Библиотека soteria.ru
Осторожно — пророки
Вольфганг Бюне
Дата публикации: 21.11.15 Просмотров: 4028 Все тексты автора Вольфганг Бюне
4. Евангелизация 2000
Католическая инициатива в поддержку всемирной декады евангелизации как ответ на призыв Папы Иоанна Павла II к «новой евангелизации» в связи с 2000 годом.
Католическая инициатива «Евангелизация 2000» является результатом «охватывающего весь мир видения», которое «Бог положил на сердце» («C-Magazin», Ravensburg, Nr. 1/89, S. 1) Тому Форресту.
Двигателем и инициатором этого движения стал человек, который охотно остается на заднем плане: католический коммерсант Пит Дерксен, голландский миллиардер и основатель «Центральных парков». О нем еще будет идти речь в главе «Люмен 2000».
Суть «видения» в том, что Иисусу Христу ко дню Его рождения 25 декабря 2000 г. следует вручить подарок: в большинстве своем евангелизированный мир.
25 декабря 2000 г. по спутниковому телевидению Папа должен будет говорить к пяти миллиардам человек и затем преподнести этот «рождественский подарок». «2000-й год станет ОСОБЫМ ПАМЯТНЫМ ГОДОМ в истории христианства. Рассматривать эту дату как очередной «юбилейный год» было бы трагическим расточительством духовной возможности, равной которой уже не будет в ближайшие тысячу лет. Рождество 2000 г. представляет собой дарованный Богом случай сделать нечто великое для Иисуса и всего человечества… Он поручил нам содействовать выполнению этой задачи, и нам не нужно гадать, на что надеется Он в ожидании Своего особого, двухтысячного, дня рождения. Он хотел бы видеть, что мы стремимся привести к Нему весь мир (Мф.28:19; Рим.14:9)! Идея «Евангелизации 2000″ — приложить всесторонние усилия католиков, чтобы приобрести мир для Христа! Если в это включится вся семья, если вся Церковь станет активной — тогда будет возможно вручить Иисусу Христу этот рождественский подарок, который Он желает иметь и который Он заслужил. Разве можем мы думать о том, чтобы передать Ему нечто меньшее? …Мы, католики, гордимся тем, что обладаем всем содержанием веры и явными признаками того, что являемся истинной Церковью. Однако католики подвержены большой опасности почить на лаврах. Самодовольство на основе нашего католического величия и длительной истории легко может привести к опасности сделать гораздо меньше того, что нужно сделать…» (Informationsschrift «Evangelisierung 2000», Rom, S. 6-9).
Чтобы достигнуть этой цели, все христиане должны вдохновиться этой задачей и все 850 миллионов католиков должны совместно включиться в работу по достижению этой цели.
Итак, «Евангелизация 2000» — это реакция на призыв Папы Иоанна Павла II к «новой евангелизации» в ожидании 2000 года и провозглашение Папой «десятилетия евангелизации» с 25 декабря 1990 г. по 25 декабря 2000 г.
Папа призывает
В прошедшие годы Папа направил в различные места призывы к «десятилетию евангелизации»: Призыв: «Смотрите в будущее с чувством долга по отношению к «новой евангелизации», которая нова по своим методам и формам выражения». (Гаити, 1983) Ко всей Церкви: «Когда мы говорим, что Церковь католическая, мы имеем в виду, что она миссионерская и апостольская Церковь. Если у нее отсутствуют эти качества, она не может быть истинной Церковью». (Чили, 1987) К епископам: «Хотя 2000 год еще далеко, подготовка к нему должна совершаться уже теперь. Все верующие должны внести свой вклад в этот праздник». (США, 1988) К христианам других церквей: «Накануне третьего тысячелетия как никогда важно, чтобы христиане совместно возвещали Евангелие». (Экуменическая встреча в Норвегии, 1989) Двойная евангелизация: «Из моих апостольских посещений всех континентов я сделал вывод, что именно сегодня Евангелие будет возвещаться в мире как никогда раньше. Сознавая это, Церковь стоит перед двойной задачей: евангелизацией мира и новой евангелизацией своих собственных верующих». (Италия, 1987) Упование на Марию: «Будем с полным упованием просить Марию ходатайствовать перед ее Сыном о том, чтобы Церковь испытала новый миссионерский подъем для юбилейного 2000 года и для начала третьего тысячелетия христианской веры». (Рим, 1988) (ebd., S. 14).
К инициативам «Евангелизации» относятся также некоторые проекты, которые поддерживают ее и могут быть представлены следующим образом:
Охватывающая весь мир молитвенная кампания
«Евангелизация нуждается в Духе Святом, чтобы обновлять жизнь людей. Поэтому мы зависимы от молитвы, которая постоянно и повсеместно должна сопровождать усилия по евангелизации».
