Глава 22. Роль и приоритет жены

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (5:22-24)

В течение долгого периода церковь в значительной степени пренебрегала полным учением Писания и, по этой причине, многие верующие не знакомы с его истинами и, даже, испытывают трудности в принятии их. В связи с тем, что церковь наводнили мирские стандарты, и она буквально отождествлена с ними, потерпев от этого ущерб, Божьи повеления представляются устаревшими, нецелесообразными и оскорбительными для современного мышления. Его пути настолько высоки и противоположны путям этого мира, что кажутся на-постижимыми для многих людей как в церкви, так и за ее пределами.

Новый Завет непрестанно призывает нас к другому измерению существования, к новому методу мышления, действия и жизненного хождения. «Облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:1, 24) — значит соответствовать высокому званию, к которому мы призваны, проводя совершенно новую жизнь, и исполняясь Святым Духом.

Как уже упоминалось в предыдущей главе, некоторые сферы современной жизни подверглись ощутимому искажению и разложению со стороны диавола и этого мира и вызвали в церкви значительное замешательство и неразбериху в отношении вопроса брака и семьи. Именно этот вопрос и поднимает Павел в Ефесянам 5:22-6:9. Он развивает общий принцип взаимного послушания, внесши в него ясность («Повинуясь друг другу в страхе Божьем» ст. 21), и приводит несколько иллюстраций на примере семьи, начиная с взаимоотношений мужей и жен. Как мы уже указали в конце наше-. го рассуждения по поводу стиха 21, Писание ясно говорит о том, что между христианами не отмечается никаких духовных или моральных различий. «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Христиане не разделяются на различные классификации. Каждый верующий в Иисусе Христе имеет то же спасение, что и остальные христиане, то же положение перед Богом, ту же Божественную природу и ресурсы, и те же самые обетования и наследство (ср. Деян. 10:34; Рим. 2:11; Иак. 1:1-9).

Но Бог утвердил разграничения в вопросе роли и функций. Хотя и не наблюдается никаких различий в Его народе в отношении внутренней ценности или основных духовных привилегий, Господь наделил государственных руководителей определенными полномочиями и властью над управляемым народом. Руководящим братьям в церкви Он дал авторитет над их общинами, мужей поставил над женами, родителей — над детьми и работодателей — над работающими на них.

В Ефесянам 5:22-24 Павел начинает этот перечень, подчеркивая роль, обязанности и приоритет жены в отношении авторитета ее мужа. Вначале он поднимает основную тему сущности повиновения, а затем переходит к его образу действий, мотивировке и образцу.

Сущность повиновения

Жены повинуйтесь своим мужьям (5:22)

Слово Жены — не ограничивает какую-то отдельную группу жен в церкви, а относится к каждой жене-христианке, независимо от ее социального положения, образования, умственных способностей, духовной зрелости или одарованности, возраста, опыта, или каких-либо других факторов. Оно не ограничено умственными способностями мужа, его характером, поведением, духовным состоянием, или чем-либо иным. Павел категорично обращается ко всем верующим женам: повинуйтесь своим мужьям.

В некоторых переводах слово повинуйтесь поставлено в скобки, потому что его нет в тексте оригинала, но общий смысл высказывания передается в стихе 21. Идея состоит в том, что после повеления «Повинуясь друг другу, в страхе Божием (как первый пример), жены своим мужьям». Как объяснялось в предыдущей главе, hipotasso означает «передать свои права другому, отказаться от своих прав», и греческий средний залог (употребляемый в ст. 21, и переносимый по смыслу в ст. 22) подчеркивает охотное повеление к тем, кто подчиняется, кто должен это сделать. То есть, покорность должна быть добровольным послушанием Божьей ноле, проявляющимся в передаче своих личных прав другим верующим, в общем аспекте, и предназначенному Богом авторитетному лицу, в частности в данном случае, жены своему мужу.

Жена не призвана слушаться hipakouo своего мужа, как дети — своих родителей, и рабы — своих господ (6:1, 5). Муж не должен относиться в своей жене, как к слуге, или как к ребенку, но как к равноправной личности, о которой по Божьему повелению он призван заботиться, которую он обязан защищать и проявлять любовь к ней. Жена не является его некой принадлежностью, чтобы исполнять его приказания, откликаясь на каждое его желание и повеление. Как далее продолжает со значительными подробностями объяснять Павел (ст. 25-33), главная ответственность мужа заключается в том, чтобы будучи главой семьи, любить, обеспечивать, защищать свою жену и семью, а не как господину, владычествовать над домашними согласно своим прихотям и капризам.

