Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — 1-Коринфянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 34715 Все тексты автора Джон МакАртур
Глава 39. Как изпользовать дар пророчества (14:29-40)
«И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают; Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни; А кто не разумеет, пусть не разумеет. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками. Только все должно быть благопристойно и чинно» (14:29-40).
В этом разделе апостол завершает свой критический разбор тем, относящихся к духовным дарам. Он сводит вместе несколько оставшихся увещеваний, чтобы подвести итог тому, что в предшествующих главах осталось несказанным. Надо признать очевидное: некоторые высказывания, содержащиеся в этом разделе, трудны для понимания, потому что мы не можем полностью реконструировать ситуацию в Коринфе. Однако, последние из его увещеваний оставляют мало сомнений относительно их значения.
«И пророки пусть говорят двое и трое, а прочие пусть рассуждают; Если же другому из сидящих будет откровение, то первый» молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира».
Подобно должности апостолов и в отличие от должности пасторов и учителей, уникальная должность пророков прекратила свое существование в те времена, когда церковь была еще совсем юной. Если судить на основании пасторских посланий Павла (1 и 2 Тимофею и Титу), пророчество перестало быть действенным в церкви даже до конца апостольской эпохи. В этих посланиях Павел много пишет о руководителях церкви, о старейшинах, диаконах, диаконисах и епископах, но не делает ни одного упоминания о пророках. Вместе с апостолами пророки участвовали в основании церкви (Еф. 2:20), и пророчество было первой должностью, которой суждено было исчезнуть из церкви Нового Завета.
Но, когда Павел писал свое первое послание в Коринф, пророки все еще стояли в центре работы этой церкви. В этом послании, по сути дела, нигде не содержится ни одного упоминания ни о пасторе, ни о старейшине, ни о попечителе. Видно, в ранние дни церкви пророки в ней занимали ключевые позиции (ср. Деян. 13:1). Поскольку, очевидно, в Коринфе так и было, Павел был вынужден написать коринфянам о нескольких принципах, которым должны были следовать в своей деятельности пророки.
В стихах 29-ЗЗа Павел дает четыре правила относительно пророчества: (1) во время одного богослужения должны были говорить только два или три пророка; (2) другие пророки должны были судить о сказанном; (3) если кто-нибудь еще получал откровение, первый из говорящих должен был уступить ему место; (4) пророки должны были говорить по очереди.
Во-первых, на любом данном богослужении имели право говорить только двое или трое пророков. Эти новозаветные пророки говорили от лица Господа, либо передавая церкви новое откровение от Бога, либо повторяя то, чему учили апостолы, провозглашая то, что уже было дано в откровении, во многом подобно проповедникам и учителям слова в наши дни.
В-вторых, когда пророки говорили на собрании, другие присутствовавшие пророки должны были рассуждать (от слова диакрино). Рассуждающие пророки могли иметь дар различения (ср. 12:10; диакрис, «различие»), или они могли просто судить о том, что было сказано, сравнивая это с их собственными знаниями Слова и воли Божией. В любом случае они должны были коллективно оценивать все пророческие сообщения, определяя их ценность. Святой Дух дал этим рассуждающим пророкам дар испытывать «духов, от Бога ли они» (1 Иоан. 4:1). Поскольку пророкам иногда доверялось делать новые откровения, жизненно важным было, чтобы все, чему они учили, все, что они проповедовали, было абсолютно истинным и последовательным. Поскольку пророки помогали закладывать основание церкви, было крайне важным, чтобы их учение было законным и обоснованным. Ни один пророк не работал при этом односторонне, все пророки были подотчетны друг другу.
В-третьих, если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Новое откровение имело преимущество перед повторением тех истин, которым уже учили раньше. И дело было не в том, что истины нового откровения могли быть важнее, чем те, что уже провозглашались, но в том, что в этот момент должно было слушать новое, потому что оно только что вышло от Господа. В современной церкви это не так, потому что первый аспект пророческого служения, связанный с откровением новых истин, кончился с завершением Нового Завета. Но, очевидно, что в ранней церкви конфликты такого рода иногда возникали. И, когда так случалось, говоривший должен уступить место пророку с новым откровением, другими словами, когда Бог говорил непосредственно, прямо, все должны были слушать.
