Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Ефесянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 24173 Все тексты автора Джон МакАртур
Глава 8. Откровение тайны
Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко, то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым) Чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него. Посему прошу (вас) не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава (3:1-13).
Этот отрывок, открывающий 3 главу Послания к Ефесянам знакомит с целями миссионерской деятельности апостола. Он предшествует его молитве за верующих, чтобы они пришли к пониманию того, что все их источники полноты, как единого целого, сокрыты во Христе. Павел как бы чувствовал, что Ефесяне еще не подготовлены к словам его молитвы, в которой он ходатайствует за них, пока лучше не поймут и, поэтому, не смогут лучше применять в своем жизненном хождении, те истины, о которых он хотел молиться. И Павел посчитал чрезвычайно важным подтвердить свой авторитет в преподавании такой новой и далеко идущей истины, как единство иудеев и язычников.Он утверждает это важное положение, говоря, что Сам Бог даровал ему откровение этой истины и велел ее провозглашать (ст. 2-7).
Он повторно выделяет ту великую тайну, явленную ему ныне Богом относительно единства язычников и иудеев, в которых уже нет никаких разделяющих их друг от друга черт, никакого различия. Откровение тайны обсуждается в ст. 1-3, объяснение ее в ст. 4-6; провозглашение в ст. 7-9 и, наконец ее предназначение — в ст. 10-13. «Чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования». Этот стих в значительной степени является заключительным выводом содержания 2:11-22.
В 3:1-13 апостол обращает наше внимание на пять аспектов Божьей тайны: ее узника, ее план, проповедь, цель и ее преимущества.
Узник тайны
Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, Потому что мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко, То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой (3:1-4).
Слова для сего-то объясняют причину и основание молитвы, возносимой Павлом к Богу (хотя она по-настоящему начинается в ст. 14) и объясняют истины, которые Павел классифицировал в главе 2 — включая и истины о том, что во Христе человек обновляется, становится новым человеком (ст. 15), что вес верующие составляют одно тело (ст. 16), что язычники, будучи ранее дальними, по уверовании в Иисуса приблизились (ст. 17), что все верующие равным образом являются согражданами Небесного царства и своими Богу (ст. 19) и, наконец, что все верующие устрояются в Божий храм и Божие жилище (ст, 21-22).
Как мы уже упоминали, прежде, чем приступить к своей молитве, Павел решил еще раз проштудировать эти истины, внушая мысль об их Божественном происхождении. Апостол хорошо знал ценность повторения при поучении народа и важность установления авторитетности источника при поднесении новой, нетрадиционной доктрины. Когда мы впервые слышим проповедоваемую нам истину, то никто из нас не может постичь ее сразу же. Божьи истины настолько поразительны и обширны, что мы никогда не сможем их полностью охватить своим умом в этой жизни не зависимо от того, сколько раз мы их слышим и изучаем. Даже то, что мы постигаем до некоторой степени, часто исчезает из нашего разума; и мы испытываем необходимость в повторении некоторых истин, чтобы нам напоминали о них вновь. Некоторые истины мы не можем воспринять своим умом, если не будем знать, что они имеют Божественное происхождение (ср. Иоанна 6:60; 2 Пет. 3:16).
Первое, что упоминает Павел — это его личное положение и вверенное ему от Бога служение. Павел занимает в Новом Завете весьма значительное положение, уступающее только высоте положения Иисуса Христа, Господа. Его перу принадлежат, по меньшей мере, тринадцать из 27 книг Нового Завета. От также является доминирующим человеческим сосудом, через кого действует Святой Дух, что записано в книге Деяния Апостолов. Более, чем другой какой апостол, он представил в четких и ясных чертах тайны Евангелия истины, сокрытые от большинства верных Божьих служителей прежних веков, но явленных церкви Иисуса Христа.
