Библиотека soteria.ru
Каждый ли христианин достигнет небесной цели
Эрнст Паули
Дата публикации: 21.11.15 Просмотров: 2121 Все тексты автора Эрнст Паули
Догматические высказывания
Писания доказывают, что учение о невозможности потерять спасение — несостоятельно. Рассмотрев примеры из Слова Божьего, подтверждающие возможность отпадения, хочу представить вниманию читателя догматические места Писания на эту же тему. Повторю еще раз, что возрожденное дитя Божье, стремящееся к освящению, находится под охраной Отца Небесного, Который силен довести его до цели. Это многократно подтверждается драгоценными и надежными обетованиями всемогущего Бога.
В книге пророка Иезекииля мы находим следующее утверждение: «И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность, и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, — и он умрет от неправды своей, какую сделал» (33:12-13). Господь предельно ясно говорит, что чудная благодать Божья покрывает все грехи беззаконника, который обратился от своего беззакония. Как бы ни был велик грех, он уже не может повредить ему. Слава Богу!
Но здесь открывается еще трагическое положение человека, который получил прощение грехов и праведность по благодати, однако совершил зло и стал жить в грехе. Ему нисколько не поможет то, что он был праведным перед Богом!
Следовательно, человек может отвратиться от своих беззаконий, получить праведность от Бога и только в таком случае стать праведным. Точно так праведник может уклониться в беззаконие. Псалмопевец Асаф говорит: «Ибо вот удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя» (Пс.72:27). Отступить от Бога может лишь тот, кто в свое время обратился к Нему и стал Его чадом.
Посмотрим, что говорит по этому поводу Новый Завет. В 15 главе Евангелия Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, Отца Небесного — виноградарем, а детей Божьих — ветвями. Само собой разумеется, что без возрождения никто не может быть ветвью на Лозе. Но что говорит Господь далее?
«Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (2ст.).
«Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (5-6ст.).
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (10ст.).
Во-первых, ветви, не приносящие плода, отсекаются и сжигаются. Условие пребывания на лозе — плодоношение. Во-вторых, для пребывания во Христе необходимо соблюдать заповеди Его. Кто не соблюдает заповедей Господа, тот не приносит плод и в конце концов будет отсечен.
С одной стороны, эти слова Христа опровергают учение о невозможности потерять спасение, а с другой — ясно указывают, как можно навеки сохранить однажды полученное спасение.
Когда человек рождается свыше и становится посредством этого чадом Божьим, Дух Святой поселяется в нем и дает ему удивительную возможность жизни по духу. Такой христианин больше не должник плоти и ее вожделений (Рим.6:11-13;8:12). Однако Писание говорит, что даже для христианина, получившего Духа Святого, остается возможность жить и поступать по плоти. Это очень опасно. Возрожденный человек только тогда свободен от осуждения, когда не живет по плоти: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1).
«…Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу… Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут…Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:3-4,6-8,13).
Жизнь пол руководством Духа Святого ведет к жизни, а жизнь по плоти — к смерти.
В первом послании Коринфянам Апостол Павел предупреждает о другой опасности. Он увешает верующих не пользоваться дарованной свободой в тех случаях, когда это может стать соблазном для брата или сестры во Христе. Соблазн может привести возрожденного, но слабого христианина к гибели. И не только его, но и соблазняющего. «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор.8:9,11-12).
Во втором послании Апостол Павел просит коринфян: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (6:1). Затем Павел рассказывает к назиданию коринфян, как он во всех обстоятельствах жизни являет себя служителем Божьим, и побуждает их к отделению от мира.
Апостол говорит, что, не приняв во внимание увещания, коринфяне окажутся теми, кто тщетно принял благодать Божью. Другими словами, не будет им пользы от того, что они когда-то приняли благодать, они погибнут!
Подобная мысль выражена и в послании Галатам: «Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!» (3:2-4).
