Глава 20. Исполняйтесь Духом (часть 2)

Но исполняйтесь Духом, Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Повинуясь друг другу в страхе Божием (5:18-21).

Следуя Божьему повелению — исполняйтесь Духом, Павел суммирует последствия послушания Ему.

Последствия

Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Повинуясь друг другу в страхе Божием (5:19-21).

В остальной части послания рассказывается о последствиях жизни, исполненной Духом (которые в значительной степени обогащают наше понимание ее сущности). Нам приводятся три из самых существенных: пение, благодарение и повиновение. Когда Святой Дух осуществляет над нами контроль, Он полагает в наши сердца и на уста песнь, дает нам благодарение Бога, делая послушными друг другу. Первая черта касается нашего внутреннего состояния, вторая — отношений с Богом, а третья — затрагивает взаимосвязь с другими людьми.

Последствия касающиеся себя: пение

Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, (5:19)

Ничто так не выражает внутреннюю удовлетворенность жизнью, довольство души и радостное состояние сердца, как пение. Исполненный Духом христианин независимо от того, обладает ли он слухом и хорошим голосом или нет — это поющий христианин. Когда верующий поступает по Духу, он имеет внутреннюю радость, которая внешним образом проявляется в пении. Бог влагает его в души, а затем на уста Своих in гей, ходящих в послушании.

Когда миссионеры приступили к евангелизационному труду среди индейцев далеко в Андах, в Эквадоре, то в течение ряда лет они испытывали разочарованность по причине отсутствия результатов своего труда. Но совершенно неожиданно, Божий Дух начал совершать Свой труд, и за короткий период к Богу обратилось большое число индейцев. В дополнение к жажде познать Божье Слово, одним из первых свидетельств их новой жизни во Христе было огромное желание петь Ему хвалу и благодарение. Я слушал как они стояли часами в своих, покрытых соломенными крышами, церквях, воспевая гимн за гимном хвалу Богу. Песнопение, исходящее из глубины сердец новообращенных, было самой заметной чертой, отличающей их от остальных жителей языческой деревни. И не играет никакой роли, является ли подобное пение монотонным, однообразным или его гармоничность умножается благодаря музыкальному образованию и прекрасному голосу. Духовная радость будет звучать в пении святого, прославляющего Господа слабеньким, дребезжащим голосом и отсутствовать в исполнении, отмеченном техническим мастерством и точностью, но радующимся только самим собой.

Одна из самых отличительных особенностей христианства отмечена в его музыке, потому что гармонию, которую дает Бог, мир не имеет. Чаще всего слово новый встречается в. Писании, когда речь идет о песнопении, Бог дарует новому творению и новую, отличительную, обладающую большой чистотой и красотой, песню, нежели те, что может произвести мир.

«Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить» (Пс. 32:1). Мы поем потому, что Бог сделал нас праведными, очистил и мы стали причастниками Его святого естества. Бог Сам влагает в наши уста «песнь-хвалу Богу нашему» (Пс. 39:3). Имея спасение, мы поем и песни спасения. «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля! Пойте Господу, благословляйте имя Его, благословляйте со дня на день спасение Его» (Пс. 95:1-2; ср. 148:1).

Придет день, когда четыре животных и двадцать четыре старца падут ниц пред Иисусом Христом, агнцем, и воспоют «новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Отк. 5:8-9). Божья новая песнь — это песнь искупления.

Когда Бог вывел Израиль из Египта, избавив его, то весь народ, собравшись вместе, воспел Господу песнь (Исх. 15:1- , 18). Когда пение было закончено, сестра Моисеева Мариам; вышла с женщинами для последующего песнопения и ликования (ст. 20-21). После победы Деворы и Барака над хана — маанитянами и избавления от их руки Израиля, они воспели «в тот день» (Суд. 5:1). Из 38.000 человек, несших служение в Иерусалимском храме, 4.000 — были музыкантами, и в книге Неемии мы читаем о двух хорах, которые перекликались друг с другом, образуя интифонное пение (Неем. 12:31, 38). На протяжении Ветхого Завета, и особенно в книге Псалтирь, мы читаем о разнообразных инструментах, употребляемых Божьим народом для пения, благодарения Бога.

Самое последнее, что сделал Иисус и ученики после прощальной вечери, прежде, чем отправиться в Гефсиманский сад, — это песнопение гимна (Матф. 26:30). Находясь в заключении в Филиппах, «около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Деян. 16:25). На небесной горе Сион 144.000 искупленных от земли воспоют «как бы новую песнь пред престолом» Христа (Отк. 14:3).

В Ефесянам 5:19 Павел объясняет, в какой среде, откуда, чем, кому и как должны воспевать верующие, исполненные Святого Духа.

В какой среде должны петь верующие? Основной аудиторией, где мы воспеваем Господу, должно быть собрание верующих самих себя. На протяжении Писания песнопение Божьего народа происходило в среде верующих. Никакая музыка в Библии не отличалась евангелизационной направленностью. Бог может использовать евангелизационное содержание, переложенное на музыку, чтобы довести эту истину до сердец грешников и, таким образом, привлечь их к Себе. Так как Его слова отличаются могущественной силой, человек может открытым сердцем принять их даже из содержания песнопения. Но главная задача музыки заключается не в этом.

И когда ставится основной упор на эмоциональном аспекте, без ясного и полного представления Божьей истины, то такая музыка может привести к обратным результатам, производя чувство благополучия и довольства, что является суррогатом, заменяющим Божий мир. Это служит дальнейшей изоляции неверующего от спасительного действия Евангелия.

