Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 175402 Все тексты автора Пётр Шатров
Благодарность
«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5-18).
«Не заботьтесь ни 6 чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6).
«Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!» (Отк 7:12).
«Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно» (Пс. 134:3).
«Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» (Отк. 19:5).
«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57).
«Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20).
Благодарность — это чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; самое исполнение этого на деле (В. Даль).
Благодарен тот, чьи чувства и поступки благодарны. Благодарность есть добродетель возвышенной души. Благодарность для низкой души — нестерпимое зло.
Благодарность до совершения чуда — это песнь победы, которая воспевается до вступления в бой. Это — сеятель, поющий песнь жнеца, несущего снопы в житницу.
Будь благодарен за малое — и станешь достоин получить больше (Фома).
Будь доволен малым, как и многим.
Если человек признателен за малые дары, это означает, что в людях ценит он душу, а не имущество (Ф. Бэкон).
Гордец редко когда бывает благодарным человеком, он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает (Г. Бичер)
Благодарность — самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность — худший из пороков (Т. Фуллер).
Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности (Ж Лабрюйер).
Благодарность — это почтение к лицу, оказавшему нам благодеяние (И Кант).
Благодарность — одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель — чувство меры в претензии на благодарность (В О. Ключевский).
Ничто так не ободряет человека, как доброе слово (индийская народная мудрость).
Доброе слово доходит до сердца (русская народная мудрость).
Отсутствие благодарности у детей — пробел воспитания, у взрослых — пробел ума или излишек гордости (Н. Висч).
Не забывай услуг, тебе оказанных, но забудь о той, которую сам оказал (Публимий Сир).
Не забывай никогда, даже в самые темные дни твои, благодарить Бora. Благодарный никогда ни в чем не нуждается.
Каждое дыхание наше должно быть хвалою Богу.
Бог благоволит к жертвам хвалы имени Его.
Ничто так не радует и ничто так не прославляет имени Бога нашего, как дух хвалы, живущий среди народа Его.
Благодарение только тогда благодарение, когда оно — жертва. Прославление — новое состояние, новый договор с Богом.
Поток хвалений наших должен течь непрерывно, так чтобы не было места ни жалобам, ни ропоту, ни скорби, ни огорчению.
Хвала и прославление Бога должны быть непрестанным занятием нашим.
Каждое наше дыхание должно быть благодарностью Богу. Ничто так не угодно Богу, как благодарность (Иоанн Златоуст).
Когда человек ограничивает свое благодарение Богу, тогда и Бог ограничивает Свои благословения
Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарности за малый дар Божий обретает дерзновение просить великого В самом деле, по собственному ощущению христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается, нежели просящее; следовательно, тем более оно способно к принятию благодати.
Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто принимает их со смиренным благодарением, а от неблагодарного вземлется и то, что мнится иметь.
Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более они испускают благоухания солнцу. Наше солнце — Господь Иисус Христос, будем благодарны Ему, подобно цветам!
Хвали Бога — и получишь сам похвалу от Него.
Кто забывает благодарить Бога, того и Бог забудет Своею милостию.
Благодарность всегда бывает украшением души, и ничто так не угодно Богу, как благодарность (Иоанн Златоуст).
«Тебе принесу жертву хвалы» (Пс. 115:8). Эта жертва Ему угодна, как говорит пророк: «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец» (Пс. 68:31-32). Эту жертву должны приносить христиане вечером, утром и в полдень, по примеру псалмопевца: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять» (Пс. 54:18). Лучше же во всякое время благословлять Господа, как тот же пророк Божий говорит о себе: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс. 33:2). Если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает хвалить и славить Его здесь (Тихон Задонский).
Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за все дарования, чтобы за это дать нам еще большее воздаяние (Иоанн Златоуст).
Прошел день — благодари Даровавшего нам солнце для исполнения дневных дел и Давшего огонь — освещать ночь и служить для прочих житейских нужд (Василий Великий).
