Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Римлянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 44674 Все тексты автора Джон МакАртур
7. Причины Божьего гнева (часть 1)
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце (1:19-21)
Руководитель отдела проповеди самой большой деноминации Америке, сказал: «Нам нет нужды обращать в христианство людей, которые никогда не слышали о спасении. Мы только должны объявить им, что они уже спасены».
Слова этого служителя отражают тенденцию универсализма — веры в то, что поскольку Бог очень любит людей и очень милостив, чтобы послать человека в ад, и каждый, в конце концов, попадет на небеса. Если бы это было так, то, очевидно, в Евангелии не было бы места разговорам о наказании. Как не было бы, очевидно, также места для Библейской проповеди, о чем утверждал человек, мнение которого мы только что привели.
Несколько лет тому назад в лондонской газете «Тайме» была опубликована статья, в которой сообщалось, что 14 церковных научных групп в Вудфорде после изучения псалмов Ветхого Завета пришли к выводу, что 84 из них «не подходят для христианского пения» («Psalms Chosen from New Testament» [23 авг. 1962], сек. 1, стр. 10). Объясняя свою позицию, авторы статьи заявляли, что гнев и месть, о которых идет речь в этих псалмах несовместимы с христианским благовествованием любви и милости.
Но Св. Писание ясно показывает, что справедливость, гнев и наказание — такие же Божественные проявления, как любовь, милость и сострадание. Более чем в 50 стихах 27-ой и 28-ой глав книги Второзаконие подробно указываются Божьи наказания тем, кто нарушает Его заповеди и указания. В ответ на мольбу Иеремии о мести против врагов Бог сказал:
«Вот, Я наведу бедствие на место сие, — о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах, — за то, что они оставили Меня, и чужим сделали место сие, и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне; за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения. И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечем пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным» (Иер. 19:3-7).
Исайя провозглашал: «Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее» (Ис. 13:9). Наум свидетельствовал, что «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум. 1:2-3).
Как уже отмечалось в предыдущей главе, хотя некоторые думают, что Божий гнев и наказание — это концепции, в основном появляющиеся в Ветхом Завете, следует отметить, что ясное изображение этих Божественных свойств содержится и в Новом Завете. Когда группа фарисеев и саддукеев пришли к Иоанну Крестителю для крещения, он прогнал их с презрительными словами: «Порождения ехидины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф. 3:7-8).
Чуть позже он сказал об Иисусе: «Но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (ст. 11-12). Вот что говорил Иоанн Креститель подошедшим к нему евреям: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3:36).
Иисус — воплощение Бога, а значит и воплощение любви; но Он говорил о наказании и аде больше, чем кто бы то ни было другой в Св. Писании. Он, пожалуй, говорил об этом больше, чем все остальные в Новом Завете вместе взятые. Нагорная проповедь изобилует предостережениями о Божественном гневе и суде. «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду, — говорил Иисус, — кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф. 5:22). «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф. 5:29-30). Он сказал, что «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (8:12).
Посылая Двенадцать свидетельствовать в Израиль, Иисус сказал им: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Матф. 10:14-15). Немного позже, продолжая давать им наставления, Иисус Христос говорит: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (ст. 28). Иисус Христос предупреждал народ: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матф. 12:36-37; ср. стихи 41-42; см. также 13:40, 49; 16:26; 18:34-35; 22:13; 23:33; 24:50-51; 25:26-30).
Павел провозглашал, что «зная страх Господень, мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11). Другими словами, ужасное наказание Бога неверующему человечеству должно побуждать нас свидетельствовать о предоставляемой Богом возможности спастись через Иисуса Христа. Лука сообщает, что когда Павел начал говорить «о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс [правитель] пришел в страх» (Деян. 24:25). Павел предупредил церковь в Ефесе: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Ефес. 5:6). Тот же апостол предупредил неверующих: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:5; ср. стихи 8-9, 16).
В Послании к Евреям провозглашается: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:26-27). «Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, — продолжает далее пишущий, — то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес» (12:25).
В своем видении на острове Патмос Ап. Иоанн услышал предупреждение ангела неверующим, «кто поклоняется зверю и образу его» (Откр. 14:9-11).
Новый Завет заканчивается серьезным предупреждением от самого Господа:
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами, а вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду… И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:14-15, 18-19).
