Глава 25. Использовать свободу для прославления Бога (10:23-11:1)

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, — то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, пак я Христу» (10:23-11:1).

Главное, что хочет сказать Павел в этом отрывке, и главное, что говорит Библия верующим во все времена, суммировано в стихе 31: «все делайте в славу Божию», Бог сотворил человека, чтобы прославить Себя Самого, и прославлять Бога — главная цель человеческой жизни. Падший человек не может поставить себе целью прославить Бога, потому что он не знает Бога или потому, что он не имеет богоугодной природы, которую можно получить через Иисуса Христа.

Бог прославляется в Своем гневе против неспасенных. Фараон не стремился прославлять Бога, да и не мог к этому стремиться; но Бог сказал: «покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его» (Исх. 14:17). И Он прославился через все это. Весть, которую Моисей должен был передать фараону от Бога, гласила: «для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе. силу Мою, и чтобы возвещено было Мое имя по всей земле» (Исх. 9:16). Хотя своею жизнью фараон прославить Бога не мог, его гибель прославила Бога (ср. Иер. 13:15-16; Рим 1:22-26).

Однако, искупленный человек способен прославлять Бога, и он будет прославлять Его, если поистине верен.

Первый вопрос и первый ответ Краткого Катехизиса гласят/ «В чем главная цель человека? Главная цель человека в том, чтобы прославлять Бога и угождать Ему навеки» Катехизис прав в том, что высшим, кульминационным пунктом человеческой жизни является прославление Бога и угождение Ему. Наивысшая цель, которую может поставить себе любой человек, состоит в том, чтобы личность Бога совершенно впитала его в Себя, так чтобы он мог видеть все в жизни глазами, озаренными Его чудесами и Его славой. Слово слава означает «нечто, достойное хвалы или восхищения; блеск; красота; известность» Божья слава имеет два аспекта. Первый из них — это слава, присущая Ему по природе, или внутренняя. Бог — единственный из всех сущих, о Котором можно сказать, что Он обладает присущей Ему по природе славой. Никто не может дать Ему эту славу, она уже принадлежит Ему по праву, потому что Он — Тот, Кто Он есть. Если бы никто никогда не воздавал Богу хвалы, Он все равно оставался бы тем славным Богом, Которым Он является, потому что Он обладал совершенной славой до того, как создал какое-либо существо, способное прославлять Его.

Второй аспект Божьей славы — это слава, воздаваемая Ему. «Воздайте Господу, сыны Божии, — говорит псалмист, — воз дайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28:1-2) Очевидно, что мы, воздавая Богу славу, не можем прибавить тем самым что-либо к Его славе. Увеличит Его славу мы способны не более, чем увеличить Его силу. Псалмист призывает нас просто признать и провозгласить ту славу, которую Бог уже имеет. В Писании часто говорится о том, как можно прославить Бога. Если бы мы составляли список прославлений Бога, в этот список вошли бы: признание греха (Ис. Навин 7:19), доверие к Богу (Рим. 4:20), принесение Ему плода (Иоан. 15:8), благодарность Ему (Пс. 50:23), страдание ради Христа (1 Пет 4:14-16), удовлетворенность (Фил. 4:10-20). молитва (Иоан 14:13) и распространение Слова (2 Фес.3:1). Все, что бы ни сказал и ни сделал христианин, должно быть к славе Божией.

В 10:23-11:1 Павел показывает три аспекта христианской свободы, которые верующие должны учитывать, чтобы прославлять Бога во всем, что они делают: (1) основные принципы использования христианской свободы, (2) цель христианской свободы, и (3) образец, которому надо следовать, пользуясь христианской свободой.

Принципы использования христианской свободы. В стихах 23-30 даются четыре основные принципа, которым надо следовать, пользуясь нашей христианской свободой.

Ставить назидания выше удовлетворения

«Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но не все назидает» (10:23)

В этом стихе Павел суммирует то, что он уже говорил о христианской свободе. Поскольку он несколько раз упоминает фразу «все мне позволительно», можно предположить, что он не раз употреблял ее в своих проповедях в Коринфе, и некоторые из тамошних верующих, очевидно, приняли ее за девиз, при помощи которого они могли оправдаться, когда делали все, что бы им ни заблагорассудилось. Выше в этом послании апостол, однако, объясняет, что он употребляет эту фразу по отношению ко всему, не запрещенному в Писании, ко всему, что Писание не называет грешным Прежде, чем он впервые в этом послании упоминает, что «все мне позволительно» (6:12), он конкретно говорит, что неправедные Царства Божия не наследуют», и, продолжая, приводит обширный список грехов, характерных для неправедных (6:9-10) Он использует выражение «все позволительно» всегда по отношению к сомнительным вопросам поведения, к тем «серым» областям христианской жизни которые конкретно в Писании не запрещены.