Следует отметить, что многие современные устроители музыкального оформления, которые считают, что используют стиль рок-музыки для евангелизации погибающего мира, зачастую способствуют только тому, что ослабляют церковь. Евангелизация с применением современной музыки имеет много серьезных недостатков. Она вызывает у музыкантов тенденцию больше к гордости, чем к смирению. Когда к Евангелию подходят как к средству развлекательного характера, то оно и служит целиком для развлечения, теряя свою основную цель и назначение. Это ставит на высоту положения популярных и талантливых, с точки зрения этого мира, публичных глашатаев христианства, а не тех, чья жизнь отличается благочестием и одаренностью в преподавании Божьей истины. Использование мирских жанров музыки способствует стиранию грани между мирскими, сатанинскими ценностями и Божественными критериями, что ведет к тенденции отрицания могущественной силы чистой Евангельской вести и суверенного труда спасения Святого Духа. Далее, это вызывает широкий разрыв между поколениями, тем самым, внося свой вклад в разъединение и разобщение верующих. Мирские приемы также ведут распространению вредной теологии, сводя имя Господа к мирскому уровню. Евангельская музыка, безусловно, не является средством наживы или достижения известности и славы, и ни в коем случае нельзя допускать, чтобы она низвела на низкую ступень, обесчестив то, что само по себе не имеет цены, представив глубочайшие Евангельские истины как нечто обыденное и тривиальное.

Песни веры предназначены не для того, чтобы мир их пел и даже слышал. Неспасенный человек не может постигнуть той благодарности и хвалы Господу, которую мы воспеваем своими устами, потому что в нем не живет Божий Дух. Будучи далеким от спасения, он не может петь песнь искупления. Христианское песнопение — это выражение личного и общего поклонения Богу, празднование жизни воедино в Иисусе Христе.

Более, чем тысячу лет мрачного периода в истории существования церкви в ней не было общего песнопения, как такового. Начиная с почти Новозаветних времен и вплоть до Реформации, песнопение в церкви совершалось профессиональными певцами и музыкантами. Простой прихожанин не мог понять и оценить исполняемую ими музыку. В любом случае, верующие могли только сидеть и слушать, не имея возможности самим принимать участие. Но с приходом Библии в период Реформации, в церкви пришло также и пение. Мартин Лютер и другие вожди Реформации являлись самыми величайшими составителями церковных гимнов за всю историю церкви. Там, где знают истинное Евангелие и верят ему, там любят музыку и поют гимны. Божий Дух полагает в них песнопение.

Как верующие поют? Когда они исполнены Святого Духа, то должны назидать «…псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах Господу». Слово назидая происходит от laleo — звукоподражание, которое берет начало от лепетания или гомона, подобно тому, как дети произносят первые звуки, такие как «ла-ла-ла». Этот термин также применяется в отношении птичьего щебетания и звуков, издаваемых в животном мире» В общем смысле, он просто предполагает издавание звуков.

О трубах (Отк. 4:1) и, даже, о раскатах грома (10:4) говорилось, что они говорят. Псалмопевец призывает Божий народ присоединить свои голоса ко всей земле, которая восклицает Богу (Пс. 65:1). Назидая, здесь включает любое восклицание к Богу, исходящее из сердца, исполненного Святого Духа. Музыка, исполняемая на органе или пение церковного хора не более угодны Богу, чем звуки гитары или самодельной флейты. Ему приятны те звуки, которые исходят из сердца, послушного Его Святому Духу, и воспеваются голосом или исполняются на музыкальном инструменте во славу Его Святого Имени.

Псалмы — это Ветхозаветние стихи, переложенные на музыку. Термин псалмы также употреблялся в отношении любого сольного или хорового музыкального исполнения. Первая церковь в своем песнопении пользовалась псалтирем, применяя различные мелодии, известные общине — образец, заимствований в течение нескольких столетий европейскими и американскими церквями и вес еще находящий применение в некоторых церквях и в наши дни. Псалмы, в первую очередь, говорят о сущности Бога и о Его труде, проявляющемся, особенно, в жизни верующих. Помимо всего прочего, они возвеличивают и прославляют Бога.

Гимны, в основном, классифицируются как песни хвалы, чем они, вероятно, и отличались в первой церкви от псалмов, которые возвеличивают Бога. В гимнах верующие восхваляли Господа Иисуса Христа. Многие исследователи Библии считали, что различные отрывки Нового Завета (такие, как Кол. 1:12-16) в первой церкви служили гимнами. Духовные песнопения, по-видимому, были песнями свидетельства, что относится к обширной категории, включающей любое музыкальное выражение духовной истины.

В современной церкви мы могли бы классифицировать содержание псалмов 22 и 83 как псалмы; «Мой Бог скала» и «Старый крест» — как гимны; а «Как Он любят тебя и меня» и «Я лучше пойду за Иисусом» — как духовные песнопения. Здесь автор представляет все виды музыкального выражения для возвеличивания Господа.

Песнопение — от слова ago, что означает голосовое пение. Но в Новом Завете оно часто употребляется применительно к благодарению Бога (см. также Кол. 3:16; Отк. 5:9; 14:3; 13:3).

