Бог

«Ибо Я Бог, и нет иного» {Ис. 45:22). «Ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис. 4б:9). «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис. 45:5)

«Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних Я — тот же» (Ис 41:4)

«Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18 39).

«И прошел Господь пред лицеи его и возгласил Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

«Бог есть дух» (Ин. 4:24) «Бог есть любовь» (1 Ин. 4 8).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Бог есть свет и любовь, источник всякого милосердия, начало и податель всякого блага

Бог есть источник счастья, мира и радости.

Бог — источник всех благ, основа всех добродетелей, Спаситель наш от всякого зла.

Бог должен занимать первое место в нашей жизни.

У Бога нет начала. Он выше всякого времени так же, как выше и всякого человеческого мышления.

Невидимая действительность Бога всеобъемлюща, она действительно бесконечна, она проникает и все видимое, до самого ядра земли.

Что было до начала времени? Вечность Бога. Что будет потом? Вечность Бога.

В невидимом нет времени. «Я Тот, Кто Я есмь», — говорит Бог о Себе, Он есть постоянное и настоящее.

Бог не является пленником времени, потому что время, как мы его, знаем, началось с момента сотворения На вопрос: «Кто создал Бога?» — есть только один ответ. «Никто и ничто. Не было такого времени, когда Он не существовал».

У Бога нет происхождения, ни становления Он первый и последний, и мир целиком представляет Его дело, Его творение.

Бог — единственное Высшее Существо без тени и упрека.

Бог есть личность Он чувствует, думает, любит, прощает, сочувствует нам в тех вопросах и заботах, с которыми мы сталкиваемся.

Бог есть Бог света и порядка. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1’5).

Бог есть покои и покров верующей души. Бог — источник всякой правды и истины

Тайна счастья есть Бог. Путь, на котором человек видит и знает Бога, — чистое сердце. И чистое сердце приходит от Самого Бога! Получите чистое сердце, и вы будете в высшей мере счастливым!

У Бога все надежды исполнимы.

Бог есть Владыка всей земли Он никому не дает отчета в Своих делах. Он унижает одного и возвышает другого. Все царства, все престолы и государства в Его руках. По Своему изволению Он устраивает дела человеческие.

Бог велик в великом и малом.

Для Бога нет ничего невозможного, кроме того, чего Он не желает.

Все Свои свойства Бог проявляет в единой гармонии Его святость требует искупления за грех, а Его любовь обеспечивает такую возможность.

Во всем видимом написано свидетельство о Невидимом Боге

Небо, земля, море — словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог.

Бог есть Бог всех любящих Его, и дитя Его — образец скромности.

Бог вечен. Это значит, что Он никогда не имел начала и никогда не будет иметь конца. Он «вечно живущий» (Ис. 57:15)

Бог вездесущ, а это значит, что Бог присутствует везде, но Он не подобен некоей субстанции, распределенной по всей земле тонким слоем. Он весь в Чикаго и Калькутте, в Москве и Париже, один, в то же самое время.

Бог бесконечен. Под этим мы подразумеваем, что Он не ограничен Вселенной, не прикован к ней. Он целиком независим от ограниченных, измеримых вещей, от бытия Но имели место случаи, когда Бог ограничивал Себя в пространстве и являлся пред верующими в виде ангела или человека (Быт 18:1) или когда Он воплотился в личности Иисуса Христа. Он накладывал подобные ограничения на Себя не потому, что Он должен был это сделать, но во имя счастья Своих созданий

Бог бесконечно велик, но Его всегда можно достичь; Он Всевышний, Вечный, Святой, но в то же время Он — «Бог видящий меня» (Быт 16:13).

Бог — Пастырь народа Своего (Мих. 7:14) и Пастырь мой (Пс. 22:1)

Это признак того, что встреча с Богом есть встреча личная, живая.

Бог — наше единственное утешение, и Он — наш единственный союзник, а мы сделали себя Его врагами

Нет ничего столь известного и ничего столь неизвестного, как Бог. Бог не возник, а был, существовал и будет существовать вечно.

Бог есть высочайший свет, непреступный, несказанный, не постигаемый умом, не в слове изреченный, просвещающий всякую разумную природу. Он то же в духовном мире, что солнце в чувственном; по мере постижения возбуждающий к Себе любовь, и по силе любви — заново постигаемый

Что солнце для существ чувственных, то Бог — для духовных одно освещает мир видимый, Другой — невидимый. Одно делает глаза солнцевидными, Другой — разумные естества богоподобными. И как солнце дает возможность видящему видеть, а видимому быть видимым — само же гораздо превосходнее видимого, так Бог, устроивший, чтобы существа мыслящие имели дар мышления, а мыслимые — были предметом мышления, Сам выше всего мыслимого. И всякое желание останавливается на Нем, далее никуда не простираясь.

Бог есть свет и Свет высочайший, так что всякий другой свет, сколько бы ни казался сияющим, есть только слабый Его луч или рассеивающийся отблеск (Григорий Богослов).

Бог есть наивысшая красота, к Нему мы должны возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его (Макарий Египетский).

Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, исполняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество.

Бог есть существенное, безначальное, непостижимое, вечное, неизменное, высочайшее добро, от Которого, как от источника, происходит все доброе, видимое и невидимое, на небе и на земле.

