Глава 18. Не упивайтесь вином

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (5:18).

Слова призыва Павла «поступать достойно звания, в которое (вы) призваны» (4:1), представляют один из наиболее жизненно важных текстов, имеющих отношение к христианскому хождению. Для совершения этого хождения необходимо быть под контролем Святого Духа, чтобы наша жизнь отвечала Божьим требованиям. Невозможно надлежащим образом понять Божьи пути и следовать им без труда Святого Духа в жизни каждого верующего.

Но прежде, чем высказать нам повеление исполняться Духом, Павел дает повеление, представляющее запрещение негативных проявлений в жизни. И не упивайтесь вином. Опьянение от вина не только является препятствием, но и противоположностью исполнения Духом. Принимая во внимание предшествующие противопоставления апостола между светом и тьмой (ст. 8-14), мудростью и неразумием (ст. 8-14), мудростью и неразумием (ст. 15-17), следует указать, что здесь Павел высказывает основную мысль о том, что пьянство, опьянение — это признак тьмы и неразумия, глупости, а исполнение Духом — это источник способности верующего ходить во свете, поступая с мудростью.

В истории церкви отмечалось несколько периодов, когда употребление алкогольных напитков не вызывало никаких споров и разногласий. Евангельские церкви и группы в наши дни имеют различные мнения по этому вопросу. Иногда различные деноминации и миссионерские организации разделяются по этому поводу даже внутри себя в зависимости от страны сноси принадлежности.

Нам должно быть совершенно ясно, что употребление или неупотребление спиртных напитков, само по себе не является признаком и мерой духовности. Духовность определяется нашим внутренним состоянием, а наши внешние поступки являются только свидетельством его.

В защиту употребления спиртных напитков приводится много доводов, и одним из них является желание иметь радость и веселье, или по меньшей мере забыть о горести или какой-либо неприятности. Бог дает желание и стремление к истинной радости, и Он его восполняет. В Екклесиасте мы читаем, что «время смеяться» (3:4), а в Притчах, что «веселое сердце благотворно, как врачебство» (17:22). Давид провозглашает, что «полнота радостей» пред лицем Господним» (Пс. 15:11), Иисус начинал каждую из заповедей, произнесенных, в Нагорной проповеди, с обещания блаженства или радости и счастья тем, кто приходят к Господу Его путем (Матф. 5:3-11). Апостол Иоанн написал свое первое Послание не только для поучения и наставления своих собратьев по вере, но и для того, чтобы его радость «была совершенна» (1 Иоан. 1:4). Павел дважды советует христианам в Филиппах, говоря им: «Радуйтесь в Господе» (3:1; 4:4). При рождении Иисуса ангел объявил пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лук. 2:10). Бог желает видеть всех людей радостными и счастливыми, и одно из великих благословений Евангелия состоит в том, что Христос приносит несравненную радость сердцу того человека, который уповает в вере на Него.

Проблема с употреблением спиртных напитков в том, чтобы почувствовать радость, является не мотивом, но средством. При этом достигается некое искусственное веселье, которое вызывает результаты противоположные духовной чувствительности. Алкоголь приводит к временному забвению, и, зачастую, к еще худшим проблемам, чем те, которые вначале побудили к его употреблению. Одурманивание себя алкоголем никогда не решает жизненные проблемы, но не имеет ничего равного себе по умножению их.

Писание всегда осуждает пьянство

Когда человек напивается до опьянения, то даже в светском обществе навряд ли найдутся такие люди, которые будут защищать подобное состояние. Опьянение привело ко многим военным поражениям, к падению многих правительств и к моральному осквернению множества людей и целых обществ, почему его и считают не иначе, как совершенным злом. Только в Соединенных Штатах в настоящее время насчитывается более двадцати миллионов алкоголиков, из которых три с половиной миллиона — подростки. Алкоголь губит человеческие жизни.

Опьянение — это затемнение алкоголем, или отключение какой-либо части головного мозга человека, что в свою очередь оказывает воздействие на его способности. Когда человек в опьянении, то алкоголь привел в состояние торможения и значительного изменения его мышление или поведение. Пьянство имеет множество степеней, но начинается тогда, когда алкоголь прерывает нормальное функционирование тела и разума.

Как Ветхий, так и Новый Заветы с полной определенностью осуждают пьянство. Каждое изображение пьянства, представленное в Библии, является картиной греха и бедствия. Вскоре после потопа, Ной опьянел и вел себя постыдным образом. Дочери Лота напоили его и совершили акт кровосмесительства, неразумное и извращенное средство с целью деторождения. Венадад со своими царями-союзниками опьянели, и все войско было поражено мечем, за исключением Венадада, который остался в живых только благодаря непослушанию Господу Израильского царя Ахава (3 Цар. 20:16-34). Валтасар собрал пир, на котором все гости пили вино и прославляли богов золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. И во время этого шумного пьяного галдежа от Валтасара было забрано царство (Дан. 5) -и отошло от него. Некоторые христиане в Коринфе также упивались во время Господней Вечери, отчего одни из них ослабели и заболевали, а другие умирали по причине своего нечестивого осквернения Господнего постановления (1 Кор. 11:27-30).