Всемирное изгнание бесов
«Для священников: Церковные проекты, если они хотят чего-то достигнуть, должны включать пастырей. В сентябре 1990 г. в Риме состоится международное изгнание бесов, в котором примут участие 700 священников и епископов, и по всему миру будут организованы подобные мероприятия. «Евангелизация 2000″ обращается к пастырям, чтобы они вновь обратили призыв Христа к миллионам членов своих церквей».
АККШЕ 2000
«Было бы неверно сказать людям, что они должны заняться евангелизацией, и не объяснить как! Ассоциация координаторов католической школы евангелизации 2000 (АККШЕ 2000) содействует распространению учебных программ по евангелизации».
«Люмен 2000»
«Нам поручено передать радостную весть каждому человеку. Самыми эффективными средствами в современном мире, позволяющими сделать это, являются радио и телевидение. «Люмен 2000″ сотрудничает с католиками, которые трудятся в этой области, проводит техническое обучение в развивающихся странах и готовит высококачественные видеопрограммы, которые транслируются в более чем 25 странах мира. Важнейшая их цель — улучшение качества католических программ».
Публикации
«Так как Библия — важнейший инструмент возвещения Евангелия, необходимо предоставить больше Библий бедным и угнетенным. Журнал «Новая Евангелизация 2000″ получают все епископы во всем мире, а также каждый активный католик, который хочет читать его. Материалы по обучению евангелизации распространяются через АККШЕ».
Континентальные и региональные бюро
«»ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ 2000» не будет ни руководить этими бюро, которые уже работают во всем мире, ни контролировать их на региональном уровне. Эти функции остаются в руках епископов. Лишь там, где необходима помощь, «ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ 2000″ готова к сотрудничеству». (ebd., S. 12-13).
Том Форрест — директор центрального бюро в Риме, а иезуит Мануэль Касановас ответственен за Европу.
С 1990 г. действуют интенсивные учебные программы. Вероятно, наиболее известная из них — Международная католическая программа евангелизации (МКПЕ) под руководством Марио Капелло. С помощью МСОМ в Мальте он уже на протяжении ряда лет разрабатывает свои учебные программы специально для молодых христиан из католических церквей.
МКПЕ открыла также новую школу в Аллерхайлигене (Шварцвальд), первый выпуск которой в количестве 60 студентов состоялся в 1991 г.; в последующие годы там планируется проведение регулярного обучения евангелизации.
Том Форрест и возникновение «Евангелизации 2000»
Том Форрест, будучи католическим священником в Пуэрто-Рико, в 1971 г. принял участие в католическо-пятидесятническом общении. Там он впервые познакомился с людьми из «харизматического обновления», и там некоторые из сестер дважды возложили на него руки. В конце общения он признался, что в эти дни получил «три благодати»:
1. Тяготение к свободной молитве;
2. Новое отношение к Слову Божьему;
3. Универсальную, экуменическую любовь.
Несколько дней спустя, читая журнал «Таймс», он вдруг начал петь на иных языках. «Из моих уст исходили звуки, производящие внутри меня незабываемое переживание. Я пел на странном языке, не понимая произносимых мною слов. Могу сказать только одно: воспевая таким образом, я четыре с половиной часа провел в постели, сердцем ощущая величие Божьей любви. После этого жизнь моя совершенно изменилась». (T. Forrest: «Umfassendes Heil durch Jesus», Kairos, Mainz 1991, S. 12).
Далее Форрест сообщает, что в это послеобеденное время «Господь» дважды сказал ему, что хочет сделать его «харизматическим руководителем».
В последующие годы Том Форрест посетил более восьмидесяти стран мира, способствуя католическо-харизматическому обновлению во всемирном масштабе.
В 1983 г. католик Том Форрест, член англиканской церкви Михаэль Харпер и лютеранин Ларри Кристенсон встретились на восточно-африканской конференции для церковных руководителей. Они решили, что каждый из них будет на международном уровне завязывать контакты в пользу харизматического движения обновления.
В это же время Том Форрест познакомился с голландским миллиардером Питом Дерксеном, который завещал свое состояние делу «утверждения любви Божьей». Он беседовал с Томом Форрестом о том, каким образом можно евангелизировать человечество к 2000-му году. В этих рассуждениях и родилась телевизионная идея «Люмен 2000».
До 1984 г. Том Форрест был руководителем Международного совета католическо-харизматического обновления (МСКХО). В том же году он написал письмо Папе: «В июне 1984 г. я написал очень большое письмо Папе. Я просил Папу Иоанна Павла II объявить «десятилетие евангелизации» — десять лет, на протяжении которых все католики и все другие христиане должны объединиться вокруг одной цели: дать Иисусу то, что Он хотел бы иметь — христианский мир». (Kim Kollins: «Es ist nur der Anfang», Projektion J, Mainz 1990, S. 209).
