Беседa LXIII

Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа (Быт. XXXIX, 23).

1. Сегодня мы хотим сообщить вашей любви остальное из сказаннаго нами вчера и опять коснуться повествования об Иосифе. Вы знаете, что вчера в очень продолжительной нашей беседе мы не могли подвинуться далее, а остановились на том, как Иосиф, по клевете египтянки, ввергнут был архимагиром в темницу. Сегодня любви вашей нужно показать, что с ним случилось в темнице. Будучи заключен в темницу и поручен начальнику темничных стражей, он и там получил столь великую помощь от Бога, что главный страж вверил ему полное начальство над темницею. И старейшина стражей темничных, сказано, ничтоже бе ведый ради Иосифа. Видишь, что он среди самых скорбей не имел никакого чувства горести; а благопромыслительная премудрость Божия изменила все неприятное (в приятное). Как перл, хотя бы брошен был в тину, показывает свою красоту, так и добродетель, куда бы ты ее ни свергнул, проявляет свою силу — и в рабстве, и в темнице, и в бедствии, и в счастии. Так как заключенный в темницу расположил к себе темничнаго начальника, и получил от него начальство над всеми, в ней находившимися, то отсюда мы должны видеть, как открывалась в нем сила присущей ему благодати. Бысть же, сказано, по словесех сих (XI, 1). Каких словесех? То есть, после разсказанных обстоятельств оклеветания Иосифа и осуждения его на темничное заключение; также после того, как мы узнали, что Господь был с ним и что начальник темницы доверил ему управление всею темницею. Бысть же по словесех сих, когда он был ввержен в темницу, что главный виночерпий и главный хлебодар учинили преступление и были осуждены царем на заключение в ту же темницу. Приняв их, начальник стражей поручил их Иосифу. Он обходился с ним уже не как с узником, но как с участником в его заботах, или лучше — как с таким, который способен был облегчать тяжкую участь заключенных. И предста им, сказано (4). Что значит: предста им? То есть, он утешал их, укреплял их дух, ободрял их, и не допускал их впадать в уныние. Долго они были в темнице, и в одну ночь оба, и виночерпий и хлебодар, видели сон. Но этот дивный (Иосиф), заботясь об утешении их и заметив, что сновидения привели их в смущение и недоумение, говорит им: что яко лица ваша уныла днесь (7), — так как лица их обнаруживали внутреннюю тревогу. Да и Премудрый сказал: сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу сетует (Притч. XV, 13). Итак, видя их в унынии от сновидений, он хотел узнать причину и спрашивал их. Смотри, как и в темнице он показывал свою добродетель и старался облегчать скорби других! Что же они? Сон, говорят, видехом, и разсуждаяй его несть (8). Они не знали мудрости говорившаго с ними; они смотрели на него, как на одного из многих; потому не разсказывают и сна, а говорят только, что видели сон, и некому объяснить его. Но этот дивный муж говорит им: еда не Богом изъявление их есть? Поведите убо мне (8). От себя могу ли я обещать вам какое-нибудь изъяснение? Бог сообщает откровения. Поведите убо мне. Смотри, какая мудрость и какое необычайное смиренномудрие! Не говорит он: я вам изъясню, я вам покажу значение снов; а что? Поведите убо мне. Один Бог сообщает такия откровения. И поведа старейшина винарск. Выслушав его, Иосиф говорит: сие разсуждение сему: три леторасли три дни суть; еще три дни, и помянет Фараон старейшинство твое винарско [1], и паки поставит тя; и подаси чашу Фараону в руку его, по сану твоему первому, якоже был еси виночерпий. Но помяни мя тобою, егда благо ти будет; и сотвориши надо мною [2] милость; и да помянеши о мне Фараону, и изведеши мя от твердыни сея: яко татьбою украден бых из земли Еврейския, и зде ничтоже сотворих, и [3] ввергоша мя в ров сей (9, 12-14). Так как Иосиф предсказывал виночерпию в будущем благополучие и помилование от царя, то и говорит: помяни мя тобою, то есть, когда ты снова будешь счастлив, вспомни того, кто тебе это предсказал, и окажи мне милость.

