Библиотека soteria.ru
Восемь слов на книгу Бытия
Иоанн Златоуст
Дата публикации: 26.10.12 Просмотров: 1524 Все тексты автора Иоанн Златоуст
Слово IV
О том, что грех ввел три рода рабства; также против небрежно слушающих и не почитающих родителей.
1. Вчера вы слышали, как Бог поставил человека царем и господином над зверями и как вскоре затем лишил его царской власти; лучше же сказать: не Бог лишил, но сам человек лишил себя чести непослушанием. Что человек получил царскую власть, это было делом единственно человеколюбия Божия, потому что дал ее не в награду за подвиги, а удостоил его чести прежде его появления. Дабы ты не сказал, что, получив бытие и сделав потом много добраго, человек этим расположил Бога дать ему власть над зверями, Он, приступая к созданию человека, говорит: сотворим человека по образу и подобию нашему, и да обладают зверми земными. Прежде жизни — честь прежде создания — венец; прежде чем произошел — возводится на царский престол! Люди воздают честь своим подчиненным [1] в глубокой старости, после многих трудов и безчисленных опасностей, понесенных то в мирное время, то на войне; а Бог не так, но тотчас после появления возводит его в такую честь, показывая тем, что это — не награда за подвиги и не уплата долга, а божественная благодать. Итак то, что он получил власть, было делом единственно человеколюбия Божия; а что он потерял эту власть, произошло от его безпечности. Как цари отнимают власть у непокорных их повелениям, так и Бог поступил с человеком, отняв тогда у него власть. Теперь нужно сказать о том, какую еще другую честь отнял грех и какие виды рабства ввел он, связав нашу природу различными господствами [2], подобно тирану, налагающему разные оковы. Первый вид господства и рабства — тот, в котором мужья держат жен; он сделался нужным после греха. До преслушания она (жена) равночестна была мужу. Когда Бог создавал жену, то при этом произнес те же слова, как и при создании мужа. Как о том сказал: сотворим человека по образу и по подобию нашему, а не сказал: „да будет человек», так и об этой не сказал: „да будет жена», но (говорит) и здесь: сотворим ему помощника (Быт. II, 18), и не просто — помощника, но: по нему, показывая одинаковое достоинство [3]. Так как безсловесныя оказывают большую помощь в потребностях нашей жизни, то чтобы ты не отнес и жену к числу рабов, смотри, какое делается ясное различие. Приведе,сказано, звери ко Адаму и не обретеся помощник подобный ему по нему [4] (Быт. II, 19, 20). Как же это? Разве не помощник конь, участвующий в бою? Разве не помощник вол, влекущий плуг и трудящийся с нами в деле посева? Разве не помощники осел и мул, производящие вместе с нами перевозку тяжестей? Но чтобы ты не сказал этого, для этого делается (в Писании) строгое различие. Не просто сказано, что не обретеся помощник ему, но — что не обретеся помощник подобный ему. Так и здесь не просто сказал (Бог): сотворим ему помощника, а изрек: сотворим ему помощника по нему. Но это было до грехопадения; после же грехопадения (произнес): ко мужу твоему обращение твое и той тобою обладати будет (Быт. III, 16). Я, говорит, создал тебя равночестною, ты же не хорошо воспользовалась властью, — так перейди в подчинение; ты не вынесла свободы, — так прими рабство; ты самым делом показала, что не умела господствовать — будь же в числе подначальных и в муже узнай господина. К мужу твоему обращение твое и той тобою обладати будет. Усмотри и здесь человеколюбие Божие. Чтобы, услышав слова: той тобою обладати будет, жена не сочла этого обладания тяжким, (Бог) впереди поставил имя, указывающее на попечительность, сказав: к мужу твоему обращение твое, т. е., он будет для тебя убежищем, пристанью и защитою; при всех встречающихся бедствиях даю право [5] к нему обращаться и прибегать. Однако не этим только способом (Бог) установил между ними нерасторжимый союз, но и естественными потребностями [6], соединив их именно союзом любви. ) Видишь ли, как грех ввел подчинение, а благоизобретательный и премудрый Бог и это обратил в пользу нам? Послушай, как и Павел говорит об этом подчинении, чтобы и отсюда узнать тебе согласие между Ветхим и Новым заветом. Жена, говорит он, в безмолвии да учится со всяким покорением (1 Тим. II, 2).
