Ангелы

«He все ли они [Ангелы] суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).

«К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк. 1:27-28,30-32).

«Вдруг предстал им [пастухам] Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:9-11).

«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13-14).

«Явился же Ему [Иисусу Христу] Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22:43).

«Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:5-6).

«Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их [Апостолов], сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян. 5:19-20).

«И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, пришед в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (Деян. 12:7-11).

«Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

«И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31).

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8).

«И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Отк. 7:11-12).

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Отк. 20:1-3).

«Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Отк. 22:8-9).

Название «Ангел» происходит от греческого слова «ангелос», то есть вестник, посланник.

Ангелы являются духовными существами. «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс. 103:4).

Ангелы — это бессмертные сверхъестественные духи, сотворенные Господом (П.Т. Плешко).

Ангелы — это духовные существа, сотворенные Богом для служения Ему. Они обладают огромной силой и действуют как Божий посланники и вестники. В Библии многократно описывается, как они являлись людям и говорили: «Я послан Господом» (Пэт Робертсон).

Ангелы — бестелесные существа, они не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму (Иоанн Лествичник).

Ангелы — прекрасные и величественные творения. Их присутствие вызывает такой благоговейный страх, что те, кому они являются, приходят в оцепенение или на какое-то время лишаются чувств. «И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан. 10:9) (Пэт Робертсон).

Ангелы светозарны и невидимы Они свободно ходят вокруг великого престола — быстро движимые умы, пламень и божественные духи — и усердно служат высоким велениям Бога У них нет ни супружества, ни скорбей, их не разделяют друг от друга ни члены, ни обители. Они все единомышленны и каждый тождествен сам с собой; одно естество, одна мысль, одна любовь — вокруг великого Царя Бога. Они не ищут утешения ни в детях, ни в супругах, ни в том, чтобы для них нести сладостные труды. Не вожделенно им богатство, не вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит земля. Они не плавают по морям, не сеют в угождение необузданному чреву, этому исходищу греха. У них одна совершеннейшая пища — насыщать ум величием Божиим и черпать в Нем безмерный свет. Одинокую жизнь проводят эти чистые служители чистого Бога. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало и не обретают плоти, но пребывают какими созданы. Для них в детстве уготован путь боголюбия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Бессмертного, Который премудро правит кормилом великого мира (Григорий Богослов).

Бог сотворил ангелов и архангелов сразу всех, одновременно, а их так много, что они превосходят всякое число (Иоанн Златоуст).

Занятие ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю (Василий Великий).

Эти умы (ангелы) приняли каждый какую-либо одну часть Вселенной или приставлены к чему-либо одному в мире, как это было ведомо все Устроившему и Распределившему. И все они имеют одно назначение: по мановению Зиждителя всяческих воспевают Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно (Григорий Богослов).

Прежде ангелы были по числу народов, а ныне — по числу верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела. Да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48:16) (Иоанн Златоуст).

К каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного. Что с каждым из верных есть ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, — против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: «не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18:10). И псалмопевец говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его» (Пс. 33:8). Ангел не отступает от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни, ангела, отдаляет прискорбный и смрадный грех Поскольку святого ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то ость светлые силы, которые делают людей непоколебимыми, пока пребывают с ними (Василий Великий).

Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) — по причине достоинства образа, которым облечен человек (Иоанн Златоуст).

Они (ангелы) охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом (Иоанн Дамаскин).

Ангелы всюду присутствуют и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этими бесплотными силами (Иоанн Златоуст).

Для защиты паствы Божией Господь не только поставил епископов, но и определил ангелов (Амвросий Медиоланский).

Я уверен, что особый ангел покровительствует каждой Церкви, как учит меня Иоанн в Апокалипсисе (1:20) (Амвросий Медиоланский).

Служение ангелов состоит в том, что они всюду посылаются для нас (Иоанн Златоуст).

Бог посылает Своих ангелов для охранения и для помощи тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей (Амвросий Медиоланский).