В том же 1984 г. состоялась еще одна встреча с М. Харпером, Л. Кристенсоном и другими представителями католической, англиканской и лютеранской церквей. Там Том Форрест сообщил о своем видении десятилетия евангелизации, и там же было решено включить в этот план пятидесятническую деноминацию и деноминацию свободных евангельских церквей.
В 1987 г. эта группа организовала «харизматическую встречу» в Сингапуре, где примерно 30 руководителей создали Международную харизматическую консультацию всемирной евангелизации (МХКВЕ) и где родилась идея созыва всемирной конференции харизматических руководителей.
Том Форрест выступил на этой встрече с большим докладом, который предварил тремя тезисами:
1. Христиане должны евангелизировать весь мир (Мф.28:19; Мр.16:15; Лк.24:47).
2. Христиане смогут евангелизировать весь мир лишь в том случае, если будут делать это сообща (Ин.17:21).
3. Следовательно, христиане должны евангелизировать сообща.
Кульминационным пунктом этой конференции стало заявление Томаса Уонга (Лозаннский комитет всемирной евангелизации), который участвовал в конференции как наблюдатель и одобрил планы собравшихся.
Среди прочих решений на 1991 год была запланирована всемирная конференция руководителей харизматического обновления. Кроме того, было решено, что следует как можно скорее установить контакты со всеми группами и движениями, симпатизирующими планам всемирной евангелизации.
Также было сообщено, что Папе уже представлена работа Тома Форреста, включающая конкретные предложения по программе всемирной евангелизации для католической церкви.
23 июня 1987 г. «Евангелизация 2000» получила торжественное папское благословение по случаю совершения Иоанном Павлом II мессы. Несколько сотен тысяч христиан собрались 29 апреля 1988 г. в Вашингтоне на молитвенную встречу «Вашингтон за Иисуса». В числе выступающих были Том Форрест, Ральф Уинтер, Джой Доусон, Демос Шакарян, Орал Робертс, Лэрри Леэ и Лорен Каннингем.
Кульминационным моментом мероприятия было прибытие факела, зажженного 3 апреля 1988 г. Томасом Уонгом, директором Лозаннского комитета, на Елеонской горе в Иерусалиме, который в рамках «Всемирного факельного марафона за Иисуса» должен быть пронесен по всему миру.
3 апреля 1989 г. руководители «Евангелизации 2000» встретились с Папой Иоанном Павлом II, чтобы проинформировать его о положении дел и о дальнейших планах.
На праздник Троицы в 1989 г. члены МХКВЕ под руководством Тома Форреста, Михаэля Харпера и Ларри Кристенсона встретились в Иерусалиме, чтобы на протяжении недели вместе молиться о десятилетии евангелизации. Там Бог будто бы утвердил план проведения в 1991 г. всемирной конференции.
В 1990 г. в Берне под руководством Мартина Бюльманна состоялся конгресс на континентальном уровне — «экуменический конгресс руководителей харизматического обновления в Европе», где епископ Мартин Гехтер не только сказал приветственное слово, но и руководил католической евхаристией.
На конгрессе присутствовало около 4000 человек сорока пяти национальностей; примерно 53 % из них составляли католики, причем 21 % — священники или пасторы.
Грэм Кендрик руководил «хвалебным маршем» через Берн, в котором участвовало четыре тысячи человек, а проповедник Папы отец Рейниро Канталамесса подтвердил свое видение о конгрессе в Берне словами Иисуса: «…Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».
Мартин Бюльманн характеризовал примирение народов и христиан Европы как важнейшую проблему конгресса и как межевой камень для Царства Божьего.
В том же 1990 г. в Индианаполисе (США) состоялся межконфессиональный харизматический конгресс, в котором участвовало примерно 20 000 человек.
Пятидесятник д-р Синен открыл конгресс словами:
«Мы считаем, что не можем больше терять время. Нам необходимо вместе трудиться, чтобы приобрести мир для Иисуса». («Charisma», Dusseldorf, Nr. 78, S. 1).
Главными докладчиками на конгрессе были Лэрри Леэ, Джой Доусон, Ч. П. Вагнер, Том Форрест и Лорен Каннингэм, основатель и руководитель МСОМ, который также говорил заключительное слово.
И здесь католики составляли 48 % всего контингента участников. Были зачитаны приветствия от Джорджа Буша, Папы Иоанна Павла II и Йонги Чо.
Список докладчиков на этом конгрессе ясно показывает, что представители «ведения духовной брани» (Лэрри Леэ, Ч. П. Вагнер), «Евангелизации 2000» и «2000 от Р.Х.» (Том Форрест, Ч. П. Вагнер) и руководители МСОМ (Лорен Каннингэм, Флойд Маккланг) тянут одну упряжку.
В 1991 г. был проведен запланированный всемирный конгресс руководителей харизматического движения в Бригтоне (Англия). С 6 по 14 июля 3000 делегатов 115 национальностей провели встречу на тему: «Да уверует мир». Речь шла о евангелизации, особенно среди народов, еще не достигнутых Евангелием, и об ее главном условии: единстве христиан между собой.