Книга Притчей Соломона содержит в себе множество предупреждений против употребления вина. Говоря как отец, писатель высказывал такие слова: «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит. 23:19-21). Наши притоны в современное время буквально кишат людьми, одетыми в рубище по причине пьянства. И таких людей больше, чем древний автор Притч мог себе представить. Несколькими стихами ниже он вопрошает: у кого багровые глаз;!? У тех, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно» (ст. 29-31). На вино заманчиво смотреть с его ярким светом. искрящимися пузырьками и приятным вкусом — как и изображают современные рекламы. Но телевизионные рекламы умалчивают об одном, что «впоследствии, как змей, оно укусит, и ужилит, как аспид: Глаза твои… будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (ст. 32-33).

Мы также читаем в Притчах, что «вино глумливо, сикера -буйна; и всякий увлекающийся ими, неразумен» (20:1). Спиртные напитки вводят человека в обман и заблуждение, побуждая его думать о себе лучше, чем он есть на самом деле, умнее, а не глупее, счастливее, а не как об одурманенным вином. Они являются излюбленным средством сатаны по любому поводу, вводя людей в обман и разрушая их. Люди под влиянием алкоголя беззащитны пред бесами и не защищены от их нападения.

Пьяница не извлекает урока из своего пьяного состояния и еще неоднократно подпадает под тот же обман. Даже, когда он избит где-либо на дороге, наконец придя в себя, протрезвляется, то «опять (будет) искать того же» (23:35).

Между данными двумя предостережениями от пьянства, нам говорится следующее: «Потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный корабль. Она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников» (ст. 27-28). Глубокопочитаемый исследователь Ветхого Завета Франц Делит замечает следующее: «Автор переходит от греха нечистоты к пьянству, и они близко связаны между собой, потому что пьяный возбуждает плотские вожделения; и человек, созданный по Божьему образу, должен прежде дойти до скотского состояния путем опьянения, чтобы погрузиться с восторгом в трясину плотской чувственности» (Иоанн к Ф. Кил и Франц Юлиус Делит, том и Комментарии Ветхого Завета (Гранд Рапидс, Ассошиэтид Паблишас, без даты) стр. 750).

Исайя предупреждал: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают вином» (Ис. 5:11). Алкоголик начинает пить вино с утра и до позднего вечера. Пророк еще раз изображает яркую картину, говоря: «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» (28:7-8).

Писание показывает пьянство в его полной уродливости и трагедии, что всегда ассоциируется с блудом, разложением, буйным поведением, отличающимися разнузданностью и безрассудностью, а также другими формами житейской нечистоты. Это — одно из греховных дел плоти, которые представляют оппозицию плодам праведности Святого Духа (Гал. 5:19-23). Пьянство — это прежде всего грех. Оно способствует развитию сопутствующей ему болезни, поражающей разум и тело. Поэтому его следует признать как грех и подходить к нему с этой позиции.

Петр говорил верующим, чтобы они оставили путь язычников, которые проводили жизнь, «предаваясь нечистотам, похотям… пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Пет. 4:3). Павел увещевает фессалоникийцев: «Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:6-8; ср. Рим. 13:13). Он предупреждает коринфских верующих, чтобы они даже не сообщались «с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с такими даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). В следующей главе он продолжает говоря: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, пи лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники -Царства Божия не наследуют» (6:9-10).

Христианин может опьянеть так же, как и впасть в любой другой грех. Но его жизнь не будет характеризоваться пьянством или каким другим грехом, о чем упоминает Петр и Павел.

Принимая во внимание сложившуюся в Ефесской церкви ситуацию, однако, следует признать, что Павел, главным образом, в данном отрывке проявлял озабоченность не в моральном, но в религиозном аспекте. Для ефесян, язычников и бывших язычников того времени, пьянство близко ассоциировалось с ритуалом и практикой идолослужения, которые были неотъемлемой частью богослужения в храме. В мистических религиях, которые берут свое начало с древнего Вавилона и которые были заимствованы и видоизменены по всему Ближнему Востоку, распространившись также на греческую и римскую культуры, высота религиозного опыта измерялась, общением с богами посредством различных форм религиозного экстаза. Для того, чтобы достичь такого экстаза, участники культов использовали самогипноз и ритуальные, неистовые танцы, способствующие некоему эмоциональному накалу. Алкоголь в больших количествах и сексуальные оргии вносили еще больший вклад в чувственное отупение, так что их извращенный разум приводил к мышлению, что они достигают общения с богами.

Современная культура, основывающаяся на наркомании и рок-музыке металлистов мало чем отличается от этих языческих ритуалов. Наркотики, психоделический световой эффект, режущая слух какофония и неистовая лирика, кривляние и телодвижение — все вместе взятое производит состояние многих исполнителей и зрителей, близкое истерии.

Весьма знаменательно, что большая часть элементов этой псевдокультуры, непосредственно связана с одной или несколькими мистическими религиями Востока, которые преподносят учение большего духовного осознания посредством достижения высших уровней его, при помощи наркотиков, повторения предписанных имен или слов и других суеверных и демонических средств.