2. Слыша это, возлюбленный, не обвиняй праведника в малодушии; а лучше подивись тому, что он, среди таких скорбей, мужественно и благодушно переносил заключение в темнице. Хотя от начальника темницы часто получал он власть, но все же его тяготило заключение и пребывание с людьми павшими и неопрятными. Заметь его любомудрую душу и в том, как он все переносил с твердостию духа, во всем показывая глубокое смиренномудрие. И сотвориши, говорит,со мною милость, и помянеши о мне пред Фараоном, и изведеши мя от твердыни сея. Обрати здесь внимание на то, что он ничего не говорит касательно той гнусной блудницы, не обвиняет и своего господина, не упоминает о безчеловечии к нему своих братьев; но, скрывая все это, говорит: вспомни меня и постарайся о том, чтоб меня вывели из этой темницы. Яко татьбою украден бых из земли Еврейския. И зде ничтоже сотворих, но ввергоша мя в ров сей. Не оставим этого без внимания: но размыслим о любомудрии его души, — о том, как он, нашедши такой случай и зная, что виночерпий, в счастливых обстоятельствах, может все, что его касается, сообщить царю, он не обвиняет египтянки (опять это скажу), не касается ни господина, ни своих братьев; не высказывает причины, по какой осужден на заключение в темницу, и не старается доказать несправедливость, ему оказанную; не о том заботится, чтобы обвинить других, а чтобы сказать то, что его касается. Он оставил в тени поступки с ним братьев, сказав только: украден бых из земли Еврейския, а о поступке непотребной египтянки и вовсе не упоминает, также и о несправедливом гневе на него господина. Что он говорит? Зде ничтоже сотворих, но ввергоша мя в ров сей. Слыша это, научимся и мы, когда подвергнемся чему-либо подобному, не стараться поносить тех (которые обидели нас), не изощрять языка на обвинение других, но тихо и кротко доказывать свою невинность и подражать этому чудному мужу, который даже и в бедствии не решился ни одним словом огласить безстыдство египтянки. Известно, что многие, действительно виновные в преступлениях, с безстыдством стараются сложить свои вины на других. А этот, будучи светлее солнца и имея возможность разсказать все правдиво и показать безумие той (женщины) и себя прославить, ничего из этого не разглашает. Он не искал славы у людей, а довольствовался благоволением свыше, и похвалу за свои дела хотел иметь только от Всевидящаго. Поэтому, хотя он молчал, и старался все скрыть, — человеколюбец Господь, видя, что подвижник так хорошо подвизается, возвел его на такую степень величия. Впрочем и из последующих событий мы узнаем терпение этого мужа, увидим, как он не скорбел от промедления и не унывал, но с великим благодушием все переносил и благодарил Господа, попустившаго это. Между тем главный хлебодар, услышав это и думая, что и его сон предвещает ему что-нибудь доброе, разсказывает ему свое сновидение. Но Иосиф, выслушав и получив от вышняго откровения объяснение и этого сна, предсказывает хлебодару угрожающую погибель и говорит: еще три дние [4], и отъимет Фараон главу твою от тебе, и повесит тя на древе, и изъядят птицы небесныя плоть твою от тебе(19). Для того, говорит он, я предварительно заметил вам, что я не от себя провещеваю вам, но по откровению Божию, чтобы, доброе ли или худое будут означать сны ваши, вы не приписывали этого мне самому. Я не свое говорю вам; но объявляю только то, что открывает благодать свыше. Когда наступил предназначенный день, слова Иосифа оправдались самым делом: с обоими произошло так, как он предсказывал; один снова возвратился к прежнему благоденствию, другой подвергся казни. Однако виночерпий, столь утешенный Иосифом, не помяну Иосифа, но забы его (23). И посмотри опять на праведника, как он подвизается, будто в училище борьбы или палестре, и представляет доказательства своей доблести, не испытывая никакого смущения, страха и раздражения. Если бы это был другой кто-нибудь из обыкновенных людей, то, может быть, сказал бы сам себе: что же это? Виночерпий, сообразно с тем как истолковал я ему сон, так скоро возвратил себе прежнее благополучие и уже не вспомнил обо мне, предсказавшем ему это. Вот он в таком счастьи; а я, не сделавший ничего худого, в заключении, вместе с убийцами, ворами, разбойниками, с людьми, наделавшими тысячи зол. Ничего подобнаго он не сказал и не подумал: он знал, что его поприще для того так и продолжительно, чтобы, надлежащим образом потрудившись, он получил светлый венец.