Во вступительной части своего послания Павел представляет себя как апостол Иисуса Христа (1:1), но здесь он называет себя узником Иисуса Христа. Он находился в узах в течении пяти лет: два года в Кесарии и остальные три года в Риме. Он подвергнулся заключению на основании ложных обвинений, представленных Асийскими иудеями, которые посетили Иерусалим. Они обвинили его в том, что он ввел язычника Трофима в запретную часть храма, хотя этого на самом деле не было. Павел предстал пред судом Синедриона, перед Римским правителем Феликсом, перед его приемником Фестом и, даже, перед царем Агриппой. Если бы Павел, защищая себя перед Фестом, не потребовал суда Кесаря, то Агриппа его отпустил бы на свободу. Из Кесарии Павла отправили в Рим, где ему разрешили снимать жилище под охраной одного воина (см. Деян. 21:27-28:16). . Будучи взятым под стражу по обвинениям иудеев, Павел не считал себя узником иудеев. Хотя римские власти заточили его в темницу, он не считал себя узником Рима. Он являлся служителем Иисуса Христа, выкупленным Им дорогой ценой крови. Господь Иисус Христос и послал его на особое служение с проповедью Евангелия язычникам. По этому он был узником Иисуса Христа. Все, что он ни делал и куда не направлял свои стопы — контролировалось Иисусом Христом. Без Его согласия и одобрения Павел не подчинялся планам, власти, наказанию или тюремному заключению. Павел был узником, принадлежащим Иисусу Христу, Который послужил причиной для его заключения.
Самую важную роль в жизни человека играет перспектива; и наша точка зрения, и реакция на окружающие обстоятельства имеет гораздо большее значение, чем сами обстоятельства как таковые. Если мы не видим ничего, кроме этих обстоятельств, то они берут над нами полный контроль. Когда эти обстоятельства благоприятные, то это приносит нам удовлетворение — если же нет, то мы чувствуем себя несчастными. Если бы Павел видел только свое настоящее положение, то быстро бы навсегда оставил свое служение. Если бы он считал, что его жизнь целиком и полностью находится в руках его гонителей, тюремщиков, охранников, или во власти римского правительства, то он давно бы впал в полнейшее отчаяние.
Но Павел имел Божественную перспективу, всецело полагаясь в своей жизни на Божье водительство, подчиняясь Его планам. И это происходило не потому, что ему известно было его будущее, или он полностью понимал какие Божественные цели таятся за этими скорбями и переживаниями. Отнюдь нет. Но Павел знал одно, что и будущее, и скорби, и каждый аспект его жизни — полностью находятся в руках Его Господа. Несмотря на свое апостольское положение и множество откровений от Господа, Павел жил и трудился верою, а не видением. Он знал — и не потому, что видел, а верил Слову Самого Господа — «любящим Бога, призванным по ЕГО изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Именно поэтому, как верующие, мы должны «с великою радостью» принимать «различные искушения». Мы знаем, что эти искушения или испытания производят веру, вера производит терпение, приготавливая нас к благочестивой жизни (Иак. 1:2- 4; р. Деян. 16:19-25; 1 Пет. 4:112-19).
Павлу было хорошо известно, что его обстоятельства «послужили к большому успеху благовествования, Так что узы мои во Христе сделались известными всей претории и всем прочим, И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (Фил. 1:12-14).
Павел подвергся узам согласно спасительным планам Христа: за вас язычников. Подобно тому, как Христос был распят не за Себя, так и Павел подвергся узам не за себя, но за Господа и для спасения тех, кому он был призван служить (Деян. 9:15; 15:7; 20:20-24; 22:21; Рим. 11:13 и т. д.). «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). В следующих стихах он говорил язычникам в Колоссах: «Которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (ст. 25-26).
Павел знал, что занимает это служение, потому что поставлен на него Господом, призвавшим его на этот труд. Он проводил его не для своих целей и совершал его не своею силою. Он бескорыстным образом посвятил себя на служение, чтобы привести других людей во славу (Еф. 3:13). Во 2 Послании к Коринфянам Павел расширяет сферы понимания данного послания:
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим, Зная, что воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (4:8-15). Слова, как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, начинают вводное предложение, подчеркивающее его авторитет, которым наделил его Бог для служения. Греческое придаточное условное предложение первого класса указывает на то, что это условие как вы слышали содержит в себе истинное заключение. Павел поэтому говорит: «Я уверен, что вы уже слышали…».
И они уже слышали эту новость о домостроительстве благодати Божией, данной Павлу за них — язычников. Oikonomia домостроительство имеет отношение, в первую очередь, к управлению домом, каким-либо производством, или к попечению о благодати другого человека. Домоправитель нес ответственность за вверенную ему собственность. Он вел учет и присмотр за куплей, продажей, ведением денежных расчетов, весенними работами в поле, сбором урожая, хранением его, приготовлением пищи, распределением работы рабам — впрочем, всем, что нужно было сделать.