Зевс (в греческой культуре) и Юпитер (в римской) были величайшими богами древней мифологии, а в различных религиях в другие времена они именовались по-разному. Согласно сатанинской версии, заимствованной из факта зачатия Иисуса от Святого Духа, он выдвигает свою фальсификацию, что выражено в мифе о Зевсе, вызвавшем беременность богини Симиллы без каких-либо физических сношений с ней. Симилла решила что имеет право увидеть отца своего ребенка и, будучи беременной, предстает перед Зевсом, и мгновенно поражается огнем от его славы. Чтобы спасти еще нерожденного младенца, Зевс выхватывает его из ее чрева и подшивает его в свой пах, где он и продолжает развиваться дальше до своего рождения. Новорожденный бог получает имя Дионисия и Зевс предназначил ему управлять всей землею.

Легенда далее повествует о том, что Титаны, населяющие в то время землю, услышав о плане Зевса, похитили младенца Дионисия и, умертвив его, расчленили на отдельные части. И еще раз младенец был спасен своим отцом Зевсом, который проглотив сердце Дионисия, чудесным образом его оживил. Затем Зевс поразил Титанов молнией, превратив их в прах и пепел, из которого он сотворил рассу людей. Правитель этой новой рассы, Дионисий, был основателем религии восхождения, согласно которой человеческие существа могут подняться до уровня божественного сознания. Созданная им мистическая система состояла из музыкальной безумной пляски, сексуальной извращенности, телесного увечья, употребления в пищу сырого мяса жертвенных быков и пьянства. Дионисий получил известность как бог вина, опьяняющего напитка, который являлся неотъемлемой частью религии безудержного веселья, ассоциировавшейся с его именем. Вакх — его римский прототип, от которого произошло слово вакханалия. Это был римский праздник, отмечающийся с неистовой пляской, пением, пьянством и разгулом. В течение двух тысяч лет это слово было синонимом пьяного дебоша и сексуальной оргии.

Город Балбек, в восточной части Ливана, содержит в себе самые значительные развалины языческих храмов, вначале воздвигнутых в честь различных ханаанских богов, а позже посвященных именам соответствующих греческих и римских божеств, когда эти районы были захвачены данными империями. Центральный храм был посвящен Вакху. Его колонны и портики были искуссно украшены многочисленной резьбой в форме виноградных гроздей, что являлось символом чрезмерного употребления вина, характерного для этого разгнузданного культа.

С подобным видом языческого богослужения были хорошо знакомы верующие в Ефесе, и некоторые из них когда-то сами участвовали в нем.

Это был тот тип богослужения, и тесно связанные с ним блуд и плотская нечистота, от которого верующие в Коринфе могли с трудом отстраниться, оставив его, за него их строго порицал Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?., но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую, не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:16; 20-21). Позже в этом послании он высказывает аналогичное порицание: «Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (11:20-21). Сатана — это вор и лжец, который получает удовольствие в похищении самых прекрасных и священных Господних деяний с тем, чтобы обратить их в свою подделку — чувственно заманчивое извращение, которое завлекает людей в грех, вводя их в заблуждение в отношении истины.

В Ефесянам 5:18 Павел поэтому не просто дает поучение, но и представляет теологический контраст. Он не только говорит о моральном и социальном зле пьянства, но и о духовном, извращенном употреблении спиртных напитков в качестве средства богослужения. Христиане должны избегать стремления достичь религиозного удовлетворения, пользуясь такими языческими средствами, как упивание вином, а напротив, находить это духовное довольствие и радость в поддельных, унизительных, разрушительных и идолопоклоннических методах, которыми пользуется этот мир. В нем обитает Божий Дух, Который имеет великое желание дать верующим во всей полноте благо и радость, которые свойственны их высокому положению в качестве Божьих детей.

Контекст этого отрывка далее указывает на то, что Павел, главным образом, говорит о религиозном аспекте пьянства. Безумие, аморальные и пьяные оргии языческих церемоний сопровождались соответственным нечестивым храмовым служением. В стихах 19-20 он изображает такое богослужение, которое угодно Богу: исполненные Святым Духом верующие назидают «самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».

В каких случаях Писанием допускается употребление вина

Несмотря на множество предупреждений об опасностях, таившихся в вине, его употребление не полностью запрещено в Писании и, в действительности, иногда оправдано.

Вино употреблялось в Ветхозаветных жертвоприношениях в качестве возлияния (Исх. 29:40; Чис. 15:5; ср. 28:7). Для этой цели в храме содержался запас вина. Псалмопевец говорит о вине, «которое веселит сердце человека» (Пс. 103:15), а автор книги Притчи советует дать «сикеру погибающему и вино огорченному душею» (31:6). Говоря о Божьем призыве благодати ко спасению, Исайя провозглашает: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55:1).

Павел советует Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23). Иисус совершил первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе в Кане (Иоан. 2:6-10). Он также с одобрением отзывался о вине в притче о Добром Самарянине, возлившем елей и вино на раны избитого человека, которого нашел лежащим при дороге (Лук. 10:34).

Подобно и многому другому, то вино, о котором говорит Писание (рассматриваемое ниже), обладает потенциальной возможностью приносить добро или причинять зло. Я считаю, что было такое время, когда сок винограда, подобно другим Божьим творениям, содержал в себе только доброе и не имел даже потенциала ко злу. Ферментация, форма разложения, вероятно, появилась благодаря влиянию греха на природу при грехопадении и по-настоящему началась с обширных перемен окружающей среды, вызванных потопом, что сопровождалось устранением паровой оболочки, окружающей землю и предохраняющей ее от прямого солнечного света. Вполне оправданным является убеждение о том, что в Тысячелетнем царстве данный процесс примет обратное направление, когда с земли будет удалено проклятие и природа придет в состояние первоначального совершенства.

