Антихрист

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4).

«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:8-10).

«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2:18).

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2.22).

«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 7)

«И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Отк. 13:7-8).

«И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Отк. 19:20).

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10).

Слово «антихрист» — буквально «противо-Христос».

«Антихрист» буквально означает по-гречески «против Христа», то есть «вместо Христа» «Анти» означает «вместо» или «против», «Христос» — греческое слово, которое означает «Помазанник». Также еврейское слово «Мессия» имеет значение «Помазанник» (Иоахим Лангхаммер).

Иисус Христос — воплощение Бога и добродетели, а антихрист — воплощение диавола и зла.

В 2 Фес. 2:3-12 противник последних времен, сын погибели, начинает действовать как некий противобог (2 Фес. 2:4), но он же является и антихристом, принимающим облик Господа; он придет во время, предустановленное Богом, и своей сверхъестественной силой совершит ложные чудеса на погибель людям (2 Фес. 2:8-9). Так он исполнит на земле дело сатаны (2 Фес. 2:9). С другой же стороны, тайна беззакония, главным совершителем которой он будет, находится уже в действии (2 Фес. 2:7); и вот почему столько людей заблуждаются и привязываются ко лжи, вместо того чтобы верить в истину (2 Фес. 2.11). Если этот беззаконник еще не явился в своем подлинном лице, то это потому, что «нечто» и «некто» его «удерживает» (2 Фес. 2:7), — загадочный намек, о котором апостол Павел не высказался более ясно. Во всяком случае, откровение беззаконника произойдет непосредственно перед вторым пришествием Иисуса Христа, Который явлением Своего пришествия уничтожит его (2 Фес. 2:8) (словарь библ. богословия, с. 24).

Откровение Иоанна дает подобную же эсхатологическую картину посредством двух символических чудовищных зверей. Первый из них — некая политическая сила: он хулит Бога, заставляет поклоняться себе самому и преследует истинных верующих (Отк. 13:1-10). Второй зверь — некая религиозная реальность: он принимает внешний вид Агнца (то есть Христа), совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению первому зверю (Отк. 13:11-18). Так исполняется на земле дело сатаны, древнего дракона, передавшего свою власть первому зверю (Отк. 13:2). Все это — величественное символическое указание, относящееся к «последним временам», но тем не менее иносказательно имеющее в виду и положение настоящего времени, в котором подвизается Церковь Христова, гонимая языческой Римской Империей (словарь библ. богословия, с. 25).

В посланиях апостола Иоанна именем «антихрист» обозначается прежде всего современная реальность: всякий, кто отрицает, что Иисус есть Христос, тем самым отрицает Отца и Сына (1 Ин. 2:22), кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти (1 Ин. 4:3; 2 Ин. 7), тот и есть обольститель и антихрист. Апостол Иоанн делает явный намек на еретиков и отступников, у которых уже осуществляется отступничество, предреченное Христом и предвиденное апостолом Павлом. Таким образом, эсхатология актуализирована, но драма веры нашего времени должна восприниматься в более широкой перспективе, полное указание на которую дает Откровение Иоанна (словарь библ. богословия, с. 25).

Апостол называет антихриста «человеком греха», потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их, А «сыном погибели» называет его, потому что и сам он погибнет. Кто же он будет? Неужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу… Он не будет призывать к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов. И велит поклоняться себе вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах «В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4), — говорит апостол (Павел). Не сказал, что он будет называть себя Богом, но что будет выдавать себя за Бога. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения (Иоанн Златоуст)

Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы причинить людям вред Чего только он не наделает в то время, все придет в смятение и в замешательство как из-за его повелений, так и от страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своей властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся, он будет иметь силу… только над погибающими (Иоанн Златоуст).