Своему мужу — означает интимную близость и взаимность повиновения жены. Она с готовностью, охотно повинуется тому человеку, который принадлежит ей как свой муж (ср. 1 Кор. 7:3-4). Мужья и жены должны взаимно принадлежать друг другу, взаимно повинуясь друг другу. Они осуществляют эти отношения абсолютно в равных условиях. Муж обладает своей женой не больше, чем она им. Он не занимает некое высшее, а она — низшее положение; как тот, кто имеет дар учительства, не выше христианина с даром вспоможения. Внимательное чтение 1 Коринфянам 12:12-31 покажет, что Бог отвел каждому человеку уникальную роль в церкви, Теле Христа, и все эти роли взаимодействуют друг с другом, переплетаясь в «более совершенном пути» любви (гл. 13).

Как это наблюдается с духовными дарами, различия в области главенства и повиновения носят исключительно функциональный характер, и Бог установил их после грехопадения. Ева ослушалась Божьего повеления и не посоветовалась с Адамом относительно искушения змия, и, вследствие этого, Бог произнес к ней следующие слова: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Влечение, о котором говорится здесь, не носит интимный или психологический характер, потому что Ева уже испытывала подобное влечение к Адаму до грехопадения, будучи помощницей, сотворенной для него. Это то же самое влечение, о котором упоминается в следующей главе, где употребляется идентичное слово на древнееврейском1 языке tshuga. Этот термин происходит от арабского корня, означающего «подчинять, склонять, убеждать или искать контроль над». Господь предупреждал Каина: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе (т.е. контролирует тобой), но ты господствуй над ним» (4:7). Грех хотел поставить Каина по свое господство, но Бог велел Каину господствовать над ним.

Во свете этого близкого контекста, значение tshuga — проклятия, унаследованного Евой в связи с грехом, состояло в том, что женщина будет с тех пор желать узурпировать место главенства мужчины, а он будет противоставать этому желанию и господствовать над ней. Древнееврейский термин, переведенный как «господствовать», используется также и в 1:28. Он представляет новый, деспотичный вид власти, который отсутствовал в Божьем первоначальном плане главенства мужчины.

С грехопадением и проклятием греха, возникло и искажение в сфере надлежащего повиновения женщины и авторитета мужчины. Именно на этой почве и разразилась война полов и возник женский либерализм и мужской шовинизм. Женщины обладают греховной склонностью узурпировать мужской авторитет, а мужчины — полностью подчинить себе женщин. Божественное установление господства мужчины над женщиной в подобном виде, было частью Божьего проклятия человечества и понадобилась только действующая благодать Христа через исполнение Святым Духом, чтобы восстановить изначальный порядок и гармонию надлежащего повиновения во взаимоотношениях, искаженных и спутанных грехом.

Бог сотворил Еву из ребра Адама и она была предназначена стать ему помощницей, спутницей, как прекрасно выразился Адам: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23). Божье проклятие не изменило Его основного плана в отношении взаимности в браке или в функциональном авторитете мужа над женой. Муж был сотворен первым и, таким образом, чтобы в целом быть физически сильнее, сообразно телосложению, характеру, складу ума, чем женщина, которая представляет собой «слабый сосуд» (1 Пет. 3:7). И как до, так и после грехопадения и последующего проклятия мужчина был призван обеспечивать, защищать свою семью, управляя ею, питая ее, а женщина призвана оказывать ему помощь и повиновение.

В параллельном отрывке в Послании к Ефесянам 5:22, Павел говорил: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18). Aneko — прилично иногда употреблялось в отношении действия обязательного для законного исполнения, примером чего служит Филлимону 8, где Павел использует его соотносительно с законными нормами. Это слово находит свое применение во всех аспектах, представляющих общепринятые нормы человеческого общества.