Руководство христиан

Принимая во внимание тот факт, что Писание приводит множество предостережений относительно употребления вина, но не запрещает его и, даже, позволяет в некоторых обстоятельствах, то как может знать верующий каким образом ему в этом отношении поступить? Следующие восемь советов, представленные в форме вопросов, на которые даются беспристрастные ответы на основании Священного Писания, послужат полезным руководством по этому поводу.

Является ли вино в настоящее время таким же как и в Библейские времена?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам, прежде всего, необходимо с точностью определить, о каком вине говорится в Библии, а затем, как это вино соотносится с производимым и употребляемым в наше время вином. Многие, искренне почитающие Библию, христиане, оправдывают свое употребление вина тем, что оно служило общепринятой практикой как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Но если употребляемое в те дни вино отличается от вина, употребляемого в наши дни, то и применение Библейского учения относительно вина в нашей жизни также будет отличным.

Один вид вина, называемый по гречески sikera (см. Лук. 1:15) и shekar на древнееврейском (см. Пр. 20:1; Ис. 5:1), обычно означает из-за высокого содержания в нем алкоголя и, поэтому, быстрого опьянения употребляющих его «крепкий спиртной напиток».

Второй вид вина, называемый gleukos (от которого произошло слово глюкоза) обозначает новое вино, обычно отличающееся сладким вкусом. Некоторые наблюдатели событии, имевшего место во время Пятидесятницы, обвиняли апостолом, что они напились такого вина (Деян. 2:13). Это вино на древнееврейском передастся словом tirosh (см. Прит. 510; Ос. 9:2; Иоиль 1:10). В связи с тем, что только что выжатый сок быстро подвергался ферментации и мог вызвать опьянение даже не будучи выдержанным, его, обычно, смешивали с водой, прежде, чем употреблять. Третий вид вина, и один из наиболее упоминаемых как в Ветхом, так и в Новом Заветах, mi vain, на древнееврейском, что близко по значению — кипячению, варению. Образное выражение «пузырится» происходило не от наливания вина, но от кипячения свежего виноградного сока с целью превращения em в вязкий сироп, а иногда — в густую пасту, что давало возможность сохранить его от порчи для последующего употребления. В связи с тем, что кипячение удаляет из сока большую часть воды и убивает все бактерии, сок в таком концентрированном виде не подвергается ферментации. Yayin чаще всего употреблялся в виде сиропа или пасты, разбавленной для пития с водой (ср. Пс. 74:8; Прит. 23:30). Если даже такой напиток и подвергался ферментации, то содержание алкоголя там было весьма низким.

Наиболее употребительным греческим словом, обозначающим этот третий вид вина, является oinos, а в разговорной речи оно просто имеет значение виноградного сока. Согласно наиболее точному исследованию древнееврейского текста, слово yayin, разбавленное вино, или греческое oinos, не только обозначает спиртной напиток, полученный путем ферментации, но и довольно часто — густой, безалкогольный сироп или джем, полученный путем горячей переработки для последующего хранения. В Иисусовой иллюстрации вливания нового вина oinos, а не gleukos в новые мехи, по всей вероятности подразумевается, что оно подобным образом «сохраняется» от ферментации так же, как и от утечки (Матф. 9:17)..

Обычай превращения свежего виноградного сока в сироп путем горячей обработки или кипячения был широко распространен на Ближнем Востоке в Библейские времена, так же, как и в греческой и римской культурах тех дней. Он популярен в Палестине, Сирии, Иордане, Ливане и в наше время. Помимо употребления его с водой в качестве напитка, этот густой сироп применялся как повидло на хлеб и для приготовления кондитерских изделий. Как сироп, так и напиток из него в основном не содержат в себе алкоголя.

Еврейская Мишна — древнее устное, а позже письменное толкование закона Моисеева, предшествовавшее Талмуду, утверждает, что евреи регулярно употребляли кипяченое вино, то есть виноградный сок в форме густого сиропа, благодаря тепловой обработке — кипячению. Аристотель описывает вино Аркадии, которое было настолько густым, что его пришлось соскребать из мехов, в которых оно хранилось, и разводить водой, чтобы приготовить напиток. Римский историк Плиний часто упоминает о безалкогольном вине. Римский поэт Гораций писал в 35 г. до н.э. «Вот ваше питье под сенью деревьев, чаши нехмельного вина». В девятой книге своей поэмы «Одиссей» Гомер рассказывает о том, как Улис поставил в свою лодку мех со сладким темным вином, которое разводил, прежде чем пить, двадцатью частями воды. В 60 г. до н.э. греческий биограф Плутарх комментировал, что «профильтрованное вино не воспламеняет мозг и загораживает разум и страсти, и гораздо приятнее на вкус».