3. Заметь, что по возстановлении виночерпия прошло, как сказано, два года. Ему нужно было ожидать благоприятнаго времени, чтобы выйти оттуда со славою. Если бы виночерпий, вспомнив о нем прежде сновидений фараона, своим ходатайством освободил его из темницы, то его добродетель для многих, быть может, осталась бы неизвестною. А теперь благопромыслительный и премудрый Господь, как искусный художник, зная, насколько времени золото должно оставаться в огне, и когда его нужно вынимать оттуда, попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжение двух лет, для того, чтобы застало время и для сновидений фараона, и по требованию самой нужды праведник сделался известным по всему царству фараона. На двою лету, сказано, виде фараон сны. И бысть [5] заутра, и возмутися душа его: и послав, созва вся сказатели Египетския [6], и вся мудрыя его; и поведа им фараон сон, и не бяше сказуяй того фараону (XLI, 1-8). Посмотри, как (здесь) многообразно устроение Божие! Сперва Бог попускает ему испытать всех считавшихся там мудрецами для того, чтобы — когда обнаружится их неведение — выступил на средину этот узник, пленник, раб, еврей, и открыв то, что скрыто было от многих, чрез то всем показал озаряющую его благодать свыше. Когда все собранные мудрецы не могли ничего сказать, даже и уст открыть не имели сил, тогда виночерпий, вспомнив, пересказывает фараону случившееся с ним, и говорит:грех мой воспоминаю днесь (9). И затем разсказывает, как он в то время, когда был ввергнут в темницу вместе с хлебодаром, видел сон и получил объяснение от Иосифа, и как, по его предсказанию, все сбылось с ними на самом деле. Царь, услышав это, послал за Иосифом; и изведоша его мз твердыни, и остригоша его, и измениша ризы ему: и вниде [7] к фараону (14). Смотри, какая вдруг, с самаго начала, честь! Уже хорошо очищенный терпением, блистающий, как золото, он выходит из темницы и приводится к фараону. Видишь ли, что значит иметь помощь свыше? Замечай, как устроялось к тому, чтобы исполнилось то, что касается Иосифа. Так как он совершил величайший подвиг целомудрия, избежав сетей непотребной египтянки, и ввергнут был в темницу, то соизволено было, что в то же время заключены были там же виночерпий и хлебодар фараона, и чрез объяснение снов они узнали мудрость этого мужа, дабы теперь своевременно вспомнивший о нем сделал его всем известным. Рече же фараон Иосифу сон видех и сказуяй его несть; аз же слышах о тебе глаголющих, яко, слышав сны, разсуждаеши тыя (15). Вот как фараон от стыда не говорит прямо, что никто из моих мудрецов не мол, истолковать снов; а что (говорит)? Сон видех и сказуяй его несть; аз же слышах о тебе глаголющих, яко, слышав сны, разсуждаеши тыя. Обрати внимание на то, сколько здесь у Иосифа мудрости и благочестия в том, как отвечает он фараону. Не думай, говорит он, что я от себя что-нибудь говорю или по человеческой мудрости изъясняю это. Без откровения свыше нельзя приобрести такого ведения. Итак знай, что без Бога я не могу отвечать тебе. Без Бога, говорит, не отвещается спасение Фараона [8] (16). А зная, что Владыка всего открывает это, не спрашивай у людей о том, что открывать, говорит, свойственно одному Богу.

Смотри, как своим ответом Иосиф научает фараона понимать и безсилие бывших при нем мудрецов, и всемогущество Господа. Теперь, как ты узнал, что я не по человеческой премудрости и не по своим соображениям объясняю это, скажи, что тебе Бог открыл. Выслушав это, фараон разсказывает свои сны, первый и второй, и говорит: рех сказателем и не бысть поведаяй мне (ст. 24). Но не слышал ли ты от меня, говорит (Иосиф), что человеческой мудрости не свойственно знать это? Поэтому ты и не обвиняй мудрецов; они не могли никогда постигнуть того, что требует откровения свыше. И рече Иосиф: сон Фараонов един есть (25). А чтобы ты уверился, что открытое тебе Богом действительно сбудется и что Бог ускорит совершить это, дано тебе увидеть в другой раз тот же сон (ст. 32). Повторение служит подтверждением показаннаго (в сновидениях) и удостоверением в совершенном исполнении этого. Затем он объяснил седмеричное число волов и колосьев, сказав, что будет сначала великое во всем изобилие, а за ним последует жестокий голод, в заключение предложил фараону и наилучший совет. Поставь, говорит, над Египтом человека, который, собрав в семь плодородных лет плоды, устроил бы так, чтобы во время голода можно было найти утешение и не было совершеннаго оскудения. Понравилось, сказано, это фараону и всем рабам его (37). И вот фараон служит орудием исполнения снов Иосифа, виденных тогда, когда он еще жил с отцем своим. Итак, он толковал сны фараона; а фараон приводил к концу исполнение его снов, и сам того не зная. Выслушав это, сказано, рече [9]рабом своим: еда обрящем человека сицеваго, иже имать Духа Божия в себе (38)?