Господь — световидный источник бессмертного потока. В этом источнике омываются водой, текущей из Него, очищаются душевно и телесно от всякого осквернения и начинают сиять, как светила и как лучи солнца, все те, которые любят Его всей душой (Симеон Новый Богослов).

Бог, будучи жизнью, саможизнию пролил из себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение саможизни — Бога.

Бог есть прибежище от всех зол; Он исцеляет раны и дарует жизнь в изобилии.

Перед величием Бога нет ничего великого, а перед Его благостью нет ничего малого.

Бог силен без меры, благ без числа. Бог — небесный врач, и Его диагноз безупречен.

Один только Бог всегда будет пребывать вечным и неизменным, и с Ним будут те, которые ныне взыскали Его и Его одного вместо всего возлюбили.

Бог пишет пером, которое никогда не марает; говорит языком, который никогда не ошибается, и управляет рукой, которая никогда не дрожит.

Бог ошибок не делает.

Бог не произносит слова без деяний

Бог есть Святое и Праведное Существо. От Книги Бытия до Книги Откровения Бог являет Себя святым Богом. Он полностью совершенен в каждом отдельном творении. Он слишком свят, чтобы коснуться грешного человека, слишком свят, чтобы терпеть греховную жизнь. Он есть Святой и Совершенный Бог.

Мы можем спросить ученых, и они ответят нам, что Бог есть выражение всего, что существует в природе и жизни, что все живые существа составляют единое целое с Богом, что сама жизнь есть выражение Его божественной сущности. Они скажут, что мы можем узреть Бога в мельчайшей капли воды и в величавом своде небес.

При видимых, осязаемых, так сказать, доказательствах бытия Божия в окружающей нас природе можно ли довольно надивиться материалистам, готовым лучше самую природу боготворить, чем признать и почтить действительного ее Виновника, Творца и Хозяина.

В образовании червя и мошки видно несравненно более искусства, нежели в лучших произведениях ума человеческого. Многие сооружают великолепные здания, изобретают удивительные машины, строят огромные корабли; но сильнейшие и остроумнейшие из них могут ли образовать ползучее насекомое, летающую птичку, зеленеющую травку или даже составить одну песчинку? Воистину велик Бог! И один Он велик и в великом, и в малом земли.

Отрицание Бога заключает в себе вполне нелепое предположение: оно, строго говоря, есть не что иное, как необычайное самообольщение Прежде чем кто-нибудь может сказать: «Мир без Бога», он должен узнать весь мир; он должен исследовать Вселенную, со всеми ее солнцами и звездами, историю всех времен, пройти всю область пространства и времени, чтобы мог со всею основательностью сказать: «Нигде я не открыл следов Бога», Чтобы можно было с решительностью сказать: «Не существует никакого Бога», — нужно быть всеведущим и всемогущим, то есть нужно быть самому Богом.

Спросите философа, и он ответит вам, что Бог есть первоначальная, неизменная сила, стоящая за всем творением, что Он есть источник энергии, который движет всем миром, что Он — сила, не имеющая ни начала ни конца. Философ скажет, что все проявления жизни и красоты, которые мы видим, — проявления этой силы, которая переливается беспредельным потоком от источника энергии и обратно, к нему.

Мы ежедневно сталкиваемся с чудом жизни и тайной смерти, с хвалебной песней цветущих цветов, с великолепием усеянного звездами неба, с величием гор и морей. Кто создал все это? Кто положил начало закону притяжения, благодаря которому все удерживается на своем месте? Кто приказал быть дню и ночи и круговороту времен года? Единственный возможный ответ на все эти и бесчисленное множество других вопросов гласит, что это — творение Высшего Существа. Как всякие часы сделаны по плану изобретателя, так и точный организм нашего мира создан по плану Великого Изобретателя — Создателя, Мы называем Его Богом.

Бриллиант имеет множество граней, и откровение Бога о Себе проявляется в таком множестве видов, что потребовались бы целые тома, чтобы описать их.

Единственным источником подлинной силы является Бог, и Он служит единственным неиссякаемым источником любви и поддержки.

Главный художник, Сам Бог, пользуется светом и тенью, чтобы произвести шедевр, достойный Божеского искусства.

Бог сотворил человека и сделал его венцом творений; дал человеку свободу, но только с одним ограничением чтобы человек не забыл своего Творца.

Бог являет Себя и познается в творениях. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!» (Пс. 18:2; 102:22).

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы

Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр, 1:1-3). «Образ ипостаси Его», то есть внутренний образ или характер.

Вот действия, достойные Бога: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3), «Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9).

Цель Божия — ввести нас в присутствие Свое, сделав из нас поклонников Себе и сердцем и разумом просвещенных Его святым Словом.

Все то, что Бог совершает, — невероятно, чрезвычайно и истинно.

Бог ничего не делает бесцельно или бессмысленно. Божья воля всегда совершается и всегда содействует нашему благу

Бог создал человека для общения с Собою. Бог поместил человека в Едеме, посещал его «во время прохлады дня» и беседовал с ним (Быт. 3:8-9).

Бог не взирает на лица и не смотрит на цвет кожи; Бог смотрит на сердце человека.

Бог, в Которого мы веруем, — существо невидимое по своей сущности.