Надеваешь ли хитон — благодари Даровавшего; облекаешься в плащ — усугуби любовь к Богу, даровавшему нам покровы для зимы( и лета, сохраняющие нашу жизнь (Василий Великий).
По Божией милости благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за них мы имеем только одно — молитву и благодарение. Думаю/ что если и целую жизнь продлим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы еще не позаботились положить ему начало (Григорий Нисский).
Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божие и от Бога, Поэтому на нас лежит долг благодарить Его за все, за всякое благо, получаемое от Его щедрой десницы, явное или неявное; за всякое доброе деяние или подвиг, за всякую победу над врагами нашего спасения, как нам заповедано: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18). Позаботься же взгревать в себе чувства благодарности к Богу с момента пробуждения во весь день и засыпай со словами благодарности на устах, потому что ты погружен в Божий благодеяния, в числе которых и самый сон (Никодим Святогорец).
Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога и Ему воздавай благодарность.
В благодарность Богу должны мы приносить все, что имеем, потому что не имеем столько, сколько должны. Что принесем достойного Тому, Кто выше всякого воздаяния? (Исидор Пелусиот)
Принесите, смертные, благодарение Сыну, избавившему нас от рабства, в котором содержала нас смерть за наши грехи. Он запретил смерти, спустился в ад, извел умерших из гробов. Кто в состоянии воздать Ему за благость Его к нашему смертному роду? (Ефрем Сирин)
Мы не в состоянии достойно возблагодарить Господа. Но наш долг — приносить посильную благодарность и непрестанно прославлять Господа словом и добродетельной жизнью (Иоанн Златоуст).
Как же возжечь в себе чувство благодарения Богу и всегда хранить его? Рассмотри все благодеяния Божий к роду человеческому и к тебе самому. Чаще вспоминай их. И если есть у тебя сердце, оно не сможет не возносить благодарных песен Богу. Примеры найдешь в молитвах и Писаниях Святых (Никодим Святогорец).
Хочешь ли знать, как нужно выражать благодарность? Исповедовать свои согрешения — и, значит, благодарить Бога. Кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он сознает виновность в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то и наиболее благодарит Бога (Иоанн Златоуст).
Каким образом мы должны благодарить преблагого Бога, Благодетеля нашего и Промыслителя, за все Его благодеяния? Куда ни посмотрим, куда ни обратим взгляд и мысль наши — везде имеем достаточно случаев прославлять благость Божию. В ночи видишь чистое небо, украшенное звездами, как бисером, и между звездами сияющую луну — они тебе служат. Благодари Сотворившего «луну и звезды — для управления ночью» (Пс 135:9). Воссиял день, солнце просветило своими лучами всю Вселенную — для тебя сияет свет его. Благодари Сотворившего «солнце — для управления днем» (Пс. 135:8). Облака кропят дождь — тебе кропят. Благодари Покрывающего «небо облаками», Приготовляющего «для земли дождь» (Пс. 146:8) (Тихон Задонский).
Помните ли, что пища, которую едите, питие, которое пьете, одежда, которою одеваетесь, дома, в которых живете, скот, который вам служит, огонь, согревающий вас, вода, омывающая и прохлаждающая вас, воздух, сохраняющий вашу жизнь, земля, на которой живете, трава, злаки, служащие нуждам вашим, солнце, луна, звезды, просвещающие вас, и все прочее — Божие? «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1). Вкушаете блага Божий, но помните ли благого Бога? Насыщаетесь благодеяниями, но благодарите ли и почитаете ли Благодетеля? Не видите Его? Но видите дары Его (Тихон Задонский).
За что наиболее христиане должны благодарить Бога? Хотя и за все блага, но более всего за следующее: Он Сына Своего Единородного послал в мир на искупление и спасение рода человеческого и предал Его на смерть. Он их призвал «из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9-10). Он возжигает в них светильник веры елеем милости Своей, подает им благодать Свою и отпущение грехов. Он подает надежду вечной жизни во Христе Иисусе, за что апостол Петр благодарит и воспевает Бога, как учит и христиан. Он хранит от врага диавола, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Он предостерегает от греха, в который непрестанно впадали бы по немощи, если бы милость Его не предваряла и не сохраняла. Если кто хочет быть благодарным Богу, Создателю и Искупителю своему, не напрасно называться христианином и по окончании временной жизни получить вечную, тот пусть помнит и благодарным сердцем воспевает благость Божию. Христианская вера этого требует от всякого христианина (Тихон Задонский).