Любое общество, принявшее во внимание вполне очевидную женскую природу или Божье слово, создало свои лучшие законы в соответствии с Божьими законами. Законы относительно убийства находят свой источник в Десяти Заповедях, точно так же, как законы о воровстве, прелюбодеянии, клятвонарушении и т.д. Повиновение жены мужу своему, является Божественным принципом, который до некоторой степени, нашло свое отражение в законодательствах многих человеческих обществ.

В течение последних нескольких сот лет западное общество буквально находилось под осадой гуманистической, эгалитарной, уравнительной, бесклассовой философии, которая служила доминирующей силой во время Французской революции. Постоянная тенденция к сглаживанию различий и, даже, полное их устранение продолжает совершаться по плану сатаны, чтобы подорвать законный, Богом определенный авторитет во всякой сфере человеческой деятельности: в правительстве, в семье, школе и, даже, в церкви. Нам наносится огромный ущерб со стороны безбожных, атеистических концепций, выражающихся в идее полной и совершенной независимости человека от всякого внешнего закона и авторитета. Эта философия отличается разрушительным характером, потому что никакая группа людей не может проводить продуктивную, организованную жизнь, если каждый человек склонен поступать как ему заблагорассудится.

К сожалению, находятся такие церкви, которые становятся жертвой гуманистической философии и признают назначение гомосексуалистов, женщин и других людей, которых Божье Слово запрещает поставлять на руководящие посты в церкви. Они приводят следующую аргументацию, что Библейской учение, идущее против эгалитаризма, было включено в Писание предубежденными редакторами, книжниками, пророками и апостолами. И церковь пожинает бурю смятений, беспорядков, аморальности и отступничества, которые порождаются в связи с подобным подходом к Божьему Слову. Многие толкователи Библии в своем подходе к Священному Писанию, основываются на герменевтике, направляемой современной гуманистической философией, а не абсолютным авторитетом Писания, как непогрешимого Божьего Слова.

Петр преподавал точно такую же истину, как и Павел, касательно взаимоотношений мужа и жены. «Также и вы, же ны, повинуйтесь (также от hunotasso) своим мужьям (1 Пет. 3:1). Основная идея данного высказывания состоит не в способствовании возникновению раболепства или рабский покорности, но в готовности жены проводить свою жизнь под главенством и водительством мужа. Петр также подчеркивает взаимность обладания мужей и жен друг другом, используя то же слово, что и Павел «своим мужьям». Жены должны проявить повиновение даже тогда, когда их мужья «не покоряются слову, (чтобы) житием жен своих без слова приобретаемы были. Когда увидят ваше чистое богобоязненное житие» (ст. 1-2). Вместо того, чтобы ворчать, критиковать и поучать своего мужа, жене просто следует поставить перед ним добрый пример своего жития, показав ему силу и красоту Евангелия на деле, в своей жизни. Смирение, любовь, моральная чистота, доброта и уважение — вот те могущественные средства, посредством которых жена приводит мужа к Господу.

Когда жена в первую очередь проявляет озабоченность в приобретении этих добродетелей внутреннего порядка, то она не будет всецело и полностью поглощена «украшением (форме внешнего плетения) волос, золотых уборов или нарядности в одежде». Напротив же, ее украшения будут «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4; ср. 1 Тим. 2:9-10).

Современное общество возвысило моду почти на уровень идолопоклонства. Магазины одежды, объявления в газетах и журналах, телевизионные рекламы составляют как бы гигантскую доску, с которой постоянно не сходят слова: «Мы алчем одежды». Все большую популярность получают дорогие украшения как для мужчин, так и для женщин, как средство выставить напоказ свою материальную обеспеченность и возвысить себя. Нас постоянно подстрекают выставить на общее обозрение наши тела и одежду.

В Писании не высказывается запрет по поводу опрятного содержания себя и привлекательной одежды. Неряшество и неухоженность — отнюдь не представляют собой добродетель. Притчи 31 восхваляет добродетельную жену, которая прилежно трудится и «виссон и пурпур — одежда ее» (ст. 10, 22). Но необычное одеяние, носимое с целью похвастаться своим богатством, или привлечь внимание к себе, является выражением гордости, корня зла. Это идет вразрез со смиренным и жертвенным повиновением и покорностью, которыми должна характеризоваться жизнь каждого христианина, и наносит ущерб им.