В-четвертых, давали ли они новые откровения или подкрепляли уже данные, пророки должны были пророчествовать… один за другим. Как и в случае с говорением на языках, Павел предписывал, чтобы за раз говорил только один человек, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. Союз хина (чтобы) используется для отражения двоякой цели всех таких пророчеств: и учения, и утешения (ср. стих 3).
Павел подкрепляет принцип, утверждавший, что пророки должны судить сообщения друг друга (ср. ст. 29). Пророки должны были не только судить достоверность того, что говорят другие пророки, но и контролировать свой собственный дух. Библия ничего не знает об откровениях вне духа или вне ума. Те, кому Бог открывал Свое Слово, не всегда вполне постигали данную им истину, но они всегда полностью осознавали, о чем эта весть гласила, как и то, что она была дана им Богом. Бог не обходит человеческий ум, ни для того, чтобы открывать человеку Свое Слово, ни для того, чтобы учить ему. В связи с действием божественных сил или с деятельностью пророков не было никаких экстатических, странных, причудливых или подобных трансу переживаний, — таких, какие бывали и бывают в связи с откровениями демоническими. Существовало одно верное средство, помогавшее испытывать духов, чтобы отличить действие Святого Духа от дел демонов. — и предполагается, что коринфяне имели трудности в том, что касалось такого различия (ср. 12:3).
Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Здесь -ключ к пониманию всей, главы. Наше богопочитание должно отражать характер Бога и Его природу. Он — Бог мира и гармонии, а не раздоров и неустройства (ср. Рим. 15:33; 2 Фес. 3:16; Евр. 13:20). Бога не могут почитать там, где царят дисгармония и неустройство, соперничество и исступление, служение самому себе и самопрославление. Хаос и нелады в церковном собрании — верный признак того, что Святой Дух не руководит им. Где правит Его Дух, там всегда мир (ср. Иак. 3:14-18).
Другие общие правила
«Так бывает во всех церквах у святых. Жены ваши, в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло Слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни; А кто не разумеет, пусть не разумеет» (14:336-38).
Создается впечатление, что вторая половина стиха 33 больше подходит к стиху 34. Фраза Так бывает во всех церквах у святых логически не вытекает из того, что Бог — это не Бог неустройства. Эта фраза, однако, представляет собой логическое введение к предложению Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить. Этими словами Павел подчеркивал, что принцип был не местным, обусловленным географическими условиями или культурной средой, а был принят во всех церквах у святых. Хотя это говорение в церкви включает в себя и говорение на языках, но контекст здесь относится к пророчеству. Женщины не должны были осуществлять никаких служений такого рода.
Женщины, присоединившиеся к тому хаотическому самовыражению, царившему в коринфских богослужениях, не только добавляли к всеобщему замешательству, внося в него и свою лепту, но, в первую очередь, вообще не должны были говорить. В том порядке, который Бог установил для церкви, женщины должны быть в подчинении, как и закон говорит. Этому принципу вначале учил Ветхий Завет, и теперь он подтверждался Новым. В соответствии с этим принципом, в еврейских синагогах не разрешалось говорить никому из женщин.
Одним из аспектов замысла о творении, как и одним из главных последствий грехопадения, было подчинение женщин (Быт. 3:16). Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2:11-12). Доводы, которые Павел приводил в защиту этого утверждения, основывались не на нормах культурной среды, но на двух исторических, фундаментальных фактах: (1) «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева», и (2) «И не Адам прельщен; но жена» (стихи 13-14). Мужчины должны с любовью руководить; женщины должны с любовью покоряться. Таков Божий замысел. Это не случайное совпадение, что подобно коринфской церкви, многие из современных церквей, в которых процветают дары языков и которые заявляют, что обладают дарами исцелений, позволяют и женщинам участвовать в служениях, связанных с говорением в церкви. Фактически многие харизматические группы были основаны женщинами, как и многие секты, которые произошли из христианства. Когда женщины узурпируют мужскую роль, предназначенную мужчине от Бога, они неизбежно впадают и в другие небиблейские обычаи и заблуждения.
