Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 175413 Все тексты автора Пётр Шатров
Чистота
«Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9).
«Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо» (Пр. 21:8).
«Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг» (Пр. 22:11).
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть, то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27).
«И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3:3).
Чистый — незагрязненный, незапачканный; содержащийся в опрятности, опрятный; обставленный и убранный с особенной тщательностью; сделанный, выполненный тщательно, аккуратно и искусно; без примеси чего-либо постороннего или с незначительной примесью; не замутненный грязью; нравственно безупречный, правдивый и честный, без грязных, корыстных помыслов и действий.
Чистый — незамаранный, незагрязненный, непачканный; правильный, верный; ясный, вразумительный и верный (В. Даль).
Чистота есть состояние, требуемое для приближения ко всему священному.
Чистота упорядочивает употребление всего, что свято.
Подлинная чистота есть чистота внутренняя. «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека» (Мк. 7:15,20-23) (Словарь библ. богословия, с.. 1262).
Христианин может вести себя безупречно, с нравственной точки зрения, именно потому, что он посвящен Богу новым поклонением в Духе: то, что противоречит нечистоте, — это святость (1 Фес. 4:7).
Чистым делают сердце не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись в единую добродетельность, достигшую последних степеней совершенства. Однако и в таком случае одни добродетели не могут очистить сердца без присутствия Духа Святого. Как кузнец, даже искусно работающий молотом, ничего не может сделать без огня, так и человек: пусть все делает со своей стороны (для очищения сердца), пользуясь добродетелями, как орудиями, но без огня Духа все совершаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как одно это не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (Симеон Новый Богослов).
Чистоту называют бесстрастием, и справедливо, ибо чистота есть начало общего Воскресения и нетления тленных (Иоанн Лествичник).
Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем (Исаак Сирии).
Если человек не достигнет чистоты, разум его не может стать настолько просветленным, чтобы видеть сокровенное (Исаак Сирии).
Если будешь чист, то внутри тебя — небо, и ты в себе самом узришь ангелов и свет их, а с ними и в них — Владыку ангелов (Исаак Сирии).
Что составляет нечистоту душевную? Нечистые помыслы, страстные взоры, памятозлобие, обманы и тому подобное (Иоанн Златоуст).
Под чистотой я понимаю не только воздержание от порочной и постыдной похоти, украшений и рассеянности, но и свободу от житейских забот (Иоанн Златоуст).
Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд, но одного этого недостаточно для приятной Богу чистоты, которая видит Бога. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных… (епископ Игнатий)
Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота — дар благодати Божией, привлекаемой правильным трудом человека к очищению себя (епископ Игнатий).
Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота ума и сердца, и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия (епископ Игнатий).
Чистота сердца видит Бога. Она озаряет душу и цветет в ней не от учения человеческого, но от неведения злобы человеческой (епископ Игнатий).
Милостивый, если он милостив истинно, должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога (епископ Игнатий).
Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, нужны и другие добродетели душевные. Прежде всего через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надо научиться смирению… желание денег надо истребить… гнев подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге.
Чистота и осторожность днем предуготовляют ночную чистоту, ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердость и силу (Иоанн Кассиан Римлянин).
Никто не может достичь чистоты и совершенства иначе как истинным смирением, которое человек должен сначала оказывать братьям, а также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и ежеминутной помощи Его он вовсе не может достичь совершенства, которого желает и к которому усиленно стремится (Иоанн Кассиан Римлянин).
Кто желает представить Богу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание (Иоанн Лествичник).
Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься (Исаак Сирии).
Телесный труд и поучение в божественных Писаниях охраняют чистоту… (Исаак Сирии)
Нет ничего столь насущного для нас, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь желанного, как добродетель (Иоанн Златоуст).
Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола (Иоанн Златоуст).