4. Видишь, как и сам (фараон) понял, что ему (Иосифу) сделалось это ясным по особому откровению свыше. Кого найдем мы, говорит, такого, который бы удостоен был благодати — иметь в себе Духа Божия? И рече Иосифу: понеже показа Бог тебе вся сия, несть человека мудрейша паче тебе (39).

Примечай здесь то, как никакия случайности не могут быть препятствием, когда благопромыслительному Господу угодно привести в исполнение Свои намерения. Вот (Иосиф) подвергся почти, можно сказать, убийству со стороны братьев, потом был продан, подпал клевете, которая угрожала ему крайнею опасностию, и столько времени оставался в заключении, — и после всего этого возведен почти на царский престол. Донеже показа Бог тебе вся сия, несть человека мудрейша и смысленнейша паче тебе. Ты убо буди [10] в дому моем, и уст [11] твоих да послушают вси людие [12], разве престолом аз более тебе буду (39, 40). Вот как узник внезапно становится царем всего .Египта; тот, кто архимагиром был заключен в темницу, теперь царем возводится на самую высшую степень почестей; прежний господин его сверх всякаго чаяния видит, что человек, котораго он, как прелюбодея, ввергнул в темницу, теперь получил власть над всем Египтом. Видишь ли, что значит благодушно переносить искушения? Поэтому и Павел говорит: скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. V, 4). И вот смотри: скорби (Иосиф) переносил с терпением; терпение соделало его испытанным; а сделавшись испытанным, он стал тверд в уповании, и упование не посрамило. Рече же ему[13]: се поставляю тя днесь над всею землею [14] египетскою. И снем Фараон перстень с руки своей, возложи его на руку Иосифу, и облече его в ризу червлену, и возложи гривну злату на выю его, и всади его на колесницу свою вторую [15], и проповеда пред ним проповедник: и постави его над всею землею египетскою (XLI, 42). Так как он имел Бога с собою [16], то Господь все это предустроил и возвел его на такую степень величия. Рече же Фараон: без тебе никтоже да [17] воздвигнет руку свою во всей земле Египетстей (44). И нарече Фараон имя Иосифу Псомфомфаних (45), желая этим наименованием увековечить память о присущей ему мудрости. А имя это значит: знающий сокровенное. Так как он объяснил то, что было никому неведомо, то, указывая на это, фараон и дал ему это прозвище. Возвышая его честь, дает ему в супружество дочь Петефрия. Но как этим же именем назывался и бывший господин его, то и прибавлено (в Писании): Петефрия, жреца Илиопольскаго (45). Далее, чтобы нам известно было и то, в каком возрасте этот чудный совершил такие подвиги и удостоился такого воздаяния. Писание говорит: Иосиф же бяше лет тридесяти, егда предста Фараону (46). Не подумаем, что число лет здесь показано без цели; это — для нашего вразумления в том, что ни для кого не может быть извинительным нерадение о добродетели, что никому нельзя ссылаться на юность там, где должно показать добродетель. Вот Иосиф был не только юн, но и благообразен и красив лицем. Случается, что и юность бывает лишена телесной красоты. А он с юностию соединял и красоту лица и благообразие и, будучи почти в самом цветущем возрасте, сделался рабом и пленником, — так как сказано, что семнадцати лет он был отведен в Египет. Потом в самом пылу его юношескаго возраста нападает на него непотребная египтянка, ставшая его госпожою; но и при этом она не преодолела твердости праведника. Далее — темница и в ней столь долговременное страдание. Но он пребыл тверд, как адамант, не только не ослабевая, но еще более и более приобретая силы, потому что он имел укреплявшую его благодать свыше. И так как он сам с своей стороны исполнил свой долг, то и вызван из темницы для управления всем Египтом.