Бог, в Которого мы веруем, — существо непостижимое по своему характеру.

Доказательствами Божьего бытия должны быть Его же собственные проявления. Таким очевидным проявлением могут служить: наличие величественного Космоса, чудеса и законы созданной Им природы, Его божественное вмешательство в жизнь отдельных людей и в судьбы отдельных народов, открытие Своего характера, выполнение Своей высшей воли в прошлом и настоящем, а также провозглашение Своих намерений и конечных целей в будущем.

Истинный собственник и хозяин всех богатств только Бог

Очи Отца всегда над нами, вечные объятия Его окружают нас днем и ночью.

Бог — наш Учитель верный и мудрый, и в то же время Учитель милостивый и долготерпеливый. Он не позволяет нам выучивать уроки поверхностно.

Бог направляет движения наши и определяет границы для нашего обитания; Он усматривает все нужды и берет на Себя заботу о всех наших делах.

Божия мудрость — непогрешима, власть — всемогуща, источники — неиссякаемые, любовь — бесконечна

Бог принимает близкое и личное участие в делах народов земли, Он наблюдает за их действиями и поступками по отношению друг к другу.

Когда мы видим пред собою Бога, держащего в руке Своей бразды правления, мы становимся очевидцами проявления могущества Его правосудия.

Бог с интересом следит за делами народов Он по Своему изволению раздает им царства, области и земли. Им кажется, что все зависит от их военных завоеваний; они полагают, что Богу дела нет до установления границ между государствами, что Ему безразлично, как велики им принадлежащие земли

Бог желает встретиться с теми, кто ищет Его. У Бога нет проблем. У Него только планы.

Я верую, что Бог является Создателем всего мира. Он держит всю Вселенную и смотрит за всем, что находится в ней. Он — больше чем первопричина, и только Он может отвечать на молитвы.

Чем больше я имею контактов с физическим миром, тем больше я верю в существование Бога.

Доктрину о Боге объяснить научным путем невозможно. Вопрос о существовании Бога вне области науки.

Только одна Библия может пролить свет на вопрос богопознания. Бог открыл Себя Самого человеку на страницах Священного Писания и может быть познан человеком чрез Писание.

Самое великое в жизни — знать Бога по личному опыту.

Бог никогда не повторяется в Своем Слове, ни в Своих действиях. Где бы мы ни отмечали проявление нашего Господа, обнаруживает ли мы Его присутствие в откровении священных истин или же при обозрении Им сотворенных необъятных миров — всюду мы видим бесконечное разнообразие, всюду царит божественная полнота, чувствуется наличие определенного плана Божия; чем выше уровень нашей духовной жизни, тем способнее становимся мы все это_ сознавать и ценить.

С точки зрения логики есть только две возможности: или Вселенная произошла от случая — или была создана по определенному плану. Давайте посмотрим на образец творения. Мы знаем, что атомы космических тел такие же, как атомы земных тел. Каждый атом имеет ядро с вращающимися вокруг электронами Солнечная система устроена как раз по такому же образцу. В центре — солнце с вращающимися вокруг него планетами. Дальше мы имеем миллионы других солнц нашей галактики. Галактика также вращается, делая полный оборот каждые 200 миллионов лет. Таким образом, начиная от микроскопического атома и до нашей галактики мы имеем одинаковое строение. Это приводит меня к вере в Создателя. Земля не вращается по совершенному кругу. Земля в своем вращении имеет три орбиты в одно и то же время. Тем не менее Земля не теряет больше одной тысячной секунды в сто лет Как конструктор точных приборов, я поражен такой точностью (Джелинек).

Устоять может лишь исходящее от Бога.

Бог общается с творением чрез Логос — Христа, как солнце достигает земли через лучи (Иустин).

Спрятаться можно от всего, кроме Бога, времени и совести. Бог отражается во всем Его творении.

Бог все делает хорошо, и нам никогда не следует вставать на путь критики Бога.

Богом осуществляется совершенное слияние слова и дела: каждое Его слово есть действие, каждый Его поступок говорит нам и зовет нас.

Всегда можно сказать что-то о человеке, когда видишь произведение его рук; и можно сказать что-то о Боге, имея перед глазами сотворенный Им мир.

Природа, говорит Он, — учитель; ученик — душа. Уже сам по себе один цветок живой изгороди — я не говорю о луговом цветке; одна морская раковина, я не говорю уже о жемчужине из Красного моря; одно перо болотной птицы, я не говорю уже о павлиньем — разве они могут сказать вам что-либо плохое о Создателе? Если и предложу вам розу, вы не можете презирать ее Создателя (Тертуллиан).

Все дела Господа прекрасны, и Он дарует все потребное в свое время.

Бог находится к нам ближе, чем наше дыхание, чем наши руки и ноги.

Бог никогда не меняется; и когда Он кажется другим, то это потому, что мы меняемся и вступаем вследствие этого в другие взаимоотношения с Богом

Оттого что Бог — первый, Его личность, Его образ действий, Его умысел ясно выражаются, как только Он открывается людям.

Когда Бог, являясь, открывает Себя, Он Себя именует и определяет произнесением имени Эл Элогим, это имя напоминает: «Я Бог отца твоего» (Исх. 3:6); «Бог отцов ваших» (Исх 3:15).

