11. Принципы Божьего суда (часть 2)

Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, — в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа (2:6-16)

Здесь Павел продолжает разговор о дне «гнева и откровения праведного суда от Бога» (ст. 5). Как сказано в предыдущей главе, «день гнева» означает последний Божий суд над грешным человечеством. Ап. Петр упоминает этот день как «день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:7), а Ап. Иуда говорит о нем как о суде «великого дня» (ст. 6).

Павел объясняет, что это случится во второе пришествие Иисуса Христа, «Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его» (2 Тим. 4:1). В это время произойдет «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами Силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 1:7-8).

Последний суд подробно описан Ап. Иоанном:

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:11-15).

Иисус сказал, что в это время «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф. 13:41-43). Неумолимо приближается тот ужасный день, когда грешники всех времен попадут в руки Бога живого (Евр. 10:31).

Рассказывают историю о древнем римском правителе Бруте Старшем, который обнаружил, что два его сына устроили тайный заговор с целью свергнуть правительство, а это преступление заслуживало смертного наказания. На суде молодые люди слезно просили отца о снисхождении, ласково обращались к нему и взывали к его отцовской любви. Большинство людей, собравшихся на суде, также просили о снисхождении. Но серьезность преступления, а возможно и то, что сыновья правителя должны нести большую ответственность и большую вину за ужасное преступление, отец приговорил их к смерти, а затем присутствовал на казни. Кто-то так прокомментировал этот случай: «Отец проиграл этот суд; любовь к справедливости оказалась выше родительской нежности».

Бог — Отец павшего человечества. Он умоляет людей обратиться к Нему для спасения через Его Сына, поскольку Он не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Но однажды возможность покаяться исчезнет. И тогда Бог будет вершить Свой совершенный суд даже более непреклонно, чем этот римский правитель.

Темой предыдущей главы были первые три из шести принципов, которые будет использовать Бог на последнем суде. Следующие три принципа — дела (Рим. 2:6-10), беспристрастность (ст. 11-15) и побуждения (ст. 16).

Дела

Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! (2:6-10)

Хотя этот отрывок прост и понятен, он содержит несколько истин, которые легко исказить, если подойти к ним невнимательно.

В 20-ой главе книги Откровение, которую мы цитировали выше, дважды упоминалось, что люди будут судимы по «делам своим» (ст. 12-13). На этой же истине акцентирует внимание Павел в Рим. 2:6-10, ясно говоря, что Бог воздаст каждому по делам его.

Ветхий Завет ясно учит, что суд происходит по делам, поступкам. Господь повелел Исайе говорить: «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Ис. 3:10-11). Через Иеремию Бог провозгласил еще более конкретно: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17:10).

Иисус тоже говорил об этом принципе суда, уча что «прийдет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф. 16:27). В другом случае Он говорил: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан. 5:28-29).

Павел, великий апостол спасения по благодати через веру, всегда учил, что Божий суд над верующими и над неверующими будет основываться на их делах. «Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3:8). Далее он объясняет:

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:11-15).

Снова обращаясь к верующим, Павел пишет: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Даже в чудесной вести о благодати Павел провозглашает: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:7-9).

Бог судит не по принадлежности к религиозной конфессии, религиозным взаимоотношениям или религиозному наследию. Но, наряду с другими принципами, Он судит также по результатам жизни человека. В день суда будет не важно, еврей человек или не еврей, язычник или ортодокс, религиозный или не религиозный, посещает ли он церковь или нет. Важно будет, была ли его жизнь примером послушания Богу. В этот день «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12).

Субъективным критерием для спасения есть лишь вера и ничего больше. Но объективная реальность спасения проявляется в последующих вдохновленных Богом делах, которыми управляет и на которые дает силы верующим Св. Дух. По этой причине добрые дела — очень веское основание для Божьего суда.

Поступки дают человеку безошибочную характеристику. «По плодам их узнаете их», — дважды провозгласил Иисус в Нагорной проповеди (Матф. 7:16, 20). Итак, дела, совершаемые человеком на протяжении всей жизни, — один из обязательных критериев, по которым Бог будет судить. Каждый человек однажды предстанет перед Божьим Судом, который обладает всеобъемлющей записью дел этого человека, и по этой записи будет определена вечная судьба человека.

Однако должно быть ясно, что хотя Св. Писание, как Ветхий, так и Новый Заветы учат о суде по делам, нигде не сказано о спасении по делам. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9). Сколько бы добра ни совершил человек, к чему бы хорошему ни пришел благодаря Божьей милости, Ему и только Ему следует воздавать честь и похвалу за это. «Ради Себя, Ради Себя Самого делаю это», — заявил Господь через Исайю. «Ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Бог спасет того, кого спасет, и Его владыческая милость совершенно не зависит от праведных дел.

Говоря о Новом Завете с Его Сыном Иисусом Христом, Бог обещал древнему Израилю:

«Вот наступают дни… когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).