5. Слыша это, никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию; но, имея большое терпение, будем питаться надеждою, зная благое о нас промышление Господа, который не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцем. Так достигли славы все святые. Поэтому и апостолы говорили: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. XIV, 22). И сам Христос сказал ученикам: в мире скорбни будете (Иоан. XVI, 33). Не будем же слишком сетовать о скорбях, но послушаем Павла, который говорит, что хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут (2 Тим. III, 12). Не будем ни смущаться духом, ни унывать; но будем переносить с твердостию и терпением все напасти, обращая внимание не на скорби, а на пользу, отсюда происходящую, потому что тут есть духовное благоприобретение. Как желающие собрать богатство, занятые житейскими выгодами, не иначе могут умножить свое достояние, как испытывая множество опасностей на суше и на море (неизбежно подвергаясь козням и нападениям воров и разбойников), и однако охотно готовы бывают переносить все это, в ожидании прибыли, вовсе не чувствуя ничего тяжелаго, так и мы должны радоваться и веселиться, помышляя о собираемом таким путем богатстве и духовном приобретении и — смотреть не на видимое, а на невидимое, как это внушает Павел, говоря: не смотряющим нам видимых (2 Кор. IV, 18). Вера в том и состоит, когда мы не довольствуемся только тем, что видим телесными глазами, но очами ума созерцаем невидимое. И это мы должны считать более достоверным, нежели то, что видим телесными глазами. Так благоугождал (Богу) патриарх, поверив обетованию Божию и став выше естества и всех человеческих помыслов; и это — вменися ему в правду (Рим. IV, 3). Знай, что правда и состоит в веровании словам Божиим. Когда Он изрекает Свои обетования, то не испытуй их, прошу, по человеческим соображениям; но, становясь выше обыкновенных помыслов, твердо уповай на всемогущество Давшаго обетование. Так благоугождал каждый из мужей праведных. Так и дивный этот Иосиф, когда после его сновидений возникли столь великия для него искушения, не смущался, не предавался страху; но с твердостию духа все переносил мужественно, зная, что невозможно божественному намерению остаться без исполнения. Зато после рабства, после темницы и после такой жестокой клеветы, он получил власть над всем Египтом. Размышляя обо всем этом, будем благодушно встречать напасти, за все благодаря человеколюбца Бога и от Него ожидая помощи, которой и да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] Злат.: a0rxioinoxoi/aj; в Алекс., Лукиан. и проч. сп., с которыми согласуется Слав. Б., — th=j a0rxh=j = сан.

[2] — e0p’ e0me согласно с сп. Дорофея и нек. др.; в Лукиан. — met’ e0mou= = «со мною».

[3] — kai e0ne/balon, а далее a0ll’ = но, как читается обыкновенно в греч. сп. и Слав. Б.

[4] Злат.: trei=j h9me/rai согласно с сп. Дорофея и Венец. (72 у Holmes); в Алекс. и Лукиан. — triw~n h9merw~n = «чрез три дня».

[5] Злат. kai e0ge/neto вместо обычнаго чтения в Лукиан. и проч. сп. — e0ge/neto de = бысть же.

[6] — th=j Ai0gu/ptou согласно с сп. Дорофея, в Лукиан. и проч. th=j здесь отсутствует.

[7] Злат. ei0sh=lqe согласно с сп. Дорофея и немног. др. (Holmes,de Lagarde. Gen. gr.), в Лукиан. и проч. — h[lqe = пришел.

[8] Злат.: tou= Faraw/; в сп. Дорофея и нек. др. — tw~| Faraw/| = Фараону (Слав. Б.); в Лукиан. и проч. — Faraw/.

[9] Pa=sin = всем (Слав. Б.) не читается у Злат. согласно с Вен. и Париж. сп. (31 и 56 у Holmes) и евр. т.; в Лукиан. — e0nanti/on pa/ntwn = «пред всеми».

[10] Злат. Su ou]n e1sh| согласно с сп. Дорофея и немн. др.; в Лукиан. — su e1sei = ты будеши (Слав. Б.) согласно с евр. т.

[11] — e0pi tw~| sto/mati; в сп. Дорофея — e0pi tw~| rh/mati = «слову».

[12] mou= = «меня, мои», читаемое обыкновенно в сп., как и евр. т., отсутствует у Злат.

[13] Злат.: Ei]pe de proj au0ton вместо обычнаго чтения: Ei]pen de Faraw tw~ 0Iwsh/f = рече же Фараон Иосифу (Слав. Б.).

[14] — e0pi pa=san gh=n; в Лукиан. и мн. др. — e0pi pa/shj gh=j, хотя смысл обоих выражений не отличен.

[15] — to deu/teron au0tou= согласно с сп. Дорофея и некот. др.; в сп. Алекс. и Лукиан. — to deu/teron tw~n au0tou= = «вторую из сущих его», согласно с евр. т.

[16] Т. е., имел своим Помощником, Защитником.

[17] — ou0deij e0ca/rh| сходно с сп. Дорофея; в Алекс. и Лукиан. — ou0k e0carei= ou0deij = не воздвигнет… никтоже (Слав. Б.).