Основное значение слова назидает (ойкодомео) — строить дом. Этот термин относится к строительству чего бы то ни было в буквальном или переносном смысле. В Новом Завете он часто употребляется для описания духовного роста или для наставления верующих. Все, что вносит свой вклад в духовный рост, является полезным, приносящим преимущества, помогающим. Только полезное способно назидать. Эти два глагола настоящего времени, действительного залога изъявительного наклонения по своей сути передают одну и ту же мысль.

Есть много способов получать назидание, возрастать «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18), но существует четыре основных инструмента, которые помогают нам расти во Христе. Первый из инструментов — это Его слово. Ефесским старейшинам, которые пришли в Милит, чтобы увидеть его в последний раз, Павел сказал: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32). Божье Слово — это главный инструмент, которым Бог назидает нас (ср. 2 Тим. 3:16-17). Второе средство — проповедь и учение. Ниже в послании к коринфянам Павел советует им больше внимания обращать на проповедь, которая «говорит людям в назидание, увещание и утешение». Тот, кто пророчествует, «тот назидает церковь» (1 Кор. 14:3-4). Третье средство -это любовь. Знания склоняют нас к гордости и надменности, в то время как «любовь назидает» (1 Кор. 8:1). И четвертый способ — это послушное служение. Цель христианского служения — вооружить «святых на дело служения для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12).

Жажда получить духовную пользу и назидание и дать их другим — это отличительный признак христианской зрелости. Ефесским старейшинам Павел сказал, что он «не пропустил ничего полезного о чем не проповедовал бы (им)» (Деян. 20:20). Тимофея он призывал быть верным Писанию, которое полезно (2 Тим. 3:16). А коринфянам говорил: «все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Главной целью служения Павла было содействовать назиданию или наставлению верующих (2 Кор. 12:19). Обращаясь ко всем христианам, он призывал их к тому, чтобы все, что они говорят, было «для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29; ср. 1 Фес. 5:11). Когда нам необходимо принять какое-либо решение, относящееся к практической жизни, прежде всего нам следует спросить себя, имеем ли мы право сделать это. Если это не запрещено в Писании, ответ — да. Но затем мы должны задать следующий вопрос: полезно ли это, назидает ли, наставляет ли нас самих и других? Если на оба вопроса мы можем ответить утвердительно, тогда мы можем делать это — к Божьей славе. Если же на любой из этих вопросов нельзя ответить утвердительно, мы не можем делать то, что хотим сделать, к Божьей славе.

Ставить других выше себя

«Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (10:24)

Второй принцип, которого надо придерживаться, пользуясь христианской свободой к славе Божией, даже еще важнее, чем первый, и предъявляет к нам еще более настоятельные требования. Даже если что-нибудь нас назидает, нам не следует делать этого, если это не к добру для других. Нашей первой заботой должна быть польза другого — принцип, противоречащий самой основе человеческой природы.

Однажды один мой друг, пастор, произнес перед своими прихожанами проповедь, основанную на этом стихе, после чего попросил их рассказать о том, как они сами отказывались от чего-нибудь ради кого-нибудь другого. Кроме одного мужчины, который сказал, что он не курит и не пьет, когда находится среди других христиан, из всей аудитории не отозвался ни один человек. После окончания богослужения многие из прихожан подходили к пастору со словами: «впервые в жизни мне пришлось осознать, что я на самом деле никогда не отказывался ни от чего ради других». Очевидно, и верующим в Филиппах пришлось столкнуться с той же бедой, ведь Павел писал им: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:3-4).

Ставить свободу выше закона

«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (10:25-27)

Третий принцип, позволяющий нам пользоваться христианской свободой к Господней славе, состоит в том, что свободе надо следовать прежде, чем закону. До некоторой степени этот принцип является противовесом предыдущего. Истинное благо других должно быть нашей первой заботой, но те мерки и нормы, по которым они живут, не должны править нашей жизнью, всем, что мы делаем. Нам следует прилагать как можно больше усилий к тому, чтобы не доходить до законнической крайности, делая слонов из всех мух повседневной жизни.