Сущность Нового Завета — в распространении Божьей милости и благодати на недостойных. Спасение целиком зависит от Божьей милостивой воли и силы. «Верно и всякого принятия достойно слово, — говорил Павел, — что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение» (1 Тим. 1:15-16). Апостол говорит всем верующим: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9).

Но если спасение целиком зависит от веры, то причем же здесь дела? Павел продолжает это великое утверждение во 2-ой главе Послания к Ефесянам, говоря: «Ибо мы — Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ст. 10). Этот же апостол убеждал филиппийских верующих: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-13). Другими словами, жизнь, которая спасается по вере, должна явить свидетельство этого спасения, выполняя Божий труд. Добрые дела — это внешнее свидетельство внутренней веры.

Спасение происходит не от дел, но оно причина, побуждающая к ним. Присутствие в человеческой жизни истинно добрых дел показывает, что человек действительно спасен, и для непогрешимых Божьих глаз эти дела абсолютно надежный показатель спасающей веры. Точно так же отсутствие действительно добрых дел — признак отсутствия спасения. В обоих случаях дела — надежное основание для Божьего суда. Когда Бог видит дела, которые выявляют праведность, Он знает, исходят ли они от возрожденного сердца. И когда Он видит неправедные дела, то знает, исходят ли они от невозрожденного сердца.

В Рим. 2:1-16 Павел говорит не об основании для спасения, а об основании для суда. Он начинает обсуждать проблему спасения в 3-ей главе. В данном отрывке он говорит о делах как об элементах или принципах, которые использует Бог для суда. Речь идет о свидетельстве спасения, а не средстве или основании для него. Павел говорит, что если человек действительно спасен, то в его жизни будут внешние проявления этого. Если же человек не спасен, то таких проявлений не будет. Любому верующему далеко до Божьей совершенной праведности, и иногда он опускается до непослушания. Но даже жизнь, переполненная праведными поступками, может не удовлетворять требованиям, необходимым для искупления.

В Рим. 2:7-10 Павел проводит четкую границу между двумя типами людей. Существуют только два таких типа: спасенные и неспасенные. Сначала он останавливается на определяющих поступках спасенных (ст. 7), затем говорит об определяющий поступках неспасенных (ст. 8-9), и затем снова возвращается к делам спасенных (ст. 10).

Дела спасенных

тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную (2:7)

Истинное спасение проявляется в том, что верующий постоянен в добром деле, а наивысшее благо, которое он может делать — это искать славы, чести и бессмертия. Хотя кажется, что эти три термина используются здесь почти как синонимы, они передают различное значение. Все вместе они отражают самые лучшие намерения и стремления верующего.

Первое, наивысшее и наиболее замечательное желание верующего — это слава, и прежде всего Божья слава. Человек, который не имеет такого глубокого внутреннего желания, не может быть настоящим верующим. «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делаете в славу Божию», — убеждает Павел (1 Кор. 10:31). Жить для славы Бога значит служить проявлением самой сути Бога, будучи сознательным средством Его Божественного труда.

Верующий также ищет славы и для себя, но не в плотском, корыстном смысле, столь характерном для падшей человеческой натуры, а с радостным ожиданием того дня, когда свершится спасение, чтобы разделить с Богом Его славу (см. Рим. 8:21, 30; 2 Фес. 2:14; ср. Пс. 16:15). Мы знаем, что любое «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17) и что «когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Искать такой Божественной славы означает действительно стремиться быть подобным Христу. Именно это имел в виду Павел, когда писал филиппийцам:

«чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе…

Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:10-14, 20, 21).

Во-вторых, истинный верующий ищет чести, и мы снова имеем в виду не мирскую честь, к которой стремится большинство людей, а честь, идущую от Бога, чтобы Он мог сказать: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф. 25:21).

В-третьих, истинный верующий ищет бессмертия — дня, когда его бренному телу «надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).

Павел не говорит о том, как человек приходит к спасению, иликак Бог дает человеку возможность быть подобным Христу. Описывая, какой должна быть жизнь настоящего верующего, он указывает, что эти Богом дарованные качества будут воплощаться в совершенной славе Божественно дарованной вечной жизни. Ап. Иоанн прекрасно излагает эту истину в конце своего 1-го Послания: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоан. 5:20).

Вечная жизнь означает не просто жизнь неограниченной продолжительности, хотя она, в сущности, будет длиться вечно. Но даже неспасенные будут иметь вечное существование, которое будет вечной смертью и наказанием (2 Фес. 1:9; Откр. 14:9-11). Вечная жизнь — это, прежде всего, качество самой жизни, жизни Бога в душе человека. Вот что говорит Павел о своей собственной вечной жизни: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

В представленном тексте Ап. Павел утверждает, что в человеке, жизнь которого связана с Богом, отразится истинный образ Божий, и человек будет судим на основе этого отраженного Божьего образа. Для человека, имеющего вечную жизнь, почти невозможно ошибиться в отражении какой-либо части Божьего образа, так как это означало бы для него задержку дыхания. Вечная жизнь порождает духовное дыхание точно так же, как физическая жизнь порождает физиологическое дыхание. Джон Мюррей резонно заметил, что «дела без стремления к искуплению мертвы. А стремление к искуплению без добрых дел — это самонадеянность».