Верующие должны быть постоянно заняты своим духовным, внутренним украшением «сердца человека», а не физическим внешним украшением. «Кроткий и молчаливый дух» жены, который проявляется по причине послушания Святому Духу и Его контролю, является «нетленным» и «драгоценен перед Богом» (1 Пет. 3:4). Греческий эквивалент слова «драгоценен» — это poluteles, означает то, что представляет собой предмет или явление неописуемой ценности. Этот термин употребляется в Евангелие при упоминании об «алабастровом сосуде мира из нарда чистого, драгоценного», которым женщина в Вифании помазала ноги Иисуса (Map. 14:3). На Бога не производят впечатление золото, драгоценные камни и модное одеяние, но в Его глазах драгоценен дух истинного смирения, покорности, кротости и молчаливости, которым обладает женщина.

В феминистском движении, а также группах, отличающихся меньшим экстремизмом, мы видим женщин громко и во всеуслышание провозглашающих свои идеи, мнения и права буквально по каждому вопросу — и много раз во имя христианства. Даже тогда, когда их позиция имеет Библейское основание, их метод ее защиты часто не отличается этим. Бог особенно исключил женщин из занятия позиций руководства над мужчинами в церкви и в семье, и какое бы прямое влияние они не имели — независимо от высокой значимости и влиятельности — они должны совершать свой труд посредством ободрения и поддержки.

Благочестивые жены всегда были более озабочены вопросом святости. «Так некогда и святые жены, — продолжает свое объяснение Петр, — уповавшие на Бога украшали себя, повинуясь своим мужьям: Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет. 3:5-6). Точно так же, как Авраам в символическом отношении считался отцом всех верных (Рим. 4:11, 16), так и .его жена, Сарра, символически была матерью смиренных. Не боясь повиноваться Богу, Сарра не имела страха к своему мужу или другому какому человеку, или обстоятельству, которое могло приключиться с ней. Когда Божьи дети послушны Ему, то Он сам позаботится об обстоятельствах нашей жизни.

Мишна, древний кодекс еврейских законов и преданий, отражает общепринятые еврейские убеждения и стандарты, бытовавшие в дни Иисуса. В нем описываются обязанности жены, заключающиеся в перемалывании муки, печении хлеба, приготовлении пищи, в уходе за детьми, прядении шерсти, стирке белья и исполнении других домашних забот. Муж был ответственен за обеспечение семьи пищей, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, Он часто давал своей жене определенную сумму денег на покрытие личных затрат. Многие жены трудились бок о бок со своими мужьями на поле, или в каком-либо ремесле, как это наблюдалось на примере Акилы и Прискиллы (Деян. 18:2-3). Жене разрешалось трудиться дома по изготовлению различных изделий, или по выращиванию овощей и фруктов. Средства от продажи ее изделий использовались как дополнительный семейных доход, или употреблялись ею для своих целей. Но если она работала без своего мужа на базаре, или в какой-либо мастерской, то это считалось позором для нее. Помимо обычных домашних забот и труда со своим мужем, если был таковой, жена также несла ответственность за приготовление сыновей к занятиям в школе (часто отводила их туда сама, чтобы они не прогуливали уроки), принимала гостей и занималась благотворительностью. Во всякое время она была обязана быть прилично одета, как скромно, так и красиво. Жена, верно соблюдавшая свои обязанности, весьма уважалась и почиталась в своей семье, в синагоге и в обществе.

Мы узнаем из послания Павла, что некоторые жены в Коринфской церкви вероятно подпали под влияние красноречивых феминисток города и начали появляться на людях без покрывала на голове. Новый Завет не предписывает всем женщинам покрывать голову. Хотя в Коринфе это было обязательным предписанием (ср. 1 Кор.11:4-6), нет никакого основания выносить заключение, что женщины-христианки в других ранних христианских церквях носили покрывала на голове. По-видимому, в Коринфе единственные женщины, традиционно не покрывающие головы, были блудницами, или феминистками, и те и другие не имели в себе никакого уважения ни к Богу, ни к семье. В той культуре покрывало служило знаком морального приличия и покорности, а не ношение его было признаком аморальности и мятежности. Павел советовал женщинам в том культурном окружении покрывать голову, молясь и пророчествуя (1Кор. 11:5), если они не хотят показаться нарушителями Божьего предназначенного принципа о покорности. Здесь Павел не устанавливает для христианок повсеместную и постоянную форму одежды, но вводит тот принцип, что они никогда не должны дать обществу даже повод, заподозрить их в мятежности и аморальности. (За более подробным рассмотрением этого весьма важного отрывка, обратитесь к комментарию автора к (1 Коринфянам, Чикаго: Муди, 1984, стр. 251-63).