Среди участников было 880 католиков, 1200 англикан и лютеран и около 1000 пятидесятников и членов независимых церквей.
Д-р Джорж Карей, архиепископ, открыл конгресс; кардинал Хьюм подчеркнул в своем докладе важность Слова Божьего, молитвы и евхаристии, а немецкий профессор теологии Юрген Мольтманн сделал доклад о «Духе жизни». Грэм Кендрик был ответственным за вечернее богослужение, а Том Форрест выступил с пылким словом о своей главной цели на последние десять лет этого тысячелетия: земной шар под знаком рыбы.
И на этом конгрессе в качестве докладчика присутствовал личный представитель Папы Рейниро Канталамесса. В начале своего выступления он попросил у присутствующих прощения за то, что не всегда почитал представителей других конфессий выше себя. После его речи 3000 делегатов стоя аплодировали ему.
Лозунгом этого конгресса был не только «поиск единства». Здесь проводились беседы, завязывались контакты и совершались примирения. «Многие христиане признавались друг перед другом, нередко со слезами, что раньше с предубеждением относились друг к другу и боялись друг друга».
Михаэль Харпер, председатель МХКВЕ, так резюмировал «Бригтон-91»: «Мы надеемся, что конгресс станет поворотным пунктом во всемирном харизматическом движении обновления. В центр нашего внимания мы поставили всемирную евангелизацию, особенно среди еще не достигнутых Евангелием народов, и желаем, чтобы весь харизматический мир поддержал нас. Мы также надеемся, что страстное стремление к единству, которое ощущалось у всех делегатов, превратится в большую, охватывающую весь мир совместную работу». (ebd., S. 3).
«Люмен 2000» — двигатель «Евангелизации 2000»
Основание и форма работы «Люмен 2000» тесно связаны с уже упоминавшимся голландцем Питом Дерксеном.
Пит Дерксен, женатый на немке, прежде всего известен как предприниматель. В 1967 г. он основал свой первый «Центральный парк», за которым последовали и другие — в Голландии, Бельгии, Франции и Англии.
В конце 70-х годов Дерксен заболел и во время болезни пережил сознательное обращение к Богу. После выздоровления этот миллиардер, посоветовавшись с женой и детьми, предоставил свое состояние в распоряжение организации «Утверждение любви Божьей». Толчком к этому послужила история о богатом юноше. Вот слова Пита Дерксена: «Господь сказал богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, продай все, что имеешь, и раздай нищим…» Кто же не хочет быть совершенным?! Меня эта история преследует всю жизнь, и вот пришло время… Моя жена и дети были согласны…» («Der Satelliten-Jesus-Bekehrung per Bildschirm», aus der Sendereihe «Gott und die Welt», WDR 1989).
Организация «Утверждение любви Божьей» была основана в 1982 г. и прежде всего финансировала паломничества, дни памяти и помощь третьему миру.
Позже Пит Дерксен познакомился с Томом Форрестом, и возник план «Евангелизации 2000». Так как Дерксен был восхищен возможностями телевидения, они реализовали телевизионную идею «Люмен 2000», и Том Форрест передал этой организации опытного специалиста Бобби Кавнара, который владел телевизионной студией в Далласе и специализировался на харизматических телевизионных передачах.
Когда 6 июня 1987 г. Папа Иоанн Павел II провозглашал «год Марии», это мероприятие с помощью 20 спутников транслировалось на все пять континентов. Папа совершал молитву, и около миллиарда человек наблюдали это событие по телевидению.
Для организаторов мероприятия это было «величайшей в истории Церкви инициативой на благо евангелизации».
Участие «Люмен 2000» в покрытии расходов на трансляцию в 2,5 миллиона долларов составило 750 тысяч долларов.
В католическом журнале «Си-мегезин» можно прочитать об этом следующее сообщение с несколько другими цифрами: «6 июня накануне Троицы и «года Марии» молитва Папы транслировалась по всему миру с помощью 18 спутников. 2,5 миллиарда человек могли слышать или видеть эту передачу. Впервые в мировой истории люди во всем мире одновременно совместно молились». («C-Magazin», Ravensburg, Nr. 1/87, S. 18).
Цели «Евангелизации 2000»
Хотя на больших харизматических конференциях создавалось впечатление, что речь идет об акциях с евангелическим содержанием, руководители «Люмен 2000», а также Том Форрест не скрывают от католической публики, о чем, собственно, идет речь.
«Люмен 2000» — передачи для Латинской Америки «Живая церковь». В передачах обсуждаются такие темы, как «Евхаристия: как католики переживают присутствие Божье» или «Чудо евхаристии». Верность Папе является само собой разумеющимся требованием, и критика церкви не разрешается. Не скрывается и то, что работа в Южной Америке в основном должна способствовать воздвижению бастиона против продвижения евангелических фундаменталистов.