Женщины могут быть высоко одаренными учителями и руководителями, но они не должны осуществлять эти дары над мужчинами во время богослужений. Бог предписал Своему творению порядок — порядок, который отражает Его собственную природу и который, поэтому, должен отражаться в Его церкви. Когда отвергают или игнорируют любую из частей Его порядка, Его церковь ослабляется, и Он бесчестится. Как Божий Дух не управляет церковью, где царит неустройство и хаос, Он не управляет и такой церковью, где женщины присваивают себе роли, которые Он предназначил мужчинам. Ибо неприлично (аишрос, — «стыдно», «позорно») жене говорить в церкви. Это утверждение не оставляет сомнений относительно своего учения.
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих. В этом совете подразумевается, что определенные женщины нарушали порядок, задавая вопросы во время церковной службы. Если они хотели учиться, пусть бы учились, но церковь была не тем местом, где они имели право задавать свои вопросы, подрывающие порядок. Кроме того, Павел конечно, подразумевает, что мужья-христиане должны хорошо разбираться в Слове. Многие жены испытывают искушение выйти из своей библейской роли, из-за того, что мужчины-христиане, и в том числе их собственные мужья, часто безответственно относятся к заданию -руководить, которое им дал Бог. Такая безответственность может вызвать огорчение, но Бог установил правильный порядок и соотношение ролей мужчины и женщины в церкви, и этот порядок ни по какой причине переступать нельзя. Если женщина берет на себя роль мужчины, потому что мужчина этой ролью пренебрег, то она просто усложняет проблему. Для женщины невозможно заместить мужчину в таких делах. Бог часто приводил женщин к тому, чтобы исполнять работу, от которой мужчины отказались, но Он никогда не приводил их к тому, чтобы производить эту работу, исполняя роли, которые Он отвел только для мужчин.
Порой, во время информативных собраний и изучения Библии мужчины и женщины на равных делятся друг с другом своими мыслями, — и в этом нет ничего неправильного. Но когда церковь сходится вместе, чтобы поклониться Богу, Его нормы ясны: роль руководства оставлена за мужчинами.
Очевидно, многие из коринфских верующих, как мужчин, так и женщин, спорили с Павлом по этому вопросу. Они решили следовать своим собственным принципам и нормам, независимо от того, что говорил апостол или другие духовно зрелые руководители. В своей гордости и надменности эта церковь хотела быть сама себе законом, по-своему решая, что правильно и верно. Они вели себя так, словно бы они нашли корень истины и не боятся, что другие будут задавать им вопросы.
Коринфяне ставили себя выше Писания, либо игнорируя его, либо интерпретируя таким образом, чтобы оно подошло к их предвзятым мнениям. Поэтому Павел бросает им вызов, обращаясь с самыми язвительными и саркастическими словами из всех, что он употреблял до сих пор. Разве от вас вышло Слово Божие? Или до. вас одних достигло? По сути дела, он им говорит: «Раз Писание написали не вы, так слушайтесь его. Раз вы — не единственные, получившие Божье Слово, тогда подчиняйтесь ему, как верные дети Бога, так как обязаны все христиане». Ни один верующий не имеет права отвергнуть Слово Бога, игнорировать, изменять или не слушаться Его. Поступать так — значит ставить себя выше Слова.
Павел продолжает свой вызов. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам; ибо это заповеди Господни. В этом контексте, где Павел писал о пророчестве и даре языков, кажется, что слово духовный должно относиться прежде всего к тем, кто говорил на языках, — на этом особом духовном языке, который коринфяне так высоко ценили. Точка зрения Павла такова: если человек утверждает, что он — пророк или имеет дар языков или любой другой духовный дар, признаком того, что его призвание истине и его служение верное, будет его признание, что то, чему я учу как апостол, — истины от Бога. Если человек истинно призван или одарен от Бога и искренне старается следовать Богу, он подчинит осуществление своего призвания и дара тем принципам, которые Бог открыл мне как Свои заповеди». То, чему учил апостол, нельзя было принимать или не принимать по своему выбору.