Павел не избрал сам апостольство или служение, а был назначен на этот труд. «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение. Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик» (1 Тим. 1:12-13; ср. Рим. 15:15-16; Гал. 2:9). Бог, и только Ой, призвал Павла и определил его на служение по благодати Своей. Павел получил назначение по Божьей благодати, а затем стал служителем Божьей благодати. В 1 Коринфянам 9:16-17 Павел высказывает чувство ответственности перед Богом за несение этого служения: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду, а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение». Поэтому он обращется с просьбой, чтобы «каждый»… разумел «нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1).
Каждый верующий человек является домостроителем Божьего призвания, духовных даров, возможностей, способностей, познания и любого другого благословения, полученного им от Господа. Все, чем мы обладаем, принадлежит Господу; мы же, как домостроители, призваны управлять своею жизнью и всем, что имеем, для Того, Кому это принадлежит. Оказывая служение в семье Божьих детей и свидетельствуя об истине тем, кто находится извне, мы являемся верными домостроителями. «Служите друг другу,- наставляет нас Петр,- каждый тем даром, который получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10).
Домостроительство Павла было уникальным, даже для апостола, и настолько новаторским, что он посчитал необходимым добавить слова: «чрез откровение… мне… возвещена тайна о чем я и выше писал кратко». Вполне очевидно, что эта тайна заключалась в том, что иудеи и язычники — едины во Христе, о чем он и выше писал кратко в 1:9-12 и 2:11- 12. Это была неведомая и непостижимая истина, сокрытая от всех человеков, пока Бог не явил ее (ср. 2 Тим. 3:16-12; 2 Пет. 1:19-21). То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой. Павел был Божьим сосудом, через кого Бог явил множество тайн церкви, но упоминаемая здесь тайна касается уже высказанной им в общих чертах истины, которую он доходчиво собирается донести — а именно, что во Христе и иудеи и язычники едины пред Богом, как сограждане Его царства и члены Его семьи (3:6).
Павел намеревается не просто сформулировать эту тайну, но объяснить ее смысл и донести ее до нашего сознания. Когда верующие в Ефесе и каждый последующий верующий будут читать его объяснения (как часть христианского хождения), то Павел исполнен надежды, что они смогут усмотреть его, данное Богом, разумение тайны Христовой. Sunesis разумение в буквальном смысле означает собрать воедино и образно передает понять, постичь, мысленно собрать все знания, чтобы охватить их значение и смысл. Духовное разумение должно всегда предшествовать практическому применению. Только то, что понимаешь надлежащим образом, можешь приложить в практическом отношении к своей жизни.
Несмысленность представляет собой противоположность духовному разумению asenetos. Отсутствие духовного распознания, как ясно указывается с первой части этого стиха, имело место даже тогда, когда людям были известны необходимые духовные факты. «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога и не возблагодарили, но осуетились о умствованиях своих». (Рим. 1:21).
Павел не получил ревность к благовествованию и страстное желание приобретения душ для Христа на основании своего высокого эмоционального опыта, хотя у него было много возможностей для этого. Его любовь и ревность к спасению погибающего мира и утверждению спасенных душ проистекала из великого разумения Евангелия. Чем более он проникался познанием непостижимой Божьей любви и Его благодати, тем больше он ощущал в себе побуждение и потребность свидетельствовать об этой любви и благодати окружающим народам, самому являя пример этой любви.
Павел был настолько исполнен понимания тайны Христа, что пожертвовал своим здоровьем, свободой и всей своей жизнью для служения проповедью Евангелия, чтобы и другие люди, тоже могли понять, усмотреть те истины, которые были открыты ему. Подобная жертва была источником высочайшей радости и ему самому.
План тайны
Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым), Чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования (3:5-6).
В стихе 5 Павел дает определение понятию тайна, согласно новозаветнему употреблению и в стихе 6 раскрывает тайну, которую и объясняет ефесянам.
Слову которая предшествует выражение тайна Христова, относительно которой апостолу было дано особое откровение и разумение (ст. 3-4). Эта тайна не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих. Выражение сынов человеческих имеет отношение ко всему человечеству в целом, а не просто к Божьему избранному народу, Израилю. До основания церкви ни один человек и даже ни величайшие Божьи пророки не имели полного представления об истине, которую теперь раскрывает Павел. Ветхозаветние учения, имеющие отношение к этой тайне, могут быть только ясно понимаемы во свете Новозаветнего откровения. Мы знаем значение многих Ветхозаветних отрывков только потому, что они объясняются в Новом Завете (ср. Евр. 11:39-40; 1 Пет. 1:10-12).