Нужно воздавать Богу благодарность чаще, чем дышать (Тихон Задонский).
Слава Богу за все! Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию! Слава Богу, что меня, падшего, искупил!.. Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что дал мне Свое святое слово, как светильник, сияющий в темном месте (2 Пет. 1:19), и тем меня на истинный путь наставил! Слава Богу, что мои сердечные очи просветил! Слава Богу, что дал мне познать святое имя Свое! Слава Богу, что банею крещения грехи мои омыл! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть — Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себя; «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Слава Богу, что согрешающего меня не погубил, но, по Своей благости, претерпел согрешения мои!
Слава Богу, что показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, что помогал мне в различных искушениях и смертных случаях меня сохранял! Слава Богу, что меня от врага диавола защищал! Слава Богу, что меня, лежащего, поднимал! Слава Богу, что меня, печалящегося, утешал! Слава Богу, что меня, заблуждающегося, обращал! Слава Богу, что меня отечески наказывал! Слава Богу, что мне объявил страшный Свой суд, чтобы я боялся его и каялся в грехах моих! Слава Богу, что сказал мне о вечной муке и вечном блаженстве, чтобы я избежал муки и искал блаженства! Слава Богу, что мне, недостойному, подавал пищу, которою мое немощное тело укреплялось; подавал одежду, которою мое нагое тело покрывалось; подал дом, в котором я находил покой! Слава Богу и за прочие Его блага, которые подавал для хранения и утешения моего! Сколько я от Него получил благодеяний, сколько раз вздохнул! Слава Богу за все! (Тихон Задонский)
Достойно и праведно — созданию непрестанно славословить Тебя, Бога, Создателя, извлекшего нас в бытие из небытия, украсившего нас красотой, славой Твоего образа и подобия, введшего нас в блаженство и наслаждения рая (епископ Игнатий).
Действие человека, соответствующее действию Бога в непостижимых судьбах Его, есть непрестанное или, по возможности, частое славословие Бога (епископ Игнатий).
Благодарение заповедано Самим Богом (епископ Игнатий).
Стыдно для нас благодарить Бога при добром и молчать при горестном положении дел. еще более надо благодарить, когда страждем (Нил Синайский).
Только в несчастье обнаруживается благородство и благодарность великой души.
Есть люди, способные благодарить за страдания: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные дни — иначе мы превратились бы в пустыню; но Ты посылаешь нам также тучи и дождь, чтобы мы могли приносить плод».
Бог, как Врач человеческой души, по свойствам болезней определяет и характер лечения, чтобы, когда нужно, очистить глубоко вошедшую порчу. Ясно это зная, очищаемые от разных видов нерадения, будем всегда благодарить Его, даже если испытываем на себе сильное врачевание (Василий Великий).
Все, что дается от Бога, должно принимать с благодарением (Григорий Богослов).
Благодарить же должны не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении, когда нам помогает попутный ветер. Но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности (Иоанн Златоуст)
Благодарящий Бога во время искушений обращает искушения в бегство.
Не станем требовать у Бога отчета в том, что делается, но будем прославлять Его за все (Нил Синайский).
Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога, и плохое прекратится (Иоанн Златоуст).
Проявляется вера наша и любовь к Богу в том, что, не сразу получая, бываем благодарны Ему (Василий Великий).
Внимательная душа проявляет признательность не только, когда дела идут благоприятно. Если обстоятельства переменятся к худшему, и тогда она возносит к Богу такую же благодарность (Иоанн Златоуст).