Оправдание по вере не отрицает праведных дел в жизни верующего. В Св. Писании ясно сказано, что точно так же, как мы спасены через нашу веру, мы будем судимы по нашим делам. Когда в Своей владыческой милости Бог принимает грешника во время его обращения, Он ни о чем не спрашивает. Достаточно лишь, что тот верит в Иисуса Христа и подчиняется Ему. Но с этого момента верующий берет на себя обязанность послушания, и признаком его новой духовной жизни становится его покорность Богу. Вера в Христа не дает свободы грешить или делать то, что мы хотим, но дает свободу от греха и новое данное Богом желание и способность совершать то, что угодно Ему.

Ап. Иаков объясняет взаимоотношения между верой и делами особенно подробно:

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?.. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2:14-20, 26)

В Рим. 2:7 Павел говорит о полной, совершенной вечной жизни,которая наступит после последнего суда, когда начнется вечное царство. Эта совершенная вечная жизнь будет даваться в соответствии со спасением, удостоверенным добрыми делами верующего, совершенными во время его жизни на земле (ст. 6).

Дела неспасенных

а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! (2:8-9)

Здесь Павел противопоставляет тех, кто своими добрыми делами доказал, что принадлежит Господу, и тех, кто также доказал, но злыми делами, что не принадлежит Ему. Те, кто не принадлежит Богу, имеют много злых свойств. О трех таких характерных чертах Павел упоминает в 8-ом стихе.

Первое свойство неспасенных — их упрямство. Это передается греческим словом «еритея», основное значение которого — «наемник». То есть корыстный, делающий свою работу просто за деньги, не принимая во внимание проблемы или вред, который может принести. Все, что он делает, он делает в угоду себе. Конечно же, это согласуется с тем, что говорит Библия: основная проблема невозрожденного человека — его абсолютная замкнутость на себе и в себе и отсутствие места для Бога в его жизни.

Второе свойство неспасенных, вытекающее из первого — это их непокорность истине. Человек, который на первое место ставит свои собственные пути, естественно противится любым другим путям, включая и Божий путь — путь истины. Непокорность истине — это синоним бунта, восстания; духовное противление — вот чем прежде всего было грехопадение, что прежде всего представляет собой падшая человеческая природа. Неспасенные — мятежники по природе своей, враги Бога (Рим. 8:7; ср. 5:10; Кол. 1:21).

Третье свойство неспасенных — то, что они предаются неправде. Ни один человек не живет в моральном и духовном вакууме. Он либо верующий, либо неверующий; либо праведный, либо неправедный. Иисус категорично заявил, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 6:24). Отсюда можем сделать вывод, что нет человека, который не служит никому. Следовательно, он служит либо Богу, либо кому-то другому. И если он не служит Богу, все другие господа ведут его к греху. Служить Богу значит слушаться Божьей воли! Служить другому господину значит повиноваться греху.

Здесь дорога в ад определена ясно как неприятие владычества Иисуса Христа. Неспасенный человек по природе своей упорствует, и его враждебность к Богу приводит его к непослушанию Божьей истине и к тому, что он предается неправде.

Таким людям Бог воздаст (см. ст. 6) ярость и гнев. «Орге» (ярость) обозначает самый сильный гнев, который достигает наивысшей точки, когда Божья милость и благодать полностью исчерпаны. Это будет означать конец Божьего воздержания и терпения к невозрожденному, нераскаявшемуся человечеству. Всю силу Своего яростного гнева Он направит на тех, чьи дела свидетельствуют об их упор ном, неуклонном противлении Ему.

«Фумос» (негодование) означает сильный, неистовый гнев, действующий неумолимо. Основное значение слова — «ярость». Оно применялось для описания лихорадочного дыхания человека, который яростно преследует врага. Это слово использовано в Послании к Евреям для описания разрушительного гнева фараона на Моисея (Евр. 11:27; ср. Исх. 10:28). Оно было использовано Лукой, чтобы описать ярость евреев в синагоге в Назарете, когда они хотели сбросить Иисуса с горы (Лук. 4:28-29). Это слово использовано для описания язычников-ефесян, которых возмутила проповедь Павлом Благой вести и особенно его утверждение о том, что их идолы, «делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:26-28). В день последнего суда Божье негодование изольется на мятежное человечество, как всепожирающий огонь.

Следовательно, скорбь и стеснение обрушатся на душу всякого человека, делающего злое. Слово «флипсис» (скорбь) имеет основное значение «оказывающий ужасное давление» и иногда переводится как горе, мука, преследование. Оно использовалось для описания преследования раннехристианской церкви евреями в Палестине (Деян. 11:19) и вообще скорбей верующих (Иоан. 16:33; Деян. 14:22; Рим. 5:3; 2 Фес. 1:4). Павел использует его, описывая преследование в Азии (2 Кор. 1:8). Оно использовано для описания разрушающих гроздьев гнева во время великой битвы на Армагеддоне (Откр. 14:18-20).