Никому не было полностью известно значение и смысл Божьего обетования, данного Им Аврааму, что «благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3), пока Павел не написал: «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы» (Гал. 3:8). Никто не знал полного значения пророчества, изреченного Исайей: «Но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6), пока оно не получило объяснение от Павла, как благовестие Евангелия Иисуса Христа (Мессии) язычникам, равным образом, как и иудеям (Деян. 13:46-47).
Ветхозаветние святые не имели никакого представления о церкви, собрании спасенных душ и обращении их в одно Тело, в котором совершенно нет места рассовым разграничениям. Те откровения, которые имелись в Ветхом Завете, представляли для них тайну, потому что в них были существенные пробелы. Именно по этой причине иудеи первой христианской церкви, и даже апостол Петр (см. Деян. 10) с большим трудом принимали верующих из язычников так же, как из числа иудеев. Они не могли поставить их на один духовный уровень с собой. Поэтому, Павел с большой озабоченностью сформулировал и еще раз подтвердил в своем Послании к Ефесянам эту великую истину, неоднократно давая ей подробное объяснение.
— Эта истина ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым. Греческий глагол, переведенный как открыта стоит во времени аорист, что служит указанием на специфические действия или события. В сочетании со словом ныне он выражает настоящую незамедлительность откровения, которое было дано исключительным образом только Новозаветним святым апостолам и пророкам и никому более ни до, ни после их. Эти мужи послужили в качестве Божьего орудия в составлении Писания, и I Иоанна 1:1-3 описывает их весьма уникальную функцию. Последний раз они собрались вместе в Иерусалиме, где председательствовал Иаков (сводный брат Иисуса; см. Деян. 15:13), который не был апостолом. Позднее они были вес рассеяны и умерли, не раньше, чем было завершено откровение. О них упоминается в Ефесянам 2;20 и 4:11; но здесь они называются святыми, в подтверждение того, что были достойны этого откровения, с подлинностью запечатлев его.
Некоторые исследователи Писания подметили, что притяжательное местоимение autou, Его, соединено со словом апостолами, а не с пророками. Это явилось выделением как особой важности, так и хронологического приоритета апостолов над пророками, которые следуют за ними. Это различие будет рассматриваться при обсуждении 4:11.
Бог явил Свое откровение через этих мужей, посредством Своего Небесного Посланника Святого Духа. «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою — объясняет Петр — Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20-21). Это явилось исполнением обетования, данного нашим Господом, что запечатлено в Иоанна 14:25-26 и 15:26-27.
«Чтобы и язычникам, — объясняет Павел, развивая далее эту тайну,- быть сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования».
Как уже упоминалось выше, нам трудно осознать насколько необычайно новаторской была эта истина для иудеев времен Павла. Несмотря на тот факт, что Ветхий Завет преподает мысль о том, что язычники получат Божье благословение (Быт. 12:3; 22:18; 26:4; 28:14), что язычники благословят Бога (Пс. 71), что Мессия придет к язычникам (Ис. 11:10; 49:6; 54:1-3; 60:1-3), что язычники будут спасены Мессией (Ос. 1:10; Ам. 9:11 и далее) и получат Святого Духа (Иоиль 2:28-29), сама идея о включении язычников в одно тело с иудеями была духовным эквивалентом заявления о том, что прокаженные уже не подлежат изоляции и теперь пользуются полной свободой жить в среде здоровых людей и сообщаться с ними, как и все остальные члены человеческого общества. В умах большинства иудеев представление об их духовном отделении от язычников было настолько абсолютным и утвержденным, что даже мысль о полном равноправии перед Богом казалась неприемлемой несуразицей, граничащей с богохульством.
Но, несмотря на это, Павел заявляет, что прежде всего язычники являются сонаследниками. Те, которые когда-то были «отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования» (2:12) теперь получили такой же легальный статус перед Богом, как и Его избранный народ, иудеи. Они имеют то же самое необъятное чудное наследие во Христе, о котором уже упоминал Павел (1:11, 14, 18). Каждый верующий получает от Бога «во Христе всякое духовное благословение в небесах» (1:3). Как говорил апостол галатам, не зависимо от вашей рассовой принадлежности или иного наследия: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Язычники уже более не являются странниками и пришельцами, но сынами (ср. 1:11, 14, 18; 2:19), занимающими такое же легальное положение, как и другие верующие.