Да, если человек, искупленный по благодати, вновь обращается к делам закона с тем, чтобы получить гарантию на спасение, он глубоко несчастен. Он находится в смертельной опасности. Благодать, однажды принятая им, может оказаться бесполезной. Поэтому и труд Апостола Павла в Галатии мог стать тщетным: «Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (4:11).
Дальше Павел конкретно говорит: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4). Отпасть от благодати может только тот, кто однажды получил ее.
Посмотрим еще, что пишет Апостол Павел фессалоникийцам, которые «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1:9). Он не исключает, что они могут поколебаться в трудностях, и тогда его труд среди них будет напрасен. «Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш» (1Фес.3:5).
Итак, Апостол Павел многократно и ясно говорит о том, что спасение можно утерять. Приведу еще несколько стихов из первого послания Тимофею: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям… О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (6:10,20-21); «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (4:1).
Апостол Петр также повествует о людях, которые некогда вошли тесными вратами и встали на правильный путь, на путь праведности, но потом совратились. Он называет их лжеучителями: «Оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную… Ибо. произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр.2:15,18-22).
Есть и другая категория христиан, о которых пишет Апостол Иоанн: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1Иоан.2:19). Этих людей нельзя отнести к числу тех, о ком свидетельствует Петр. Это христиане лишь по названию. Они принадлежат к церкви, но не пережили возрождения. Это лжебратья, которых Иоанн называет даже антихристами (1Иоан.2:18).
«Если бы они были наши, то остались бы с нами». Не хочет ли Апостол Иоанн этим сказать, что спасение утерять невозможно? — Нет, иначе он так настоятельно не призывал бы пребывать в Сыне и в Отце. К этим увещаниям мы еще вернемся. Здесь же Иоанн больше подчеркивает нормальное состояние возрожденного христианина, который пребывает во свете, подобно как Бог во свете. Он чувствует себя в Иисусе Христе спокойно, безопасно и не думает о том, чтобы оставить церковь.
Во втором послании Иоанн также говорит об опасности потерять нечто приобретенное: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду».
В послании Евреям говорится о возложенной на нас ответственности хранить дарованное спасение, чем и подрывается учение о невозможности отпасть от Бога. «А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца… Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (3:6,14).
А к следующему тексту, записанному в послании Евреям 6:4-8. сторонники антиевангельского учения стараются выработать невесть сколько толкований. Удивительно, почему они не принимают эти предельно ясные слова такими, как они есть? «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение».
Это слово о возрожденных христианах. Они были просвещены и вкусили дара небесного. Так можно сказать только о тех, кто принял свет жизни и хлеб духовный, то есть принял Иисуса Христа и посредством этого получил возрождение (Евр.10:32; Иоан.6:33). Они сделались причастниками Духа Святого, а это можно сказать только о рожденных свыше (Деян.2:38; 2Кор.1:21-22; Еф.1:12-14). Да, только рожденный свыше может вкусить благого глагола Божьего и сил будущего века. Отпасть может только тот, кто однажды пережил спасение. В противном случае, от чего ему отпадать?
Совершенно ясно, что здесь под отпадением не подразумевается грех. Согрешения могут случаться в жизни любого христианина. В каждом отдельном случае это падение, но не конец! Возрожденный христианин, сделав грех, сразу же сожалеет об этом. Он не отчаивается, потому что у него есть Ходатай — Сам Иисус Христос, Который в полной мере заплатил за каждое наше преступление, за наше непослушание, и эта жертва действительна вечно.
В первом послании Иоанна (1:9) говорится об исповедании, посредством которого чадо Божье может сразу же получить прощение и радостно продолжать свой путь. А в послании Евреям (6 гл.) речь идет о сознательном и добровольном уходе человека от Бога и о его желании оставаться в грехе. Это сознательно отпавшие люди, которые «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Если дитя Божье дошло до такого состояния, тогда для него может наступить момент, когда обновление покаянием больше невозможно.
«Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях,, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:26-31). В этом отрывке говорится о людях, получивших познание истины и освященных Кровью завета.