В своем послании к Титу, Павел поучает, чтобы «старицы также одевались прилично святым, но не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, Быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными (hupotasso) своим мужьям, да не порицается слово Божие» (2:3-5). Старицы — христианки не только должны одеваться прилично святым, избегать клеветы и пьянства, но и быть заняты вразумлением молодых жен. Старицы призваны научать молодых и в отношении их обязанностей и приоритетов, особенно, что касается их мужей и детей. Как мужья, так и жены должны любить друг друга и любить своих детей. Не повиноваться этим ясным повелениям — значит проявить непочитание к Божьему Слову.

В наши дни особенно важно молодым женам проявлять «попечительность о доме». Одна из трагедий современной семьи состоит в том, что в доме никого нет. В Соединенных Штатах имеется пятьдесят миллионов работающих матерей (и это число постоянно растет), две третьих из которых имеет детей школьного возраста.

Термин «попечительными о доме» в Титу 2:5 на языке оригинала передается составным словом oikourgos, образованным от слова oikos — дом и формы слова ergon — работа. Однако ergon не относится к труду в целом, а часто передает идею определенного труда или занятости. Иисус употребил это слово, говоря: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Иоан. 4:35, добавлено выделение), и по другому случаю: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (17:4, добавлено выделение). Дух Святой использовал это слово, дав повеление Антиохийской церкви, сказав: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Дян. 13:2, добавлено выделение). Павел употреблял это слово, упоминая об Эпафродите, что он «за дело Христово был близок к смерти» (Фил. 2:30, добавлено подчеркивание), и в отношении дела верных трудящихся руководящих братьев в Фессалонике (1 Фес. 5:13). Иными словами, женщина не просто занята работой в доме, а дом является основным ее занятием: ее трудом, предназначенным ей Господом.

В своем первом послании к Тимофею, Павел повелевает, чтобы «молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (5:14). Женщина должна быть хранительницей домашнего очага, эта работа, определенная ей Господом, должна состоять в попечении о муже и детях. Божие определение в отношении жены, чтобы она трудилась не вне дома, а внутри его. Для матери устроиться на работу для того, чтобы послать своих детей в христианскую школу, значит неправильно понять роль своего мужа, как кормильца семьи, а также и свою роль и долг перед семьей. Хорошее наставление, получаемое ее детьми в христианской школе, может нейтрализовать ее отсутствие полной приверженности Библейскому определению в отношении материнства.

В дополнение к тому, что у нее остается все меньше времени для домашнего труда и для заботы и попечения о детях, жена, работающая на производстве, часто имеет начальника, кому она должна угождать, ведя себя соответствующим образом, тем самым вызывая осложнения в вопросе главенства ее мужа. Она вынуждена покоряться другим мужьям, помимо ее мужа, и также более склонна стать независимой во многих вопросах, включая и в финансовом отношении, тем самым раскалывая единство в семье. Ей также грозит опасность увлечения работой, и она находит все меньше и меньше удовлетворения в своих домашних обязанностях.

Многочисленные исследования показали, что большинство детей, воспитывающихся в семьях работающих матерей, чувствуют себя менее уверенными и твердыми, чем дети, матери которых всегда находятся дома. Присутствие матери дома, даже когда ребенок находится в школе, является для него эмоциональным якорем. Работающие матери вносят вклад в умножение преступности и массу разных проблем, которые ведут к упадку семьи и грядущего поколения. Это совсем не значит, что матери, которые не работают, автоматически или категорически, отличаются большей ответственностью или духовностью, чем работающие. Многие матери, никогда не работавшие на производстве, вносят весьма небольшой вклад в укрепление и благословение своей семьи. Клевета и сплетни, безделие и тому подобное, могут принести такой же вред, как оставление своего дома и работа на стороне. Но единственная возможность для женщины исполнить Богом назначенную роль жены и матери, лежит в пределах ее дома и семьи.