Человеческий голос — самый прекрасный из всех инструментов. Его возможности, нюансы и различные оттенки кажется совершенно неограниченными. Будучи частью человеческого естества, он делает то, что не может сделать никакой другой инструмент, говоря к нам языком души.

Но Бог желает в Своих детях слышать звук песнопения, исходящего из сердца, исполненного Святым Духом, независимо от того отличается ли наш голос гибкостью и поставленностью, или он глухой и необработанный. Поэтому, каждый верующий обладает способностью прославлять Бога песнопением, как Бог положил ему на сердце.

Дар пения, или иной музыкальный талант не требует, как считают многие, чтобы обязательно найти свое применение в церковном служении. Музыкальные способности должны появляться для публичного представления не больше, чем способность к плотницкому делу, кулинарии, медицине и тому подобному. То, что делается для прославления Бога, совершается только с этой целью, а замечается ли оно людьми, или нет — это уже не имеет значения и несущественно. И где бы мы ни пели, наедине в своем доме, машине, собравшись с друзьями за пианино, или под гитару; или участвовали в большом хоре на богослужении — мы должны совершать это от всего сердца, исполненного Святым Духом, которое ищет не своей славы, а прославления Бога.

Psalto (воспевая) — связано с термином, от которого произошло слово Псалом и буквально означает играть на струнном инструменте, особенно, на арфе, перебирая пальцами струны. Однако, это слово стало обозначать любую игру на инструменте. Исполненное Святого Духа сердце находит свое внутреннее выражение в любой музыке, вокальной и инструментальной, поя и воспевая… Господу.

В основном, музыка в наших церквях, принося благословение слушателям, поистине служит прославлению Бога. И не зависимо от того, преподносится ли она в виде псалмов о Божьем величии, гимнов, повествующих об избавлении Христа, или в виде духовных песнопений, свидетельствующих о Божьем могуществе, помощи и утешении Его — такая музыка должна быть внешним выражением внутреннего исполнения церкви Духом Святым. Будь то пение или воспевание на музыкальных инструментах — эта музыка прославляет, возвеличивает Бога и угодна Ему.

Сам Господь наш однажды воспоет и в нашей среде пред нашими очами. Он говорил Отцу: «Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр. 2:12). Но и теперь, когда наши сердца исполнены Святого Духа, Иисус воспевает чрез нас песнопения хвалы Своему Отцу. Поэтому, когда мы угашаем Духа, то угашаем песнь Христа Отцу в нашей жизни.

Откуда исходит у христиан песнопение? Песни спасения зарождаются в ваших сердцах. Греческая форма этой фразы дает несколько толкований. На греческом языке в данной фразе отсутствует предлог и в таких случаях он определяется падежом существительного, что имеет несколько возможностей — каждый соответствует содержанию текста. Если слово сердце рассматривается в творительном (инструментальном) падеже, то передаваемый смысл подразумевает идею служения наших сердец каналами, посредством которых мы воспеваем хваление Богу. В местном же падеже, смысл заключается в том, что пение происходит в глубине наших сердец.

Тот, в чьем сердце не звучит пение, не может петь от сердца, или сердцем. Он способен петь только своими устами, и ни его пение, ни содержание слов не будет иметь в себе силу Святого Духа для принесения благословения другим людям во имя Христа.

Даже, будучи христианами, мы не будем иметь песни в нашем, сердце, если над нами не осуществляет контроль Святой Дух. Можно петь для удовлетворения своей гордости, чтобы заслужить славу и одобрение других людей, петь, преследуя корыстные цели, но такое пение лишено присутствия Святого Духа и безжизненно. Человек, пришедший на богослужение не в мире с Богом, затаивший чувство раздражения на своих родных или близких, или по какой иной причине не в согласии с Божьим Духом, не должен участвовать в воспевании Божьей хвалы. Лицемерие никогда не может восхвалять Господа и не угодно Ему. Когда сердца людей неправы пред Богом, то Он может обратить их «праздники… в сетование» и их «песни в плач» (Ам. 8:10). Устами того же пророка Бог провозгласил: «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (5:23-24). «Прекратите свое песнопение и наведите порядок в ваших сердцах», — говорит Он.

Наша музыка не может быть такой, как мирская, потому что наш Бог не такой как их боги. Мирская музыка отражает мирские пути, позиции мира и его богов. Стараться использовать, подобную музыку в деле распространения благовествования миру — значит поставить Евангелие на низкий уровень. Если и мир услышит, что наша музыка не многим отличается or его музыки, то он также склонится к убеждению, что образ жизни христиан не отличается от его образа жизни. Христианин не может с искренностью выражать в пении мирскую философию так же, как и мир не может искренно воспевать Бога, потому что их пение исходит из совершенно различных сердец. Сердце и музыка христианина принадлежат Богу и Его праведности, а сердце этого мира и музыка его — сатане и его нечистоте.

Христианская музыка — это Божья музыка, и, поэтому, она будет звучать в песнопениях на небесах на протяжении грядущих веков. А музыка этого мира принадлежит сатане и придет тот день, когда она умолкнет, не возродившись никогда. И мирских звуков людей, «играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет» (Отк. 18:22). Бог провозгласил тем людям, которые играют то, что не принадлежит Ему: «И прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен» (Иез. 26:13). В аду нечестивые не будут иметь своей собственной музыки.