Но и сегодня, как и в прошлые времена, люди отрицают то, что Бог гневается, и это отрицание проявляется в двух основных подходах. Первый из них — сон души — придерживается того, что неверующий человек просто попадает после смерти в состояние вечного сна и не испытывает никаких страданий, вызванных наказанием. Другая форма отрицания — это универсализм, который гласит, что Бог, в конце концов, спасет всех. Обе эти еретические идеи прямо противоречат Слову Божьему.
Важны четыре следующих предостережения, касающихся обманных лжеучений о Божьем гневе. Во-первых, мы должны отдавать себе отчет в большой привлекательности для простого человека такой концепции, как бессознательный сон души или универсализм, обе из которых отрицают Божье наказание и гнев. Во-вторых, мы должны признать распространение влияния христианского либерализма, который утверждает, что Бог слишком любит людей, чтобы осуждать их, и этот либерализм отрицает подлинность текстов, в которых утверждается обратное. В-третьих, следует признать, что религиозные группы, отрицающие Божий гнев, зачастую бывают псевдорелигиозными. В-четвертых, мы должны помнить, что отрицание Божьего гнева лишает свидетельства целей и побуждения, короче говоря, это отрицание утверждает, что Бог благословил спасение неверующих от греха и ада.
Учитель Библии Р. А. Торрей мудро писал: «Поверхностный взгляд на грех и Божью святость, славу Иисуса Христа и Его требования к нам лежит в основе глупых теорий о судьбе нераскаявшихся. Когда мы видим весь ужас и всю отвратительность греха, совершенную святость Бога, безграничную славу Иисуса Христа, то лишь уверенность в том, что люди, упорствующие в выборе греха, любящие тьму больше, чем свет и упорствующие в отвержении Сына Божьего, будут терпеть нескончаемые муки, может удовлетворить требования нашей души… Чем ближе человек к Богу, чем больше он предан служению Ему, тем с большей вероятностью Он разделяет нашу веру» («What the Bible Teaches» [New York: Revell, 1898], стр. 311-13)
В подтверждение этой мысли, основной текст Послания к Римлянам начинается со ст. 1:18 и содержит ясное подтверждение Божьего гнева «на всякое нечестие и неправду человеков». Как указывает апостол в своем Послании к Ефесянам, все неверующие — это «по природе чада гнева» (2:3), рожденные для Божьего гнева, и это их естественный удел как падшего человечества. После грехопадения Божья улыбка превратилась в хмурость. Моисей риторически спрашивал Бога: «Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» (Пс. 89:11).
Пуританский писатель Томас Уотсон сказал: «Так же как любовь Бога делает каждую горькую вещь сладкой, так Божье проклятие делает каждую сладкую вещь горькой» («A Body of Divinity» [Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1983 reprint], стр. 151). Более современный писатель Джордж Роджерс говорил, что Божий «праведный гнев никогда не усиливается и никогда не уменьшается; он как великое течение соседствует с грехом, поскольку Господь неизменно и непреклонно праведен» («Studies in Paul’s Epistle to the Romans», vol. 1 [Los Angeles: G. Rogers, 1936], стр. 40).
Как может Тот, Кто любит чистое и прекрасное, не иметь отвращения к тому, что грязно, ужасно и отвратительно? Как может Он, безгранично святой, не обращать внимание на грех, который самой своей природой посягает на святость? Как может Он, любящий праведность, не ненавидеть и не бороться против всего неправедного? Как может Он, верх совершенства, одинаково благодушно смотреть на добродетель и на порок? Он не может поступать так, поскольку Он свят, справедлив и добр. Гнев — это единственный справедливый ответ, который совершенный праведный Бог мог дать нечестивым людям. В Рим. 9:22-23 Павел вполне ясно дает понять (см. комментарии в этом тексте), что праведный гнев — такой же неотъемлемый элемент Божьего совершенства, как и любое другое Его свойство.
Павел подчеркивает, что прежде понимания милости Божьей, мы должны понять, что такое Его гнев. Точно так же, прежде чем мы сможем понять значение смерти Иисуса Христа, мы должны понять, почему человеческие грехи сделали эту смерть неизбежной. А также, прежде чем мы начнем понимать любовь, милосердие и милость Бога, мы должны увидеть, насколько безнадежен грех и вина неверующего человечества.
Ужасно, но даже многие проповедники Евангелия начали обходить тему Божьего гнева и наказания. Даже малейшие упоминания об аде исчезли из многих проповедей. Когда все же возникает речь о гневе, он часто обезличивается, как если бы он возникал сам по себе в результате каких-то деистических операций, в которых Бог Сам не принимает непосредственного участия.