В своей статье «Кристианитти тудей» (20 июнь, 1975), Роберт Штейн объясняет, что древние греки хранили некипяченое, несмешанное и поэтому высокоградусное вино в больших кувшинах, называемых амфорами. Прежде, чем употреблять его для пития, они, обычно, наливали его в меньшие сосуды, кратеры; и разводили из расчета один к двадцати. Только тогда полученный напиток, который называли вином oinos, наливали в килиты, чаши для питья. Неразбавленный напиток назывался akratesterou, или «неразбавленное» вино, т.е. вино неразбавленное в кратере. Даже цивилизованные язычники считали употребление несмешанного с водой вина неразумием и признаком варварства. Господин Штейн цитирует слова афинянина Мнеситеуса:

Боги открыли вино смертным, чтобы оно служило благословением тем, кто им пользуется надлежащим образом, но кто употребляет его без меры, оно приносит обратное. Ибо оно питательно для употребляющих его, давая силу уму и телу., В медицине оно приносит наибольшую пользу. Его можно смешать с жидкостью и лекарством, и оно помогает раненым. При ежедневном употреблении, тем, кто смешивает его с водой и пьет в умеренном количестве, оно приносит бодрость, но, если переступить границы меры, оно вызывает неистовство и буйность. Смешай его пополам и ты впадешь в безумное состояние; употребление в неразбавленном виде приводит к совершенному невладению своим телом и отключению его функций. Из раннего христианского произведения «Апостольское предание» мы узнаем, что первая церковь следовала обычаю употребления только смешанного с водой вина, будь оно сделано из сиропа, или из концентрированного, неразбавленного напитка.

Вино, полученное путем естественной ферментации, имеет в себе алкогольное содержание от девяти до одиннадцати процентов. Для того, чтобы алкогольный напиток, такой как бренди, имел высшее содержание алкоголя, его градусность искусственно повышается благодаря перегонке уже перебродившего вина. Таким образом, неразбавленное вино древности имело в себе максимум одиннадцать процентов алкогольного содержания. Даже смешанное пополам (напиток, о котором говорил Мнеситеус, что он приносит неистовство и буйность), имело в себе пять процентов алкоголя. Поскольку обычно употребляли вино, смешанное с водой в количественном отношении один к трем, то алкогольное содержание в подобном напитке не превышает 2,25-2,75 процентов — гораздо ниже 3,2 процентов, что в наше время общепринято для классификации напитка ь разряде алкогольных.

Поэтому, совершенно ясно, что будет то yayin, или oinos, упоминаемые в Писании, в отношении чистого сиропа, смеси воды и сиропа, или смеси воды и вина, такое вино было либо безалкогольным, либо слабоалкогольным.

Упиться подобным разбавленным вином oinos значило бы употребить его в огромном количестве, как это предполагается в других Новозаветных отрывках. «Не пьяница» (1 Тим. 3:3; Тит. 1:7) — переведено с одного греческого слова paroinos, буквально означает: «У вина, за вином», и передает идею пребывания за чарой вина в течение долгого времени.

На первый вопрос со всей ясностью следует дать отрицательный ответ. Вино в Библейские времена — не аналогично концентрированному, неразбавленному вину наших дней. Даже более цивилизованные язычники Библейских времен посчитали бы употребление современных вин безответственным и варварским занятием.

Явлается ли употребление вина необходимостью?

Второй вопрос, помогающий определить, следует ли верующему в наше время употреблять вино, гласит так: «Является ли употребление вина необходимостью для меня?» В Библейские времена, как и во многих частях мира в наши дни, не было хорошей воды для питья или она существовала в ограниченном количестве. Поэтому самым безопасным напитком было вино, содержащее в себе алкоголь, по причине его антисептического эффекта. Такое вино по существу очищает воду.

И совершенно трудно поверить, что то вино, которое Иисус чудесным образом превратил из воды на брачном пире в Кане, или то вино, которое Он раздавал ученикам на Господней Вечере и по другим случаям, было получено путем ферментации. Как Он мог превратить воду в подобное вино и вообще раздавать то, что заключает в себе потенциал опьянения человека? Когда Он сотворил вино в Кане, то прежде всего дал указание слугам наполнить водой сосуды, как бы для того, чтобы засвидетельствовать, что то вино, которое Он собирался сотворить, было с полным основанием разбавленным. Брачные гости похвалили высокое качество вина (Иоан. 2:10) и по тому, что они называли его oinos, совершенно ясно, что оно было подобно тому слабому напитку, к которому они привыкли, прибавляя воду к сгущенному сиропу.

Хотя часто обстоятельства требуют, чтобы употреблять в питье вино, содержащее алкоголь, в Библейские времена предпочитаемое всеми вино содержало в себе мало алкоголя или не содержало его совсем. Поэтому, современные верующие не могут прибегать в Библейской практике для употребления своего употребления алкоголя, потому что в наше время существует множество альтернатив алкоголю, которые доступны и недороги. Теперь употребление спиртных напитков является весьма редкой необходимостью; чаще всего это просто вопрос предпочтительности.

Употребление вина не является необходимостью для предотвращения смущения или обиды, наносимой своим отказом друзьям, знакомым или сослуживцам. Иногда христианское свидетельство принимается с негодованием и дорого обходится, но большинство людей склонно уважать наш отказ, когда он основывается на искреннем убеждении, а не продиктован высказыванием своей самоправедности и осуждения других. Аргумент, гласящий, что мы не желаем никого обидеть своим отказом, больше базируется на озабоченности не потерять свое «лицо» и популярность, чем на искреннем интересе к чувствам и благополучию других. Некоторые люди считают, что иногда необходимо вместе выпить, чтобы установить отношения с неверующим человеком для приведения его к спасительной вере. Но подобная точка зрения на евангелизм совершенно не отвечает пониманию суверенного божьего труда и силы благовествования, не имеющей ничего общего с человеческими ухищрениями и трюками.