Пульсирующие ритмы народной африканской музыки отражают мятущиеся суеверия и страсти их культуры и религии. Музыка Востока отличается диссонансом и нестройностью, не имея назначения и движения вперед, ни начала ни конца; так же как и их религия движется по бесконечным циклам, повторениям бесцельного, бессмысленного существования. Их музыка, как и их жизненная направленность, полна неопределенности. Большая часть музыки, исполняемой в западном мире, является выражением похоти и непристойности, что показывает истинную сущность аморального, нечестивого общества, породившего ее, которое поет ее и наслаждается ею!

Рок-музыка со своей взрывной атональностью и диссонансом, как в зеркале отражает философию безысходности, бесцельности и бессмысленности жизни, отвергающей как Бога, так и разум, и витающий без связкой направленности в море относительности и неограниченного, необузданного самовыражения. Эта музыка не имеет логической прогрессии, потому что основывается на философии, которая отвергает логику, являясь ее естественным выражением. Она оскорбляет дух, потому что ее философия оскорбляет истину и добродетель. Она оскорбляет Бога, потому что ее философия оскорбляет все авторитеты, кроме своего собственного.

Не только название и содержание исполняемых песен, но и названия многих рок-групп говорят о безбожной, аморальной и часто бесовской ориентации. И не случайна ассоциация групп «металлистов» с насилием, богохульством, гомосексуализмом, блудом и половой извращенностью, алкоголем и наркотиками, восточным мистицизмом и оккультизмом. Все это питается от одного источника. Ведущий исполнитель в рок-группе однажды сказал: «Рок всегда был музыкой диавола. Он дает доступ низменным элементам». Другой рок-музыкант свидетельствует: «Я вижу, что во мне живет нечестие и зло. Я верю в диавола не менее, чем я верю в Бога. Вы можете использовать то и другое для достижения своей цели.» Поэтому, выражение христианского слова в такой музыкальной форме не возвышает эту форму, но сводит это слово на тот низкий уровень, который же был установлен в культуре самой формой.

Множество молодых людей в современном западном обществе продолжает заигрывать с философией, находящей свое выражение в музыке, которая одновременно разрушает их физически, поражает их мыслительные способности и развращает разум. Один молодой человек, вышедший из подобного окружения и обратившийся к Господу, однажды сказал: «Когда я слушаю рок-музыку, то чувствую непреодолимое тяготение к алкоголю и наркотикам.» Ассоциации настолько сильные, что вызывают прежние пагубные представления и тяготения.

Многие физические и эмоциональные эффекты рок-музыки могут быть обоснованными научным образом. Говард Хансен, сотрудник музыкальной школы Истмана, по этому поводу писал: «Чем больше ускоряется темп в музыке — от уровня умеренного ритма до высшего лимита — тем больше возрастает эмоциональное напряжение. До тех пор, пока соблюдается составные единицы метрического размера в постоянном ритме и сохраняется музыкальный акцент в соответствии с основной формой произведения, то эффект может быть убыстряющимся, но не разрушительным. Ритмическое напряжение возрастает с увеличением динамической мощности».

Несколько лет назад один колледж в Колорадо проводил исследования эффекта, который оказывает музыка на растения. Когда звучала прекрасная, умиротворяющая музыка, то растения пышно разрастались и поворачивали листочки по направлению к источнику звука. Другая группа таких же растений, в аналогичной обстановке, была подвергнута действию пронзительной рок-музыки. Эти растения отворачивались от громкоговорителя и в течение нескольких дней увядали и погибали. Дальнейшие исследования показали, что звуковые волны рок-музыки на самом деле разрушили клетки этих растений.

И вне зависимости от того, разрушаются ли клетки человеческого организма, разрушению подвергаются ценности, представляющие большее значение. Когда быстрый темп, аритмический такт, громкий звук и диссонанс сочетаются с дикими выкриками, нечестивыми и непристойными стихами и развращенными телодвижениями, то отключается разум, искажаются эмоции и ожесточается совесть — и сатана имеет свободный доступ к нашему сердцу. Даже древний языческий философ Аристотель мудро заметил: «Музыка представляет страсти души и если человек будет слушать порочную музыку, то и сам станет порочным и нечистым по своей сущности».

Увещевание Писания, гласящее «только должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40), можно приложить и к музыке, как и ко всему прочему. Бог создал во вселенной идеальный порядок и то, что беспорядочно и запутано, идет вразрез с гармонией, наблюдающейся во вселенной, и с ее Творцом. «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23). Павел повелевает верующим: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).

Христианин, исполненный Святым Духом, испытывает радость, мир, уверенность, он плодотворен в своей жизни, невзирая на окружающие обстоятельства. И не зависимо от того, присутствует ли он на служении в воскресное утро или закован в цепи и брошен в темничные застенки, подобно Павлу и Силе (Деян. 16:24-25), он всегда будет петь и воспевать в своем сердце Господу.

В своей величественной аллегории «Путешествие Пилигрима» Джон Буньян изображает, как пилигрим Христиан падает в трясину отчаяния, из-за чего сворачивает с пути и оказывается в замке сомнения, где претерпевает множество различных трудностей, неудач и разочарований. И, хотя в этом повествовании не употребляется выражение «исполненный духом», каждый раз, когда Христианин освобождается от бедственного положения, мы видим его, продолжающего дальнейший путь с пением на устах. Каждый раз, когда он возвращается под контроль Святого Духа, в его сердце звучит пение.