Том Форрест: «Латинская Америка: Как могло случиться, что Джимми Швагерт является лучшим из известных проповедников во всей Латинской Америке? Как мы могли допустить это? Филиппины: Филиппины, по свидетельству их епископов, теряют в год около 200 тысяч членов, которые уходят к протестантам… Я могу предсказать, что, если это продлится еще 50 лет, Филиппины уже не будут католическими!» («Der Satelliten-Jesus-Bekehrung per Bildschirm», a.a.O).
Эд Эронс, один из руководящих сотрудников «Люмен 2000», также не скрывает целей этих акций: «Все наши проповеди — это проповеди Церкви. То, что мы делаем,- это передача церковных доктрин. Мы говорим людям не только о том, что им нужно идти к Иисусу, но что им нужно идти в Церковь». (ebd.).
Но яснее всего Том Форрест выразился в 1990 г. в Индианаполисе на одном католическом мероприятии, где он сделал следующее признание: «Моя задача, моя роль, наша роль в евангелизации состоит не только в том, чтобы привести людей ко Христу. Наша задача состоит в том, чтобы сделать их христианами в полном смысле, то есть привести в католическую церковь… Нет, вы не просто приглашаете кого-то стать христианином; вы приглашаете людей идти вместе с вами в католическую церковь, чтобы стать ее новым членом. Почему это так важно? Давайте перечислим некоторые причины. Во-первых, существует семь таинств, и католическая церковь обладает всеми семью. Если Христос установил именно столько, я также хочу иметь столько. Мы, будучи католиками, обладаем не только крещением как первым таинством, вводящим человека в Церковь; у нас есть также миропомазание, которое ведет нас к христианской зрелости… У нас есть не только святое причастие как символ Тела и Крови Христа. На наших алтарях само Тело Христа; мы пьем Кровь Христа. Иисус на наших алтарях живой: как жертва и как трапеза любви… Мы соединяемся с Христом в евхаристии, живом Теле Христовом. Будучи католиками, мы имеем — и я радуюсь этому — чистилище. Благодарение Богу! Я принадлежу к числу тех, которые без этого никогда бы не достигли блаженного созерцания Бога. Это единственный доступный нам путь… Мы можем добавить сюда полный залог веры, сохраненный и усовершенствованный в своем выражении благодаря двухтысячелетней традиции. Будучи католиками, мы имеем Марию. И эта наша Мать, Царица рая, молится за нас, пока наконец не увидит нас во славе. Будучи католиками, мы имеем папство — целую историю Пап от Петра до Иоанна Павла II… Осталось десять лет до 2000 года, и наша задача заключается в том, чтобы использовать оставшиеся годы и евангелизировать столько людей, сколько сможем, и ввести их в католическую Церковь, в Тело Христово и в третье тысячелетие католической истории». (Zit. in M. de Semlyen: «Alle Wege fuhren nach Rom», CLV, Bielefeld 1993, S. 35).
Этому соответствует и молитвенная инициатива «Евангелизации 2000». Вот некоторые из пунктов молитвенного обязательства:
— Молись перед каждой трапезой;
— Молись ежедневно с четками за евангелизацию;
— Молись 15 минут перед мессой;
— Молись перед причастием.
«Евангелизация 2000» — программа католизации?
Хотя Том Форрест и другие представители этого движения и не согласятся с упреком в своей двойственности, однако при трезвом рассмотрении фактов напрашивается именно такой вывод.
Том Форрест владеет лексиконом евангелических харизматиков и знает, где кому что сказать, чтобы достигнуть своей цели. Легковерные евангелические харизматики считают его одним из своих, в то время как Ватикан ни на минуту не сомневается в лояльности и верности Риму как Тома Форреста, так и его инициатив.
В изданной харизматиком и иезуитом Норбертом Баумертом книге «Иисус является Господом: церковные тексты к католическому харизматическому обновлению» также можно ясно увидеть, как это движение неотделимо связано с догмами католической церкви и в конечном итоге представляет собой инициативу, призванную облегчить, насколько возможно, путь в Рим «отделенным братьям».
Отношение к этому католической церкви также не оставляет места для другого вывода. Так, к примеру, английский кардинал Хьюм в одном телевизионном интервью, посвященном десятилетию евангелизации, высказался так: «Когда католики молятся о восстановлении полного общения с другими христианами, они молятся о таком единстве, в отношении которого Церковь уверена, что оно угодно Христу, и которое во всех своих существенных чертах находится в католической Церкви». (ebd., S. 23).