Слово «стенохория» (теснота) буквально означает «узкое место». Это слово метафорически обозначает суровое ограничение или притеснение и, следовательно, имеет смысл «мука» или «строгое притеснение». За исключением смертной казни, одиночное заключение с древних времен считалось наихудшей формой наказания для узника, который и так заточен в тюрьму. Частью адских мучений будет такое абсолютно изолированное вечное одиночное заточение без малейшей надежды освободиться или убежать.

Павел в этом отрывке дважды использует фразу «во-первых Иудея, потом и Еллина», и важно, что в первом случае фраза использована для описания тех, кто порицается Богом. Евреи привыкли думать о себе, как о первых с точки зрения Бога. Типичный еврей действительно верил, что за небольшим исключением (например, Раав и Руфь) язычники по природе своей были лишены надежды на Божью заботу и спасение.

Бог в самом деле раньше других народов избрал Израиль быть Его избранным народом. «Только вас признал Я из всех племен земли», — сказал Он Израилю (Ам. 3:2). Но тут же Он продолжает: «Потому и взыщу с вас за все беззакония ваши». Израиль получит более суровое наказание, поскольку он имел больше света и больше благословения. Как ясно говорит Павел, «во-первых иудеи» означает, что поскольку им первым была дана возможность спасения, они и первыми несут наказание.

Конечно же, даже верующий не в силах сам совершить праведные дела, которых требует Бог и по которым люди будут судимы. Человек имеет не больше возможностей подтвердить свое спасение добрыми делами, чем он имеет возможность получить его через добрые дела. Как и само спасение, добрые дела становятся возможны лишь благодаря Божьей владыческой милости и силе, которую дает Его Св. Дух. Единственный путь творить добрые дела — это принять праведность Христа, которая приходит через веру в Него, как Господа и Спасителя, принять Дух Святой, дающий возможность делать эти дела, и сознательно стремиться исполнять Слово Божье!

В Своей бесконечной справедливости так же, как и в Своей бесконечной милости Бог уверен, что слава и честь, которых ищет всякий делающий добро, в самом деле станут его наградой. Понятие мира, который дается Богом, вероятно использовано Павлом как синоним вечности, которую ищет каждый истинный верующий наряду со славой и честью (см. ст. 7). Все, чего ищет верующий в Бога, будет им найдено.

И снова апостол указывает, что порядок наказания будет «во-первых Иудею, потом и Еллину». Неверующие евреи будут наказаны первыми (ст. 9). Только после того, как Бог разберется со Своим избранным народом, Он будет заниматься еллинами, то есть язычниками.

Нелицеприятие

Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (2:11-15)

Пятое свойство Божьего суда — беспристрастность. Слово «просополемптес» (склонность) буквально означает «принимать лицо», то есть относиться к каждому человеку по-разному. Смысл сказанного точно передан в популярном символе — статуе справедливости, изображающей женщину с завязанными глазами. Она не может видеть, кто перед ней, и поэтому относится к подсудимому беспристрастно. Иногда ее изображают и со связанными руками, подразумевая, что она не может взять взятку.

К сожалению, пристрастие существует даже в самых лучших человеческих судах, но в день Божьего суда его не будет. Благодаря Его совершенному знанию каждой подробности и благодаря Его совершенной праведности, Его правосудие не может быть никаким другим, кроме как абсолютно беспристрастным. Такие вещи, как должность, образование, влиятельность, популярность или физическая привлекательность не будут иметь абсолютно никакого влияния на Божье решение о вечной судьбе человека.

Наиболее замечательным и возвышенным творением, созданным Богом, был Люцифер — «денница, сын зари». Но из-за своих честолюбивых стремлений возвысить себя над своим Создателем, сделать себя «подобным Всевышнему», даже этот высокопоставленный, величественный Люцифер был низвергнут Богом с небес в ад (Ис. 14:12-15). Наиболее возвышенный стал наиболее униженным. Если когда-то и было существо, чье положение заслуживало особой благосклонности Бога, то это был Люцифер. Но это высокое положение наложило на него особую ответственность за его злонамеренное восстание, и поэтому он получил наибольшее наказание в аду по сравнению с любым другим созданием.

Когда Петр увидел, как Бог влияет на жизнь Корнилия, он окончательно смог преодолеть свое еврейское предубеждение против язычников и признать: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34). Как и на его Господа, на Павла не производили впечатления высокие религиозные должности, занимаемые той или иной личностью (Гал. 2:6). Это же чувство справедливости присутствует в заявлении апостола, что «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). То, какой человек, не будет иметь никакого влияния на то, что он пожнет на Божьем суде. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (ст. 8).