И снова в качестве иллюстрации Павел пользуется примером с идоложертвенным. «Когда вы идете на мясной рынок (на торг), — говорит он, — не спрашивайте, предлагалось ли идолу то мясо, которое вы покупаете. Просто идите и покупайте, без всякого исследования, для спокойствия совести. Если вашу совесть это не тревожит, покупайте это мясо и ешьте его».

Цитируя из Псалма 24:1, Павел говорит: Ибо Господня земля и что наполняет ее. Участвовать в церемонии служения идолу — не дело для христиан, потому что поступать так — значит быть «в общении с бесами» (1 Кор. 10:20). Но после того, как идоложертвенное мясо отсылается на рынок, оно становится просто мясом, таким же, как всякое другое. Это — пища, которую дает нам Господь от земли, и ее можно есть без зазрения совести и с благодарением. «Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, Потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:4-5).

Точно также следует поступать и в тех случаях, когда неверующий приглашает вас принять участие в его трапезе: вам следует есть предлагаемое без всякого исследования, для спокойствия совести. Если вы хотите принять его приглашение, делайте это, не задавая неприятных вопросов. Если вас самих возможность съесть идоложертвенную пищу не смущает, идите и наслаждайтесь едой. Все, предлагаемое вам, ешьте. Свобода во Христе — это привилегия, отказываться от которой следует только в тех случаях, когда существует конкретная возможность оскорбить другого человека.

«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Мы не должны отдавать своей свободы, — разве по необходимости, для назидания другого. Если мы воздерживаемся от того, чтобы поступать определенным образом в делах, вызывающих у кого-то сомнения, мы делаем это не по принуждению закона, не из чувства, что мы — подневольные, но добровольно, ограничивая свою свободу, чтобы помочь назиданию ближнего.

И когда мы так поступаем, ограничивая свою свободу ради немощного брата, нам следует также стараться помочь ему расти в понимании его собственной христианской свободы. Другими словами, нам следует помогать укреплять его совесть, чтобы и он смог придти к полной свободе во Христе, чтобы и он смог наслаждаться всеми ее благами, не ограничивая себя в привилегиях, принадлежащих ему по праву

Ставить снисхождение выше осуждения

«Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, что я благодарю?» (10:28-30).

Для иллюстрации четвертого принципа Павел пользуется тем же самым примером: предполагаемой трапезой в доме язычника.

Если кто, в данном случае имеется в виду верующий, случайно окажется в этом доме и скажет вам «это идоложертвенное», тогда не ешьте ради того, кто объявил вам. Не вступайте в спор, не осуждайте никого и не настаивайте на своей свободе. Откажитесь от своей свободы, чтобы не оскорбить совесть другого верующего.

Павел ясно дает понять, что слова ради совести в этом случае относятся не к нашей совести, а к совести другого. Ради единоверцев мы должны поступать по-другому, чем мы сами считаем нужным, но даже ради них мы не должны изменять свои мысли, совершать насилие над своей совестью. Законничество немощного брата не должно доводить и нас самих до законичества, оно должно только побуждать нас к великодушию.

Но совесть нашего брата во Христе должна быть для нас важна, важнее, чем чувства неверующего хозяина, пригласившего нас в гости. Лучше обидеть хозяина, отказавшись есть идоложертвенное мясо, чем обидеть немощного верующего, не отказываясь от этой еды. Если перед нами выбор оскорблять ли христианина или нехристианина, то лучше оскорбить нехристианина. Польза и назидание нашего брата или сестры во Христе имеет большее значение. Да и не только это. Необходимо учитывать, что наше свидетельство о Христе потеряет силу, если мы станем ссориться с единоверцами и осуждать их. Наоборот, если мы с любовью встанем на их сторону, это вызовет уважение к нам самим со стороны неверующих, которые поймут, что мы заботимся об убеждениях братьев и сестер по вере.

Наша собственная свобода не должна быть судима чужой совестью, то есть нам не следует проявлять свою свободу таким образом, который может показаться обидным для немощного брата. Мы должны поблагодарить и за еду, и за свою свободу, и затем проявить свою свободу в том, что мы откажемся от еды, которая оскорбляет брата. Как же это возможно, благодарить Господа за то, что могло бы по служить соблазном для нашего брата или сестры во Христе?

Цель христианской свободы

«Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (10:31-32).

