Глава 29. Возношение молитвы во всякое время

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых И о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, Для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно. А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, Которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши. Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. (6:18-24)

В семнадцатом веке Иоханн Бурхард Фристайн написал следующий гимн:

Восстань душа моя и очнись от сна, Ты молись и трезвись, Будь всегда бодра, Не застать тебя в врасплох, Лукавому врагу, Держит он в цепи оков, Не будь жертвою ему. Празднует жатву он, Где христиан одолевает сон. Бодрствуй против его ты козней, Чтоб не застал тебя во сне Приложит он все, что возможно, Чтоб уловить тебя себе, Те только жертвой падут, кто спят, Бодрствуй, трезвись, не иди ты вспять, Но притом не забудь опять К Богу с моленьем ты взывать «Господи, благослови в нужде, Следовать дай Тебе везде, Чтобы ничто меня не могло От воли Твоей отвратить, Помоги всем сердцем Тебе служить.

Около ста лет тому назад Шарлотта Эллиот написала слова другого гимна:

Будь бодр и молись, христианин, В мире порока греха, Стоишь ты среди врагов один, Удаляйся от зла.

Будь бодр и молись, христианин, Силы греха, сомкнувшись стеной, Ждут ослабленья и сна Трезвись и не падай душой Забудь о покое сполна.

Будь бодр и молись, христианин, На этом лишь все стоит Проси, чтоб Бог тебе помог, Возьми ты веры щит.

Эти оба гимна отмечают, что для одержания победы над сатаной и его полчищами в той великой брани, которую мы ведем с ними, нам совершенно необходимо непрестанно и прилежно молиться. Именно об этом говорит апостол Павел, завершая свое обращение к христианам, чтобы они облеклись во всеоружие Божее. Поэтому, возможно, данный отрывок послужил вдохновением еще для одного составителя гимнов: «Облекитесь в Евангельское оружие, каждую его отдельную часть одевайте с молитвой».

В своей книге «Путешествие Пилигрима» Джон Буньян говорит об оружии Христианина, под названием молитва. Когда ничего другое не помогало, она позволила ему одержать победу над демонами в долине смертной тени. Темой молитвы заканчивается Послание к Ефесянам, и, хотя она имеет близкое отношение к всеоружию Божию, не упоминается как часть его, потому что представляет собой нечто большее. Молитва — это не просто еще одно оружие Божественного арсенала, как бы эти оружия ни были важны сами по себе. Ведя сражение, будучи препоясанными истиной, облекшись в броню праведности, обувши ноги в готовность благовествовать мир, взяв щит веры, шлем спасения и вооружившись мечом духовным, мы должны пребывать одновременно и в молитве. Молитва — это духовный воздух, который вдыхает воин Христа. Она должна пронизывать все стратегические планы ведения сражения.

Иисус убеждал Своих учеников, чтобы они непрестанно молились и не унывали (Лук. 18:1). Он знал, что в самый разгар тяжелого боя воины устают, ослабевают и лишаются мужества. В борьбе с сатаной, чтобы не ослабеть, следует обязательно молиться. Павел не случайно завершает свое наставление верующим призывом «молитесь во всякое время». Это не только служит его заключительным указанием относительно брани, которую ведет верующий, но и высшей, кульминационной истиной целого послания, потому что молитва наполняет всю жизнь христианина. Молитва — это заключительная тема, мощный аккорд в конце торжественного гимна Павла, каким является Послание к Ефесянам.

Ни одна книга Нового Завета с такой полнотой не обрисовывает ресурсы верующего и его, благословения, как Послание к Ефесянам. На протяжении целой книги Павел превозносит и развивает ту истину, которую он в кратких чертах упоминал в Послании к Колосянам: «И вы имеете полноту в Нем» (2:10), и которой коснулся Петр в своем втором послании: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (1:3). Здесь же заключается монументальный каталог, перечисляющий все, что мы имеем в Иисусе Христе.

