Блаженство

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31:2).

«Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9).

«Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. 39:5).

«Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40:2).

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2).

«Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!» (Пс. 127:1).

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Отк. 22:14).

«И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13).

Блаженство — это счастье, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения (В. Даль).

Блаженный — благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, законно живущий (В. Даль).

Блаженство — это Сам Бог.

Блаженство земное. В Священном Писании подробно перечисляются все блага человека в области национальной, семейной или личной: иметь царя, достойного этого звания (Ек. 10:16-17), жену разумную и добрую (Сир. 14:1; 26:1), большое богатство, добытое честно, владеть им, не становясь рабом (Сир. 31:8); приобрести мудрость (Сир. 25:8), не погрешать устами своими (Сир. 14:1), быть милосердным к бедным (Пр. 14:21), иметь чистую совесть (Сир. 14:2), одним словом, вести жизнь, достойную этого имени, и для этого быть наставленным Самим Богом (словарь библ. богословия, с. 72).

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Не те нищие духом, которые отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, которые оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге. На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения.

Для христианина евангельская нищета вожделеннее всех сокровищ мира (епископ Игнатий).

Возлюби нищету Христову в этом мире, чтобы в том обогатиться тебе Христовым Божеством (Ефрем Сирин).

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Если верный человек, всегда внимающий заповедям Божиим, творя все, что они требуют, помыслит об их высоте, то есть о том непорочном житии и чистоте (какие они изображают), он, исследуя свою меру, найдет себя крайне немощным и бессильным достигнуть этой высоты заповедей, найдет, что он совсем нищ и недостоин принять Бога или возблагодарить Его и прославить (упокоив в себе), так как не стяжал еще в себе никакого блага. Но такой человек, помышляя обо всем этом, без всякого сомнения, с чувством душевным заплачет тем плачем, который есть воистину наиблаженнейший плач, приемлющий и утешение и делающий душу кроткою (Симеон Новый Богослов).

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах нет никакого мятежа, — называются кроткими (Василий Великий).

Кроткий, принимая на себя удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире (Ефрем Сирин).

Кротость есть признак великой силы; для того чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу (Иоанн Златоуст).

Каким образом мы можем стяжать кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, скорбеть и плакать о них (Иоанн Златоуст).

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

Богодухновенное слово под какой-либо частностью объемлет многое Поэтому и здесь слово «правда» означает всякий вид добродетели, так что равно достоин ублажения алчущий и благоразумия, и мужества, и целомудрия или чего-либо другого, что только заключается в том же понятии добродетели (Григорий Нисский).

Плод правды — совершенство добродетели, из него вырастает древо жизни (Иоанн Златоуст).

Если возлюбишь путь правды, обретешь вечную жизнь (Ефрем Сирин).

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7). Милость сердца обнаруживается прощением обид и оскорблений.

Милостив тот, кто оказывает благодеяние, но не разглашает о бедствиях страждущих (Исидор Пелусиот).

Как жестокий и злобный недоступен для приходящих, так сострадательный и милостивый сострадает нуждающемуся.

Милость есть исполненное любви расположение к скорбящим и претерпевшим бедствие (Григорий Нисский).

На всех изливай милость твою (Исаак Сирии).

Милостивый весьма блажен, потому что плод милости делается собственным достоянием милующего. Ибо одинаково доброе дело есть и то и другое — и себя самого миловать, и сострадать беде ближнего (Григорий Нисский).

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). С мужеством исправляй то, что требует исправления.

Только из чистого сердца может приноситься истинная молитва к Богу.

Пока сердце пребывает в добре, до тех пор и Бог в нем пребывает, до тех пор оно служит источником жизни, потому что от него исходит доброе. Но когда оно уклоняется от Бога и делает беззакония, оно становится источником смерти, потому что из него исходит зло. Сердце — Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него зло и не удалился из него Бог (Ефрем Сирин).

Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой. Не в том только беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что не стремимся к тому, что может сделать его чистым (Иоанн Златоуст).

Достигнуть чистоты сердца можно только через единого Иисуса Христа (Макарий Египетский).