Напоминая господам о необходимости внимательно относиться к своим рабам, Павел говорит им, что «и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Ефес. 6:9). «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, — уверял апостол колоссян, — у Него нет лицеприятия» (Кол. 3:25). Ап. Петр предупредил своих читателей: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет. 1:17).

Божье нелицеприятие не исключает того, что Он принимает во внимание различную духовную просвещенность людей. Павел говорит о двух различных группах верующий: тех, кто не имел возможности узнать закон Божий, и тех, кто имел такую возможность. Конечно же он говорит о законе, данном через Моисея народу Израиля. Под теми, кто не имеет закона, подразумеваются язычники.

Это не означает, что язычники не имели никаких сведений о Боге или не имели понимания добра и зла. Апостол уже говорил о том, что через откровение в творении все люди имеют свидетельство о Боге, о Его вечной силе и Божестве (1:20). Язычники, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут, то есть они будут судимы в соответствии с их более ограниченным знанием о Боге. В это число попадает большая часть человечества всех времен. Даже учитывая возросшие возможности распространения Божьего Слова на различных языках мира, замечательную новую технику и средства массовой информации, через которые можно проповедовать Благую весть, большинство людей в сегодняшнем мире никогда не слышали ясного Библейского учения. Еще меньше людей имеют ясные знания о его спасительных истинах.

Но поскольку они имеют Божье естественное откровение в творении, а также чувство добра и зла в своих сердцах и совести (ст. 15), то они виновны и должны нести наказание. Следовательно, они погибнут вне закона. Слово «аполлуми» (погибать) означает разрушение, но не уничтожение. Это слово обычно обозначает то, что было разрушено и более непригодно для использования в первоначальных целях. Это слово, которое использовал Иисус, говоря о тех, кто брошен в ад (Матф. 10:28). Как Он заявляет в другом месте, ад — это не место или состояние небытия или бессознательного существования, как нирвана у индусов. Это место вечных страданий, место вечной смерти, где будет «плач и скрежет зубов» (см. Матф. 13:42, 50). Все люди были созданы Богом для Его славы, но когда они отказываются прийти к Нему для спасения, то теряют возможность искупления, теряют возможность стать теми, кем Он предназначил им быть. В этом случае их путь — осуждение и гибель.

Грешные язычники погибнут точно так же, как и грешные евреи, но, как уже упомянул Павел (ст. 9), их вечные муки и страдания будут меньше, чем муки и страдания евреев, которые имели неизмеримое преимущество, обладая Божьим законом. Иисус точно определил этот принцип. Он объясняет этот принцип, приводя в пример ситуацию с рабами господина, который возвратился после долгого отсутствия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:47-48).

К евреям, которым многое было вверено Господом, апостол обращается со словами: «Те, которые под законом согрешили, по закону осудятся». Человек же, который не имел блага знать закон Божий, будет судим в соответствии с его ограниченным знанием о Боге. Но тот, кто имел доступ к закону Божьему, будет судим в соответствии с его большим знанием о Господе.

Те же, кто знал не только Ветхий Завет, но и Благую весть Нового Завета, также включаются в эту вторую категорию судимых. И поскольку они имеют даже большее знание о Боге, чем древние евреи, они будут нести большую ответственность. Их положение будет подобно положению жителей еврейских городов Хоразин, Вифсаида и Капернаум, которые слышали учение Иисуса Христа, видели творимые Им чудеса, но отвергли Его как Мессию и Царя. Они не только имели закон Божий, но и привилегию встретиться с Сыном Божьим. Господь твердо сказал им, что в день суда положение языческих городов Тир, Сидон и Содом будет лучше, чем их положение (Матф. 11:20-23).

Хотя все неверующие попадут в ад, самое горячее его место предназначается для тех, кто не воспользовался величайшей духовной возможностью. Вот почему так страшно быть отступником, знать и даже признавать Божью истину, но, в конце концов, отвернуться от нее. О таких людях в Послании к Евреям сказано: «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4-6). В Послании к Евреям 10:26-31 сказано:

«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого!»

Хотя те, у кого была возможность слышать Божье слово, имеют огромное преимущество перед теми, у кого такой возможности не было, их положение будет много хуже, если они не обращают внимание на Его слово.

«Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, — говорит Павел, — но исполнители закона оправданы будут». Подобно Иакову, предупреждающему о тех, кто слышит Божье слово, но не следует ему (Иак. 1:22-23), Павел в этом месте использует греческое слово «акроатес», обозначающее тех, для кого слушать было ремеслом, а не обычное греческое «акуо» — «слушать».

Это понятие близко к тому, чем занимаются студенты. Их первейшая обязанность в аудитории — слушать наставления преподавателя. Обычно студент обязан отчитываться за то, что слышит на лекции, сдавать экзамены. Однако, вольный слушатель должен лишь посещать занятия. Он не сдает экзамены и не получает оценок. Другими словами, он слушает, не неся никакой ответственности за то, что слышит.