Павел начинает Послание к Ефесянам всеобъемлющим провозглашением, что «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (1:3). Затем он продолжает, говоря, что мы избраны Богом, предопределены Им и усыновлены, как Его дети (1:4-5); облагодетельствованы Им обильно (1:6, 8;2:7); искуплены и прощены Им (1:7; 4:32); получили откровение Его тайны (1:9; 3:4-6); сделались наследниками (1:11); запечатлены Святым Духом (1:13-14; 4:30); Бог нас возлюбил великой любовью (2:4; 5:25); мы оживотворены для новой жизни (2:5-6); являемся Божьим творением, созданым во Христе на добрые дела (2:10); получили Божий мир (2:14); стали едины со Христом и составляем одно тело Его с другими верующими в Него (2:13-19; 3:4-6); сделались согражданами Божьего Царства и членами Его семьи (2:19); устрояемся в Божий храм и являемся жилищем Святого Духа (2:20-22); имеем дерзновение и надежный доступ к Богу (3:12); имеем во Христе могущественную силу больше, чем можем себе представить (3:20); имеем единство духа в союзе мира (4:3); получили в отдельности свой дар от Христа (4:7); благословлены Богом, Который поставил особо дарованных служителей, чтобы совершать Его труд (4: 11-12); научены Самим Иисусом Христом (4:20-21); облеклись в нового человека, созданного по Богу (4:24); стали светом (5:8); нам предлагается полнота Святого Духа (5:18); имеем наставление и необходимые ресурсы, чтобы поддерживать взаимоотношения с другими людьми, согласно Божьего предназначения (5:21 — 6:9)); и получили Божье всеоружие, которое делает нас непобедимыми в сражении с сатаной и бесовскими силами зла (6:10-17).

После того, как верующий рассмотрит этот невообразимый перечень благословений, которыми он обладает, как особенное Божее чадо, Павел сознает великую опасность, которая может подстерегать верующего. Она заключается в искушении впасть в самоудовлетворенность и высокомерие. Тот, кто изучает Послание к Ефесянам, хорошо сделает, если примет во внимание со всею серьезностью предупреждение Павла, высказанное им Коринфянам: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). Удивительные и безграничные благословения, описанные в Послании к Ефесянам, настолько драгоценны, что сатана попытается использовать их для того, чтобы обратить наш мысленный взор на себя, как благословляемых, а не на Подателя, наделяющего нас благословениями. Во свете неизмеримых и удивительных привилегий, мы можем с легкостью поддаться мышлению, что способны полагаться на себя, таким образом, потеряв существенно важное чувство зависимости от Бога.

Каждый раз, когда его команда терпела поражение в футбольном матче, хорошо известный профессиональный тренер обращался в раздевалке к игрокам: «Ребята, я говорил вам, как победить. Вы не послушались меня — и проиграли». Подобно спортсмену, христианин может обладать хорошим мастерством, наилучшей подготовленностью, прекраснейшей эрудицией, и хорошо понимать, что от него требуется — но, несмотря на это, потерпеть неудачу, потому что не следует указаниям. Если футболист плохо играет на поле, потому что не следует инструкциям своего тренера, то насколько хуже хождение христианина, когда он не слушает наставлений своего Господа.

Особенно легко впасть в состояние самоудовлетворенности христианам, живущим в свободном и процветающем обществе, вместо того, чтобы полагаться на Божью благодать. Очень легко так удовлетвориться физическими благословениями, что потерять интерес к духовным; и настолько положиться на физические ресурсы, что не чувствовать необходимость в благословениях духовного порядка. Счастливый брак, добропорядочная семья и воспитанные дети, посещение всей семьей церкви, которая растет и умножается — все что может служить поводом к росту самоуверенности и удовлетворенности. Такие люди могут даже стать практическими гуманистами, проводящие жизнь так, как будто Бог им уже и не нужен. Когда это случается, то теряется страстное тяготение к Богу и жажда Его помощи и поддержки, наряду с силой от Бога. Павел, сознавая подобную великую и типичную для всех христиан опасность завершает поэтому свое послание настоятельным призывом к молитве.

Послание к Ефесянам начинается тем, что поднимает нас к небесным высотам, а заканчивается постановлением нас на колени. «Не думайте, — в действительности заключает Павел, — что, имея все эти благословения и ресурсы, вы теперь можете проводить христианскую жизнь без последующей помощи от Бога». Божье всеоружие — это не просто нечто магическое или механистическое. Мы не можем манипулировать им, ожидая что оно, естественным порядком, произведет автоматические подвиги. Если высказывание Джеймса Рассела Лоуела: «Дар без даятеля лишен самого существенного», что является истиной в сфере человеческих взаимоотношений, то оно во много раз соответствует положению о взаимоотношении человека с Богом. Какими бы восхитительными ни были наши Божественные дары, они — ничто без Божественного Даятеля.