Язычники также являются членами, составляющими одно тело. Они теперь получают равноценное благословение, как непринадлежащие к числу иудеев сонаследники Божьей благодати, пользующиеся теми же преимуществами и привилегиями, что и иудеи; однако, эти привилегии проявляются в сфере отдельного, но равноценного существования. Они составляют одно тело как полноправные его члены, соединяясь общностью жизни с каждой личностью в святой семье Божьих детей. Они не двоюродные родственники, с неохотой признаваемые, как отдаленная родня. Они — составляющие одно тело, к которым Бог относится так же, как и к другим членам. Каждое Божье чадо является только Божьим чадом. В духовном смысле, в нем заложены исключительно Божественные гены. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все наполнены одним Духом (1 Кор. 12:12-13).
В дополнение к аналогичному легальному и семейному статусу язычники являются также сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования. Это — не третий статус, занимаемый ими, но совокупность остальных двух. Все христиане, вне зависимости от своего положения или позиции до своего спасения, теперь ничто иное, как сопричастники во всем, что имеет отношение ко Христу, посредством благовествования — то есть все во Христе. Сущность благовествования заключается в том, что посредством веры в Иисуса Христа верующие уподобливаются Ему, принимая участие в Его наследии, разделяя его. Фраза «тайна Христова» (ст. 4) также употребляется Павлом в Кол. 4:3 и является основой сущности его благовествования. Оно передает истину Колосянам 1:27 о том, что Христос является для верующего иудея «упование славы». Оно также несет в себе истину Колосянам 2:2, что эта тайна — «Сам Христос», в Котором сокрыто все для верующих (ст. 3). Таким образом, эту тайну можно полностью понять так, что быть иудеем и язычником во Христе — значит Христу поселиться в иудее и язычнике, в результате чего образуется тесный общий союз вечной жизни, когда они оба полностью погрузятся, сокрывшись в Господе Иисусе Христе (Гал. 2:20).
Бог предопределил каждому верующему «быть подобным образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Это является ответом на молитву нашего Господа, записанную в Иоанна 17:
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будет едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня (ст. 20-23).
Пребывание во Христе посредством принятия благовествования — вот, что создает среди верующих совершенное и абсолютное и абсолютно новое общество. Вне этой реальности никогда не может быть и речи об истинном единстве и общности. До тех пор, пока христиане не осознают позиционное единство, которым уже обладают во Христе, их Господе и Спасителе, и не научатся жить согласно ему, в церкви никогда не будет наблюдаться практическое единство.
Проповедь тайны
Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне, наименьшему из всех святых, она благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом (3:7-9).
Благая весть распространяется теми, кого призвал Бог ее провозглашать, и служителем этого Евангелия сделался Павел. «Но как призывать Того, в Кого не уверовал? — вопрошает Павел в Послании к Римлянам.- Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14). Хотя израильтяне и слышали Божью истину, многие из них не послушались благовествования. Ибо Исайя говорит: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?» (ст. 16) — так же как и многие из слышавших Евангелие не послушались его. Но для того, чтобы послушаться его, нужно его услышать, и призвание Павла равным образом как и каждого проповедника, состояло в том, чтобы провозглашать Божью Благую весть как служителю по дару благодати Божьей. В 1 Коринфянам Павел излагает аналогичную мысль, подчеркивая этот призыв благодати: «Но благодатию Божиею семь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я болеевсех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).
Слово служитель происходит от греческого термина diakonos, основное значение которого слуга, особенно тот, кто прислуживает за столом. Позже этот термин получил более широкое значение применительно к понятию слуги в целом. Определение гласит, что слугой является тот человек, который исполняет приказание других людей, признавая их высшую власть и подчиняясь ей. Он, главным образом, несет ответственность за исполнение повелений других. Единственная обязанность Павла заключалась в верном служении в роли служителя по дару благодати Божией, данной… действием силы Его. «Кто Павел?» — вопрошает Павел разделяющихся коринфян.- Кто Аполлос. Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» (1 Кор. 3:5). Господь наделяет силою Своего служителя. Апостол говорил Колоссянам: «Для чего я и тружусь и подвигаюсь силою Его, действующей во мне могущественно» (Кол. 1:29).