Кому воспевают верующие? Хотя верующие поют в своем сердце, их песнопения направляемы к Господу. Наше пение и воспевание не преследует цель привлечь внимание к себе, или развлечь других людей, но направлено на то, чтобы радоваться в Боге, благодарить и прославлять Его. И не зависимо от того, поем ли мы соло, участвуем в пении хора или в общем церковном пении, мы должны устремлять свой взор на Господа, а не на себя и других людей. Господь является той аудиторией, для Кого мы поем.

Во время освящения первого храма; «Левиты певцы, — все они, то есть Асаф, Бман, Идифун, и сыновья их, и братья их, -одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа» (2 Пар. 5:12-13). Господу было угодно их сердечное и гармоничное служение и, поэтому, «дом Господень, наполнило облако, И не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий» (ст. 13-14). Все христиане должны исполнится сердечным желанием, чтобы их славословие Бога в музыке и в другом деле, было «как один» и чтобы один голос к восхвалению и славословию Господа», потому что только так приличествует Божьему народу восхвалять и славословить Его.

Иоганн Себастьян Бах, величайший музыкант всех времен, сказал: «Цель всякой музыки состоит в славословии Бога». В своей личной жизни и труде этот великий композитор и органист стремился жить в соответствии с этой целью, и его музыка, посвященная целиком и полностью одному Богу, принесла благословение бесчисленному множеству верующих.

Слова каждого христианского песнопения должны носить Библейский характер, ясно, отчетливо и аккуратно отражая учение Божьего Слова. Весьма печально, что большая часть так называемой христианской музыки представляет собой теологическую мешанину, зачастую отражая наряду с Божьей истиной, мирскую философию. Многие песнопения — немногим больше личной сентиментальности, подкрашенной христианскими терминами.

Музыка, возвеличивающая Господа, также несет благословение Его народу. Прекрасный, умиротворяющий музыка снимает беспокойство и страхи, уменьшает горечь и гнев и помогает отвратить наше внимание от себя и от забот и волнений этого мира, и устремить свой взор на Бога.

Давид был не только Божьим мужем, но и искусным музыкантом. В Писании говорится, что «когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него (1 Цар. -16:23). Эта музыка служила Саулу эмоциональным благословением (ему становилось «отраднее»), физическим благословением (ему становилось «лучше») и благословение в духов-ном отношении («дух злой отступал от него»).

В семнадцатом и восемнадцатом веках врачи нередко для лечения умственно больных пациентов пользовались музыкой. Они также рекомендовали определенную музыку для лечения различных заболеваний. Музыка имеет в себе «таинственную силу для успокоения мятущейся души». Основываясь на научных методах, современные ученые в области бихевиоризма доказали здравость и обоснованность данного положения. Они определили, какая музыка помогает человеку расслабиться в кресле зубного врача, а какая — увеличить работоспособность или снизить нетерпимость в кабинете лифта, и так далее, обнаружено, что музыка воздействует на мышцы, нервы и движение жидкости в организме, включая кровь, слюну и лимфу. Она влияет на обмен веществ, число сердечных сокращений и пульс, принося или пользу, или вред.

Духовное влияние музыки невозможно подвергнуть научному исследованию, но совершенно бесспорно, что музыка, направляющая сердечные порывы к прославлению Бога, может помочь исцелить духовные недуги Его народа.

Последствия, касающиеся Бога: благодарение

благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, (5:20)

Люди могут иметь одно из трех возможных отношений к благодарению. Первое состоит в том, что по мнению некоторых, оно необязательно. Некоторые люди не благодарят просто потому, что считают себя достойными всех имеющихся в их распоряжении благ и, даже, еще большего. Богач в притче Иисуса, будучи весьма самоуверенным в отношении своего будущего благополучия, также был неблагодарен за прошлое благоденствие. Увидев, что его земля настолько плодородна, что у него не хватит хранилищ, чтобы поместить в них урожай, он намеревался построить большие и лучшие житницы. После этого он сказал своей душе: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лук. 12:19). Но он совершенно забыл о Боге. Он не видел Божьей заслуги в своих благословениях и, поэтому, не усматривал и причины воздавать Ему благодарения. Но за его неблагодарное высокомерие и самоуверенность, Бог произнес к нему такие слова: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (ст. 20). И в этом произнесенном осуждении заключена истина — земледелец не может защитить собственной силой свое добро также, как не может своею силою вырастить и урожай. Господь дал — Господь и взял. Когда человек не испытывает чувства необходимости в благодарении Бога, то это гораздо хуже, чем просто неблагодарность — это сущее неверие. Подобное отношение является формой практического атеизма, в котором нет места признанию Бога.

Подобное этому отношению к благодарению — благодарность лицемера. В другой притче Иисус рассказал о самоправедном фарисее, который стоял в храме и «молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лук. 18:11-12). Как ясно охарактеризовал Иисус словами — «молился сам в себе». Этот человек, хотя и призывал Божье имя, но его благодарность относилась к себе самому и была направлена на себя. Фарисей использовал Божье имя только для того, чтобы привлечь больше внимания к своей ложной святости. Но Богу в этой молитве не было места и, поэтому, она была абсолютно бесполезной. Смиренный мытарь, проявивший покаяние и уничижение, «пошел оправданным в дом свой», в то время, как гордый, самодовольный фарисей остался ни с чем (ст. 14). Молитва фарисея, как и вся его жизнь, была только притворством и позой.