В заключительных стихах этого послания Павел сначала дает верующим некоторые общие наставления относительно молитвы, затем приводит специфическую иллюстрацию молитвы и, наконец, заканчивает его благодарением.

Общее наставление

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (6: 18)

Четвертый раз Павел употребляет слово всякий, представляя пять важных моментов, касающихся общего характера молитвенной жизни верующего: разновидностей, частоты, силы, образа исполнения и ее объектов.

Разновидности молитвы

Proseuche — молитва, относится к просьбам общего характера, в то время как deesis прошение — имеет отношение к специфическим просьбам. Употребление этих двух слов указывает на то, что мы должны участвовать во всяких разновидностях молитвы, употребляя каждую форму молитвы, соответствующую данному положению. Согласно предписаниям Писания и практическим примерам, запечатленным в нем, мы можем молиться всенародно и наедине; с сильным воплем и шепотом, или про себя; подготовившись к вознесению’ моления, или спонтанно; сидя, стоя, коленопреклоненно, и даже, лежа; дома или в церкви; работая, в дороге; со сложенными и распростертыми руками, с открытыми и закрытыми глазами, склонив голову или держа ее прямо. В Новом, как и в Ветхом Завете, упоминаются многие формы, обстоятельства и позы для молитвы, но не предписывается ни одна из них, как обязательная, Иисус молился стоя, сидя, коленопреклонно, и, весьма вероятно, и в других положениях. Мы можем мелиться на всяком месте и во всех обстоятельствах. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи», — говорил Павел (1 Тим. 2:8). Для верного христианина, исполненного Святым Духом, каждое место становится местом молитвы.

Частота вознесения молитвы

Во времена Павла, иудеям предписывалось возносить молитвы по несколько раз в день, но с приходом Нового Завета и с рождением церкви наступило и новое измерение относительно молитвенной жизни, как впрочем и с другими аспектами религиозного характера. Иисус сказал: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» (Лук. 21:36). Помимо всего прочего, первые христиане в Иерусалиме «постоянно пребывали… в молитве» (Деян. 2:42). Богобоязненный Корнилий, к кому Господь послал Петра принести ему весть о спасении, «всегда был молившийся Богу» (Деян. 10:2). Во многих своих посланиях Павел убеждал регулярно посвящать себя молитве (Рим.12:12; Фил. 4:6; Кол. 4:2; 1 Фес. 5:17). Апостол заверял Тимофея, своего возлюбленного сына в Господе, что он молится за него «день и ночь» (2 Тим. 1:3). Первая церковь сознавала важность молитвы, и Бог отвечал на их молитвы, даже, когда их вера была по временам слабой, как это произошло в случае с теми, кто молился за освобождение Петра из темницы, но не поверили Роде, когда та сообщила, что Петр стоит у ворот (Деян. 12:12-15).

Давид говорил: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой… услышит Бог» (Пс. 54:18, 20). Нет такого времени, когда нам не нужно молиться и когда Бог не услышит наши молитвы. Во многих отношениях молитва представляет собой гораздо большую важность, чем познание о Боге. Д.Мартин Ллойд Джоунс писал: «Наша основная позиция, как христиан, проверяется характером нашей молитвенной жизни». И независимо от того, является ли человек выпускником Библейской школы или семинарии, пастором или миссионером, его глубина познания о Боге и его взаимоотношения с Ним, измеряются его молитвенной жизнью. Если познание о Боге и о том, что имеет отношение к Нему, не приближает нас к более интимному познанию Его на личном уровне, то мы можем быть уверены в том, что наши истинные побуждения и обязательства направлены на себя, а не на Него. Иисус возносил из самой глубины Его сердца молитву за Своих учеников, взывая о том, чтобы они не просто знали истину о Боге, но, как Он сказал: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17: 3). Изучение и познание Божьего Слова в надлежащем духовном расположении, всегда приведет верующего к более близкому, интимному познанию Бога и более верному общению с Ним в молитве.