«Бог ваш» (Исх. 6:7); «Бог человеколюбивый и милосердый» (Исх. 14:6); «Бог твой» (Ис. 41:10); или просто «Бог» (3 Цар. 18:1).

Бог проявляет победоносный порыв мужа брани (Исх. 15:3) и заботу пастыря к Своим овцам (Иез. 34:16).

Бог всемогущий и Он Бог бедных, Он дает услышать Свой голос в раскатах грома (Исх. 19:18) и в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:12).

Бог невидим, даже Моисей не видел лица Его (Исх. 33:23), но когда Он, чтобы Себя открыть, обращается к отзывчивости человеческого сердца, Он как бы раскрывает Свое сердце.

Бог может открывать Себя человеку в проявлениях, подобных человеческим.

Бог держит Вселенную в Своей руке, и к крошечному Своему народу у Него такая же привязанность, как у виноградаря к своему винограднику (Ис 5:1-7), любовь отцовская и материнская (Ос. 11:1; Ис. 49:15).

Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу (Мф. 2:1-11), то тем более поклоняйся Ему ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды.

Хороши создания и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил (Тихон Задонский).

Если будешь согласно Писанию содержать в уме, что по всей земле судьбы Господни (Пс. 104:7), то всякий случай будет для тебя учителем богопознания (Марк Подвижник).

Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно; но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса.

Если бы Савская царица, по прибытии своем в столицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила бы внимания на Соломона царя, то как неизвинительно было бы ее равнодушие! Тем более недостоин извинения человек, живущий в этом мире и занимающийся всеми предметами, кроме Бога — источника всякого блага и премудрости.

Ни один астроном не может быть атеистом. Порядок, по которому существует мир, требует, чтобы за этим стоял разум Божий (Джеймс Джине [1877 — 1946], английский математик, физик, астроном).

Нравственный закон внутри нас и звездное небо над нами ведут нас к Богу (И Кант).

Бог открывается во всем Его творении.

Через Свои деяния Бог открывает Свое сердце и дает человеку познания Самого Себя. Если же человеку приходится говорить о гневе и ненависти применительно к Богу, осуждающему грех, то и постигающих его наказаниях он приучается познавать любовь, воспитывающую его и дающую жизнь.

Бог открывает нам Себя Самого по мере нашей нужды в Нем.

Бог так близок к своим созданиям, как ухо к устам. Бог настолько добр, что Он скорее готов дать, чем мы — просить.

Человеческие существа едва способны расслышать, когда двое говорят сразу, а Бог, даже если весь мир взывает к Нему сразу, слышит их крик (раввины).

Лишь у Бога есть сила для укрепления всякой немощи.

Веруем во единого Бога… в силу, которая есть сам Свет, сама благость, сама сущность, так как она ни бытием, ни своими свойствами не обязана ничему другому, но сама есть источник бытия для всего существующего, источник разума для имеющих разум, для всех — причина всех благ (Иоанн Дамаскин).

О Ты, Который превыше всего! Что иное позволено мне изречь о Тебе? — ибо Ты невыразим никаким словом. Как воззрит на Тебя ум? — ибо Ты непостижим никаким умом. Ты один неизречен, потому что произвел все, выразимое словом! Ты один непознаваем, потому что произвел все, объемлемое мыслью. Тебе воздает честь псе одаренное разумом! К Тебе устремлены общие желания, Тебя жаждут все сердца, к Тебе все, постигающее Твои повеления, изрекает безмолвную хвалу. Тобою единым все пребывает, к Тебе псе стремится, Ты — начало и конец всего (Григорий Богослов).

О, Всеименуемый! Как назову Тебя, единого Неименуемого? Да и какой небесный ум проникнет сквозь заоблачные покровы! Будь милосерден, о Ты, Который превыше всего! — ибо что иное позволено мне изречь о Тебе? (Григорий Богослов).

Владыко, на основании того, что Ты сказал и чему научил, всякий верный верует и славословит державу Твою, так как все в Тебе совершенно, непостижимо, невидимо для Твоих созданий. Ибо непостижимо уже бытие Твое, так как Ты существуешь несозданным (Симеон Новый Богослов).

Но Ты Сам в Себе Самом существуешь один Бог. Прочие все видят как бы лучи солнца, проникающие в дом, и то, если у них хорошее зрение, — солнца же этого совершенно не видят. Так видят очищенным умом свет Славы Твоей и озарения Твои от всей души ищущие Тебя (Симеон Новый Богослов).

Ты же, Отец, весь пребываешь в Самом Себе и имеешь исходящего от Тебя божественного Духа, всеведущего и всеисполняющего; как Бог по существу, и Он не отделяется от Тебя, ибо от Тебя исходит (Симеон Новый Богослов).

Ты пребываешь преисполненным, неоскудевающим, превыше всего, наполняющим Собою мир, видимый и мыслимый, и в то же время находишься вне видения и мышления (Симеон Новый Богослов).

Простой, все наполняющий, совершенно неизобразимый, невещественный, неописуемый. Ты весь непостижим (Симеон Новый Богослов}.