Если мы внимательно и бескорыстно пользуемся своей христианской свободой, цель этого состоит в том, чтобы прославлять Бога. Слова о еде и питье стоят в контексте примера, связанного с употреблением идоложертвенного, но этот пример следует понимать гораздо шире. Павел говорит нам, что даже в самых земных, обыденных и недуховных занятиях, таких, как еда и питье, нам следует прославить Бога. Мы должны посвятить всю свою жизнь Его славе. Это — цель нашей жизни, которая теперь принадлежит Господу, потому что мы «куплены дорогою ценою» (1 Кор. 7:23). Не только когда мы едим или пьем, но и всегда, что бы мы ни делали, мы должны все делать в славу Божию. (Дальнейший материал о прославлении Бога смотри в разделе, открывающем эту главу).

Человек либо живет такой жизнью, которая оказывает честь Богу, либо позорит Его своей жизнью. Даже Его избранный народ стал для Бога таким срамом, что в 722 году до н.э. Он позволил Ассирии завоевать и увести в плен Израиль, а в 586 году до н.э. — Вавилонии завоевать и увести в плен Иудею. Однако эти завоевания в первую очередь принесли Его имени еще больше позора, потому что окружающие Израиль и Иудею языческие народы стали говорить, что у Бога Иеговы не было сил даже для того, чтобы спасти Свой собственный народ. Через Своего пророка Иезекииля, который тоже был уведен в вавилонский плен, Бог пообещал, что Он избавит и вновь соберет Свой народ. Но целью этого будет освятить «великое имя Мое, бесславное у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я — Господь» (Иез. 36:23). Божья слава — это главная забота Бога, и она должна быть и нашей главной заботой.

Когда кто бы то ни было грешит, это бесчестит Бога, но особенное бесчестие для Него — когда грешит Его народ. Поскольку Он оказал нам особую честь Своим прощающим милосердием, мы особенно бесчестим Его своими грехами. Когда же Он, в Своей справедливости, принужден наказать нас, неверующие бесчестят Его еще больше, обвиняя в том, что Он не заботится даже о своем собственном народе, как это делали народы, жившие вокруг Израиля. Грех любого рода отнимает славу у Бога.

Но сколько бесчестия приносят Ему грехи Его народа, столько же чести и славы приносят Ему вера и послушание Его народа. В точности так же, как наши грехи свидетельствуют против Его чести, наше любящее послушание свидетельствует к Его чести. Когда мы отрекаемся от греха и оставляем его, мы прославляем нашего небесного Отца А когда мы пользуемся своей христианской свободой ради Него и ради других Его детей, мы прославляем Его даже еще больше.

Мы должны вести такой праведный, бескорыстный и полный любви образ жизни, чтобы не подавать соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией. В эти три группы входит все человечество. Ни один наш поступок не должен помешать неверующему, будь он евреем или неевреем, прийти ко Христу (ср. Деян. 15:20-29), и ни один наш поступок не должен заставить споткнуться нашего немощного брата во Христе (1 Пет. 2:11-19). Что многих людей оскорбляет Писание, — это их дело; но если их без всякой необходимости оскорбляет наш образ жизни, — это уже наше дело; и это то, что бесчестит Господа. Термин «апроскопос», здесь переведенный как не подавайте соблазна, в послании к Филлипийцам (1:10) переводится «чтобы… вы были чисты и непреткновенны».

Образец христианской свободы

«Так как я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих., чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу» (10:33-11:1).

Павел заключает этот раздел, который по мысли заходит в главу 11, практическим предложением, как следовать принципам христианской свободы.

Поскольку апостол жил таким образом, чтобы угождать всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись, он спокойно и с уверенностью мог посоветовать коринфянам следовать его примеру. Он 18 месяцев прожил и прослужил в Коринфе, и тамошние верующие хорошо его знали. «Вы помните, как я жил, когда я был с вами, — говорит он им, — живите и вы такой же жизнью» Цель Павла состояла в том, чтобы привести людей ко спасению. Ради этой цели он готов отложить в сторону все, что угодно (ср. 9:19-23).

Причина того, почему Павел так уверенно мог сказать об успехе христианской жизни, — и в целом, и в частности, в том, что касалось использования христианской свободы, — состояла в том, что он был подражателем Христу. Христос -это наивысший образец Того, Кто отложил в сторону все Свои права ради других, Того, Кто «уничижил Себя Самого, приняв образ раба», и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти» (Фил. 2:7-8). Павел призывал коринфян подражать ему, как он сам подражал прославляющему Бога снисхождению Христа (ср. 4:16; Фил. 3:17).