Многие склонны к сомнениям — действительно ли человек заслуживает такой суровой судьбы. В конце концов, никто не просит, чтобы его родили. Почему же тогда, спрашивают они, человек, который никак не мог повлиять на факт своего рождения, должен проводить вечность в аду за то, что он рожден грешным? Заслуживает внимания вопрос: «Почему каждый рожден под Божьим гневом и осуждением?» Это один из вопросов, на которые Павел отвечает в Рим. 1:19-23, где он объясняет, почему Бог справедлив в Своем гневе на всех грешников.
Некоторые люди, даже некоторые из язычников, признают за Богом право гневаться на человеческий грех. Когда первосвященником был Илий, а молодой Самуил под его началом служил в храме, Израиль упал до самого низкого духовного уровня. Было много показной религиозности, но мало искренней веры и послушания. Надеясь использовать ковчег завета как магический символ, чтобы гарантировать себе победу, Израиль взял его на битву против филистимлян. Но Израиль не только потерял в сражении 30 тысяч человек, но и ковчег достался врагам. После многих бедствий и затруднений, вызванных ковчегом, филистимляне решили возвратить его Израилю. Возвращая его, они сопроводили его подношениями, стремясь смягчить направленный против них гнев Божий. Хотя их понимание Бога Израиля было неверным, и принесенные ими подношения были языческими, они, тем не менее, признали Его власть и Его право судить и наказывать их как виновных в посягательстве на Его славу (см. 1 Цар. 4-6).
Когда Ахан взял из заклятого, этот грех привел Израиль к поражению в Гае. Когда это раскрылось, он с готовностью признал: «Точно, я согрешил пред Господом, Богом Израилевым» (И. Нав. 7:20).
Бог абсолютно справедлив, Он никогда не наказывает, если наказание незаслуженное. Ахан знал Божий закон, данный через Моисея, и он знал об особом Божьем запрете брать добычу из Иерихона для личных целей. Язычники-филистимляне, напротив, знали только о Божьей огромной силе. Но и Ахан, и филистимляне знали, что они виновны перед Господом и заслуживают Его гнева. В Рим. 1:19-23 Павел дает четыре причины, по которым и они, и вообще каждый рожденный человек, исключая Иисуса Христа, полностью заслуживают пребывания под Божьим гневом. Эти четыре причины — Божьи откровения, человеческое пренебрежение, человеческий рационализм и человеческая религия.
Божье откровение
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них; потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (1:19-20)
Прежде всего, Божий гнев справедлив, поскольку Бог явил Себя всему человечеству. Стихи 1:18-2:16 Послания к Римлянам адресованы прежде всего язычникам, которые, в отличие от Израиля, не имели счастья слышать открытое Богом Слово. Без сомнения, вина Израиля была двойной, поскольку он не только отверг Божье естественное, всеобщее откровение о Себе в творении и сознании, но даже отверг Его замечательное письменное откровение в Св. Писании.
Дар откровения
ибо, что можно знать о Боге, явно для них; потому что Бог явил им (1:19)
Ап. Павел указывает здесь, что даже без Его письменного откровения, то, «что можно знать о Боге» — явно даже для язычников, «потому что Бог явил им». Бог заявил через Павла, что Его внешние, видимые проявления общеизвестны людям. Это «явно для них». Все люди имеют доказательства о Боге, и то, что их физические чувства могут им сообщить о Нем, их духовные чувства могут понять несколько шире. Филистимляне видели и признавали Божью силу так же, как и хананиты, египтяне и все другие жившие на земле народы. Бунтовщики, которые строили вавилонскую башню, увидели и признали Божье величие так же, как и нечестивые жители Содома и Гоморры. Все люди что-нибудь знают и что-нибудь понимают о Боге и Его истине. Они полностью ответственны за верный ответ на это откровение. И любой неверный ответ есть «непростительным».
Богослов Аугустус Стронг писал: «Св. Писание… подразумевает и объявляет, что знание о Боге имеет всеобщий характер (Рим. 1:19-21, 28, 32; 2:15). Бог вложил доказательства этой фундаментальной истины в саму природу человека, так что Его свидетельства — повсюду» («Systematic Theology» [Valley Forge, Pa.: Judson, 1979 reprint], стр. 68). Духовно падший человек не имеет надежды и он безбожник (ср. Ефес. 2:12) не потому, что не имеет знаний о Боге, но потому что он по причине своей природы противится познаниям о Боге, которыми обладает. Как уже свидетельствовал Павел (Рим. 1:18), грешное человечество своей неправедностью подавляет Божью истину.