Нечестивый и грозный обманщик (антихрист) придет во время свое с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря. Он примет вид истинного пастыря, чтобы обольстить овец стада. Но хорошо знающие святой голос Истинного Пастыря тотчас узнают обманщика, потому что голос нечестивого нисколько не похож на голос Истинного Пастыря. Голос антихриста притворный и скоро становится узнаваемым. И скажет скверный: «Повелеваю тебе перейти сюда через море». И на глазах зрителей гора пойдет, нимало не сдвинувшись со своих оснований. Ибо над тем, что в начале творения воздвиг и поставил Всевышний Бог, не будет иметь власти антихрист, но станет обольщать мир чародейством. Еще этот дракон по мановению своему соберет множество пресмыкающихся и птиц, ступит на бездну и пойдет по ней, как по суше, творя все это в воображении. И многие поверят и прославят его как сильного бога. Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи и искренней верой увидят они и узнают его (Ефрем Сирин).

С болью сердца начну речь о том бесстыднейшем и ужасном змии, который приведет в смятение всю Вселенную и в сердца человеческие вложит боязнь, малодушие и неверие. И произведет чудеса, знамения и устрашения, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24), и всех обманет ложными знамениями и призраками чудес. Ибо попущением Святого Бога получит он власть обольщать мир, потому что исполнилось нечестие мира и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Потому-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустит, чтобы мир был искушен духом лжи… (Ефрем Сирин)

При одном воспоминании о змии прихожу я в ужас, помышляя о гой скорби, какая постигнет людей в те времена, о том, каким жестоким к человеческому роду окажется этот скверный змий и насколько большую злобу будет он иметь на святых, которые могут противостоять его мнимым чудесам. Ибо Святой Бог, видя их слезы и искреннюю веру, умилосердится над ними, как нежный Отец, и соблюдет их там, где они укроются Но прескверный змий не перестанет отыскивать святых и на земле, и на море, полагая, что уже воцарился он на земле и все подвластны ему (Ефрем Сирин).

Богоборец хочет погубить всех. Он придумает такой способ мучительства: все должны будут носить на себе печать зверя (Отк. 13:16), когда при исполнении времен придет он обольстить всех знамениями, только в таком случае можно будет покупать еду и все необходимое, и поставит надзирателей исполнять его повеления. Заметьте чрезмерное коварство зверя и его лукавство: он начинает с чрева, чтобы, когда человек будет доведен до крайности недостатком пищи, вынудить его принять печать. Без сомнения, для того употребляет он такой способ, чтобы имя Господне неименуемо было в то время, ибо делается бессильным (обольститель), боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего. Ибо те, кто не будет запечатлен печатью зверя, не пленятся его воображаемыми знамениями, и Господь не отступит от таких, просвещая и привлекая их к Себе.

В те дни великое будет горе от многих скорбей, причиняемых змием, от страха, и землетрясения, и шума морского, от голода, и жажды, и угрызения зверей. И все, принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу, как благому богу, не будут иметь никакой части в Царстве Христовом, но вместе со змием будут ввержены в геенну (Ефрем Сирин).

Не странно, что чудеса антихриста будут приняты беспрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами Бога, врагами истины… Достойно глубокого внимания и скорби то, что чудеса и деяния его приведут в замешательство и самих избранников Божиих (епископ Игнатий).

Вначале антихрист явит себя кротким, милостивым, исполненным любви и всякой добродетели; признают его таким и покорятся ему, по причине возвышеннейшей его добродетели, те, которые считают правдой падшую человеческую правду и не отреклись от нее ради правды Евангелия (епископ Игнатий).

Движимые духом антихриста отвергают Христа; они приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом (епископ Игнатий).

Отступление Нового Израиля от Спасителя к концу времен будет обширным, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын гибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией… (епископ Игнатий)

Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления людей (епископ Игнатий).

Утрачено общее одинаковое знание Истины, которым бы все соединялись в одно духовное тело, с одним образом мысли, в одном духе, под одной общей главой — Христом (епископ Игнатий).

К концу жизни мира соблазны должны столь усилиться и расплодиться, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12) и «Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Земля Израилева, церковь, будет низвращена от меча — от убийственного насилия соблазнов и весьма пуста (епископ Игнатий).

В последние дни мира объемлет людей, под влиянием миродержителя, привязанность к земле и ко всему вещественному, плотскому. Они предадутся земным попечениям и вещественному развитию… как если бы земля была вечным их жилищем… Они забудут вечность, как бы не существующую, забудут Бога, отступят от Него (епископ Игнатий).