Даже вдовы или жены, которых оставили мужья, не вправе оставить сферу своей деятельности и детей, чтобы работать вне дома. Павел заявляет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Здесь говорится о семье Божьих детей в целом, как и семье, о которой должен заботиться муж, а контекст имеет особое отношение к вдовам. Если женщина не имеет мужа и не может себя материально поддерживать, то ее дети или внуки должны содержать ее (ст. 4). Если же у нее нет взрослых детей, чтобы оказывать о ней попечение, то другие мужчины в семье должны заботиться о ней (ст. 4). Если у нее нет родственников мужчин, чтобы содержать ее, то родственница, обладающая материальным достатком, должна осуществлять попечение о ней (ст. 16). Если же не имеется родственников как мужского, так и женского пола, или они не могут, или не желают содержать ее, то о ней должна позаботиться церковь (ст. 16). Основной принцип состоит в том, что о ней должны заботиться другие верующие, и она не должна быть вынуждена работать на стороне. В последние моменты Своей жизни, вися на кресте, Иисус, будучи в агонии, не забыл передать попечение о Своей матери Иоанну (Иоан. 19:26-27).

Вдовы, старше шестидесяти лет, которые доказали на деле свою верность, как жены и матери, и получили известность за свою добродетель и служение странникам и своим по вере, был включены в официальный список вдов (1 Тим. 5:9-10). Мы узнаем из небиблейских источников, что вдовы, состоящие в этом списке, были на полном содержании поместной церкви и служили в ней своим трудом, так что можно их назвать штатными вдовами.

Однако молодых вдов нельзя было включать в этот список, потому что они склонны к вступлению в брак, оставляя свою приверженность служению (ст. 11-12). Они также, будучи не занятыми, становились «болтливы и праздны» (ст. 13). Следовательно, их надо поощрять к вступлению «в брак чтобы они «рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию», ибо некоторые уже совратились вслед сатаны, возможно, вступая в блуд или смешанный брак (ст. 14-15).

С самого начала своего возникновения, первая церковь признавала огромную важность своих обязанностей в вопросе содержания вдов. Для того, чтобы осуществлять лучшее попечение о них, апостолы назначили первых диаконов, поставив их «на эту службу» (Деян. 6:3). Избранные на этот труд, был из числа самых благочестивых и одаренных мужей в Иерусалимской церкви и среди них находились Стефан и Филипп.

Если у женщины имеются в семье дети, то ее главная обязанность состоит в воспитании их. Если у нее нет детей, или они уже выросли, то она несет ответственность за оказание помощи в наставлении молодоженов, делясь своим опытом и приобретенной мудростью на основании своего хождения пред Господом. Она должна посвятить свое время молодым женщинам, поучая их так, как делала это со своими детьми. Так как благочестивое влияние начинается и распространяется на других с ее дома, то она завещает некоторое духовное наследие, передавая его последующему поколению, помимо действия, оказанного на ее собственную семью.

Некоторые христианки, возможно, не имеют другого выбора, как поступить на работу, потому что в семье нет кормильца, а церковь не хочет им помочь. Но подавляющее большинство женщин, работающих вне дома, делают это во имя какой-либо воображаемой необходимости в личной удовлетворенности, или для того, чтобы иметь дополнительный доход для улучшения жизненного благосостояния, а не для того, чтобы обеспечить семью предметами первой необходимости. Многие молодые матери оставляют своих трех четырехмесячных младенцев с нянями для того, чтобы возвратиться на работу и иметь дополнительный доход, или, иногда, чтобы просто уйти от домашних обязанностей. Некоторые христианские церкви, школы и другие учреждения поддерживают данную практику, организуя детские сады и ясли для работающих матерей.

Если жизненный уровень семьи нельзя поддерживать без заработка жены, то семье следует внимательно его рассмотреть и решить, является ли это положение Божьей волей в отношении их, и конечно, не смешивать экономические выгоды их предложения с благословением от Бога. Большое число работающих женщин не только наносит ущерб семье, но также подрывает экономику, внося вклад в увеличение инфляции и потерю рабочих мест, которые бы заняли мужчины.

Точно так же, как это обстоит с алкогольными напитками, в Библии не содержится специальных запрещений относительно работы жены вне дома. Но Библейские приоритеты настолько ясны, что их можно либо исполнять, либо открыто отвергнуть, и каждая женщина должна сделать выбор, как она будет чтить эти приоритеты.