Является ли это лучшим выбором?

Так как употребление вина не находит в Писании полного запрещения и не является необходимостью в большей части мира в наше время, то это дело личного выбора. Поэтому возникает и другой вопрос: А лучший ли это выбор?

На протяжении всей истории Своего народа, Бог для людей, которые занимают более высокое положение, установил и более высокие требования. Согласно системы жертвоприношений во времена Моисея, описанной в Левите 4-5, от простого человека требовалось, чтобы он принес в жертву за грех козу или овцу женского пола, двух голубей или двух горлиц (5:7), или даже пшеничную муку (5:11), если приносящий жертву был бедным. Но начальник должен принести в качестве жертвоприношения козла, а все общество или первосвященник — тельца.

Аарону и всем последующим первосвященникам были даны более высокие повеления, которыми им следовало руководствоваться в своей жизни. От них требовалось: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши» (Лев. 10:9). Первосвященники были отделены Богом на высшее служение и, поэтому призваны также к большему посвящению Богу и к чистоте жизненного хождения. Не зависимо от того, имело ли отношение их воздержание к жизни вообще или касалось того периода, когда они несли служение в скинии или в храме, их труд для Господа должен знаменоваться полным воздержанием от употребления всех алкогольных напитков. Во время представления в храме во имя Господне их разум и тела должны отличаться чистотой, непорочностью и полной функциональностью. В священнослужение не должно быть места моральному или духовному компромиссу.

Те же самые моральные повеления относились и к вождям Израиля. «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, Чтобы, напившись, они не забывали закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Пр. 31:4-5). Их суд не должен быть омрачен алкоголем, имеющемся в вине yayin, не говоря уже о более сильном алкогольном напитке shkar. Сильный алкогольный напиток следовало давать только погибающему, чтобы облегчить его боль и страдание (ст. 6). Любое другое его употребление непростительно. Обычное разбавленное вино могло предлагаться для ободрения «огорченному душею. Пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит более о своем страдании» (ст. 6-7). Но первосвященникам и вождям народа запрещалось употреблять как yayin, так и shekar.

Каждый человек в Израиле мог посвятить себя Богу особенным образом, приняв обет назорейства. «Если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, То он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи» (Чис. 6:2-4). Назореи также давал обет не брить своей головы и не прикасаться к мертвому телу, чтобы не оскверниться во все дни своего назорейства» (ст. 5-7).

Слово «назореи» происходит от древнееврейского nazik, что значит «отделенный, или посвященный». Подобное отделение было добровольным и могло продолжаться от 30 дней до конца всей жизни. Но пока человек, мужчина или женщина, таким образом, отделялись на особое служение Господу, его или ее жизнь должна отличаться особенной чистотой, включая полное воздержание от чего бы то ни было ассоциирующегося с алкогольным напитком. В некотором смысле назорей вступает на уровень начальствующего или первосвященника благодаря своему акту особенного посвящения или отделения.

Писание называет только трех мужей, которые приняли обет пожизненного назорейства: Самсон, Самуил и Иоанн Креститель. Все три были отделены на назорейство до своего рождения. Самуил — своей матерью (1 Цар. 1:11), а Самсон и Иоанн Креститель — Самим Господом (Суд. 13:3-5; Лук. 1:1-15). Матери, как Самсона, так и Самуила, также воздерживались от вина и крепких напитков (Суд. 13:4; 1 Цар. 1:15); мать Самсона по прямому повелению ангела.

Хотя нам не известны имена многих других назореев, но они жили в Израиле и служили Господу, посвятив себя на особое служение (см. Плач. 4:7; Ам. 2:11). К сожалению, многие из них подверглись насильному осквернению со стороны своих соотечественников-израильтян, которые «назореев поили вином» (Ам. 2:12; ср. Плач. 4:8). Мир негодует на тех людей, моральная высота жизни которых, является укором их низкому состоянию. Вместо того, чтобы самим стараться достичь более высокого состояния, люди сего мира, живущие по плоти, включая и мирских, плотских христиан, стараются низвести живущих в чистоте до своего уровня безнравственности.

В дни Иеремии целый род Ехавитов принял обет не пить вина и оставался верным ему. Благодаря этой верности Господь через Иеремию поставил их как пример праведной жизни, в противоположность нечестивой развращенности Иуды, на кого Он был готов обратить свой суд (Иер. 35:1-19).

Самым выдающимся назореем был Иоанн Креститель, о ком сказал Иисус: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф. 11:11).

Прежде рождения Иоанна, ангел сказал о нем: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина (oinos) и сикера -(sikera), и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лук. 1:15).

Однако, упоминая об Иоанне Крестителе, Иисус говорил: «Но меньший в Царстве Небесном больше его» (Матф. 11:11). В Иисусе Христе каждый верующий стоит на духовном уровне первосвященника, начальствующего и назорея. Христос любит нас и омыл «нас от грехов наших Кровию Своею», сделав «нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Отк. 1:5-6). Христиане являются «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2:9;ср. ст. 5). Каждый христианин особым образом отделен для Господа; и каждый христианин должен отделиться от всякой нечистоты (2 Кор. 6:17). «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (7:1).