Кто наслаждается благоденствием и чувствует благодарность, тот исполняет должное, а кто терпит бедствия и прославляет Бога, тот приготовляет себе воздаяние (Иоанн Златоуст)
Если мы за то благодарны Богу, за что другие злословят, от чего приходят и отчаяния, то смотри, какая здесь мудрость: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, посрамил диавола, в-третьих, показал, что случившееся — ничто. Если ты благодаришь, то диавол, как не получивший никакого успеха, отступает, а Бог, как принявший честь, в награду воздает тебе большую честь. И не может быть, чтобы человек, благодарящий в несчастии, страдал. Душа его радуется, делая благое; имея чистую совесть, она услаждается своими похвалами. Нет святее того, кто благодарит Бога: он поистине ничем не отличается от мученика и получает такой же венец. Ведь у него стоит диавол, принуждающий отречься от Бога богохульством, терзающий мучительными помыслами, помрачающий душу скорбью. Итак, кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получит венец мученика (Иоанн Златоуст).
Мы не знаем, что нам полезно в той мере, в какой Бог знает, следовательно: получили или не получили — мы должны благодарить (Иоанн Златоуст).
Будем же благодарить Господа не только за то, что знаем, но и за то, чего не знаем; потому что Бог благодетельствует нам не только, когда мы желаем этого, но когда не желаем (Иоанн Златоуст).
Если ты не знаешь в точности дел Господа своего, то за это особенно поклоняйся Ему: за неизреченное Его величие, за непостижимое Его помышление, за многообразное и премудрое Его попечение (Иоанн Златоуст).
Хотя бы ты не понимал причины случившегося, благодари. В том-то и заключается (христианская) благодарность (Иоанн Златоуст).
Как необходимо дышать, так необходимо благодарить Бога в искушениях, скорбях и лишениях, каким подвергаемся мы на пути богоугождения (Симеон Новый Богослов)
«Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71). Надо от сердца признать, что великую милость совершает над нами Бог, когда наказывает нас Отеческим жезлом, хотя немощной нашей плоти это и горестно «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр, 12:6). Поэтому не роптать, а благодарить Его нужно за это (Тихон Задонский).
Кто только в благополучии благодарит Бога, тот не имеет любви к Нему (Тихон Задонский)
Будешь ли в скорбях, или нуждах, или утеснениях, или в болезнях и трудах телесных — за все, постигающее тебя, благодари Бога (епископ Игнатий).
Если скорбим о Христе — суть дар Божий, посылаемый Богом истинному христианину, то христианин обязан благодарением за скорби опытно доказать свое христианство, должен исповедать и принять дар Божий — благодарением за него (епископ Игнатий).
Неизреченное славословие и благодарение Бога объемлет христианина среди лишений и скорбей, которыми Промысл Божий устраняет его от соучастия и порабощения греху, которыми он сопричисляется к сонму последователей Христовых (епископ Игнатий).
Благодарю Тебя, Господи и Бог мой, за все совершившееся надо мною! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами моих души и тела! (епископ Игнатий)
«Слава Богу!» Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к чистому, неспешному, внимательному повторению слов: «Слава Богу!» (епископ Игнатий).
Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная (Иоанн Златоуст).
Благодарность ничего не прибавляет Богу, но приближает нас к Нему (Иоанн Златоуст).
Если мы будем воздавать честь Богу, то этим доставим честь самим себе. Человек, открывший глаза, чтобы видеть солнечный свет, себе доставляет пользу, а не прибавляет чего-нибудь светилу, не делает его более светлым. То же самое и даже в значительно большей степени происходит, когда мы прославляем Бога. Кто с удивлением взирает на Бога и воздает ему честь, тот обретает спасение и получает величайшую пользу (Иоанн Златоуст).
Божество не нуждается ни в чем. Итак, для чего же Господь желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы этим сделать теплее нашу любовь к Нему (Иоанн Златоуст).
Тем, кто прославляет и благословляет Бога, Он обыкновенно подает еще более обильные благословения (Иоанн Златоуст).