Видишь, что и он жену подчинил мужу? Но подожди, и узнаешь причину. Почему со всяким покорением ? Жене, говорит, учити не повелеваю. Почему? Потому что она худо однажды научила Адама. Ниже владети мужем. Почему же? Потому что раз поначальствовала худо. Но быти в безмолвии (ст. 12). Но скажи и причину. Адам бо, говорит, не прелстися: жена же, прелстившися, в преступлении бысть (ст. 14). Поэтому он низвел ее с учительской кафедры. Кто не умеет учить, тот, говорит, пусть учится; если же он не захочет учиться, но пожелает учить, то погубит и себя самого и учеников, что случилось тогда с женою. Отсюда видно, что жена подчинена мужу, и подчинена вследствие греха. Хочу услышать и относительно слов: к мужу твоему обращение твое и той тобою обладати будет.
2. Хочу знать то, как говорит Павел и об этом попечении, как владычество соединяет он с любовью. Где же он говорит об этом? В послании к Ефесеям [7] он пишет: мужие, любите жены [8](Еф. V, 25); вот (объяснение сказаннаго): к мужу твоему обращение твое. „жены да боятся мужей» (ст. 38 и 22) [9]; вот (объяснение слов): той тобою обладати будет. Видишь ли, как владычество делается не тяжелым, когда господин страстно любит обладаемую, когда страх соединен с любовью? Так устраняется тяжесть рабства. Итак, первое господство ввело прослушание. Не на то здесь обращай внимание, что Бог привел его в надлежащий порядок, а на то, что самое существо рабства [10] произвел грех. Есть и другой вид рабства, который тяжелее перваго; и он также имеет свое начало и основание в грехе. После потопа, бывшаго при Ное, после всеобщаго кораблекрушения и гибели всей вселенной, согрешил Хам против родителя; увидев отца обнаженным, еще более обнажил его укоризною пред братьями, и за это сделался рабом братьев. Злое расположение погубило благородство природы, и — весьма естественно. Писание представляет тысячу оправданий в пользу праведника, а лучше сказать — одним словом дает ему полное извинение. — Начат, сказано, Ное человек делатель [11] (Быт. IX, 20). Слово: начат заключает важное оправдание происшедшаго опьянения. Он не знал ни того, сколько надлежало пить вина, ни того, как пить, — цельное, или смешанное с водою, ни того, когда пить, — тотчас ли после того, как оно будет выжато, или спустя некоторое время. Итак, Писание этими словами оправдывает Ноя, а родившийся от него, спасенный им (потому что не погиб вместе с другими в смятении ради достоинства отца), не обратив внимания на самую природу, не вспомнив о своем спасении, не вразумившись страхом, видя еще пред собою остатки гнева Божия и явные следы несчастия, когда силен еще был страх пред совершившимся, нанес оскорбление родителю. Поэтому премудрый и внушает, говоря: не славная в безчестш отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие (Сир. III, 10). Но он не принял этого во внимание и совершил грех, незаслуживающий извинения и оправдания. В наказание за грех свой, подвергся рабству, — сделался слугою братьев, и злым намерением погубил преимущество природы. Вот и другой род рабства! Хочешь ли знать и третий? Он еще тяжелее и страшнее обоих предшествующих. Так как мы не вразумились [12] теми, то Бог сделал еще более тяжкими наши оковы. Какой же этап. (третий род рабства)? Это (подчинение) начальникам, правителям, не такое, каково (подчинение) жены, и не такое, каково (подчинение) рабов, но гораздо более страшное. Везде можно видеть оттачиваемые мечи, палачей, казни, пытки, мучения, власть над жизнью и смертью. А что и этот вид господства стал необходим вследствие греха, послушай слова любомудрствующаго об этом Павла. Аще же хощеши [13], говорит он, не боятися власти, благое твори: и имети будеши похвалу от нея [14]. Аще же злое твориши, бойся; не бо всуе меч носит (Рим. XIII, 3. 