В официальном тексте немецкой епископской конференции можно прочитать следующее: «…Харизматическое обновление соответствует одному из основных требований Церкви; оно совершается в Церкви и для Церкви. Оно связывает экуменическую широту с прочными католическими корнями…» (N. Baumert: «Jesus ist der Herr», Vier Turme, Munsterschwarzach 1987, S. 15). «…Настоящий христианский духовный опыт… ведет к новому отношению к таинствам и к их живому воплощению в повседневной жизни… Он согласуется с учением Церкви и потому готов принимать участие в процессе поиска истины и развитии учения; он пробуждает готовность включиться в церковный порядок с дарованными Церкви Христом служителями и принимать личное участие в ее жизни…» (ebd., S. 29-30). «Многократные контакты с инициативами евангелических и свободных церквей часто бывают плодотворными, но они также несут с собой напряженность и опасения; они могут поколебать католиков в их убеждениях. Уважительное отношение к другим исповеданиям ни в коем случае не противоречит любезному исповеданию истины и порядка собственной, католической Церкви. Христианин-католик верит, что только в его Церкви имеется «доступ ко всей полноте спасительных средств», что Дух Божий, несмотря на виновность и греховность ее членов, сохраняет ее в истине». (ebd., S. 56).
Еще яснее можно распознать цель евангелизации в «Пасторском заявлении, касающемся католического харизматического обновления», сделанном американскими епископами в 1984 г.: «В харизматическом обновлении мы видим экуменическую силу, чему мы очень рады. Мы присоединяемся к словам Папы Павла VI, которые Папа Иоанн Павел II повторил во время своего визита в США 5 октября 1979 г.: «Будем продолжать усилия по сближению с нашими отделившимися братьями; будем делать это с большим пониманием, с большим терпением, с большой любовью, но не отступая от истинной католической Церкви.» Сюда входит уравновешенное соотношение между словом и таинством как путями получения благодати; признание литургии как «незаменимого источника истинного христианского духа»; традиционное почитание Марии, Матери Божьей; наше послушание Папе, наместнику святого Петра. Настоящая экумения сохраняет лояльность по отношению к жизни и всеохватывающему опыту Церкви». (ebd., S. 79).
Если изучать историю евангелического харизматического движения и биографии его руководителей, то с удивлением можно заметить, что католическая церковь и ее представители оказывали на них определенное влияние. Порой возникает впечатление, что руководители харизматического движения стыдятся своего протестантского происхождения.
Между тем «католическо-харизматическое обновление» оказало такое влияние на евангелических харизматиков, что некоторые из них, как например Дэвид Уатсон, характеризуют Реформацию как «одну из величайших трагедий в истории Церкви» (M. de Semlyen, a.a.O., S. 36).
Бросается в глаза тот факт, что все большее число католических руководителей выступают с докладами на больших конференциях харизматического движения. Стало почти само собой разумеющимся, что католическим участникам такой конференции предлагают совершить отдельную евхаристию, во время которой священник якобы приносит в жертву Христа и, превращая хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса, предлагает верующим «Христа» в качестве пищи.
В немецком харизматическом движении особую симпатию к католической церкви проявляет Фридрих Ашоф. Он сам сообщает в своей книге «Личные опыты в духовной экумении», как в середине 70-х годов на съезде руководителей в Грэйхеме познакомился с католическими священниками и монахами, которые своим «смирением» и «глубокой искренностью» изменили его отношение к римско-католической церкви. «Личное благословение католического священника и сказанное им напутственное слово изменили мое служение». («Gemeinde-Erneuerung», Hamburg, Nr. 3/88, S. 10).
Далее Ашоф сообщает, что евангелические участники семинаров, на которых было до 50 % католиков, «благодаря свидетельству католических братьев и сестер, стали по-новому смотреть на святое причастие и на личное исповедание». (ebd., S. 10). «О разнице в вероучениях не говорилось ни слова. Напротив, мы начали познавать и ценить те сокровища, которые вверены Богом другим конфессиям». (ebd., S. 10).
В то время как отцы Гейдельбергского катехизиса (вопрос 80) нашли четкие слова для характеристики католической мессы: «Таким образом, месса по своей сути есть не что иное, как отрицание единственной жертвы и страданий Иисуса Христа и завуалированное идолопоклонство», сегодня с удивлением можно наблюдать, как католическое лжеучение снова находит доступ в евангелические круги.
При этом примечательно, что не только лютеране, как Ф. Ашоф, но и пасторы свободных церквей высказывают мнения о причастии, в которых явно чувствуется влияние католических понятий.
Так, к примеру, Петер Дипл, пастор «Христианского центра Берлина» в своих «Тезисах к трапезе Господней, святой Вечере» пишет: «…Тело и Кровь Господа Иисуса духовно реально присутствуют здесь (1Кор.10:15-17)… Остаток благословенного хлеба или вина (виноградного сока) нужно полностью съедать во время трапезы; сравните повеление в отношении пасхальной трапезы (Исх.12:10,46)… Итак, укрепи нас посредством Тела и Крови Твоего возлюбленного Сына и исполни нас Твоим Святым Духом, чтобы мы сами стали одно тело и один дух в Нем…» («CZB-Report», Berlin, Nr. 2/93, S. 3).