Молиться во всякое время — не значит, что мы должны молиться формальным и приметным образом каждое мгновение, когда только не спим. Ни Иисус, ни апостолы так не поступали. И, безусловно, это не означает, что мы должны посвятить себя ритуалистическим образцам и молитвенным формам, которые механически повторяются из молитвенника или пользоваться при этом четками. Все это ничто иное, как «многословие», бессмысленное повторение, которым характеризуется языческое богослужение (Матф. 6:7).

Молиться во всякое время — значит совершать свое земное хождение, постоянно сознавая присутствие Божие, когда все, что мы видим и переживаем, становится своеобразной молитвой, это чувствовать Небесного Отца и предать себя Ему. Во время искушения повиноваться этому наставлению, значит принести это искушение перед Богом и просить Его о помощи. Переживая что-либо прекрасное и доброе, мы немедленно благодарим за это Господа. Видя, как сгущается вокруг нас зло, мы молимся, чтобы Бог все Сам разрешил, и проявляем готовность быть Его орудием до конца. Когда мы встречаем того, кто не знает Христа, то возносим молитву к Богу, чтобы Он привлек этого человека к Себе и использовал нас в деле верного свидетельства об истине и Боге. Сталкиваясь с бедой, мы обращаемся к Богу, как нашему Избавителю. Иными словами, наша жизнь превращается Е непрестанную молитву, воспаряющую к Богу, в постоянное общение и беседу с нашим Небесным Отцом.

Молиться во всякое время — это постоянно настраивать свой разум на горнее, «о горнем (помышлять), а не о земном» (Кол. 3:2).

Конечная цель нашего спасения состоит в том, чтобы принести славу Богу и войти в близкое, многоценное общение с Ним. Пренебрежение же молитвой, как средством общения с Богом, означает отказ от этой цели. «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам,- провозглашает Иоанн,- чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Иоан. 1:3). Но из этого не следует, что мы ожидаем общения с Богом до тех пор, пока не придем пред Ним на небеса. Величайшее Божье желание, а наша нужда заключается в том, чтобы быть в постоянном общении с Ним теперь, а это нельзя осуществить более значительным образом, чем через молитвенное общение с Ним.

Могущественная сила молитвы

Самая важная и настоятельная мысль, которую выдвигает Павел о молитве, состоит в том, что она должна совершаться духом. Это высшее требование по отношению к молитве отнюдь не означает, что предполагается говорение на языках, или какое-то иное экстатическое, или драматическое прояв-. ление. Молиться духом — это молиться во имя Христа, в соответствии с Его сущностью и волей. Молиться духом — значит молиться в согласии с Духом, Который «подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27). Как «Дух благодати и умиления» (Зах. 12:10), Святой Дух непрестанно молится за нас; и нам молиться как должно — это молиться Его молитвой, присоединить свои просьбы к Его просьбам и нашу волю — к Его воли. Это значит объединить свой разум и желание с Его разумом и желаниями, которые находятся в полном соответствии с волей Отца и Сына.

«Исполняться Духом» (Еф. 5:18) и ходить под Его водительством и Его силою, значит получить способность молиться духом, потому что тогда наша молитва будет в гармонии с Его молитвой. По мере того, как мы приходим в состояние повиновения Святому Духу, подчиняемся Его Слову и полагаемся на Его водительство и силу, мы будем все больше и больше приближаться к Отцу и Сыну, находясь в тесном общении с Ними.

Образ исполнения молитвы

Во время молитвы верующий должен стараться о сем самом со всяким постоянством и молением. Иисус говорил Своим ученикам, чтобы они бодрствовали и молились (Матф. 26:41; Map. 13:33; ср. Лук. 18:1). Павел советовал Колосянам, говоря: «будьте постоянны в молитве» (Кол. 4:2). Греческое слово proskartereo переведенное как «постоянны» означает «быть стойким», «верным» и «последовательным». Этот термин использовался в повествовании о Моисее, который проявил непоколебимую твердость, выводя детей Израиля из Египта (Евр. 11:27). Проявить посвященностьы молитве — значит с искренностью, дерзновением и постоянством приносить все нужды в своей жизни к Богу.

Притчи о настойчивом соседе и о неотступной вдове послужили иллюстрацией для Иисуса, который хотел научить Своих последователей, как следует молиться. В конце первой притчи Он сказал: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лук. 11:9). В конце другой притчи Он объяснял: «Бог ли не защитит •избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». (Лук. 18:7-8).