Никто не может найти Бога по своей собственной инициативе или при помощи своей собственной мудрости и поисков. Бог никогда не предоставляет человека его собственной инициативе и пониманию, но милостиво дает многие свидетельства о Себе. Как Владыка, Он сообщает свидетельства о Себе людям. Незнание Бога не может быть прощено никому, поскольку даже без Св. Писания Бог всегда открывал и продолжает открывать Себя людям. Бог абсолютно справедлив и потому не может наказать того, кто о Нем ничего не знает. Но как недвусмысленно дает понять Павел, никто не может говорить, что он не знает Бога, а следовательно, никто не может говорить, что Божий гнев направлен на него несправедливо. Каждый человек должен ответить на откровение Божье, которое ведет к спасению.
Тертуллиан, выдающийся отец раннехристианской церкви, говорил, что знания о Создателе сотворило не перо Моисея. Огромное большинство людей, хотя они никогда и не слышали имени Моисея, а тем более о его книгах, тем не менее, знают Бога этого Моисея (ср. «An Answer to the Jews», гл. 2).
Болезнь лишила Хелен Келлер зрения, слуха и речи в очень молодом возрасте. Ценой огромных и самоотверженных усилий Анна Саливан научила Хелен общаться посредством прикосновений и даже научила ее говорить таким образом. Когда мисс Саливан впервые попыталась рассказать Хелен о Боге, девушка ответила, что она уже знает о Нем, просто не знает Его имени (Helen Keller, «The Story of My Life» [New York: Grosset & Dunlap, 1905], стр. 368-374).
Выражение «что можно знать» можно перефразировать: «что доступно знанию». Конечно, ограниченные способности человека не позволяют знать о Боге все, даже используя совершенное Св. Писание. Павел утверждает, что то, что возможно знать о Боге, за исключением каких-то особых откровений, уже известно падшему человечеству. Свойства Бога, которые отражены в Его творении, дают безошибочное свидетельство о Нем.
Служа в Листре, Павел говорил языческой аудитории о Боге, «Который сотворил небо и землю и море и все, что в них». А далее Павел продолжает объяснять: «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:15-17). Истинное благо жизни подтверждает великодушие Бога, который дает ее.
В своем следующем путешествии Павел говорил языческим философам в Ареопаге в Афинах:
«Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян. 17:23-28).
Другими словами, Бог управляет народами, границами и судьбами людей. Он управляет временами года и всем остальным как на небе, так и на земле. Но, по словам Павла, еще замечательнее всего этого — то, что Бог милостиво решил быть доступным и известным и что Он недалеко от каждого из нас.
Ап. Иоанн говорит об Иисусе Христе, что Он «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9). Он говорит не о спасительном знании Бога, которое приходит только через веру, но об интеллектуальном знании о Боге, которое приходит к каждому человеку через самопроявление Бога в Его создании. Каждый человек имеет свидетельства о Боге, и, следовательно, каждому человеку доступно использовать возможность ответить Ему в вере.
Содержание откровения
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (1:20)
Далее Павел определяет содержание откровения о Боге, которое Он сделал известным всему человечеству. Павел говорит, что от создания мира Бог сделал Свои невидимые черты видимыми. Черты, которые человек может ощутить частично посредством своих природных чувств — это Божья вечная сила и Его Божественная природа. Божья вечная сила означает Его бесконечное всемогущество, которое проявляется в вызывающем трепет творении, которое эта сила создала и поддерживает. Божья природа доброты и милосердия проявляется в благодеяниях: «подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:17).
Известный богослов Чарльз Ходж свидетельствует: «Бог, следовательно, никогда не остается без свидетельства. Его существование и совершенство всегда проявлялись таким образом, что Его разумные создания готовы признать Его и поклоняться Ему, как единственному истинному Богу» («Commentary on the Epistle to the Romans» [Grand Rapids: Eerdmans, 1983 reprint], стр. 37).
Божье откровение о Себе в природе не скрыто, не избирательно или доступно только некоторым восприимчивым душам, особо одаренным с этой точки зрения. Его откровения о Себе через творение может ясно увидеть каждый человек: «Чрез рассматривание творений видимы».