Бог не снизил Своих требований для Новозаветних святых, которые, по словам Иисуса, больше Иоанна Крестителя. Как в Ветхом, так и в Новом Заветах, употребление вина или сильных напитков, автоматически делали человека непригодным для руководства Божьим народом. Начальствующие в среде христиан, подобно вождям Ветхозаветного времени, должны придерживаться высоких моральных норм. Надзирающие над народом или епископы, которые исполняют такую же функцию как пресвитеры и пасторы, должны «быть не пьяницы», что, как упоминалось выше, является переводом одного слова paroinos, буквально — «за вином». Начальствующий в церкви не должен даже и сидеть за вином. Слово «должен» (1 Тим. 3:2) происходит от греческой приставки dei и передает значение скорее логической необходимости, чем морального долга. Поэтому, Павел говорит, что начальствующие в церкви Иисуса Христа не только должны быть не пьяницы (2-3), но им не следует даже пить.

Иаков говорил: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1), а Иисус говорил: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лук. 12:48). Если Ветхозаветние первосвященники, назореи, цари, судьи и другие начальствующие в народе должны быть всегда трезвы, то Господь, наверняка, не поставил более низкие требования для начальствующих в Его церкви, которая является воплощенным Телом Его Сына, Иисуса Христа. Для диаконов, в обязанность которых входит более служение в материальном отношении, чем руководство народом, требования менее строгие. Им разрешается пить вино, но они должны быть «не пристрастны к вину», что переведено с другого греческого слова prosechonte, что значит «не занимать свой разум». Подобное позволение, однако, запрещает пьянство и отражает особое положение пресвитера, пастора, епископа, которые должны полностью избегать всякой возможности одурманивания своего разума вином. Сущность высказывания Павла в этом отрывке, по-видимому, состоит в том, что в связи с необходимостью иметь здравый разум и служить примером чистоты жизни, начальствующие церкви, принимающие ответственные решения, должны своим поведением соответствовать наивысшим нормам поведения, включая воздержание от всех алкогольных напитков; а диаконам, не занимающим такие ответственные посты, разрешается умеренное употребление вина.

Тот факт, что Павел советовал Тимофею «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23), указывает на то, что, согласно воздержанию, требующемуся от начальствующих в церкви, Тимофей раньше совсем не употреблял вина, и Павел рекомендует ему начать пить немного вина по медицинским показаниям. Каждый верующий должен представить свое тело «в жертву живую, святую, богоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1), чтобы полностью посвятить себя Ему.

Входит ли это в привычку

В-четвертых, верующие должны чувствовать обеспокоенность по поводу формирования пагубного пристрастия к алкоголю. Ведь многие наши привычки влияют на нашу жизнь. К тому же с трудом поддаются искоренению.

Павел подтверждает принцип, что хотя для него все позволительно, но «ничто не должно обладать» им (1 Кор. 6:12). Этот принцип полностью применим в отношении пристрастия к алкоголю. Алкоголь легко приводит к всепрощающему привыканию. В дополнение к затуманиванию разума и нарушению функций организма, пристрастие к алкоголю рассеивает внимание, оказывая помеху в принятии решений.

Христианин должен не только избегать греха, но и потенциальной возможности, ведущей к нему. Вы не должны себе позволять под влиянием или контролем чего-либо или кого-либо, ком. п.i малейшую долю отойти от Божьего дела. Для xpистианина самым надежным и мудрым выбором будет отход даже от возможности вредного влияния с чьей-либо стороны.

Когда что-либо и не вызывает в нас пагубного пристрастия, оно может перейти в привычку того же человека, который, глядя на нас, следует нашему примеру. Это касается и алко-голя. Употребление его христианином может привести к возникновению алкогольного привыкания в другом человеке.

Обладает ли он потенциалом к разрушению?

Пятая озабоченность должна вызываться разрушительной возможностью алкоголя. Языческий писатель Мнеситеус, которого мы уже цитировали, говорил о вине, смешанном пополам с водой, что оно вызывает безумное состояние, а употребление его в неразбавленном виде приводит к совершенному невладению своим телом. Вред алкоголя, вызывающего разрушения в умтсвенной, физической и социальной сферах существования человека, очевиден и не нуждается в большом документальном обосновании.

Более 40 процентов всех насильственных смертей совершается под влиянием алкогольного опьянения, а по меньшей мере 40 процентов всех дорожных аварий с фатальным исходом по вине пьяных водителей. По общему подсчету, по меньшей мере, одна четвертая часть больных в психиатрических клиниках имеет проблемы, связанные с алкоголем. Употребление его в больших количествах вызывает цирроз печени и многочисленные другие физические заболевания. По вине алкоголя каждый год предприниматели и рабочие, страховые компании теряют миллиарды долларов.

Распутство, к которому неизбежно ведет пьянство, происходит от слова asotia, что буквально означает «то, что нельзя спасти». Этим термином пользовались в отношении безнадежно больного человека, которого нельзя исцелить, а также его применяли при упоминании аморального, распутного образа жизни, которым отличался блудный сын (Лук. 15:13). Поэтому распутство — это форма саморазрушения.