Третье отношение к благодарению — это благодарность истинно признательного Богу человека. Из десяти прокаженных, исцеленных Иисусом по дороге в Иерусалим, только один возвратился поблагодарить Его — и это был самарянин. Но его благодарность была искренней, и Иисус сказал ему: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лук. 17:19). Остальные девять прокаженных искали исцеления Иисуса, преследуя только свою выгоду, для своей пользы. Самарянин тоже искал его, но для Божьей славы (ст. 18). Его благодарность была выражением упования на Иисуса, признанием своей собственной слабости и незаслуженности исцеления, которое произошло только по Божьей благодати. И, в результате, он исцелился. Эта благодарность угодна и приятна Богу, и она приличествует христианину, исполненному Духа Святого.

Средневековая легенда повествует о двух ангелах, посланных Господом на землю для того, чтобы собирать молитвы Его святых. Один должен был собирать просьбы, а другой -благодарения. Ангел, в чью обязанность входил сбор просьб, не мог их все принести на небеса за один раз, в то время, как ангел, собирающий благодарения, принес их в одной руке.

Эта легенда основывается на печальном факте, что Божьи дети более склонны просить, чем благодарить. Псалмы в этом отношении могут служить наставлением, так как в них содержится больше, благодарений, чем просьб. Верующие приходят к Отцу посредством благодарения. Мы входим «во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою» (Пс. 99:4). Уильям Хендриксен образно комментирует: «Когда человек молится без благодарения, он подрезает крылья молитвы и, поэтому, она не может подняться ввысь». В Ефесянам 5:20 Павел говорит, когда, за что, как и кому исполненный Духом христианин должен быть благодарен.

Когда мы должны быть благодарны? — всегда. Всегда благодарить — значит сознавать Божий контроль над нашей жизнью в каждом ее аспекте, в Его стремлении уподобить нас образу Своего Сына. Проявить неблагодарность — это пренебречь Божьим контролем, владычеством Христа и исполнением Святого Духа. Ничто не должно так оскорблять Святого Духа, как христианин, не проявляющий благодарности. Шекспир писал в «Короле Лире»: «Неблагодарность, о демон, с каменным сердцем… Иметь неблагодарное чадо хуже, чем иметь змеиный острый зуб в себе!» Когда Бог допускает в нашей жизни испытания и трудности и мы ропщем и негодуем, то этим самым ставим йод Сомнение Его мудрость и любовь, равным образом, как и Его суверенитет.

Подобно тому, как существует три различных отношения к благодарению, можно также выделить и три уровня благодарности. Первый — проявить благодарность, когда мы переживаем благословение. Когда все идет благополучно, или Бог дарует нам по нашему желанию, то мы исполняемся радости и благодарения. Когда мы устраиваемся на хорошую работу, выздоравливаем от болезни, примиряемся со своим супругом или супругой, или имеем аналогичные приятные переживания, то весьма легко испытывать чувство благодарности Господу.

Библия постоянно повелевает нам проявлять благодарность за Божьи благословения. Та песнь, которую воспел Моисей и дети Израиля после избавления из Египетского плена (Исх. 15:1-21), была прекрасным и искренним выражением благодарения, что было угодно Господу. Эта песнь будет однажды частично повторена на небесах, как свидетельство благодарения Иисусу Христу, Агнцу, избравшему Свой народ от зверя (Отк. 15:1-4). Но легко выражать благодарность за благословения, для этого не требуется большая зрелость.

Второй уровень благодарности касается признательности Богу за надежду исполнения грядущих благословений и побед. Гораздо труднее благодарить Бога до получения благословения, чем после него, и для этого требуется большая вера и духовная зрелость. Именно на данном, втором уровне и начинается вера и надежда, потому что это касается невидимого, и неиспытанных еще переживаний. Стоя над гробом Лазаря, Иисус воззвал с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Иоан. 11:41-42). Зная о том, что Его Небесный Отец всегда слышит Его молитвы и отвечает на них, с полной уверенностью, Иисус заранее Его благодарил за то, что, как Он уже знал, будет исполнено.

На этом уровне благодарения верующий уже заранее предвкушает победу прежде, чем она произойдет, зная, что «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37). Даже взирая на свою смерть или смерть близких, такой человек благодарит Бога, зная, что Божья благодать сильна во всякой скорби и испытании (2 Кор. 12:9), и всех, умирающих в Господе, ожидает славное воскресение.

Когда моавитяне и аммонитяне приступили к Иуде, чтобы захватить его, царь Иосафат объявил по всей стране пост, и в присутствии собрания иудеев воззвал к Господу, с искренностью провозглашая Его могущество и благодать. Он признавал слабость Иуды и неминуемое поражение, если Господь не придет к ним на помощь. «Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать; но к Тебе очи наши!» (2 Пар. 20:1-12). Затем царь повел свой народ в пустыню Циц и наставлял его, чтобы он возложил свою надежду на Господа и Его пророков. И здесь он повелевает певцам-левитам шествовать впереди армии и «славить Господа, ибо вовек милость Его». И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между аммонитянами, моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены» (ст. 20-22). Иуда благодарил Бога за победу прежде, чем она совершилась.

Третий уровень благодарения Богу, — это благодарение Его но время битвы, когда мы еще переживаем беды и испытания, и даже тогда, когда мы, казалось, терпим поражение и неудачу.

Даниил, услышав, что царь Дарий подписал указ, запрещающий поклоняться любому богу и человеку, кроме самого царя, то немедленно «пошел в дом свой; окна же горницы его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как но делал он и прежде того» (Дан. 6:10). Рискуя своей жизнью, Даниил благодарил Бога, потому что Он был достоин его благодарения, независимо от угрожающих обстоятельств.