Поэтому не приходится удивляться, что известные ведущие харизматики вступают в католическую церковь. В журнале «Обновление церкви» можно прочитать следующее сообщение пастора Фридриха Ашофа: «Переход Гюнтера Оппермана в римско-католическую церковь. 26 ноября 1990 г. Гюнтер Опперман был принят в католическую церковь. После краткого пребывания в Анахайме (Калифорния) у Джона Уимбера, который предложил ему свою помощь, он возвратился в Германию, где через несколько недель попросил епископа из Майнца о душепопечительном сопровождении. В последующие месяцы он решил просить о приеме в католическую церковь. После долгого подготовительного периода в домашней часовне епископа в присутствии небольшого круга друзей состоялся его переход. В дружеском письме Гюнтер Опперман сообщил, что в недалеком будущем хочет снова принять свое евангельское служение. Как нам стало известно, центр тяжести его труда будет находиться в странах Восточной Европы. Мы желаем ему благословения нашего Господа Иисуса Христа в его труде». («Gemeinde-Erneuerung», Hamburg, Nr. 40, S. 34).
Ким Коллинз, в прошлом член свободной церкви, которая часто встречалась с Гюнтером Опперманом на больших харизматических конференциях, уже в 1984 г. вступила в католическую церковь. В своей автобиографической книге «Это только начало» она сообщает: «Мне было ясно, что Богу угодно примирить меня с Марией и ее ролью в католической Церкви, да и с самой католической Церковью. Ребенком я была лютеранкой. Повзрослев, я уютно чувствовала себя в надконфессиональном харизматическом обновлении. И вот теперь — я чувствовала это — мне нужно измениться. Уверенность, которой я ожидала более двух лет, теперь вдруг наполнила мое сердце. Если за семь лет со дня моего обращения и исполнения Духом Бог когда-либо ясно и определенно говорил мне, то это было именно теперь. Он призывал меня занять новое место в Его Теле и стать членом католической Церкви». (Kim Kollins, a.a.O., S. 164).
2 августа 1984 г. на заключительной мессе в присутствии 5000 человек она была принята в католическую церковь. Вот ее свидетельство об этом: «Когда я в субботу во время мессы смотрела на икону Марии и Иисуса, у меня снова потекли слезы. Я нашла ответ на вопрос, где же мой настоящий дом. Сегодня я возвращаюсь домой. Аминь». (ebd., S. 169).
Также и в биографии Кэтрин Кульман, одной из самых известных в харизматических кругах женщин-харизматиков, Дж. Букингем сообщает: «После ее личной аудиенции у Папы в Ватикане в нескольких газетах появились публикации с фотографией, на которой Папа пожимает руку Кэтрин. Под фотографией было написано: «Его Святейшество выразил свое восхищение той работой, которую она совершала, и ободрил ее продолжать свой труд!»» (J. Buckingham: «Kathryn Kuhlman», Fix, Schorndorf 1979, S. 245-246).
Эти несколько примеров, говорящих о позиции большинства харизматиков, ясно показывают, какую привлекательную силу представляет католическая церковь для харизматического движения. Поэтому неудивительно, что «Евангелизацию 2000» с восхищением приветствуют такие ведущие харизматики, как Джон Уимбер, Боб Мамфорд, Ларри Кристенсон, Винзон Синен и Михаэль Харпер.
Будет ли в католической евангелизационной программе проповедоваться библейское Евангелие?
Можно с радостью признать тот факт, что со времени Второго Ватиканского собора благодаря движению обновления среди католиков началось библейское движение. Фактом является и то, что благодаря этому движению многие католики пришли к живой вере в Иисуса Христа.
Многие из этих искренних и преданных христиан или не знают многих догм католической церкви, или не интересуются ее учениями. Другие в результате чтения Библии поняли многие заблуждения церкви, но сознательно остаются в ней, чтобы использовать возможности распространять чистое Евангелие.
Мне известны христиане, которые имеют библейские понятия и отвергают церковные догмы о Папе, Марии, таинствах и т.п. как небиблейские, но участвуют в евхаристии, воспринимая ее в своих сердцах как трапезу воспоминания.
Они считают, что Бог поручил им использовать свои возможности для возвещения Евангелия внутри католической церкви. Такой позицией они практикуют небиблейский компромисс. Но Господь знает сердца и мотивы этих братьев и сестер, которыми часто движет любовь к Христу и к Его Слову.
Но если людям, находящимся в плену ложных, небиблейских понятий (таких, к примеру, как крещение для возрождения и присоединения к Телу Христову), проповедовать Евангелие, не объяснив прежде сущность этих роковых заблуждений, от них остается скрытой важная часть истины.
Святой Дух, Дух истины, прежде всего обличает в грехах. Не только в моральных грехах, но и в ложном поклонении человеческим или божественным изображениям, а также в ложных теориях об искуплении. Лишь после этого проповедь Евангелия о заместительной жертве Иисуса на кресте сможет упасть на плодоносную почву.