Павел выделяет тот факт, что он не сам выступил на служение, но был поставлен на него (ср. Кол. 1:23, 25). Призвание, слово благовествования, труд и сила на служение — все это нисходило от Бога и принадлежало Ему. Получив спасение от Господа, когда Он остановил Павла на пути в Дамаск, и находясь в состоянии слепоты по причине великого света, Павел услышал повеление от Иисуса: «Встань и стань на ноги твои, ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем (Деян. 26:16). Ни образование Павла, ни его природные способности, опыт, властность, внутренние качества, влияние или что-либо другое не послужило основанием на поставление его Господом на труд служения Иисусу Христу. Он был поставлен; сделался служителем, апостолом, проповедником истины, слугой по воле Его Господа и силою Его. Он почитал себя недостойным, совершая жертвенное служение. Ему вовсе не принадлежал выбор, поэтому он не заслуживал никакой похвалы (1 Кор. 9:16-18). Он не желал никаких акколад, но молитв, потому что ему было бы горе, если бы он не поступал согласно призвания, которое даже не избрал!
Любой человек в церковном служении, которого не поставил Бог на этот труд, является самозванцем. Независимо от его благих намерений, он несет только ущерб Господнему труду и Божьему народу. Иеремия, записывая Господнее слово, говорит об этом: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали… Я не посылал их и не повелевал им (Иер. 23:21, 32). Никто не должен вступать на служение, если не вполне уверен в Господнем призвании.
Ключ к познанию Божественного призвания дается в 1 Тимофею 3, где Павел говорит о пасторе или епископе, как о человеке, который «епископства желает» и, кто почитается и одобряется всеми окружающими людьми, как «безукоризненный» человек (ст.3-7). Таким образом, настоящее призвание зарождается как неумолимое желание внутри человека, сопровождаемое благочестивой жизнью. Бог призывает на служение посредством желания и подтверждения церкви.
Затем, тот человек, кто имеет истинное призвание от Бога, испытывает постоянную опасность потери своей эффективности в служении, если он начинает считать себя чем-то большим, чем слугой. Теряя дух служения другим людям, он одновременно лишается духовной силы и пригодности. Возвышая себя и полагаясь в своем труде на св5и силы и планы, он входит в конфликт с Богом и теряет свою духовную силу. Лишаться зависимости — значит лишаться всего, потому что все, представляющее хоть какую-нибудь ценность в нашей жизни, включая и силу для эффективного, действенного служения, приходит только от Господа. К числу величайших опасностей в христианском служении и жизни относятся те так называемые ценности, которыми дорожит этот мир: личное честолюбие, престиж, признание, честь, репутация и успех. Бог не только избирает незнатное и немощное сего мира для их служения (1 Кор. 1:26-29), но и незнатных и немощных проповедников для совершения этого труда спасения (2 Кор. 11:39; 12:7-10). Для тех, кто не готов платить подобную цену в служении, их стремления к обретению определенного положения в служении, являются незаконными и не увенчиваются успехом.
Препятствием к служению в значительной степени является отсутствие святости. Именно это положение побуждает Павла высказать следующую мысль: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).
Призвание Павла на служение благовествования, подобно как и.все другое, полученное им от Господа, было даром благодати Божией. Мне, наименьшему из всех святых — продолжает он, — дана благодать сия. Будучи апостолом и служителем тайн благовествования, специально для этой цели избранным Господом, Павел, однако, почитал себя наименьшим из всех святых. Термин наименьший означает превосходную степень чего-то, указывая на то, что он считал себя меньшим из всех малых. И это было не показным смирением, но честной и искренней оценкой самого себя. Имея такое ясное представление и осознание Божьей праведности, Павел в такой же степени осознавал свое несовершенство по отношению к ней. Павел не утверждал о повторном труде благодати, благодаря которого он усовершился в святости, любви или чем-либо еще. К концу своей жизни он почитал себя наименьшим из грешников (1 Тим. 1:15) и сокрушался по поводу своего несовершенства. Подобное отношение не ограничивает человека в его служении, но, напротив, является ключей к его успеху и плодотворности, (ср. Гедеона в книге Судей 6:15-16 и Исайю 6:1-9).