С другой стороны, А кто не разумеет, пусть не разумеет. По гречески тут — игра слов: «кто не признает этого, тот не признан». Эта игра слов передает представление о том, что всяким, пренебрегающим словом апостола, следует пренебречь. Признаком лжепророка, или подделывающего дары языков, или человека, который неправильно использует призвание или истинный дар, было то, что он отвергал учение Павла. Раз такие люди отвергали учение апостола, они были отвергнуты как законные слуги Бога. Учение Павла было дано Богом через откровение как часть Писания, и потому было абсолютно авторитетным.
Это подчеркивание власти происходит на нужном месте, потому что многие коринфские верующие хотели пренебречь словами Павла в том, что касалось дара языков и положения женщин. Павел говорит, что церкви следовало отвергать таких самозваных служителей, отвергающих его слова.
В стихах 37-38 Павел, возможно сильнее, чем в других местах посланий, заявляет свое право на власть. Он имел личные недостатки и сферы, в которых он плохо разбирался, -что он вовсе и не скрывал (см. напр. Фил. 3:12-14). Но, когда он говорил от лица Бога, его взгляды не были запятнаны личными пристрастиями или склонностями, вызываемыми культурной средой. Например, о подчинении женщин он учил не потому, что вышел из еврейской среды, и не для того, чтобы приспособить свое мнение к требованиям мужского шовинизма. Он учил этой истине потому, что сам был научен так Богом. Павел не заявлял, что он — всеведущ, но он заявлял, и недвусмысленно, что все, чему он учил о Боге, о Его Евангелии и о Его церкви, было учением Самого Бога, заповеди Господни.
Какое бы положение ни занимали те христиане, которые отвергали Павлове учение, каким бы образованием, опытом, знанием дела или талантами они ни обладали, они отвергали учение Бога, и поэтому их самих следовало отвергнуть как учителей или руководителей Его церкви.
Итоговые наставления
«Итак., братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками. Только все должно быть благопристойно и чинно» (14:39-40).
Павел заключает эту главу, давая коринфянам итоговые наставления: ставить пророчество в своих богослужениях на первое место, но не презирать и не запрещать законное говорение на языках. И что бы они ни делали во имя Господа, им следует делать правильным образом.
В своих собраниях они должны были коллективно серьезно желать пророчествовать: ревнуйте (второе лицо множ.ч.) о том, чтобы пророчествовать, потому что пророчество -великий назидатель, великий воспитатель и учитель. Пророчество имеет важность, потому что назидание имеет большую важность. И снова, как доказывает форма глагола, Павел не советует отдельным личностям искать дара пророчества (см. комментарии в главе 37 к 14:1).
Но, хотя дар языков стоит на втором месте после пророчества, истинный дар языков, который проявляется законным образом, тоже должен признаваться как дар от Господа, и его нельзя высмеивать или запрещать. Не запрещайте тоже стоит во множественном числе; это увещевание не защищает стремление отдельных личностей получать дар языков, но обращено к церкви как к группе, разрешающей правильным дарам осуществляться в своей среде. Дар языков был ограниченным даром, и по своему предназначению, и по времени своего существования, но это был Господень дар, пока он действовал, его нельзя было ни презирать, ни запрещать.
Истинному откровению надо было повиноваться так, как следует, и истинные дары надо было проявлять правильным образом. Основное значение слова эусхемонос (благопристойно) — приятно, приличествующим, подобающим образом, гармонично, прекрасно. Слово чинно имеет значение «по очереди» или «один за раз» (ср. ст. 27). Бог -это Бог красоты и гармонии, пристойности и порядка, и все, что Его дети делают, должно отражать эти божественные свойства.