Как ранее упоминалось в этой главе, Ветхий Завет приводит много ярких примеров близкой связи опьянения с блудом, мятежностью, кровосмесительством, непокорностью родителям и всякого рода нечестивой жизни. Пьянство, естественным образом, неизменно сопровождается преступлением и насилием (Пр. 4:17), и «вино — глумливо, сикера -буйна» (20:1).

Пророк Иоиль взывает: «Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!» (Иоиль 1:5). Позже в своем обращении он говорил: «И о народе Моем они бросали жребий и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино и пили» (3:3). Аввакум предупреждал: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2:15-16).

Христианин должен задаться вопросом, а разумно ли ему принимать участие в чем-то, что обладает огромным потенциалом к разрушению и греху.

Послужит ли это соблазном другим христианам?

Говоря об идоложертвенных яствах, Павел сказал: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого…

Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1 Кор. 8:4; 7-9, 11).

Христианин, сам в совершенстве владеющий способностью с уверенностью употреблять вино, не может гарантировать, что его пример не побудет немощного собрата последовать ему и пристраститься к алкоголю. Но не только это, а и как во времена Павла, бывший пьяница, ставший на путь Христа, будет часто ассоциировать многие аморальные и нечестивые поступки с вином, и собрат по вере, пьющий вино, служит соблазном его совести. Наша свобода во Христе кончается там, где она начинает наносить кому-либо вред, особенно собрату по вере. Мы не имеем права губить своею пищею или питьем того, «за кого Христос умер» (Рим. 14:15). Мы не можем быть абсолютно уверенными, что наша способность к умеренному потреблению спиртных напитков не побудит других людей, включая и наших детей, к чрезмерному его поглощению. «Ради пищи не разрушай дела Божия, -продолжал Павел, — все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает (ст. 20-21). Наша свобода во Христе не должна нами почитаться выше пользы и благополучия даже одного верующего. Нам нужно «искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (ст. 19).

Окажет ли это вред моему христианскому свидетельству?

Использование своей свободы в ущерб брату во Христе не может способствовать нашему свидетельству перед лицом неверующих. Употребление вина может ввести нас в некоторые круги общества, но наше отсутствие любви и участия к благу своего собрата по вере будет помехой в нашем позитивном свидетельстве и многим другим христианам, которые сами хотя и не подпадут под влияние нашего примера, но, тем не менее, будут проявлять озабоченность по поводу того, как это повлияет на других христиан.

Требование Павла, предъявленное коринфянам, указывает на то, что наилучшее свидетельство — это отказаться от предложения хозяина-язычника для того, чтобы не послужить соблазном собрату во Христе: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, — то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное» — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести; …Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью?» (1 Кор. 10:27-29). Если пригласивший вас хозяин-язычник увидит вашу сильную любовь к брату-христианину и заботу о нем, то это будет наиболее эффективным свидетельством об истине.

«Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, А живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14:7-8). Христианин сам принадлежит Господу и все, чем он обладает, не его, а Господне, и, поэтому, апостол также говорил: «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, Так как Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:31-32).

Если мы хотим нести благовестие неспасенным людям, а также явить ободряющий пример своей жизнью во Христе, то мы не будем употреблять свою свободу, чтобы пить или делать иное, что может привести их к духовному соблазну и заблуждению.

Правильно ли это

В свете заданных выше вопросов, христианин должен спросить, а правильно ли, если я буду это пить? Мы видим, что на первый вопрос ответ весьма однозначен: нет, и вино, употребляемое в Библейские времена, не то же самое, что в наши дни. На второй и третий вопросы ответы также отрицательные для большинства современных верующих; и в этом нет необходимости; вообще, употребление вина — это не самый лучший выбор. На следующие четыре вопроса следует ответить положительно, по крайней мере, в некоторой степени. Употребление спиртных напитков с полной определенностью ведет к привыканию, и действует на организм разрушительным образом; оно также ведет к соблазну других христиан и может оказать вред нашему свидетельству пред неверующими людьми.

Однажды один человек мне сказал: «Я иногда в компании ребят выпиваю кружечку пива, это плохо?» На что я ответил: «А каково ваше мнение на это счет?» «Ну я не думаю, что это плохо, но что-то меня беспокоит». «А вам нравится подобное беспокойство?» — спросил я. «Отнюдь нет», — последовал ответ. «Вы знаете, как прекратить это беспокойство, не так ли?» -продолжал я, — на что он с полной определенностью ответил: «Конечно, нужно прекратить пить».

Павел с ясностью высказывал следующее: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23). Если даже мы и убеждены, что наши действия сами по себе не отличаются греховностью, но не можем их совершать со спокойной совестью, мы согрешаем, потому что идем вопреки своей совести. А это, в свою очередь, приведет нас к самоосуждению и чувству своей вины. Совесть — это данный Богом чувствительный инструмент, ограждающий нас от греха, Когда мы идем вопреки совести, то ослабляем ее, и она становится менее чувствительной и надежной. Таким образом, мы упражняемся в пренебрежении ее укоров. Если постоянно поступать против совести, то это приведет к тому, что она становится «сожженной» (1 Тим. 4:2) и умолкает. Когда это происходит, мы теряем очень могущественный фактор, данный Богом, чтобы вести нас (ср. 1 Тим. 1:5; 19).

Задавая себе вопросы об употреблении вина, заключительный и самый важный из них гласит: Могу ли я это делать перед Богом и людьми с полной верой и убежденностью, что это правильно?