Даже в самые древние времена, задолго до открытия телескопа и микроскопа, величие Бога проявлялось и в самых больших, и в самых малых явлениях природы. Люди могли смотреть на звезды и открывать установившийся порядок их орбит. Они могли наблюдать маленькое зернышко, которое становилось огромным деревом, точно таким же, как и дерево, которым это семечко было произведено. Они могли наблюдать удивительную смену времен года, дожди, снег. Они видели чудо рождения человека и сияние восхода и заката солнца. Даже без особого откровения, которое имел Давид, они могли увидеть, что «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).
Некоторые птицы способны ориентироваться по звездам. Если их поймать и посадить в помещение без окон, в котором сооружено искусственное небо, эти птицы немедленно сориентируются в правильном направлении — направлении миграции. Рыба-стрелец способна выстреливать с удивительной силой и точностью капли воды, сбивая таким образом насекомых в воздухе. Жук-бомбардир производит отдельно два химических вещества, которые, смешиваясь при выпрыскивании, взрываются перед врагом. И взрывы никогда не случаются преждевременно и никогда не вредят самому жуку. Не удивительно, что Давид говорил, что «сила у Бога» (Пс. 61:12); и Асаф(Пс. 78:11), и Наум (1:3) говорили о величии Его силы.
Роберт Джастроу, астрофизик и директор Годдаровского института космических исследований НАСА (Национального аэрокосмического агентства США), сказал:
«Сейчас мы узнаем об астрономических доказательствах, подтверждающих Библейский взгляд на происхождение мира… Совпадают важные элементы в астрономических и Библейских взглядах на начало жизни. Рассмотрим эту проблему во всей ее широте: наука доказала, что начало всему положил взрыв, произошедший в определенный момент времени. Спрашивается, что вызвало этот эффект? Откуда взялась материя и энергия, наполняющая Вселенную? И наука не может ответить на эти вопросы…
Для ученых, живущих верою в рассудок, история заканчивается, как ужасный сон. Эти ученые карабкаются на горы незнания. Они готовы покорить наивысший пик, и когда, наконец они переваливают через последнюю гору, их приветствует отряд богословов, которые были там уже многие столетия (Robert Jastrow, «God and the Astronomers» [New York: Norton, 1978], стр. 14, 114, 116).
При помощи гигантских телескопов, таких как инструмент пятиметрового диаметра на горе Паламар в Калифорнии, астрономы могут наблюдать объекты на расстоянии четырех миллиардов световых лет, что составляет более 40 септиллионов километров! (James Reid, «God, the Atom, and the Universe» [Grand Rapids: Zondervan, 1968).
В любой момент времени над землей бушуют 1800 гроз. Энергия, необходимая для того, чтобы генерировать столько гроз, составляет невообразимую цифру 1 300 000 000 лошадиных сил. Для сравнения большая землеобрабатывающая машина имеет 420 лошадиных сил и требует около 400 литров топлива ежедневно.
Необходимо сжечь 640 000 000 тонн угля, чтобы выпарить достаточно воды для дождя, выпадающего во время грозы, которая покрывает площадь размером в 2600 кв. километров слоем воды высотой в 10 см. А чтобы охладить этот пар и собрать его в тучи, необходима работа холодильника мощностью 800 000 000 лошадиных сил на протяжении 100 суток.
Сельскохозяйственные исследования сообщают, что средний фермер в Миннесоте имеет каждый год 380 л дождевой воды на один кв. м и, естественно, бесплатно. В штате Миссури, имеющем площадь 180 тысяч кв. км, выпадает в среднем 970 мм осадков ежегодно. Это количество воды равно озеру длиной 400 км, шириной 100 км и глубиной 7 метров.
Американский музей природы установил, что существует по крайней мере 10 000 000 видов насекомых, включая более 2500 видов муравьев. В Соединенных Штатах более 5 миллиардов птиц, среди которых есть виды, способные перелетать без остановки 800 км. через Мексиканский залив. Дикая утка способна развивать скорость до 100 км/час, орел — до 150, а сокол может лететь со скоростью до 200 км/час.
Земля имеет 40 тыс. км в окружности, весит 6 септиллионов 588 секстиллионов тонн и, тем не менее, висит в пространстве ничем не поддерживаемая. Она вращается со скоростью 1600 км/час и несется сквозь пространство вокруг Солнца со скоростью 1600 км в минуту по орбите длиной в 930 миллионов км.