Антихрист — это личность. Это последний всемирный властитель, последний вождь земли, последний человек греха, которому люди будут кричать «свят», но который принесет великое несчастье людям. Он — сверхчеловек, творящий великие чудеса, которых сегодня ожидают люди, который не только создаст подобие мира между людьми, но также будет обещать решить проблему голода и положить конец всякому хаосу в мире. (Иоахим Лангхаммер).

У антихриста есть царство. Это царство тьмы, которое уже сегодня бросает на землю свои тени, и весь мир гигантскими шагами движется навстречу ему (Иоахим Лангхаммер).

Иисус Христос был помазанный от Бога Духом Святым, Мессия и Царь народа израильского (Мф. 3:16-17). Антихрист будет «помазанным» сатаною, обольститель и губитель, лжецарь народа израильского (Иоахим Лангхаммер).

Согласно библейскому пророчеству, антихрист прежде всего будет всемирным владыкой, которого еще никогда до этого не видел ни один человек и которому однажды будет дана власть над всею землею, «И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Отк. 13:7).

Одновременно он явится последним властителем, который будет царствовать над этим миром и которого Христос во время Своего пришествия во мгновение осудит и уничтожит. Его «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8) (Иоахим Лангхаммер).

Антихрист как всемирный владыка есть воплощение сатаны, то есть явившийся во плоти дьявол, которого еще никогда не было на земле в таком виде. Никакой кесарь, диктатор или повелитель не может даже близко сравниться с этим сверхчеловеком.

Антихрист будет рожден женщиной. При этом важно знать, что он будет зачат и рожден сверхъестественным образом. Так как дьявол подражает действиям Божиим (Мартин Лютер имел обыкновение говорить: «Сатана — это обезьяна Божия, которая Ему во всем подражает»), поэтому антихрист будет рожден девою

Господь Иисус был зачат сверхъестественным образом от Духа Святого. Антихрист также будет зачат путем сверхъестественного демонического действия сатаны. Он будет в полном смысле слова «сыном дьявола».

Поскольку антихрист явится в мир вместо Христа для того, чтобы обольщать людей, он должен будет иметь в полноте дьявольское естество, так как он сам будет являться воплощением сатаны. Как Господь Иисус Христос во всем подобен Небесному Отцу и полностью един с Богом (Ин 10:30), так и антихрист во всем будет подобен дьяволу и полностью един с ним (Иоахим Лангхаммер).

Будет ли антихрист из евреев? Господь Иисус сказал в Свое время Своим еврейским современникам: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43).

Из этих слов ясно следует, что иудеи однажды, вместо истинного Мессии — Господа Иисуса Христа, изберут себе лжемессию, то есть антихриста. Отцы церкви первых четырех столетий, Ириней, Хипполит и Амвросий, исходя из этого, были такого мнения, что антихрист как личность должен выйти из народа израильского. Это весьма примечательно, потому что евреи никогда не примут Мессию, который был бы не из их народа.

Таким образом, с одной стороны, антихрист будет великим вождем, стоящим во главе народов, а с другой стороны, по своему происхождению он должен быть истинным евреем! (Иоахим Лангхаммер)

Антихрист «скорее» не человек, а принцип активного сопротивления Богу, который можно видеть воплощенным в людях разных поколений, бывших открытыми и ярыми врагами Богу.

Близится время последней борьбы — Христа и антихриста, Смысла и бессмыслицы — как предварение дня Грядущего.

Антихрист придет как противник Христа и как Его искажение и подделка. Он не только против Христа, но и попытается подменить Его. Его не узнают сразу! Он ведь не будет зеленого цвета и с одним глазом во лбу. Он явится как гений, в обаянии ума, красоты, в маске справедливости. Основное его отличие от Христа — это гордость, самоутверждение.

Антихрист придет во имя свое. Он будет учить и действовать от себя; он весь — самоутверждение, эгоцентризм, и все, кто не в смирении, а в гордости, хотя бы в самой тонкой, — неудержимо устремляются к нему.

Апостол Иоанн видел в антихристе не одного какого-то человека, а способность говорить через лжеучителей лживые речи. Точно так же, как Святой Дух вдохновляет истинных учителей и пророков, так и злой дух вдохновляет лжеучителей и лжепророков.