Во многих синагогах в дни Павла учение основывалось не на Св. Писании, а на системе обычаев, выработанных раввинами на протяжении столетий со времени изгнания. Очень часто Божье Слово из Ветхого Завета просто читали и слушали, не давая ему объяснения и не применяя в жизни. Следовательно, большинство евреев были просто «вольными слушателями», слушателями закона и не более.

Но Бог признает не просто «слушателей» Его Слова. Чем больше человек слушает Его истину, тем более он ответственен за веру и следование ей. В случае ослушания наказание тем больше, чем больше человек слышал.

Ап. Иаков предупреждает, что обманывают себя люди, думающие, что они христиане только потому, что посещают церковь, слушают записи проповедей, участвуют в Библейских классах и слушают христианскую музыку. «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1:23-24). Другими словами, человек удовлетворяющийся поверхностным знанием Божьего Слова, живет духовной иллюзией, думая, что он спасен, в то время как это не так. Смотря в зеркало, он судит о себе по своим собственным меркам, а не с точки зрения Слова Божьего, о котором он много знает, но не воспринимает всем сердцем. Его неспособность следовать тому, что он слышит, доказывает, что он не верит в это и не принимает. Его неповиновение доказывает, что он не верит в Бога, слово Которого слышит. И чем больше он слушает, не повинуясь услышанному, тем больше вины накапливает ко дню суда. Именно это имел в виду наш Господь в последней части Нагорной проповеди. Матфей в 7:24-27 передает Его слова:

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

Исполнители закона — это те, кто пришел к Богу с покаянием и верой, понимая, что невозможно придерживаться Его закона без Него, и это знание побуждает их к великому обязательству следовать закону. Истинные исполнители Божьего закона — это те, кто пришел к Иисусу Христу через веру, поскольку цель закона — вести людей к Нему (Гал. 3:24). И после того, как они пришли к Нему через веру, их жизнь послушания свидетельствует об их спасительных взаимоотношениях с Ним и о том, что они будут оправданы. Смысл сказанного не в том, что послушание закону даст оправдание, а в том, что оправдание приходит только через веру, об этом ясно сказано в Св. Писании (Рим. 3:24, 28). Следование святому Божьему закону будет свидетельством праведности верующих.

Ап. Павел говорит то же, что и Иаков о взаимоотношениях между верой и делами, и так же, как Иаков под оправданием он понимает полное или истинное спасение. Человек, который искренне повинуется Божьему Слову, доказывает своим данным свыше послушанием, что он спасен и, следовательно, будет оправдан в день суда (ср. Иак. 2:20-26).

Означает ли это тогда, что язычники не подлежат вечному наказанию, поскольку они не имели блага закона и, следовательно, не могли вести послушную жизнь? Нет. Поскольку, как уже сказал Павел, язычники, то есть те, кто не имел закона, имеют общее или естественное Божье откровение в творении и инстинктивно знают, что они виновны и заслуживают смерти (1:18-32). Но разве Павел не говорит позже в послании, что «где нет закона, нет и преступления» (4:15), что «и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» (5:13), и что он сам «не иначе узнал грех, как посредством закона» (7:7)?

Предвидя подобные вопросы, Павел здесь утверждает, что язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, будучи сами себе законом. Развивая сказанное, апостол замечает: «Они показывают, что дело закона написано у них в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

Существуют четыре причины, по которым язычники находятся в погибающем состоянии. Во-первых, как уже отмечалось, они наказываются за свое пренебрежение к знанию о Боге, доступному через творение.

Во-вторых, как указывает здесь апостол, их судят за их поведение,основываясь при этом на законе, написанном в их сердцах. Во все времена было много неверующих, которые честно ведут свои дела, уважают родителей, хранят супружескую верность, заботятся о детях, щедры к нуждающимся, то есть выполняют все принципы, которые поощряются Словом Божьим. Божьи нормы справедливости отражены во многих мирских судебных системах, в которых воровство, убийство и многие другие проявления безнравственности считаются злом и стоят вне закона. Многие языческие философы (как древние, так и современные) провозглашают ряд этических норм, которые очень близки к тому, что провозглашается в Св. Писании.

Библия содержит много сообщений о добрых делах таких язычников, как Дарий (Дан. 6:25-28), блюститель порядка из Ефеса (Деян. 19:35-41), римские военные начальники, защитившие Павла (Деян. 23:10, 17-35), жители Милита, которые дружески отнеслись к Павлу и его спутникам (Деян. 28:10). Сам факт, что эти люди делали добрые дела, зная об их нравственной правильности, доказывает, что они имели знание о Божьем законе, написанном в их сердцах. Следовательно, если эти люди никогда не придут к вере в истинного Бога, их добрые дела будут фактически свидетельствовать против них в день суда.