4). Видишь ли, что и начальник, и меч для делающих злое? Послушай еще (сказанное) о том же с большею ясностью. Отмститель есть, говорит, злоетворящему. И не сказал он: „не напрасно существует начальник», а что? не всуе меч носит. (Бог) поставил над тобою судью вооруженнаго. Как сердобольный отец по своей доброте отдает детей, когда они оказывают ему невнимание и пренебрежение, злоупотребляя родительскою любовью, — отдает строгим наставникам и учителям, так и Бог, по благости Своей отдал нашу природу, оказавшую невнимание к Нему, начальникам, как бы учителям и наставникам, чтобы они исправили их [15] от безпечности. Но, если хотите, можем и в Ветхом Завете видеть это самое, т. е., что вследствие нашей испорченности оказалась нужною власть. Один из пророков, раздраженный против нечестивых, вот как говорит: вскую премолчававши, егда пожирает нечестивый праведного, и сотворити человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины (Аввак. I, 13. 14). Итак, старейшина [16] -для того, чтобы мы не были, яко гады; властитель — для того, чтобы мы не пожирали друг друга, яко рыбы. Как лекарства для болезней, так наказания для проступков. А что преданный добродетели не нуждается в этом начальстве, послушай, что говорит Павел: аще же хощеши не боятися власти, благое твори и имети будеши похвалу ото нея. Судия, говорит, есть надзиратель над тобою. Если живешь хорошо, то он не только надзирает, но и хвалит. И что я говорю о пользе начальников, когда преданные любомудрию [17] становятся выше и прочаго еще большаго? Законы, ведь, выше начальников, и однако живущий праведно [18] не нуждается и в законах. Об этом, послушай, что говорит Павел: праведнику закон не лежит (1 Тим. I, 9). Если же закон не лежит, тем более не поставлено над ним начальника. Вот третий род власти, который также имеет основание в грехе и пороке.
3. Как же Павел говорит, что есть власти, аще не от Бога (Рим. XIII, 2)? Это значит, что Бог поставил ее для нашей пользы. Грех сделал нужною власть, а Бог употребил ее в нашу пользу. Как лекарства нужны бывают для ран, употребление же лекарств зависит от мудрости врачей, так и потребность рабства вызвана грехом, надлежащее же удовлетворение ея — дело премудрости Божией. Но воспряните (духом) и отбросьте небрежность. Для чего говорю это? Мы излагаем вам (Священное) Писание, а вы, отведши глаза от нас, устремили их на лампады и на зажигающаго лампады. Какая это небрежность — оставив нас, смотреть на это! И я возжигаю свет (проистекающий) от Писания, и на нашем языке воспламеняется огонь учения. Этот свет важнее и лучше того света: мы зажигаем не светильню, напитанную маслом, как этот (человек), но в душах, напоенных благочестием, воспламеняем желание слушать. Беседовал некогда Павел в горнице (Деян. ХХ, 7-9). Никто не думай, однако будто я равняю себя с Павлом: я не дошел до такого безумия, но (это сказал я), чтобы вы знали, какое нужно иметь усердие к слушанию. Так Павел беседовал в горнице; наступил вечер, как и теперь, и в горнице были лампады. Потом с окна упал Евтих, и это падение не разстроило собрания; смерть не разсеяла присутствовавших; они так были прикованы к слушанию слова Божия, что и не почувствовали этого падения. А вы, не видя ничего особаго и необычайнаго, кроме человека, делающаго обычное дело, устремили на него свои глаза. Какое может быть извинение? И никто из вас, возлюбленные, не считай этого обличения тяжким: мы обличаем не по ненависти, но по желанию вам добра. Достовернее суть язвы друга, нежели вольная лобзатя врага (Притч. XXVII, 6).