Кто мог бы рассказать хотя бы то, как Он создал меня от начала какими руками взял персть Он, совершенно бестелесный; и как, не имеющий уст, подобных нашим, вдунул в меня дыхание жизни и я стал душою живою (Быт. 2:7). Скажи мне, как из брения возникли: кости, нервы, плоть, жилы, кожа, волосы, глаза и уши, губы и язык? Как голосовые органы и твердые зубы через дыхание образуют членораздельную речь? Из сухого и влажного, теплого и холодного вещества, через смешение противоположных стихий Он сделал меня живым. Как ум связан с плотию и как плоть растворена с невещественным умом без смешения и слияния? Ум же и душа, не смешиваясь, произносят внутреннее слово для людей и остаются такими неразделимыми и совершенно неслитными (Симеон Новый Богослов).

Но, зная, что это неизъяснимо и для всех непостижимо даже в том, что касается нас самих, как же не страшимся мы исследовать Того, Кто из небытия сотворил нас такими, или помышлять и говорить о том, что превыше слова и превыше ума нашего? (Симеон Новый Богослов)

Божество не есть что-либо представляемое в очертании. Напротив, — Божеству свойственно быть везде, все проникать и ничем не ограничиваться (Григорий Нисский)

Подлинно неизреченны и не описаны молниеносные блистания Божией красоты, но слово не может выразить, ни слух вместить.

Сотворив мир, Господь не переменил места и не соединяется с созданиями. Если же Он неограничен, то где, скажешь ты, находится Он? Отвечаю тебе: «Ищи Его не телесно — обрети Его мысленно». Ища духовно, ты найдешь Его неограниченным, а внутри, ни вне, хотя и везде, во всем, бесстрастно, неслиянно, а потому вне всего, так как Он — прежде всего (Симеон Новый Богослов).

Вкуси бессмертной сладости, вдохни духовное миро и познай, что нет никого другого столь приятного, сладостного, или столь могущественного, премудрого, столь славного, или Такого, Который мог бы животворить нетленным и бессмертным (Симеон Новый Богослов).

Ты, подавший свет солнцу, луне и звездам, Сам в Себе — несравненно лучший свет. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»

(1Ин. 1:5). «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер» (Пс 103:2). Ты сделал все вещи хорошими — Сам в Себе несравненно лучше. Дал человеку разум — Сам имеешь несравненно лучший разум Дал животным глаза и уши — Сам несравненно лучше видишь и слышишь. «Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93:9). Сладок наш мед, но несравненно лучше Он Сам услаждает нас, когда мы чувствуем сладость благости и любви Его в сердцах наших Хорошо, прекрасно создание Божие (Быт. 1:31; 1 Тим. 4:4), но Сам создатель несравненно лучше (Тихон Задонский).

Бог наш — бестелесный, невещественный, и потому Дух наичистейший. Так свидетельствует о Нем Святое Писание: «Бог есть Дух» (Ин. 4:24) Если Святое Писание приписывает члены тела, то не Ему собственно приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости понимания нашего, поскольку мы не можем иначе понять Его действий, проявлений Его силы (Тихон Задонский).

Как огонь всегда горяч и всегда греет, как свет всегда светит и светит, как мед всегда сладок и услаждает, так Бог всегда и непрестанно благ и всегда благотворит И огонь не может не согревать, и свет не может не просвещать, и мед не может не услаждать, так и Бог не может не благотворить. Потому что естество Его такое, чтобы благотворить. От Него одного всякое добро, какое есть и может быть, от Него одного происходят утешение, радость, веселье, блаженство. Без Него истинного блаженства, утешения, радости и веселья быть не может.

Бог — самодостаточен и не нуждается ни в чем человеческом и маловажном. Тем менее радуется Он недостойным прошениям — напротив, жертвой нечестивого, даже если это телец, гнушается, как псом, и даже если это ладан, оскорбляется, как богохульством (Ис. 66:3). Ценит же Он одну ту жертву, которую приносят Чистейшему чистые руки, высокий и очищенный ум (Григорий Богослов).

Совершенство существа Божиего служит причиной неприступности Его не только для видения тварями, но и для постижения оно мрак под ногами Его.

Великое Божие имя заключает в себе Его божественные свойства, не сообщенные никакому творению, но принадлежащие Ему одному единосущие, безначальность, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правда, святость, истина, духовное существо и прочие (Тихон Задонский).

Нет реальности, кроме Бога, нет истины, кроме Бога, нет красоты вне Бога.

Верности Бога принадлежит последнее слово над нашей жизнью.

В отношениях с Богом у нас нет никаких собственных прав, Бог должен быть неоспоримым Господином нашей жизни.

Мы не постигнем ни существования, ни природы Бога, ибо Он не имеет ни протяженности, ни границ Только вера открывает нам Его существование, только благодать — Его природу.

Когда Бог наполняет Собою весь видимый душе горизонт, трудности теряют всякое значение Они или проходят совсем незамеченными, или же являются случаями для проявления высшей силы могущества Божия.

В основе Евангелия лежит великая истина, что Бог есть все, а человек — ничто.

«Иегова — имя Мое», что означает «Я есмь сущий», — так многократно Бог открывал Свое имя человеку через Библию Бог именует Себя «Иегова ире» («Господь усмотрит») (Быт 22 14) «Иегова Нисск» («Господь — знамя мое») (Исх 17 15) «Иегова Цидкеню» («Господь — оправдание наше») (Иер 33 16), «Иегова Шалом» («Господь — Мир») (Суд 624) Все эти имена подчеркивают вечное существование Бога Поразительная глубина имени Иегова соответствует всем нуждам человека.