В-третьих, язычники будут судимы, принимая во внимание их совесть.Они не имели преимущества знать Божий закон, но о нем свидетельствует их совесть. «Сунеидесис» (совесть) буквально означает «знание с», «сознание» или «осознание». Синонимы этого слова, большинство из которых означают то же самое, встречаются во многих древних языках. Само значение этого слова безоговорочно подтверждает тот факт, что люди признают, что они обладают инстинктивным, врожденным осознанием добра и зла, которое порождает чувство вины.

Рассказывают, что одно племя в Африке имело необычный, но эффективный способ определить вину обвиняемого. Подозреваемых выстраивали в ряд и касались языка каждого из них раскаленным ножом. Если на языке была слюна, то лезвие обжигало, но не вызывало сильной боли. Если же язык был сухим, лезвие прилипало и вызывало ужасный, очень болезненный ожог. В племени знали, что чувство вины вызывает у человека сухость во рту, и сухой язык, следовательно, считался доказательством вины. Сухость во рту, конечно же, вызывалась угрызениями совести.

Совесть каждого человека имеет только ей присущую чувствительность, которая зависит от уровня знания и чувства добра и зла. У человека, который имеет значительное познание Слова Божьего, совесть будет более чувствительной, чем у того, кто никогда не имел возможности узнать Св. Писание.

Но чувствительность совести зависит также от того, как ведет себя человек, покорен он или мятежен. Несколько лет назад было обнаружено, что, вопреки сложившемуся в медицине мнению, ужасное обезображивание конечностей, которое так типично для прокаженных, не вызывается непосредственно болезнью. Проказа не разрушает или не «съедает» плоть, а лишает нервы чувствительности. Не будучи защищенным предупреждающими сигналами боли, прокаженный постоянно подвергает риску свои конечности, страдая от порезов, ожогов и инфекций, даже не зная о том, что его тело повреждено.

Так же и зачерствевшая, все отвергающая совесть становится менее чувствительной и, в конце концов, может прекратить подавать сигналы о неправильных поступках. Павел говорит, что в последние дни совесть еретиков и отступников из-за их упорного противления Богу и Его истине сделается абсолютно нечувствительной, как если бы ее прижгли раскаленным железом (1 Тим. 4:2).

Бог использует совесть Своих детей как средство Своего руководства. Поэтому Павел много раз призывает верующих прислушиваться к своей собственной совести и заботиться о совести других верующих (см. Рим. 13:5; 1 Кор. 8:7,12; 10:25, 29; 2 Кор. 5:11). Будучи последовательным в своем учении, апостол в точности повиновался своей совести (Деян. 23:1; 24:16; Рим. 9:1).

В-четвертых, язычники находятся в павшем состоянии из-за своих размышлений, так как мысли их то обвиняют, то оправдывают одна другую. Эта естественная способность, очевидно, тесно связана с совестью. Отталкиваясь от инстинктивного знания о добре и зле, которое дает совесть, даже неверующий способен определить, что некоторое событие или явление в основе своей доброе или злое.

Многие ревностные борцы с преступностью или защитники бедных, к примеру, черпают свои силы не из Св. Писания и не в спасительных взаимоотношениях с Иисусом Христом. Будучи людьми, они просто не могут не знать, что борьба с преступностью и помощь бедным — это добрые дела. Даже в самых безбожных обществах люди испытывают гнев, когда кто-то жестоко обращается или убивает ребенка или пожилого человека. Даже язычники, агностики и атеисты способны различать основы добра и зла.

Принимая во внимание эти четыре глубокие причины, ни один человек не может предстать невиновным перед Божьим судом. Тот факт, что люди не повернулись лицом к Богу, доказывает, что они не жили в соответствии со светом, данным им Богом. Иисус категорически заявил: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоан. 7:17). Павел уверял своих языческих слушателей в Афинах, что «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27). Бог гарантирует, что каждого человека, который искренне стремится узнать Его и следовать Ему, ждет успех. «И взыщите Меня и найдете,- говорит Господь, — если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

Человек, с которым я познакомился, прекрасный пример того, как Бог вознаграждает искреннее стремление найти Его. Этот человек вырос в одном из наиболее примитивных африканских племен. Из-за его плохого поведения и упорной неисправимости в детстве его часто выгоняли, когда семья принимала гостей. И хотя он подвергался жестоким наказаниям и со стороны племени и своей матери, он упорствовал, нанося бессмысленный вред и даже ведя себя жестоко. Он рассказывает, что ощущал вину и даже душевную боль, когда поступал так, но ничего не мог с собой поделать. Он знал, что что-то очень плохо в его жизни, и часто шел в лес и бился головой о дерево, крича: «Что же со мной? Почему я так делаю?» Несколько раз он думал о самоубийстве.

Однажды один из его друзей вернулся из поездки на побережье. Среди многих рассказанных им очаровательных историй была одна история о людях, которые каждую неделю собираются, чтобы петь и общаться. И когда мальчик спросил своего друга, почему эти люди собираются вместе, тот ответил, что они воспевают и молятся Богу, Который создал весь мир. Они называют своего Бога Отцоми верят, что Он слышит их молитвы и отвечает на них.