Неоспоримо и то обстоятельство, что эти братья и сестры, если они найдут в себе мужество и займут открытую позицию по отношению к ложным учениям католической церкви, окажутся в очень затруднительном положении.
Примером этому может служить история бывшего священника Грегора Даллиарда. В конце 70-х годов этот священник через харизматическое движение обновления пришел к живой вере в Иисуса Христа. Внутри католической церкви возникли библейские кружки. 15 августа 1988 г. (в день вознесения Марии) Даллиард в своей проповеди о Марии разоблачил небиблейское католическое лжеучение о Марии. При этом он не подозревал, что два месяца спустя будет отлучен от церкви за эту проповедь и за свои отличные от догм католической церкви убеждения.
В своей интересной книге «Я больше не мог быть священником» он описывает, как благодаря библейскому движению после Второго Ватиканского собора у многих католиков появилась надежда, что ложные учения и догмы римско-католической церкви уступят место словам Иисуса.
Но новый церковный закон положил конец этим надеждам: «Какой шок и разочарование вызвал новый церковный закон, объявив волю Ватикана безоговорочной! Противоречия между Библией и римско-католическим учением становились тем более очевидными, чем более люди читали Библию, так как не может быть компромисса между Словом Божьим и системой, в том числе и религиозной! Харизматическое обновление в римско-католической церкви в начальный период было послушно благодати Божьей, но позже религиозное руководство прибрало его к рукам и начало искажать. Сегодня оно является уступчивой жертвой римско-католической системы. Поэтому с 1986 г. я все больше и больше отходил от него. Я не мог больше дарованное мне Богом растрачивать в компромиссах, я не хотел изменять Иисусу Христу». (G. Dalliard: «Ich durfte nicht mehr Priester sein», Dynamis, Kreuzlingen 1992, S. 144-145).
В конце своей книги он излагает достойные нашего внимания мысли: «Быть учеником Иисуса — фактически значит не быть выше своего Учителя, а это в повседневной жизни не просто. Кому нравится конфронтация, которой Иисус и апостолы вынуждены были противостоять ради истины? Некоторые руководители и представители свободных церквей сыты по горло постоянными спорами с Ватиканом и его представителями. Чем более высокое и важное положение занимает человек, тем более он подвержен опасности изменить Иисусу ради хороших человеческих идей. Завтра экуменические церкви станут рабами Ватикана и его учения, потому что поступились свободой во Христе Иисусе и дали соблазнить себя к духовному блуду». (ebd., S. 372).
На соборе во Флоренции в 1442 г. было заявлено: «Святая римская Церковь, основанная словом нашего Господа и Спасителя, твердо верит, исповедует и провозглашает, что никто вне католической Церкви — ни язычник, ни иудей, ни неверующий или отделившийся от единства Церкви — не будет иметь участия в вечной жизни и подлежит вечному осуждению в озере огненном, которое приготовлено дьяволу и ангелам его, если только он перед смертью не присоединится к ней (Церкви)». (Neuner-Roos: «Der Glaube der Kirche», Pustet, Regensburg 1971, S. 256).
Отказалась ли римско-католическая церковь в наш век толерантности от притязания на свою исключительность? Нет. Просто выражаться она стала несколько более дружелюбно: «Поэтому не могут спастись те люди, которые знают о католической Церкви и о дарованных ей Богом через Христа спасительных средствах, но не вступают в нее или не хотят оставаться в ней». (Второй Ватиканский собор, 1964 г.)
Римско-католическая церковь учит, что:
— принадлежность к католической церкви необходима для спасения;
— отказ от церковных преданий лишает спасения;
— таинства необходимы для спасения;
— Мария является «матерью Церкви» и «посредницей к Посреднику» и, как безгрешная «Дева, родившая Бога», в телесном виде взята на небо;
— Папа является «представителем Христа на земле»; «главою всей Церкви», «отцом и учителем всех христиан», «высшим судьей всех верующих» и что он «безгрешен», когда говорит за кафедрой.
Такое учение не позволяет говорить о библейском Евангелии, если евангелизация будет происходить от имени этой церкви или в этой церкви.
Поэтому «Евангелизация 2000» и все связанные с ней инициативы служат одной большой цели — объединить «отделенных братьев» (раньше их называли еретиками) в «одно стадо» (католическую церковь) под одного пастыря (Папу). «Итак, Дух пробуждает во всех учениках Христа страстное желание, чтобы все установленным Христом образом объединились в одно стадо и имели одного пастыря. Для достижения этого мать-Церковь неустанно молится, надеется и действует, призывая своих сынов к очищению и обновлению, чтобы образ Христа яснее сиял на челе Церкви» (Второй Ватиканский собор, 1964 г.) (ebd., S. 282).