Голова кометы может иметь размер от 16 тысяч до 1,6 миллиона км и иметь хвост длиной в 160 миллионов км и двигаться при этом со скоростью в 560 км в секунду. Если энергию, излучаемую Солнцем, превратить в механическую, она составила бы 500 миллионов миллиардов лошадиных сил. Каждую секунду на это расходуется около 4 миллионов тонн вещества. Чтобы пересечь Млечный Путь со скоростью света (300 000 км в секунду) галактике, в которой находится наша солнечная система, потребовалось бы 125 000 лет. А наша галактика — одна из миллионов.
Человеческое сердце по размерам сходно с кулаком его владельца. Сердце взрослого человека весит меньше двухсот граммов, и, тем не менее, за 12 часов оно выполняет работу равную работе, которую нужно затратить, чтобы поднять 65 тонн на высоту 25 мм над поверхностью земли. Молекула воды состоит только из трех атомов. Но если бы все молекулы в капле воды имели размер песчинки, из них можно было бы сделать дорогу, толщиной в 30 см и шириной почти в километр, которая простиралась бы от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Интересно, что сам атом в основном представляет собой пустое пространство. Вещество занимает в нем только одну триллионную часть его объема.
Исключая людей, отрицающих очевидное, непостижимо, чтобы такая сила, сложность и гармония могли быть созданы кем-нибудь другим кроме Великого Зодчего, который управляет Вселенной. Намного умнее было бы считать, что если бросить в сумку разобранные часы и хорошенько потрясти, то, в конце концов, они образуют собранный часовой механизм, чем думать, что мир мог эволюционировать к его сегодняшнему состоянию по воле слепого случая.
Даже язычники могут понять, что Создавший ухо и глаз Сам, конечно же, способен слышать и видеть (см. Пс. 93:9). Если мы можем слышать, тогда Тот, Кто создал нас, естественно должен понимать услышанное и увиденное. Если мы, Его создания, можем думать, тогда, конечно же, и ум нашего Создателя должен быть способен рассуждать.
Люди подвергаются осуждению и посылаются в ад не потому что они пренебрегают свидетельствами, представленным во Вселенной, а потому, что это пренебрежение приводит в конце концов к отвержению ими Иисуса Христа. Св. Дух «пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде, — сказал Иисус Христос. — О грехе, что не веруют в Меня» (Иоан. 16:8-9). Но если человек живет в соответствии со светом откровения, то Бог так или иначе даст ему услышать Благую весть. С великой владыческой милостью Он протянул руку грешному человечеству. «Живу Я, — говорил Господь через Иезекииля, — не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Он даст Своим избранным привилегию слышать Благую весть и обратит их к Себе. «И взыщите Меня и найдете, — обещал Господь через Иеремию, — если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).
Поскольку эфиопский евнух искренне искал Бога, то Св. Дух послал Филиппа, чтобы свидетельствовать ему. Услышав Благую весть, тот поверил и был крещен (Деян. 8:26-39). Поскольку Корнилий, сотник римской армии, был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу», Бог послал Петра, чтобы объяснить ему Благую весть. «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово», и они были крещены во имя Иисуса Христа (Деян. 10:2, 44, 48). Поскольку Лидия искренне поклонялась Богу, то когда она услышала Благую весть, «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян, 16:14).
Отвержение людьми
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце (1:21)
Бог справедлив в Своем гневе и суде, потому что люди сознательно отвергают Его. Павел ясно говорит, что «познавши Бога» через естественное, доступное всем откровение, неверующие люди все же отвергают Его. Хотя люди имеют природное чувство существования Бога и Его силы, они точно так же природно и греховно склонны пренебрегать этим знанием. Естественное стремление невозрожденных людей — «преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). Как Павел напоминает верующим: «И мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3).
Некий эволюционист сказал: «Я отказываюсь верить в Бога, так какая же альтернатива тогда может быть эволюции?» Человек этот честен в своих словах, но он ясно дал понять, что не факты, свидетельствующие об эволюции привели его к неверию в Бога, но скорее неверие в Бога привело его к принятию теории эволюции.