Имея очень мало знаний о Господе, этот мальчик, который приводил в отчаяние все племя, решил и сам молиться этому Богу. «Я никогда не слышал ни одной молитвы, — вспоминает он, — но я решил, что буду просто разговаривать с этим Богом, как будто бы Он мой отец. Я не могу объяснить, что произошло, но это было замечательно. Я хотел узнать больше об этом Боге, но никто в нашей деревне ничего не знал о Нем. Так я два года каждую неделю молился сам в надежде, что однажды кто-то прийдет и расскажет мне о Нем».

Работая на правительственном проекте строительства дороги, он посетил своего двоюродного брата в селе, где родился, и с огромным удивлением и восхищением обнаружил, что в конце недели там собирается группа людей, чтобы петь и молиться Богу, о Котором он слышал. «Я был очень взволнован, — рассказывает он. — Я едва дождался выходного дня. В то утро я сидел позади всех. Впервые в жизни я слушал человека, который рассказывал о Боге. Я обнаружил, что Он намного удивительнее, чем я мог себе представить. Проповедник говорил, что Бог так возлюбил мир, что послал Своего Единородного Сына по имени Иисус, чтобы Он взял на Себя все мои грехи. Я поинтересовался, знает ли Он, какой я ужасный человек. Я поинтересовался, знает ли Он, какие ужасные вещи я раньше творил в своем селе. Но проповедник сказал, что, невзирая на то, что я натворил, Бог простит меня и очистит мое сердце. И я знал, что это правда».

Поскольку этот молодой человек искренне искал Бога, то когда он, в конце концов, услышал Благую весть, Св. Дух подтвердил эту истину его жаждавшему сердцу. Он знал, что Бог слышал его молитвы и послал туда, где он мог услышать слово о спасении. «В то утро я отдал свое сердце Богу, — говорит он, — и было очень приятно узнать, что у Него есть Сын. Он настоящий Отец — Такой, Какому я молился».

Побуждение

В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа (2:16)

Шестой принцип Божьего суда — побуждения. Здесь Павел говорит о том, что речь идет о последнем суде — дне, когда после благовествования будет судить Бог.

Побуждения — это веское основание для суда только потому, что Бог способен судить тайные дела людей чрез Иисуса Христа. Поскольку Господь безошибочно знает все человеческие побуждения к тому или иному поступку, Он может безошибочно судить, действительно ли эти поступки добрые или плохие, исходят они от плоти или от Св. Духа.

Давид советовал своему сыну Соломону служить Богу «от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар. 28:9). В одном из самых прекрасных псалмов Давид признается: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе» (Пс. 138:1-3). Через Иеремию Бог говорил: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и плодам дел его» (Иер. 17:10). Иисус трижды сказал в Нагорной проповеди: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:4,6,18).

Очевидно то, что существует такая вещь, как относительная человеческая добродетель. Многие неверующие в сравнении с большинством людей придерживаются в своей жизни высоких нравственных норм. Но это не та добродетель, которая угодна Богу, поскольку не может быть истинно добрым ничто, что сделано из каких-либо других побуждений кроме Его славы или любой другой силой кроме Его силы. Все, что сделано во плоти, может служить только плоти и по природе своей поражено несовершенством и эгоизмом. И единственным правильным побуждением есть стремление угодить Богу и прославить Его. Неважно, насколько правильным и жертвенным может казаться поступок внешне. Но все, что сделано, чтобы поразить других своей добродетелью, все, что сделано под давлением товарища, все, что сделано, чтобы уменьшить чувство вины или просто лучше думать о себе, все, что сделано не для Бога и не через Его силу — в основе своей грешно и не приемлется Господом.

Будучи помазанным Богом царем Его избранного народа, Давид совершил ужасные грехи. Как уже упоминалось в предыдущей главе, многие из этих грехов, такие как прелюбодеяние с Вирсавией и убийство ее мужа Урии, были смертными проступками, за которые Бог мог просто потребовать жизнь Давида. Но основополагающие побуждения и стремления его жизни не были эгоистически амбициозными или неправедными, а были направлены на служение и поклонение Богу. Он с готовностью признал и исповедовал свои грехи перед Богом, целиком отдав себя Божьей милости. С другой стороны, Иуда, внешне праведный и религиозный, заявлявший о себе как о последователе Христа, был законченным эгоистом. Внутренне он опустился до презрения к Христу и Его Благой вести о милости. Потаенные желания, которые двигали этими двумя людьми — это открытая книга для Господа, а их вина и их дела будут судимы на основе того, какими они были в действительности, а не на основе того, какими они казались другим людям.

Наставление Рим. 2:6-16 сводится к тому, что спасенная жизнь проявит себя в праведных поступках, и что жизнь, в которой нет праведности, не может претендовать на то, чтобы быть вечной. Праведная жизнь, которая может произойти лишь из праведных побуждений, — это данное Богом свидетельство истинного спасения. Неправедная жизнь — это верное свидетельство погибели.