Чудесно, что видимый свет, по велению Божию, создан для нас, но еще чудеснее, что святые ангелы служат нашему спасению. «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его» (Пс. 33:8). «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14) Преисполнен ими Ветхий Завет, но и в Новом Завете много такого служения. Ангел благовествует Пресвятой Деве Сына Божия, грядущего в мир и от нее рождаемого плотью (Лк. 1:26-38), Ангел является Иосифу, ее обручнику (Мф. 1:20; 2:13). Ангел является Захарии и благовествует зачатие Предтечи (Лк. 1:8-13). Ангел благовествует пастырям рождество Христа, Спасителя мира (Лк. 2:9-11). Ангелы сидят на гробе воскресшего Христа и проповедуют женам воскресение (Лк. 24:4-6). Ангелы являются апостолам при вознесении Господнем и возвещают им второе пришествие Христово (Деян. 1:10-11). Ангел изводит Петра из темницы (Деян 12:7-9). Ангел говорит Филиппу:

«Встань и иди» (Деян. 8:26). Ангел является Корнилию сотнику (Деян. 10:1-6). О том же повествует церковная история «Ангел-хранитель дается всякому верному и всегда видит лице Отца Небесного», — пишет Василий Великий. Эти святые и блаженные духи содействуют нашему спасению, чтобы мы усердно служили их и нашему Господу и так спаслись (Тихон Задонский).

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, стараются наполнять нас духовными созерцаниями (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре (Федор Едесский).

Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, что есть ангелы-хранители у всякого, кто верует в Него (Анастасий Синаит).

Если имеешь в душе дела, достойные ангельского хранения, и ум твой обогащен познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя ангелами. Смотри же, какова природа ангелов: один ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению! Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой (Василий Великий).

Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа. Назначение же ангелов — святость и пребывание в святости (Василий Великий).

Никто из верных не сомневается, что прежде сотворения видимого мира Бог сотворил духовные и небесные силы, которые, зная, что они сотворены из небытия для великой славы блаженства, по благодати Творца, воссылают Ему постоянное благодарение и непрестанно прославляют Его (Иоанн Кассиан Римлянин).

Ангелы и душа называются бесплотными как не имеющие нашей плоти, называются духами как существа тонкие, совершенно отличающиеся от предметов, составляющих вещественный мир (епископ Игнатий).

Ангелы не претерпевают изменения. Нет между ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том же состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их сохраняется чистым и неизменным (Василий Великий).

Ангелам, которые не имеют никакого покрова, подобного нашей плоти, ничто не препятствует непрестанно взирать на лице славы Божией (Василий Великий).

Небесные силы не по природе святы, иначе они не отличались бы от Святого Духа. Напротив, они — по мере превосходства одной природы над другой — имеют от Духа известную меру святости. В понятие сгорания входит понятие огня, однако иное есть сжигаемое вещество и иное — огонь; так и в небесных силах. Сущность их составляет дух или невещественный огонь, как и написано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр. 1:7). Поэтому они ограничены местом и бывают видимы, являясь святым людям в образе своих собственных тел. Но Святыня, будучи вне их сущности, дает им совершенство через общение Духа. Сохраняют же свое достоинство пребыванием в добре как имеющие свободу в избрании и никогда не теряющие непрестанного стремления к истинному благу. Поэтому, если отнимем мысленно Духа, расстроятся ангельские лики, истребятся архангельские начальства, все придет в смешение (Василий Великий).

Они (ангелы) так выразили и запечатлели в себе благо, что сделались вторичными светами и, посредством излияний и передачи первого Света, могут просвещать других. Служители Божией воли, они сильны как по своей естественной, так и по приобретенной крепости; все обходят, всем и везде с готовностью предстают — по усердию к служению и по легкости естества (Григорий Богослов).

Как в ясный полдень небо бывает чистым, не затемняясь никаким облаком, так и природа ангелов пребывает светлой и блистательной, не омрачаясь никакой похотью (Иоанн Златоуст).

У ангелов нет ссор, ни споров, ни недоразумений. Каждый имеет все, что остальные, и все вмещают в себя полноту совершенства, потому что ангельское богатство — не какое-нибудь органическое вещество, которое нужно разделять для многих, но невещественное стяжание и богатство разумения. И потому совершенство их, во всяком из них пребывая всецелым, всех делает равно богатыми (Василий Великий).

Хотя служебные духи на небесах нетленны и бессмертны, Бог не благоволил, чтобы все они состояли в одном чине. Напротив, установлено, чтобы и у божественных служителей были начала, власти и преимущества (Ефрем Сирин).

Есть ангелы и архангелы, престолы, господства, начала и власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово (Иоанн Златоуст).