Всемогущество Бога ограничено Его нравственной сущностью На пример, хотя ничего невозможного нет для Бога, но Он не может говорить ложь (Евр 617).

«Эл» является архаическим и поэтическим выражением, равнозначным с «Элогим», как и «Элогим» и наше слово «Бог», «Эл» в одно и то же время и существительное нарицательное, обозначающее -божество вообще, и имя собственное, обозначающее единственную и определенную личность — Бога.

Откуда происходит материя? Из невидимого божественным словом и через Него Бог говорит «Да будет так», — и так становится Как Он говорит, так и происходит, как Он повелевает, так и становится Все, что стало, — становилось Его словом.

Слово Бога обладает, если Он этого хочет, невероятной способностью претворяться в энергию, доступную физическому измерению Он говорит — и по Его воле Его насыщенное энергией слово, эта изначальная динамика, превращается в физическую энергию, в материю.

Тот, кто однажды принял Божье предложение и «поднял глаза свои на высоту небес», никогда уже не мог пожаловаться на Божью сокровенность.

Наблюдая за движением небесных тел, Коперник сказал «Созерцаю откровения Творца!», Кеплер «Читаю замыслы Божий!», Гете «Хочешь узреть Невидимого, вглядись в видимое», Кант «Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением две вещи наполняют мою душу звездное небо над мною и закон нравственный во мне»

Созерцая Вселенную, мы созерцаем славу Божию Взгляните на бесконечную кавалькаду солнц и солнечных систем, столпившихся на Млечном Пути, вникните в смысл всего сущего и скажите «Вот, это части путей Его, и как мало мы слышали о Нем!» (Иов 26:14)

Великий мыслитель Паскаль писал «Когда я размышляю о той ничтожной площади, какую я занимаю, и когда я вижу беспредельные пространства, затерянные в неисследимом Космосе, пространства, неизвестные мне и которым я неизвестен, — я поражаюсь, видя себя здесь, а не в другом месте Мирозданья Кто меня сюда забросил? По приказу и действию Кого это место и это время были мне предназначены?»

Закон движения планет был открыт, и Кеплер воскликнул «О, Всемогущий Бог! Мне кажется, я начинаю постигать Твои вечные законы!»

Весь мир пред Тобою, как колебание весов или как капля утренней росы, сходящей на землю

И как могло бы пребывать что либо, если бы Ты не восхотел? И как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?

Что такое жизнь, как, когда и откуда она произошла? На эти вопросы у современной науки нет ответа, хотя есть большой избыток разных гипотез, теорий, догадок и предположений Нам известны многие проявления жизни, но что такое сама жизнь — никому не известно.

Знаменитый астроном Гершель сказал «Все научные открытия допущены, вероятно, с одной целью, а именно подтвердить то божественное откровение, которое дано нам Библией».

Господь благоволит к твердой и открытой вере только она одна дает Богу возможность занять принадлежащее Ему место.

Никто, кроме Самого Бога, не может действительно удовлетворить душу, ибо она создана ради Него, и без Него она должна быть беспокойна и в тайном мучении.

Не перо Моисея положило начало знанию о Создателе Огромное большинство человечества, хотя они и не слыхали имени Моисея, не говоря уже о его книге, тем не менее знают Бога Моисея (Тертуллиан).

В Библии нет трактата о Боге, она приглашает не говорить о Боге, а слушать, как говорит Он Сам и отвечать Ему, исповедуя Его Славу и служа Ему.

Будучи тварями? устрашитесь Творца и исследуйте только заповеди Его; изо всех сил старайтесь соблюдать их, если хотите сделаться наследниками вечной жизни (Симеон Новый Богослов).

Как велик Бог? Какая мера Его? Какой Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними — молчание.

Мы же, несчастные, заключенные во тьме, помраченные (греховными) удовольствиями, не знающие самих себя, погребенные страстями, слепые и мертвые, — каким образом бываем одержимы желанием познать истинно Сущего, Безначального, Несозданного Бога, Единого, Бессмертного и для всех Невидимого, и говорим о Боге, как будто знающие, будучи удалены от Него? Ибо если бы соединились с Ним, то никогда не дерзали бы говорить о Нем, видя, что все у Него неизреченно и непостижимо; и не только касающееся Его Самого, ко и дел Его, в большей части невидимых для нас (Симеон Новый Богослов).

Никто, никогда ни из ангелов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего, ибо Ты — Несозданный. Ты сотворил все, и может ли сотворенное Тобою знать, как Ты рождаешь Сына Твоего и как все источаешь? И как происходит от Тебя Твой божественный Дух? Симеон Новый Богослов.

Ты — источник благ, всякое же благо — Сын Твой, через Духа уделяющий и ангелам, и людям достойно, милосердно, человеколюбиво.

Любовь и правда, милосердие и правосудие совершеннейшим образом соединяются в Боге.

Есть существо, без Которого не было бы ни неба, ни земли Существо это спокойно, бестелесно, свойства Его называют любовью. Оно самое отдаленное и самое близкое.

