролюбиво, искренно и сердечно, что они привязывались ко мне».

Благородные души любят будущего друга в настоящем враге (Лафатер).

Любовь к врагу есть вернейшее средство сделать его другом.

Друг твой столько любит тебя, что не видит всех твоих недостатков. Но стань перед лицом врага твоего, и никто подробнее его не опишет тебе слабостей твоих; он зорко на них смотрит, не упуская ни одного проступка, и говорит о них, не уменьшая их виновности. Итак, слушай врага твоего спокойно, внимательно, — и тогда к скольким победам над злом приведет тебя враг твой.

Враг твой — врач твой.

Подобно тому как многие яды, хотя и вредны сами по себе, однако ж излечивают от болезни, так и враги наши, как бы ни были злы сами по себе, производят, однако ж, спасительные действия по отношению к нашим болезням духовным.

Самое чувство чести должно бы побуждать нас к исполнению Христовой заповеди любви к врагам — прощения им обид и делания им добра (Мф. 5:44).

Давид большую одержал победу, пощадив Саула, нежели тогда, когда низложил Голиафа (Иоанн Златоуст).

Молиться надо и за врагов: они большею частью сами не ведают, что творят; да они даже благодетели наши: нападками своими укрепляют нас в добродетели, смиряют дух наш на земле, а на небе готовят нам венцы.

Никакая другая заповедь Иисуса Христа не нарушается так часто, как заповедь о любви к нашим врагам, хотя эта заповедь и содержит в себе столько прекрасного и выполнение ее несет с собой огромную силу влияния на сердца людей.

В борьбе с врагами у христианина не должно быть другого оружия, способа или средства, кроме истинной любви.

Обычно любовь покоряет сердце врага, и тогда разум охотно соглашается с небесной логикой, которая считалась нелогичной.

О нас говорят худо? Будем говорить о них самое лучшее. Готовы ли мы нести свечу нашей жизни так, чтобы она давала больше Божьего света и меньше человеческой копоти? Закроем книгу жалоб нашей души, перестанем думать о том, любят ли нас наши враги, а спросим лучше самих себя: любим мы наших врагов настоящей Христовой любовью?