Девять чинов ангелов имеют наименования, сообразно их природе и деятельности: престолы, херувимы, серафимы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Называются они бесплотными, потому что невещественны; умными, так как они умны; и воинствами, поскольку они — «служебные духи» (Евр. 1:14), Царя Всяческих. Кроме того, они имеют имена общие и собственные, то есть называются силами и ангелами. Первое есть собственное название одного чина, но по деятельности своей все девять чинов называются силами, ибо все приводят в исполнение божественную волю. Ангелы — тоже собственное имя одного из чинов, первого от нас и девятого от Страшного Престола; по деятельности же все называются ангелами (вестниками), как возвещающие людям божественные повеления (Петр Дамасский).

Ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, восхождения, умные силы, или умы, имеют чистую, беспримесную природу, непреклонную или трудно склоняемую ко злу. Они непрестанно ликуют вокруг Причины (Бога). (Они) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение (Григорий Богослов).

О семи наивысших ангелах имеется известие в Откровении святого Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Отк. 1:4), и еще: «Я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом» (Отк. 8:2). В Книге Товитовой один из них говорит: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов» (Тов. 12:15). Эти семь ангелов по именам и по порядку в чине своем исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога. Вкратце, эти служения проявляются так:

Михаил (кто как Бог, Подобный Богу) — служитель божественной славы, страж и защитник чести Божией.

Гавриил (Сила Божия) — служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божиих.

Рафаил (Врачевание Божие) — служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество.

Уриил (Огонь или свет Божий, просветитель) — служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью.

Селафиил (Молитвенник Божий) — служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней.

Иегудиил (Славящий Бога) — служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господа, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога.

Варахиил (Раздаватель благословения Божия) — служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим (Димитрий Ростовский).

Есть ли на небесах у избранных и у ангелов вера и надежда? У ангелов нет ни веры, ни надежды, потому что с того времени, как они утвердились в благодати, они увидели Того, в Кого надо веровать и на Кого надо надеяться. Они всегда видят лице Отца Небесного, и в них уже нет места ни для веры, ни для надежды, ибо вера и надежда имеют своим предметом невидимое. У избранных Божиих на небесах также нет веры и надежды, потому что они видят Того, в Кого веровали, и имеют Того, на Кого надеялись. И у ангелов, и у избранных есть одна лишь бессмертная любовь (Димитрий Ростовский).

(Ангельские силы) нисходят с крыльями не потому, чтобы у этой бесплотной силы были крылья, но в знак того, что они сходят с высочайших областей, оставив горниц обители (Иоанн Златоуст).

Подразумевай под ангелами и богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, охраняют нас, чтобы мы не преткнулись о камень претыкания и камень соблазна (Иоанн Златоуст).

Всякая душа, оставшаяся (закоснение во зле) без защиты ангела-хранителя, предается на разграбление врагом и на попрание (Василий Великий).

Сам Царь провозглашает, чему надлежит быть: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). И действительно, мы видим ангелов, сопровождающих Его воскресение и возвещающих Его второе пришествие (Деян. 1:10-11). Ангелов, разрешающих узы (Деян. 12:7) и отверзающих темницы для апостолов (Деян. 5:19); наконец, ангела, явившегося только еще выходящему из тьмы язычества Корнилию, чтобы указать ему вход в христианскую Церковь (Деян. 10:3-6).

Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит» (Отк. 3:7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть ангелов Божиих восходящих и нисходящих по воле Сына Человеческого? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14). Кто же теперь может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи?

Но чем несомненнее мы удостоверяемся в близости святых ангелов и в их готовности помочь нам, тем с большей заботливостью мы должны помыслить о том, отчего в наши дни так мало слышат об этой помощи, а еще менее верят слышанному о ней. Или нет рядом с нами ангелов, или мы не замечаем их, или удаляем их от себя? Что их нет, это неправда, как мы видели Следовательно, правда то, что мы или не замечаем их, или даже удаляем от себя.

Как в видимых явлениях люди нередко принимали святых ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии небесных сил, по человеколюбию бросающих лучи в наш ум и искры в наше сердце? Не действия ли это ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих о нас? Как жаль, что мы не замечаем этой ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям — и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.

Если мы, люди, удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына, — как не удалиться, наконец, от нас святым ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живем в нечистоте плоти? Как не удалиться ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?