Бог — любовь; Христос — воплощение любви, Дух Святой — сила любви; Церковь — колыбель, храм, сокровищница и хранительница любви; христианство — религия любви; христианин — образец, пример любви; «письмо Христово, узнаваемое и читаемое всеми, человеками» (2 Кор. 3:2-3)

Любовь, как и Бог, познается только опытом.

Чтобы найти Бога, должно искать Его; чтобы искать Его, нужно познать Его; чтобы познать Его, нужно любить Его.

Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния.

Посмотрите на мир! Посмотрите, как он устроен! Такой мир ясно покажет вам, на что похож Бог! Грешнику не остается никакого оправдания.

Бог дает свидетельство не верующему, а дару Его; дар же Его — Христос.

С высоты престола Своего Бог видит весь мир- каждую его страну, каждый материк, каждый остров, каждого человека и вообще все! Если бы и нам отделиться от земли и земного, то и мы увидели бы, в духе, весь мир, как видит Его Господь наш Иисус Христос.

Никогда и ни один человек не говорил нам так о Боге, как Этот Человек Он, и только Он, сказал нам все о Божьей Сущности, о Его божественных атрибутах (составах и качествах), о том, как Бог смотрит на нас и как относится к нам, грешным, погибшим людям. Только Христос дал нам правильное представление о Боге. Бог далекий и грозный, Бог невидимый и страшный был представлен нам Христом как Бог близкий и дорогой нашей душе, как наш любящий Небесный Отец. В учении Христа Бог открыт и показан нам, на личном примере Христа, Богом, милующим кающегося грешника, прощающим и спасающим Богом. Христос сказал: «Бог есть Дух Бог есть свет. Бог есть любовь». Христос сказал нам о Боге все, что доступно нашему человеческому разумению; все, что мы способны вместить.

Встреча Бога и человека неизбежна. Блажен человек, идущий на эту встречу путем благодати; горе тем, которые должны будут встретить Бога на суде.

Бог в человеке видит то, что видел в потерянной овце пастух, что видела женщина в исчезнувшей драхме, любящий отец — в блудном сыне своем В глазах Божиих грешник драгоценен.

Человек погибал, но Бог нисшел взыскать его.

Вначале Бог нисходил, чтобы созидать; затем, когда змей осмелился вмешаться в дело творения, Бог пришел с небес, чтобы спасти

На кресте Бог снизошел до глубины нашего греховного состояния, и следствием этого является дар спасения и мира.

Рука человеческая подвела Христа к месту смерти, но десница Божия воскресила и вознесла Его в славу.

Всем тем, которые не взирают на Бога, давшего примирение посредством креста, предстоит вскоре встретиться с Ним на месте суда, дабы получить возмездие согласно тому, что есть Бог и что из себя представляем мы.

Евангелие утверждает, что человек погиб, пал, мертв; Бога же оно являет таким, как Он есть, — Спасителем всех погибших, Богом, милующим виновных, животворящим мертвых.

Бог никогда не был врагом человеку — сам человек захотел стать противником Бога. Бунт начался в Едемском саду, когда Адам восстал против Бога и вступил в дружбу с сатаной Там началась вражда, там человек добровольно создал глубокий раскол

Только Бог может разрешить трагедию вечного страдания

Бог ненавидит грех, который грешник совершает, но при этом любит грешника и желает, чтобы он избавился от греха.

Только чрез Бога, только чрез молитву возможно влиять на людей.

Бог искупил человека для восстановления прерванного общения с ним

Бог искупил нас не для того только, чтобы мы наследовали жизнь вечную, но также и для того, чтобы мы имели с Ним тесное общение.

Не мы поднялись к Богу, а Он пришел к нам в лице Иисуса Христа. Бог сделался человеком, чтобы человека поднять до Бога.

Бог хотел вести человека путем любви, «которая назидает»; сатана предложил ему путь знания, «которое надмевает».

Бог свят и справедлив. Он не может терпеть греха.

Бог «на древе» осудил наши грехи в Личности распятого за нас.

Существует изначальный конфликт между Богом и сатаною, учениками Христа и людьми мира сего. Иисус Христос сказал «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас, если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин, 15 19-21),

Бог помогает грешнику «прийти в себя» путем постигающих его болезней, испытаний, разочарований, опасностей, неудач и тупиков.

Бог приводит на память давно забытые греховные деяния, пробуждает давно уснувшую совесть, творит в душе грешника чувство стыда, сознание вины, тяготеющего над ним гнева Божия и неизбежности вечного осуждения.

Бог ожидает от христианина не только теоретического знания истины, но и хождения в истине.

Бог во Христе вошед в эту жизнь. Он взвалил на Себя ее бремя и стал участником ее трагедий. В конце концов Он принял всю ответственность за эту жизнь «Ибо не знавшего греха Он сделал |ля нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5’21)

Сам Бог стал человеком, божественное и человеческое слились вместе. Бог обитает в человеке не только морально, но и физически (Ириней)

Невидимый Отец стал видим в Сыне (Ириней).

Истинный Бог — неведомый Бог для тех, кто не принял Иисуса Христа личным своим Спасителем

В Иисусе Бог открылся окончательно и полностью. Жизнью, смертью и воскресением Иисуса Бог совершил Свое наивысшее дело — теперь каждый человек имеет доступ к Нему.