Неисследимое богатство Христово включает в себя все Его истины и благословения, Его Самого и Его наследие. Каждый проповедник должен преследовать цель провозглашения этих богатств, чтобы довести до сознания верующих насколько велико их богатство во Христе. Поэтому, христианам важно понимать, какое огромное положение они занимают во Христе, Господе. Невозможно проводить продуктивную, счастливую христианскую жизнь в послушании Господу без надлежащего понимания этого славного положения. Прежде, чем сделать какой-либо труд для Господа согласно Его воли, мы должны понимать, что Он уже совершил для нас. Мы обладаем неисчислимым запасом богатств в Том, о Ком говорится следующее: «В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), и в Котором нам даровано «все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3).
Среди неисследимого богатства, которым нас благословил Христос, имеется «богатство благости, кротости и долготерпения» (Рим. 2:4), Его «премудрость и ведение» (11:33), Его милосердие и великая любовь (Еф. 2:4). «Его слава» (3:16), Его дарование нам mem обильного для наслаждения (1 Тим. 6:17), Его утешение (Кол. 2:2), Его слово (3:16) и, даже, поношение за Имя Его (Евр. 11:26). Me удивительно, что Павел торжествующим образом напоминает нам, что «и вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2:10).
Однако, недостаточно просто знать о богатствах Христа. Впадая в грех и непослушание, мы теряем настоящее благословение этих богатств, как это имело место с плотскими, непослушными верующими в Коринфе. «Вы уже пресытились,- с сарказмом обращается к ним Павел,- вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать» (1 Кор. 4:8). Подобно лаодикийцам, они считали себя богатыми, не имеющими ни в чем никакой нужды, не сознавая того, что в действительности являются «несчастны и жалки, и нищи и слепы и наги» (Отк. 3:17).
Служение Павла заключалось также в том, чтобы открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все. Домостроительство происходит от того же греческого слова oikonomia, что и в стихе 2. Павел в действительности говорит: «Я призван не только в вертикальной сфере проповедовать неисследимое богатство Христово, но и в горизонтальной протяженности преподавать домостроительство, или управление тайною церковного века» Первая сфера касается наших взаимоотношений с Богом, а вторая — нашего повседневного хождения и служения друг другу, как братья и сестры во Христе.
Миссия Павла состояла в том, чтобы сделать известною или явить полное выражение применения великой истины о единстве язычников и иудеев — истины, сокрытой в течение столь долгого времени в разуме Бога, Творца.
Цель тайны
Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальст-вам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем (3:10-11).
Цель hina с глаголом в сослагательном наклонении Божьего откровения тайны церкви состоит в том, чтобы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах (то есть ангелам) многоразличная премудрость Божия. Об ангелах говорится в аналогичных выражениях в Ефесянам 1:21 и Колосянам 1:16. В Ефесянам 6:12 Павел употребляет такие же слова применительно к падшим ангелам. Бог привел церковь в состояние бытия, чтобы она провозглашала Его великую мудрость пред ангелами, как пред святыми, так и пред падшими. Новый завет подчеркивает особенно интерес святых ангелов к церкви, но вполне очевидно, что и падшие ангелы, до некоторой степени, могут также видеть, что происходит, хотя у них нет ни желания, ни способности к славословию Бога.
По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем — продолжает объяснять Павел. Все, что когда-либо соделал Бог, имеет конечную цель прославления Своего Имени. Как провозглашает Павел в другом месте: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него» (1 Кор. 8:6) и «Ибо Им создано все… и для Него создано» (Кол. 1:16).
Церковь существует не только для- того, чтобы спасать души, хотя это чудесный и важный труд. Высшая цель и задача церкви заключается в том, как здесь ясно показал Павел, прославить Бога, чтобы соделать известною Его премудрость перед ангелами, которые затем еще более возвеличат Бога. Цель вселенной состоит в прославлении Бога и это станет ее конечной реальностью, когда будет побеждено и разрушено зло. Даже теперь «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:1). Сама по себе церковь не является концом или самоцелью, а средством достижения конечной цели прославления Бога. Искупление может быть понимаемо нами только тогда, когда мы осознаем, что высшая цель — прославление Бога. Бог сотворил святых ангелов и утвердил их в чистоте и славословии, как существа, которые во веки будут провозглашать Богу славословие (Пс. 148:2; Евр. 1:6), и искупление падших человеков умножит и возвеличит их хвалу. Таким образом, спасенный Богом народ должен умножить славословие ангелов, и придет тот день, когда он присоединит к ним свою хвалу (Отк. 4:8-11; 5:8-14; 7:9-12; 14:1-3; 19:1-8).