Дональд Грей Барнхауз сделал убедительное наблюдение:
«Дал ли Бог человеку мозг, чтобы понимать, и ошибся ли человек, используя то, что Бог дал ему? Печальный ответ на эти оба вопроса «да». Бог дал человеку мозг, чтобы плавить железо и делать из него молоток и гвозди. Бог вырастил дерево и дал человеку силы срубить его, а также мозг, чтобы из этого дерева сделать ручку для молотка. И вот человек имел молоток и гвозди, и Бог положил Свои руки, и человек прибил их гвоздями и распял Его на кресте, и это было высшей демонстрацией того, что люди не имеют прощения» («Romans», vol. I [Grand Rapids: Eerdmans, 1953], стр. 245).
В ст. 21 Павел упоминает четыре проявления пренебрежения людей к Богу: неуважение к Нему, неблагодарность, поверхностные умствования о Нем и помрачение несмысленных сердец.
Первое — люди не почитают Бога как Бога. Это основное проявление греха гордыни, который лежит в основе человеческого падения. «Доксазо» (почитание), возможно, лучше переводить словом «слава», как это часто и делается. Наихудший поступок из всех мыслимых во Вселенной- это не воздать Богу честь или славу. Бога следует прославлять более всего прочего. Прославлять Бога означает превозносить Его, признавать Его абсолютно достойным почитания и знать о Его Божественных достоинствах. Поскольку слава Бога также объединяет все Его достоинства, которые Он открывал о Себе людям, то воздавать славу Богу значит признавать Его славу и превозносить ее. Мы не можем воздать славу Богу, прибавив что-нибудь к Его совершенству, но мы можем превозносить Его совершенство. Мы прославляем Его, когда воздаем Его славу!
Св. Писание постоянно призывает верующих прославлять Господа. Давид убеждает нас: «Воздайте Господу, сыны Божий, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его» (Пс. 28:1-2). «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, — говорит Павел, — все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Однажды 24 старейших падут перед Иисусом Христом, восседающем на Своем небесном троне, и скажут: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11).
В «Вестминстерском кратком катехизисе» ясно сказано: «Основное предназначение человека — прославлять Бога и любить Его вечно». Человек был создан, чтобы прославлять Бога (см. Лев. 10:3; 1 Пар. 16:24-29; Пс. 147; Рим. 15:5-6), и с его стороны не славить Бога — это самое ужасное оскорбление своего Создателю.
После того как Адам и Ева были созданы по образу и подобию Божьему, они постоянно испытывали Его присутствие и славу. Они непосредственно общались с Ним, они восхваляли Его и признавали Его славу и честь. Но когда они согрешили, ослушавшись Бога в поисках собственной славы и чести, то «скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8). Грех отделил их от Бога, и Адам и Ева не искали больше Божьего присутствия и не старались принести Ему славу. Всегда с тех времен падший человек стремился избежать Бога, отрицал Его славу и даже само Его существование.
Повсюду в Св. Писании проявляется Божья слава. Когда Моисей попросил показать Божью славу, Господь открыл Свою доброту, милость и сострадание,говоря: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею» (Исх. 33:19). Господь поставил Моисея в расселине скалы и прикрыл его Своею ладонью, чтобы он не увидел всю Его славу и не был испепелен. А затем Он позволил Моисею видеть Его частично сзади, когда Он проходил. Когда Бог показал Себя Моисею, Он также дал литанию Своих Божественных добродетелей, говоря: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивыйи истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исх. 33:20-34:7).
Хотя Бог вывел евреев из рабства в Египте и дал им святой закон для жизни, они упорно восставали против Него и против назначенного Им вождя Моисея. И все же Бог продолжал являть Себя Своему избранному народу. Когда была построена скиния, Господь наполнил ее Своей славой в знак Своего Божественного присутствия среди Своего народа (Исх. 40:34). Когда Израиль двинулся в пустыню на 40 лет, Господь являл Свое присутствие и Свою славу через облако дыма, которое указывало им путь днем, и огонь, который успокаивал их ночью (ст. 36-38). После того как Соломон построил храм, облако Божьей славы заполнило святое место (3 Цар. 8:11). И все же Израиль продолжал восставать против Господа, поскольку имел бесчисленное количество ложных культов (см. Иез. 8:4-18). Он упорно отказывался отвернуться от греха, и потому Божья слава в конце концов оставила храм (Иез. 11:22-23), и в этот момент теократическое царство Израиля закончилось.