Прочитаем еще такие места, как: 1Петр.1:1-2; 2Иоан.1ст.; Рим.8:9; 2Кор.1:21-22; 2Тим.1:7; Тит.1:1; Евр.9:14-15; 10:10.
Итак, Слою Божье говорит, что только возрожденные люди освящены Кровью завета и только они получают познание истины и Духа благодати.
Обратим внимание, что автор послания Евреям говорит не в общем, а конкретно: «если мы… произвольно грешим», то есть он не исключает и себя из числа тех, кто может произвольно грешить. Я думаю, никто из сторонников учения о невозможности потерять спасение не решится утверждать, что автор послания Евреям был невозрожден.
Что же подразумевается под словами «произвольно грешим»? Иногда верующие говорят о себе, что они произвольно согрешили и потому нет для них больше благодати. Но из контекста всего Слова Божьего видно, что тот, кто обвиняет себя в произвольном грехе, не отпал от благодати. Возможно, в момент искушения он действительно делал грех по собственной воле, но потом глубоко сожалел об этом, потом смирился и сознал свою вину. Такой христианин может, как уже было сказано выше, радостно продолжать свой жизненный путь, потому что Кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха, когда мы каемся и исповедуемся.
Под словами «произвольно грешим» подразумевается прежде всего намеренное, добровольное, сознательное удаление от общения с Господом и продолжительное желание жить в грехе. Такие люди попирают Сына Божьего и не почитают за святыню Кровь завета, посредством которой были в свое время очищены. Они оскорбляют Духа благодати и не сожалеют о своей греховной жизни, находя в ней удовольствие.
Итак, в Евр.10:26-31 речь идет не о тех, кто всем сердцем стремится жить для Господа, хотя иногда падает и согрешает. В то же время здесь ясно говорится о том, что спасение можно утерять через сознательное отступление. А в таком состоянии может наступить момент, когда покаяние и жертва за грех больше невозможны и остается только «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников».
В заключение обратимся еще раз к посланиям семи церквам, записанным в Откровении. Читая их без предвзятости, молитвенно, с сознанием Божьего присутствия, всякий увидит, что здесь нет и намека на то, что спасение потерять невозможно.
«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:4-5). Если Бог имеет что-то против нас, значит, у нас не все в порядке, значит, мы где-то упали. Если не будет покаяния с нашей стороны. Бог сдвинет наш светильник, и тогда наступит ночь, черная ночь.
«Но имею немного против тебя…» (Откр.2:14). Даже если это всего лишь немного, то мы больше не беспорочны.
«…Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Откр.3:1-2). Несомненно, вышеупомянутые пресвитеры были возрожденными. Несмотря на это, пресвитер сардисской церкви мертв, а в его церкви есть люди, которые вроде бы еще живы, но близки к смерти. Какое серьезное положение!
А вот ангел лаодикийской церкви. Ему Иисус говорит: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (3:15-16). «Извергну» — означает окончательное отделение от Бога и от жизни. Подобное предупреждение просматривается во всех пяти посланиях порочным пресвитерам. Избежать разрыва с Богом можно только через покаяние и выполнение заповедей Христа. Если покаяния не последует, то имена вышеупомянутых пресвитеров будут изглажены из книги жизни.
Итак, в жизни христианина возможен момент, когда Господь вынужден извергнуть его. В этом случае спасение уже невозможно. Это относится, как говорит Слово Божье, и к безбожным людям, и к уклонившимся и отпавшим верующим.
Для обоснования этого утверждения процитирую еще несколько мест.
«Там пали делающие беззаконие, низринуты, и не могут встать» (Пс.35:13).
«…Коварство в сердце его; он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. За то внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления» (Прит.6:14-15).
«…Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осаждению» (Марк.3:29).
Прежде чем представить убедительные увещания Слова Божьего, призывающие нас сохранять свое спасение, хочу напомнить всем детям Божьим, связавшим свою жизнь с Иисусом Христом и пребывающим в Нем, отрадные слова: «…вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 1:7-8).