К рассеянным и гонимым христианам первой церкви Петр писал следующее: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4:7). Молиться надлежащим образом — значит молиться умом и разумением также, как сердцем и духом: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15) — говорил Павел.

Для того, чтобы правильно молиться, нужно высказывать специфические нужды. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Иоан. 14:13). Бог отвечает на молитвы, чтобы явить Свое могущество; и когда мы не молимся определенной, ясной молитвой, то Бог не может нам на нее ответить определенным образом, и видимо проявить Свое могущество и любовь к Своим детям. Молиться так, как делают малые дети: «Боже, благослови весь мир», в действительности, совсем не молиться. Мы должны подумать об определенных людях, определенных проблемах и нуждах, а затем молиться об этом специфическим образом, со всей искренностью, чтобы увидеть Божий ответ на свою молитву и воздать Ему хвалу благодарения.

Большинство христиан никогда искренно не относятся к молитве, пока в их личной жизни, или в их близких не возникнет серьезная нужда. Тогда они проявляют склонность молиться неотступно, определенно и со всем постоянством. Однако, именно так христианам следует всегда молиться. Восприимчивость и отзывчивость к проблемам и нуждам других людей, особенно верующих, которые переживают скорби и испытания, побудит нас молиться за них «день и ночь», как это делал Павел, молясь за Тимофея (2 Тим. 1:3).

Так как наибольшие нужды носят духовной характер, то мы более всего должны проявлять заботу, как в молитве за себя, так и за других, о духовной ограде, силе и исцелении, концентрируя на этом внимание. Вполне уместно приносить перед нашим Небесным Отцом и физические нужды, но все же следует уделять основное внимание нуждам духовного порядка, молясь за победу над искушением, за прощение и очищение от уже совершенного греха, за неверующих, чтобы они обратились ко Христу, и за верующих, чтобы они более полагались на Бога. Призыв Павла к молитве звучит на фоне контекста о духовной брани; и молитва христианина, прежде всего, должна быть направлена на эту брань. Нам необходимо проявлять величайшую озабоченность о себе и других христианах, чтобы нам одержать победу над врагом наших душ. Из глубины сердец должна возноситься молитва о наших супругах, детях, братьях и сестрах, о наших единоверцах, о пасторах, о миссионерах и о всех других, чтобы они победили в духовном сражении с сатаной. Рассматривая молитвы Павла на протяжении всех посланий, мы получаем богатое представление о том, что он молился за духовное благополучие всего Божьего народа (см. напр. 1 Кор, 1:4-7; Фил. 1:9-11; Кол. 1:9-11; 2 Фес. 1:11-12).

Много лет тому назад один Божий человек молился так: О, Господи, в молитве я поднимается высоко, возносясь в мир вечности, и в этом безбрежном океане моя душа торжествует победу над всем злом на брегах смертной тени. И время, со всеми его развлечениями и жестокими разочарованиями, кажется в тот момент таким несущественным, как никогда. В молитве, о Боже, я сознаю, что я ничто. Мое сердце со всем тяготением стремится к Тебе, и с неутомимой жаждой я страстно желаю пребыть с Тобой. Да будут благословенны сильные веяния Святого Духа, которые убыстряют мой путь в Новый Иерусалим. В молитве все земное исчезает, и ничто не кажется более важным, чем святость сердца и спасение погибающих. В молитве исчезают все мои мирские заботы, страхи и волнения, становясь такими незначительными, как дуновение ветра. В молитве моя душа внутренне ликует при мысли о том, что Ты совершаешь со Своей церковью, и я страстно желаю, чтобы Имя Твое возвеличивалось среди грешников, возвращающихся к Тебе. В молитве я поднимаюсь над одобрением и порицанием этого мира, над лестью этой жизни, чтобы вкусить небесных радостей. Входя в этот вечный мир, я могу Тебе предаться всем сердцем моим иавечно. В молитве я могу вручить все свои заботы в руки Твои, чтобы Ты распорядился всем но Своему усмотрению, не имея ни своих интересов, ни воли своей. В молитве я могу ходатайствовать за своих друзей, служителей, грешников, за церковь, Твое царство, с величайшей свободой и светлой надеждой, как сын обращаясь к Отцу, как возлюбленный к предмету своей любви. О, Боже, помоги мне всегда молиться и никогда не переставать.