Бог вторгся в мир в Иисусе Христе.

Слово Божие являет Его всемогущим, и потому надо искать помощи у Него одного (Иоанн Златоуст).

Слово Божие являет Господа промышляющим обо всем, и потому надо на Него надеяться (Тихон Задонский).

Слово Божие являет Его неложным, и потому надо Ему несомненно верить (Тихон Задонский).

Слово Божие являет Его праведным и воздающим каждому по делам Его, и потому надо Его бояться (Тихон Задонский)

Слово Божие являет Его великим, и потому надо перед Ним смиряться (Тихон Задонский).

Слово Божие являет Его вездесущим и наблюдающим все дела, лова и помышления наши, и потому надо ходить перед Ним со всяким страхом и осторожностью, и делать, и говорить, и думать угодное воле Его (Тихон Задонский).

Слово Божие являет Его преблагим, и потому надо любить Его (Тихон Задонский)

Слово Божие являет Его милостивым к грешникам кающимся, и потому надо приходить к Нему с покаянием и сожалением (Тихон Задонский).

Слово Божие являет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надо готовиться к суду Его (Тихон Задонский)

Библия называет Бога Духом Иисус, говоря с женщиной у Сихарского колодца, дал совершенно точное определение Бога «Бог есть Дух» (Ин. 4 24).

Мы знаем, что дух это нечто, не связанное с телом, Дух не изнашивается, как тело. Библия учит, что Бог есть такой Дух — что Он не ограничен телом. Он не ограничен формой, Он не определяется границами. Он ничем не связан, неизмерим и невидим для глаз, могущих различать только физические тела. Библия учит нас, что, поскольку Он не имеет таких границ» Он может быть повсюду и одновременно. Он может все видеть, все слышать, все знать.

Бог, в Которого мы верим, — существо духовное по своей природе, «Бог есть Дух».

Вся история человечества, по Священному Писанию, подразделяется на три божественных периода: период Бога Отца (от сотворения мира до воплощения Христа), период Господа Иисуса Христа (от воплощения Христа до сошествия Духа Святого) и период Духа Святого (от сошествия Духа Святого до восхищения Церкви).

Служение Бога-Отца выражалось и заключалось в подготовке человечества к пришествию Спасителя; служение Иисуса Христа — в искуплении мира; служение Духа Святого — в создании Церкви искупленных

Бог совершенно отличен от человека. Он — Дух, а человек — плоть. Различие это настолько велико, что человек не в состоянии правильно представить Его себе, В Божьем могуществе он видит действенную силу, но не верность сердца; в Его святости он видит только неопределенное расстояние, отделяющее от Бога, не подозревая, что оно вместе с тем — близость и человеколюбие.

Бог есть Дух Это означает, что Он одновременно и всемогущество, и совершенная готовность к самоотдаче, верховное самоутверждение и полная отрешенность; овладевая Своими творениями. Он тем самым дает им существовать во всем их своеобразии. Это нечто совершенно иное, чем быть нематериальным. Это — быть свободным от всех преград, от всякого самозамыкания, это — быть вечно и в каждое мгновение новой и нетронутой силой жизни и общения.

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Бог не ограничен местом и временем. Поклоняться Ему должно в духе, то есть вне зависимости от места, формы или других условностей, и в истине, то есть вне ложных убеждений как результата неправильных познаний.

«Бог есть Дух», — сказал Иисус Христос в беседе с самарянкой и, как бы дополняя и поясняя эту непреложную истину, говорит Никодиму: «Дух дышит, где хочет». Это означает, что Он везде. Он наполняет Собою все во всем (Еф. 1:23).

Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Kfo все Собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем — Бог! (Г.Р, Державин)

Господи, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не имеющий образа, для созерцания же прекраснейший, Своей неизъяснимой красотою помрачающий всякое видение! Ты более прекрасен, чем может воспринять зрение, ибо Ты превосходишь все; безмерный в свойствах, видимый для тех, кому Ты позволяешь видеть, Сущность предвечная, неведомая и ангелам, ибо бытие Твое они познают от Тебя, Ведь Ты назвал Себя Самого Сущим (Исх, 3 14), Это мы и зовем Сущностью, ипостасью. Воипостасным именуя Тебя, Которого никто никогда не видел, — Триипостасного Бога, единое безначальное начало (Симеон Новый Богослов).

Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него происходит Святой Дух Твой — Дух же Господом назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и называется Духом, — то никто из ангелов, ни из людей никогда не видел, не созерцал этого и не познал. Да и как изречь это? Как выразить? Как дерзнуть назвать — разделением или соединением, слиянием или смешением, или растворением? (Симеон Новый Богослов)

Боже мой, совершенно не допуская ни приращения, ни убавления, всегда пребывая недвижимым, проявлениями Своими Ты — в вечном движении. Ибо и Ты, Отец, непрестанно действуешь, и Сын Твой содействует спасению всех, и Промыслом Своим усовершенствует, содержит, питает, животворит и возрождает Духом Святым (Симеон Новый Богослов),

Мы можем быть направляемы Богом тремя способами: Словом Его, водительством Духа Святого и побуждениями, присущими Божескому естеству.