Даже падшие ангелы прославляют Бога, хотя и непреднамеренно. Они от начала были свергнуты с небес по причине отрицания Его славы и стремления к самопрославлению и самовозвышению. Однако, Иисус говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Бог прославляется через падших ангелов тем, что постоянно расстраивает их губительные планы, показывая тщетность всех их злобных ухищрений, направленных на разрушение Его церкви. Его святой гнев также являет Его славу, так как он служит откровением Его сущности (ср. Рим. 9:19-22).
Ангелы видят Божью славу в творении, Его гнев на горе Синай; и Божью любовь, проявленную Им на Голгофе. Но более всего они зрят Его многоразличную (многоцветную, многообразную) премудрость, которая соделалась известною чрез Церковь. Они видят Того, Который принял иудея и язычника, раба и свободного — тех, кто сообща распяли Мессию и заслуживали только адских мук — и соделал их посредством этого креста мучений одним духовным Телом в Иисусе Христе. Они видят Его, разрушающего всякую преграду, каждое препятствие, которое разделяет верующих, и созидающего всех их в единое целое в близком и вечном союзе с Отцом, Сыном и Святым Духом — верующих всех веков и народов. «Так говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся,- сказал Иисус (Лук. 15:10). Каждый верующий через покаяние и обращение ко Христу прибавляется, как еще один духовный камень, к Божьему храму, становится еще одним членом Его Тела, прощенным и очищенным грешником, который навеки объединяется в единое целое к каждым другим таким же прощенным и очищенным грешником. Святые ангелы не только проявляют интерес в деле спасения человеков (1 Пет. 1:12), но постоянно зрят Божий лик на небесах, подмечая Его реакцию на отношение к спасенным Им земным чадам Его (Матф. 18:10, 14). Они — всегда наготове, чтобы исполнить каждое повеление в отношении их.
Когда Павел увещевает женщин в Коринфе, чтобы они, в знак покорности своим мужьям, ввели себе обычай отращивать длинные волосы, то подкрепляет это повеление, говоря, что оно дается как знак «для Ангелов» (1 Кор. 11:10), чтобы не нарушать их чувства послушания и покорности и дать им еще более великий повод прославления Бога благодаря послушанию церкви в вопросе надлежащих взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Видя правильные взаимоотношения в церкви, аннулирующие извращенность мужских взаимоотношений, вызываемых сатаной и грехом, ангелы превозносят благодарение Богу. Павел, установив определенные принципы относительно церковного руководства, писал: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранным Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения» (1 Тим. 5:21). Ангелы озабочены дисциплиной, поведением и чистотой жития в церкви, равным образом, как и в благочестивом руководстве (ст. 17-25). После всего, говорит автор Послания в Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14). Они оказывают служение церкви и наблюдают за ней.
В аудитории Божьей вселенной Он является учителем, ангелы — студентами, церковь — иллюстрацией, а предметом Божьего преподавания служит многоразличная премудрость Божия.
Премудрость тайны
в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него. Посему прошу (вас) не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава (3:12-13).
Возложив веру и упование на Иисуса Христа, мы имеем свободный доступ к Богу и можем быть участниками Его неисследимого богатства. В иудаизме только первосвященник мог войти во Святое Святых, чтобы предстать перед Богом, но только однажды в год, в День Очищения. Если кто-либо дерзает войти в это святое место пред Богом, то такого человека ожидает смерть. Но теперь, как говорит Павел, каждый человек, приходящий ко Христу верою, может явиться перед Богом во всякое время с дерзновением, имея надежный доступ. Это и является преимуществом в отношении тайны церкви. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15-16).
Не с легкомыслием и беспечностью, но с искренностью и открытым сердцем мы должны приходить к Господу, со свободой речи и в свободе духа. Надежный доступ — это доверие, не ведающее страха отвержения, потому что мы принадлежим Ему (ср. 1 Тим. 3:13).
Во свете подобного, великого преимущества, Павел говорит: «Прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава». Во всех обстоятельствах, через что бы ни проходили Его дети, Бог проявляет Свою благодать, благословение и славу. Вне всякого сомнения, многие верующие сокрушались по поводу такого протяженного заключения Павла и всех его непрекращающихся страданий, связанных с его служением. «Ибо думаю,- объяснял он Римлянам,- что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Страдания Павла обратились ко славе, а не к бесчестию тех, кому он оказывал служение (ср. Фил. 1:12).