Когда Самуил был еще в младенческом возрасте, его отец, Елкана, хотел, чтобы его мать взяла ребенка и отправилась вместе с остальными домочадцами в Иерусалим для принесения жертвоприношения. На это его мать, Анна ответила: «Когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его» (1 Цар. 1:22). Несмотря на важность годичного жертвоприношения, она знала, что ее главная ответственность в то время состоит в заботе о младенце, Признавая правильность ее приоритетов, Елкана сказал: «Делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не. вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово» (ст. 23).

Трудолюбивая и одаренная женщина, у которой после исполнения домашних обязанностей, остается время и энергия, может направить их в различные сферы служения, которые не требуют длительного отлучения из дома. В Притчах говорится, как благочестивая жена заботилась о своем муже и детях, была рассудительна во всех своих приобретениях, присматривала за различными работами и финансовыми операциями, помогала бедным, ободряла и давала мудрый совет, была добрым наставником и ее глубоко почитали муж, дети и все окружающие (10-31). Однако, все это она совершала, главным образом, проявляя активность вне своего дома. Обладая современными средствами сообщения и передвижения, а также другими бесчисленными источниками, которых была лишена эта женщина в Притчах, христианки в наши дни имеют неизмеримо большие возможности для проведения продуктивного, полезного и благословенного служения, не жертвуя приоритетами своих семей.

Метод повиновения

как Господу (5:22)

Метод повиновения или позиция в этом отношении должна быть определенной: как Господу. Все, что мы совершаем в послушании Господу, должно также делаться, прежде всего, для Его славы и в угоду Ему. Те, кому подчиняемся, будь то взаимное повиновение или ответ на функциональный авторитет, часто не будут внушать уважение. Иногда эти люди будут беспечны, невнимательны, оскорбительны и неблагодарны. Но христианин, исполненный Духом Святым, в данном примере жена, все равно будет проявлять повиновение, потому что в этом состоит воля Господня, а она повинуется Ему. Жена, которая надлежащим образом повинуется своему мужу — также повинуется Господу. А жена, не повинующаяся своему мужу, не повинуется и Господу.

Основная цель повиновения

Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви (5:23)

Основная идея, побуждающая жену к повиновению своему мужу состоит в том, что он является ее функциональной главой в семье, точно так же, как и Христос глава Церкви (ср. 1 Кор, 11:3; Кол. 1:18; и см. Еф. 1:22-23). Глава дает указанияj а тело реагирует на них. Физическое тело, которое не реагирует надлежащим образом на указания головы, является нетрудоспособным, парализованным, или страдающимI спазмами. Точно так же жена, не реагирующая на указания мужа, проявляет признаки серьезной духовной дисфункции, С другой стороны, жена с любовью и готовностью, подчиняющаяся руководству своего мужа, повинуясь ему, как Господу, приносит хвалу своему Господу, мужу, своей семье, церкви и самой себе. Она также представляет собой прекрасное свидетельство о Господе перед лицом окружающего мира.

Образец повиновения

и Он же Спаситель тела; Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (5:23-24)

Идеальный и превосходный образец повиновения — это Сам Иисус Христос, отдавший Свою безгрешную жизнь для спасения мира, погрязшего в грехах и пороках. Христос является Спасителем тела, Своей церкви, за которую Он умер на кресте. Он — совершенный Глава Своей Церкви (тела), которую Он питает и защищает.

Иисус Христос являет Божественный образец совершенства для мужей, охранять, защищать, любить своих жен и семьи, руководя ими, как и Христос заботится о Своей церкви. Жены являются не более соправителями, обеспечивающими вместе с мужем свои семьи и защищающими с ним их, чем церковь разделяя эти роли со Христом Иисусом. Но как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Исполнение Божьего плана в отношении семьи и следование ему не только угодно Ему, но это единственный путь к созданию более благочестивых, счастливых и прочных семей. Его план не предназначен для возвышения мужа и подавления жены, и наоборот, но для усовершенствования и удовлетворенности как мужа, так и жены, как предназначено для них Богом. Подобное усовершенствование и удовлетворенность возможны посредством исполнения Святым Духом.