Даже предубежденный и непослушный Иона закончил молитву, произнесенную им из чрева кита, следующими словами: «А я гласом хвалы принесу Тебе жертву, что обещал, исполню. У Господа спасение!» (Ион. 2:10). Нигде в этой молитве пророк не просит об избавлении, а прославляет Бога за прошедшее избавление, сознавая свою неверность и греховность. Завершает он свою молитву провозглашением хвалы Господу за Его милость и благость.

После того, как Петр и другие апостолы в Иерусалиме перенесли жестокое телесное наказание и получили приказ не говорить впредь об Имени Иисуса, то «они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). Павел в своей темничной камере, вероятно в Риме, ожидал суда и возможного вынесения смертного приговора. Находясь здесь, он писал послание церкви в Филиппах, в котором благодарил Бога за их верность и за тот труд, который Бог продолжал совершать в них (1:3-6).

Если мы благодарим Бога, когда у нас все идет хорошо, то наша благодарность находится на самой нижней ступеньке верности Богу- Когда мы уже можем воздавать Ему благодарение в ожидании, что Он совершит в будущем, то тем самым подаем признаки большей духовной зрелости. Благодарение Бога во время перенесения боли, испытаний, или гонения -показывает зрелый возраст, о котором, по-видимому, знают немногие христиане, но наш Небесный Отец желает, чтобы все они его имели.

Благодарение — это не предмет христианского выбора, некая жизненная норма, которую мы можем добровольно избирать, или пренебрегать ею. Как заметила Джони Эриксон Тада, автор нескольких изданий, у которой парализованы все конечности: «Благодарить — это не значит чувствовать благодарность, это — дело послушания».

За что мы должны благодарить? За все. Самый величайший дар, который мы можем принести Богу — это наше благодарное сердце, выражающее признательность за то, что все, имеющееся в нашем распоряжении, получено нам от Него. Мы благодарим Его за все, потому что Бог даровал нам все, и потому, что «такова… воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18). Познание того, «что есть воля Божия» (Еф. 5:17), включает понимание, что Бог желает видеть в своих детях благодарность. Сердце, исполненное Святого Духа, видит милостивую Божию руку во всех обстоятельствах и знает, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28)и Духовный христианин замечает Божью мудрость и Его любящую заботу о нем во всex переживаниях и испытаниях так же, как и в благословениях и благополучии. Он благодарит Бога за свою работу, хотя она может быть неблагодарная и трудная. Такой христианин благодарен Богу за здоровье, хотя оно подчас и таково, что следует ожидать лучшего. Он благодарен Богу даже тогда, когда уходят в вечность его родные и близкие, говоря вместе с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21).

Во Христе все содействует нашему благу, чтобы «обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (2 Кор. 4:15). Конечная цель христианской жизни — возвеличивание и прославление Бога, благодарение -это средство принесения Ему славы и хвалы за все Божий благодеяния, явленные Им во всем в жизни верующего человека. Возвеличивать Бога, значит благодарить Его вне зависимости от душевной внутренней боли, разочарования или непонимания того, что происходит с нами. Христианин, исполненный Святым Духом, в своем сердце испытывает «обильные благодарения Богу» и непрестанно благодарит Его «за переизбыточествующую благодать и неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:12, 14-15).

Как Божий дети, мы должны прежде всего благодарить Самого Господа, за Его благость, любовь, благодать, спасение, и за все даруемые Им благословения. Мы должны приносить благодарения за всех человеков, за благословения и невзгоды, за победы и поражения.

Только смиренный человек, кто сознает, что ничего не заслуживает, а поэтому, благодарен даже за самое малое, может по настоящему благодарить за все. Неблагодарность же происходит по причине гордости, основываясь на убеждении, что мы заслуживаем нечто лучшее, чем обладаем в настоящее время. Гордость старается убедить, что наша работа, здоровье, наш супруг или супруга и то, что мы имеем, для нас далеко не хороши, и мы можем рассчитывать на лучшее. Гордость послужила корнем первого греха и продолжает быть корнем всех зол. Гордость сатаны привела его к возмущению против Бога и попытке узурпировать Божий престол, занять Его место. Гордость Адама и Евы побудила их поверить ложным наветам сатаны, убеждающего их в том, что они заслуживают большего, чем имеют и что они, даже, обладают правом быть подобными Богу.

Верующие и теперь все еше подвергаются искушению в отношении гордости. Единственным средством освобождения от нее является смирение, которое приходит с исполнением Духом, так как исполниться Духом — значит умереть для себя. Когда мы покончим с себялюбием, то последствие этого действия проявится в том, что мы возвеличим Христа и Его волю, поставив ее превыше всего в своей жизни. Смирение низводит себя с пьедестала и возводит на престол Христа, при этом с благодарностью признавая то, что всякое благое деяние, включая и то, что теперь совсем не кажется благим, является делом Его милостивой руки.

Как мы должны благодарить? Во имя Иисуса Христа. Благодарность во имя» Господа нашего Иисуса Христа находится в полном соответствии с Его внутренней сущностью и Его трудом. Мы можем всегда и за все благодарить, потому что, что бы с нами не случилось, это обратится для нас не только в конечное благословение, но что более важно, приведет в конечном итоге к Божьей славе. Когда мы поем — это Христос поет через нас, и когда мы приносим благодарения, то Христос приносит благодарения Своему Отцу через нас.