Господь требует от нас благодарности не потому, что нуждается в нашем прославлении, но чтобы вся польза обратилась на нас же, и мы сделались достойными еще больших милостей Его (Иоанн Златоуст).
Если мы постоянно будем помнить о благодеяниях Божиих, какие Он излил на природу нашу, то и сами будем благодарны, и это послужит для нас сильнейшим побуждением к добродетели (Иоанн Златоуст).
Если, вспоминая о благодеяниях людей, мы воспламеняемся к ним большей любовью, тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его (Иоанн Златоуст).
Благодарность бывает совершенной, когда мы исполняем то, что служит к славе Божией, и избегаем греха, от которого освободились (Иоанн Златоуст).
Станем благодарить за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим. Таким образом мы истребим зависть, утвердим любовь и сделаем ее более искренней (Иоанн Златоуст).
Будем благодарить Бога и за земные блага, но гораздо более — за духовные. Этого Он желает и ради духовных благ дарует и земные, привлекая и обучая ими несовершенных как людей, еще сильно привязанных к миру (Иоанн Златоуст).
Будем всегда благодарить Господа, чтобы быть достойными Его вечных благ! (Василий Великий)
Посей славословие Богу, чтобы пожать венцы, почести, похвалы в Царстве Небесном (Василий Великий).
Богу не нужны благодарения твои, но тебе необходимы Божий благодеяния. Вместилище и хранилище этих благодеяний — благодарное сердце (Никодим Святогорец).
Насколько человек благодарит Бога и подвизается из любви к Нему, настолько и Бог приближается к Нему дарованиями Своими и желает упокоить его (Петр Дамасский).
Вера ведет к благодарению Бога, и от благодарения углубляется вера (епископ Игнатий).
Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния — вводятся помыслы святые, божественные (епископ Игнатий).
Благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то что отовсюду окружают скорби (епископ Игнатий).
Чтит и прославляет Бога тот, кто исполняет волю Его, а бесчестит Бога тот, кто преступает Его закон (Василий Великий).
Не будем считать хвалу маловажным делом, но прежде уст пусть возносит ее наша жизнь, и прежде языка — наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога, воспевать Его самой жизнью (Иоанн Златоуст).
Бог прославляется в человеке, когда добродетель его свидетельствует, что причина благ — в Божием могуществе (Григорий Нисский).
Если бы и не было обещано никакой награды, то удостоиться славить Бога — само по себе является славою (Иоанн Златоуст).
Слава Богу воздается и тогда, когда мы живем в союзе и единении, когда единодушно благословляем Бога, терпим того, кто немощнее нас, и не презираем отпадающего брата (Иоанн Златоуст).
Мы тогда прославляем Бога, когда во всех отношениях бываем праведны. За это и сами будем прославлены Им гораздо больше (Иоанн Златоуст).
Проводящие достойную удивления жизнь хотя безмолвствуют, но славят Бога, когда из-за них другие славят Его (Иоанн Златоуст).
В теле прославляет Бога тот, кто не предается блуду, не пресыщается, не печется о внешнем украшении, кто заботится о себе лишь поскольку это нужно для здоровья, кто не прелюбодействует, равно как и та, которая не намащает себя благовониями, не расписывает красками своего лица, довольна тем видом, каким наделил ее Бог, и ничего не прибавляет искусственного (Иоанн Златоуст).
Слава Богу — в любви к заповедям Его и хранении их. Всякий христианин, который не славит Бога исполнением повелений Его и хранением заповедей, — хуже неверного (Симеон Новый Богослов).
Никто не может истинно благословлять Бога, если он не освятил тело добродетелями и душу не просветил истинными познаниями (Максим Исповедник).
С креста мы способны исповедовать и славословить Бога, в благополучии мы способнее к отвержению Его (епископ Игнатий).
Самое лучшее средство от уныния — это благодарить Бога.
Птица и тогда поет славу Творцу, когда у нее нет ни гнезда, ни приготовленной пищи.
Благодарное сердце — вот что прежде всего характеризует истинного христианина.