Объекты молитвы

В других отрывках Павел повелевает нам молиться за неверующих, за начальствующих и власти, и за весь мир, но здесь он обращает главное внимание на моление о всех святых: Только святые, христиане, ведут духовную брань, для которой Бог дает всеоружие, и только они могут молиться духом.

Нет ничего предосудительного молиться за себя, как нет ничего предосудительного и в том, чтобы молиться за физические нужды. Но так как в Библии содержится призыв, в первую очередь, молиться о духовных нуждах, а не о физических, она, в первую очередь, призывает нас возносить молитвы не о себе, а о других. Даже находясь сам под бременем забот, Павел не упоминает, что он молился за себя, но, что он просил других верующих молиться за него, что он высказывает в следующих двух стихах (Еф. 6:19-20). Самое большое, что мы можем сделать для другого верующего, или он может сделать для нас — это молиться. Таким образом Тело Христа возрастает, укрепляется в Духе, как и в любви. Когда один член Тела ослабел, изранен и не может действовать, то другие члены подменяют его, придя на помощь и подкрепляя его, чтобы он опять занял свое место. Самуил говорил Израильскому народу: «И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас. (1 Цар. 12:23). Имея Святого Божьего Духа, Который обитает во внутренности нашей и помогает нам даже тогда, когда мы не знаем о чем молиться (Рим. 8:26), насколько больше грешим мы, христиане, когда не молимся за святых, наших единоверцев?

Духовно крепкий христианин заботится о благосостоянии других, особенно своих по вере. С другой стороны, корень, как психологической, так и духовной болезни, лежит в чрезмерной занятости собой. Часто получается так, что тот верующий, который всецело поглощен своими проблемами, пусть даже проблемами духовного характера, и совершенно не думает о других верующих, страдает от разрушительного эгоизма, который является причиной его проблем, а также барьером к разрешению их. Как правило, подобный эгоизм изолирует его от других верующих, которые, если находятся в близких отношениях с ним, обычно регулярно молятся за его духовное благосостояние.

Когда верующий с искренностью и постоянством молится за других, то по Божьей неизмеримой благодати, это приводит к великому благословению и укреплению его души. Д. Мартин Ллойд-Джоунс рассказывал о том, что прежде, чем разразилась гражданская война в Испании, в этой стране наблюдалась буквально эпидемия неврозов, причем в таких размерах, что психиатры просто не могли справится с этим. Но война, хотя она была ужасной и разрушительной во многих отношениях, оказала совершенно неожиданный эффект в деле «исцеления» множества испанских невротиков, достигающих численности в несколько тысяч. Когда они стали проявлять озабоченность о благополучии своих семей, друзей и страны в целом, вместо того, чтобы быть всецело занятыми самими собой, их невроз просто исчез, и больницы, и клиники почти лишились больных с таким диагнозом. «Эти невротики получили неожиданное исцеление, по причине охватившей их огромной озабоченности», которая распространилась за пределы их эгоистического благополучия. («Христианский воин» (Гранд Рапиде; Бейкер, 1977), стр. 357-580).

Специфическая иллюстрация

И о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно (6:19-20).

Павел не просил молиться о нем, чтобы его стертые и кровоточащие от цепей ноги получили исцеление, или, чтобы он мог освободиться от уз и страдания. Предметом его глубокой озабоченности было то, чтобы, как он говорит: дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования. Когда сатана искушал его, чтобы он умалчивал о Христе, он хотел, чтобы Христос ему помог быть смелым и верно возвещать благовествование. Он желал иметь помощь в его личном сражении с сатаной, и поэтому умолял братьев и сестер в Ефесе молиться об этом.

То, что он находился в узах было не существенно. Он проявлял великую озабоченность и интерес к тайне благовествования (см, 3:3), для которого он исполнял посольство в узах и к тем, кому он был послан возвещать ее. Он хотел, чтобы верующие молились за его победу в духовной брани с сатаной, который яростно восстал на него за его служение. Павел столкнулся с врагом лицом к лицу и знал, что своими силами не может одержать победу.