Если бы это было не во имя Христа, то за все благодарить было бы просто неразумно, потому что без Него не все обращается ко благу. Но мы пребываем во Христе и, поэтому, все, что с нами происходит: и хорошее, и плохое, играет свою роль в Божьем плане уподоблению нас образу Его Сына. Тот, кто не принадлежит Христу, не имеет Христа, ходатайствующего за него одесную Бога, или наполняющего его жизнь. Ему и не принадлежат обетование наследия в семье Божьего народа и гражданство, в Божьем Царстве, или какое иное из чудесных обетовании Христа. В нем не живет Святой Дух, и он не может исполняться Им. Он не может за все благодарить, потому что считает, что для благодарности нет оснований. Он видит только настоящее, а не вечную славу.

Но в Божьем чаде живет Христос, он является наследником с Ним, и за него ходатайствует Сын, пребывая одесную Отца. Ему принадлежат все обетования Христа, которые утвердились посредством Святого Духа, он очищается от греха, все более и более уподобляясь Христу.

Зрелый христианин, тот, кто исполнен Святого Духа, становится благодарным подобно Самому Христу. Иисус постоянно благодарил Своего Отца. Перед тем, как умножить число хлебов и рыбы и напитать четыре тысячи человек, Он «воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу» (Map. 8:8; ср. Матф. 15:36). Как уже упоминалось выше, Христос воздал благодарение прежде, чем вызвал Лазаря из гроба (Иоан. 11:41). Даже на Господней вечере, в ожидании скорого момента распятия и крестных страданий, Христос благодарил Отца за хлеб, который будет символизировать Его ломимое тело и принимать в Его воспоминание (Лук. 22:19). Христос был осмеян, презрен, отвержен, оплеван, опозорен, избит — и, в конечном итоге, распят. Однако, по Своему великому смирению, Он всегда за все благодарил. Христос, заслуживая славу, принял бесславие, заслуживая любовь, принял ненависть, и заслуживая честь — принял бесчестие. Он заслуживал хвалу, а принял презрение, заслуживал богатство, но принял нищету, заслуживал святость, а за нас принял грех, став жертвой за грех. Несмотря на это, Он никогда не потерял благодарности Своему Небесному Отцу, потому что «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:7-8).

Благодаря тому, что Иисус уничижил Себя до такого предела, что отдал Свою собственную жизнь, Он и силен наполнить нас всем, чего лишился, уничижив Себя Самого, включая и жизнь. Мы заслуживаем унижение, но во Христе получаем славу. Мы заслуживаем, чтобы нас ненавидели, но вместо этого получаем любовь; заслуживаем бесчестие, а получаем честь; заслуживаем презрение, а вместо этого получаем хвалу, заслуживаем нищету, но нам дается богатство; заслуживаем наказание за грех — смерть, а получаем праведность и вечную жизнь. Как же нам не благодарить за это?

Кому мы должны быть благодарны? — Богу Отцу. Благодарения, которые мы приносим всегда за все во Имя Иисуса Христа, адресуются Богу и Отцу. Мы благодарим нашего Небесного Отца, как и наш Господь поступал, живя на этой земле. Источник «всякого даяния доброго и всякого дара совершенного» (Иак. 1:17) является Получателем и всякого искреннего и сердечного благодарения. Благодетельный Отец достоин благодарности за все, потому что Он даровал нам все (см. Иак. 1:3).

Даже то, что мы получаем от других, приходит от Бога. Поэтому нам следует проявлять благодарность по отношению к людям за то, что они делают для нас. Но благодарение других людей будет ничто иное, как лесть, если мы не будем признавать, что истинным источником доброго даяния является Бог.

Признак неверующего человека проявляется в неблагодарном отношении к Богу (Рим. 1:21), а исполненный Святым Духом христианин отличается благодарным сердцем, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. Он не заботится ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывает свои желания пред Богом» (Фил. 4:6). Он преуспевает в вере с благодарением (Кол. 2:7) и постоянно приносит «Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих Его» (Евр. 13:15).

Одного миссионера в Лондоне позвали в старое многоквартирное здание, где умирала женщина, находясь в последней стадии ужасного заболевания. За неимением кровати, она лежала на полу в холодной нетопленой комнате. Когда миссионер спросил ее, чем он может ей помочь, она ответила: «У меня есть все, что мне по-настоящему нужно; У меня есть Иисус Христос». Глубоко растроганный ее словами, миссионер отправился домой и записал эти слова следующим образом:

В жилище бедном на полу, Я видел женщину одну, И слышал чудные слова: «Имею все я во Христе, не надо больше ничего»

В болезни, муке, в темноте. Одна на скорбном хладном ложе Все повторяла те слова «Христос на свете всех дороже».

Последствия в отношении братьев и сестер по вере: повиновение

Повинуясь друг другу в страхе Божием (5:21)

Исполнение Святым Духом и Его контроль над нами приведет нас к духу смирения, который дает нам желание искать пользы и благополучия других людей прежде своей собственной, и повиновения друг другу. Этот стих будет рассмотрен подробно, во всем своем многообразии, в следующей главе, так как он является переходной ступенью к дальнейшему разделу.

В конце главы и вплоть до 6:8 Павел детально развивает этот принцип послушания верующих в отношениях между мужьями и женами, детьми и родителями, рабами и их господами.