Слава Божья не возвратилась на землю до прихода Мессии. Как скрытое воплощение Божьей славы, Иисус Христос проявил Божью славу через Свою милостьи истину (Иоан. 1:14). На горе Преображения Иисус предстал перед Петром, Яковом и Иоанном в уникальном проявлении Своего царского сияния (Матф. 17:2). Павел указывал на силу Божьей славы, когда говорил, что «Христос воскрес из мертвых славою Отца» (Рим. 6:4). Можно сказать менее выразительно, но вполне определенно, что Иисус Христос был живым свидетельством Божьей славы в Своих чудесах, в Своей любви, истине, милосердии, доброте иблагодати.
Но остальная часть созданного Им мира никогда не восставала против Него и не старалась скрыть Его славу, как это делали люди. Как уже говорилось, Давид радовался, что «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Псалом 148 призывает всю Вселенную провозглашать Божью славу. Животные делают в точности то, для чего Бог создал их.
Цветы цветут в точности так, как создал их Бог, бабочки нежно и прекрасно перелетают с места на место, подтверждая Божью красоту и порядок.
Но признание Божьих славных добродетелей и деяний, прославление Его — это как раз то, чего падшее человечество не делает . Многие миллионы людей живут посреди прекрасной Божьей Вселенной и все же в своей гордыне отказываются признать Его как Создателя и подтвердить Его величие и славу. И за это преднамеренное, глупое пренебрежение они не имеют оправдания и несут на себе праведное Божье наказание. В самом деле, очень глупы люди, которые, живя посреди прекрасного Божьего творения, все же отказываются признать Его как Создателя и подтвердить Его величие и славу.
Через Иеремию Господь предупредил Свой народ: «Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит. Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою» (Иер. 13:15-16). Царь Ирод в своей гордости принимал хвалу толпы, восклицающей, что это «голос Бога, а не человека». «Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:22-23).
Когда Иисус Христос возвратится на землю, «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Матф. 24:29). И в этот момент, когда естественные светила Вселенной погаснут, ослепительный Божественный свет Божьей вечной славы в Его Сыне будет освещать всю землю. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24:30).
Во-вторых, поскольку человек в своей гордыне не воздает хвалу и не прославляет Бога как Создателя, он также не благодарит Его за Его милостивое обеспечение. И неверие человека становится еще хуже вследствие его неблагодарности. Хотя Бог — источник всех милостей, которыми люди обладают: дождя, солнца и других природных благ и для злых, и для добрых (см. Матф. 5:45; Деян. 14:15-17), обыкновенный человек не способен благодарить Бога, поскольку не может даже признать Его существование.
В-третьих, как следствие неспособности воздавать честь и благодарить Бога, падшие люди суетятся в своих умствованиях. Отвергать Бога — это значит отвергать самую великую реальность во Вселенной, реальность, которая одна лишь дает истинное значение, истинную цель и понимание всему остальному. Отказываясь признать Бога и руководствоваться Его истиной, грешные люди обрекают себя на тщетные поиски мудрости в различных человеческих рассуждениях, что ведет только ко лжи и неправде и, следовательно, лишь увеличивает неверие и озлобленность. Термин «умствования» охватывает все человеческие безбожные рассуждения.
Оставить Бога — значит поменять истину на ложь, надежду на безнадежность, удовлетворение на пустоту. Но пустой ум и душа подобны вакууму. Они не будут долго оставаться пустыми, их заполнят ложь и тьма, которые заменят отвергнутую истину и свет. История падшего человечества — это вырождение, а не эволюция. Отвергающее и не уважающее Бога несмысленное сердце не становится просвещенным и свободным, как об этом любят говорить искушенные в житейских делах неверующие, но скорее — духовно темным и еще более порабощенным грехом. Человек, который оставляет Бога, оставляет истину, свет, вечную жизнь. Он оставляет смысл, цель и счастье. Он также лишается оснований и побуждения для нравственной праведности.
Духовная темнота и нравственная порочность неотделимы. Когда человек теряет Бога, он теряет добродетель. Безбожная философия этого мира неизбежно ведет к нравственной развращенности, поскольку неверие и безнравственность неразрывно переплетены. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, — предупреждал Павел колоссян, — по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).
Когда Тот, Кто был воплощением истины и света пришел в мир, неверующее человечество отвернулось от Него. Иисус Христос — свет миру, но люди отвергли Его, поскольку их дела злы, и они возлюбили тьму больше, чем свет (Иоан. 3:19-20). Именно из-за того, что Иисус Христос говорил правду, они не верили Ему (Иоан. 8:45). Это наследие человеческого отказа славить Бога.