Воспряните же, прошу вас, и, оставив этот огонь, обратитесь к свету божественнаго Писания. Хочу сказать вам еще о другом виде власти, который имеет свое основание не в грехе, а в самой природе. Какой же это род власти? Власть родителей над детьми. Эта честь есть награда за болезни рождения. Поэтому и премудрый говорит: яко владыкам послужи, родившим тебя(Сир. III, 7); затем приводит и причину: что има воздаси, якоже они тебе (VII, 30)? Что же однако есть такого, чего бы сын не мог воздать отцу? Ни о чем ином говорит, как о следующем: как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому, если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но преимущественно пред природою, по (чувству) страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастиями. Иже злословит, сказано, отца или матерь, смертию да умрет(Исх. XXI, 16). А почитающим их говорит следующее: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли (Исх. ХХ, 12). Что считается величайшим благом, т. е. счастливая старость и долгая жизнь, это (Бог) назначил в награду почитающим их; а что кажется крайним несчастием, т. е. ранняя смерть, это он назначил в наказание оскорбляющим их. Одних Он привлекает к любви заповедью о почитании (родителей), а других, хотя бы они и не хотели, отклоняет от оскорбления страхом наказания. Не просто повелевается умерщвлять сына, оскорбившаго [19] (родителей), не так, чтобы палачи, взявши его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову; нет, сам отец ведет его на средину города и признается заслуживающим доверия без всякаго доказательства: и это вполне справедливо. Кто готов тратить для сына и деньги, и жизнь, и все, что ни есть, тот никогда не может сделаться обвинителем его, если не будет слишком большого оскорбления. Итак, (отец) ведет его на средину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышащие, взяв каждый по камню, бросают в оскорбителя (родителей)? Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и деятелями, чтобы каждый, взглянувши на правую руку свою, которою и он бросил камень на голову непочтительнаго сына, получил чрез это достаточное побуждение к исправлению. Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, а именно — то, что оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. Поэтому к участию в наказании он приглашает всех; так как все оскорблены, созывает весь народ и весь город, внушая этим, чтобы и те, у кого нет ничего общаго с обиженными, негодовали на оскорбляющаго родителей, так как оскорбление наносится общей (человеческой) природе, и чтобы такого человека, как некоторую язву и общую болезнь, изгоняли не только из города, но и с самаго света. В самом деле, такой человек — общий неприятель и врага всех — и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни. Поэтому повелевает всем участвовать в поражении, совершая как бы очищение города. Да будет вам много благ за то, что вы с таким удовольствием приняли поучение о непочтении к родителям, и, вместо камней, забросали его восклицаниями: это знак того, что каждый из вас оказывает своему отцу большое почтение. Обыкновенно, ведь, мы тогда особенно восхваляем законы, наказывающие преступников, когда не сознаем за собою проступков. За все это возблагодарим человеколюбиваго Бога, Который печется о нашей жизни, промышляет о родителях, и заботится о детях, и все устрояет для нашего спасения. Ему подобает слава, честь и поклонение, с безначальным Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] tou~j ei0pokeime/nouj au0toi~j.
[2] tai~j pantodapai~/j a0rxai~j.
[3] to o9mo/timon.
[4] o3moioj au0tw~| kat’ au0ton; выше в Бес. XV слов: kat’ au0ton = „по нему» не читается у Злат. по изданию патрологии Миня, как не читалось их и в первоначальном переводе 70-ти (Field. Origenis Hexapla к Быт. II, 20) и в известных доселе греч. сп., как и в Славян. Библии; они привнесены очевидно из ст. 18, и составляют буквальный перевод одинаковаго еврейск. выражения („кепегдо»), употребленнаго в 18 и 20 стихах 2-ой гл. Бытия.
[5] soi~ o4dwmi.
[6] fusikai~j a0na/gkaij.
[7] По тексту Патрологии Миня Златоуст говорит собственно: Korinqi/oij e0piste/llon fhsi/n = „в послании к Коринфянам говорит», но приводимыя затем слова находятся в послании не к Коринф., а — к Ефесеям, хотя обязанности мужа любить свою жену выражена и в посл. к Коринф. (VII, 8). Допущена ли эта неточность самим проповедником или издателями его творений, нельзя сказать прежде тщательной сверки с возможно большим числом древних кодексов.
[8] oi9 a1ndrej a0gapa~te taj gunai~kaj согласно с Алекс., Ватик. и др. сп. вопреки Кларомонт. и иным, где пред gunai~kaj читается taj e9autw~n = своя (Славян. Б.)
[9] Ai/ gunai~kej i3na fobw~ntai tou/j a1ndraj, говорит Златоуст, не буквально передавая заповедь апостола.
[10] au0th/n th~j doulei/aj fu/sin.
[11] gewrgoj с опущением здесь слова gh~j, читаемого у Златоуста выше в беседе XXIX.
[12] ou0k e0swfroni/sqhmen; в других списках — ou0k e0swfronh/sqh = „не вразумился»; первое чтение более соответствует ходу речи.
[13] Ei de qe/leij, говорит Злат., несколько изменяя и дополняя слова апостола (qe/leij de = хощеши же ли), так как он приводит их отдельно от предшествующих слов.
[14] e0c au0th~j, т.е. e0cousi/aj как читается у Злат. и в других списках.
[15] au0tw~n, под которым разумеются конечно люди.
[16] h(gou/menoj = начальник, властитель.
[17] oi9 filosofi/an diw/kontej, т.е. ведущие истинно-христианскую жизнь.
[18] o9 met’ e0pieikei/aj zw~n.
[19] ton patraloi/an.