По сравнению с большинством верующих Павел был духовно одарен, отважен и праведен в моральном отношении, а также отличался необычайной духовной силой. Однако, он сильно нуждался в Божьей помощи и поддержке со стороны единоверцев христиан. Он знал, что та сила и те благословения, которыми он обладал, не являются его заслугой, и его духовная зрелость и эффективность в служении была глубоко укоренена в этом осознании. Бог никогда не брал в Свой удел самодовольную личность, потому что такой человек не чувствует потребности в Боге. Только тот смиренный верующий, кто -сознает свою личную нужду и, кто отличается нищетой духа, может быть взят Богом на служение и получить от Него благословение.

Павел нуждался в молитвах своих единоверцев, также потому что был вождем церкви. Противник наш знает о том, что, когда он поражает пастора, овцы рассеиваются (Матф. 26:31), а вожди церкви, даже Сам Господь, являются особыми мишенями сатаны. Чем более верным и плодотворным в своем служении является пастор, тем больше должна молиться его церковь о нем, о его силе и охране. Он более подвержен уловкам сатаны, его козням, направленным на то, чтобы ввести его в унынье или в самоудовлетворенность, в отчаяние или в поверхностный оптимизм, в страх или в самонадеянность. Сатана использует каждую ситуацию: благоприятную или неблагоприятную, удачную или неудачную, стараясь ослабить, расстроить и дискредитировать Божьих одаренных мужей в их труде «к совершению святых, на дело служения» (Еф. 4:12).

В своем письме, написанном вскоре после Послания к Ефесянам, Павел свидетельствует о следующем: «Обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, Так, что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать Слово Божие» (Фил. 1:12-14). Павлу было важно даже в заключении возвещать открыто с дерзновением тайну благовествования, потому что именно это дерзновение его привлекло к благовествованию стражам претории и это возбудило смелость и дерзновение в других христианах свидетельствовать об Евангелии. Даже, прося верующих молиться о нем, побуждения и цели Павла отличались совершенной бескорыстностью, только для того, чтобы способствовать дальнейшему распространению благовествования и прославлению Господа.

Сознавая, что Ефесские верующие не могут молиться за него с полной определенностью, не понимая его нужду, Павел объясняя свою ситуацию, добавляет следующее: А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, Которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас. Тихик был избран для того, чтобы сопровождать Павла и других братьев в Иерусалим с материальной помощью нуждающимся (Деян. 20:4-6). Он сопутствовал Павлу во время его первого римского заключения и часто выполнял различные поручения апостола, (см. 2 Тим. 4:12; Тит. 3:12). И он не только доставил это письмо Павла, но и Послание к Колосянам. В обоих случаях Павел дал ему устное наставление рассказать получателям этих посланий о его жизненных обстоятельствах и положении (Кол. 4:7-9). В обоих текстах он называет его возлюбленным братом, потому что он был особенно дорог Павлу.

В дополнение к предоставлению сведений о Павле, Тихик, о котором Павел с похвалой отзывается, как о верном в Господе служителе, должен был также ободрить верующих в Ефесе, чтобы он утешил сердца ваши. Безусловно, само письмо уже служило достаточным ободрением, но Павел знал, что личное слово, высказанное устами того, кто совсем недавно был с ним, будет дополнительным утешением их сердец. Узник, закованный в цепи, стремился принести утешение другим.

Заключительная молитва

Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Нет необходимости анализировать прекрасную ясность и величие простоты заключительной молитвы Павла. Она немногим отличается от его остальных молитв, но уникальным образом отражает тематику этого богатого и насыщенного послания. Вне сомнения, мир (ср. 1:2; 2:14-15, 17; 4:3; 6:15), любовь (ср. 1:15; 4:2, 15-16; 5:25, 28, 33) и вера (ср. 1:15; 2:8; 3:12, 17; 4:5, 13; 6:16) являются пробными камнями, которые неоднократно отмечаются в этом великом послании. Неудивительно, что Павел соединяет все три воедино и молится о том, чтобы все верующие твердо придерживались их и сделали их частью своего жизненного опыта.

Благодать или Божественное благоволение, была даром, и Павел желал, чтобы ее имели все, неизменно любящие Господа нашего Иисуса Христа. Эта любовь принадлежит не временным попутчикам, а всем истинным верующим, поэтому Павел, в действительности, определяет тех, кто получит благодать. Это те, кто являются неизменно любящими Господа искренней любовью.

Каждый верующий, применяя в повиновении и в силе Святого Духа принципы мира, любви и веры, преподанные в этом Послании, получит благословение и благодать от Бога.

Издано ВСО ЕХБ, г. Киев