14. Все под грехом

Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их. Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (3:9-20)

Люди склонны думать о себе хорошо, и это мнение постоянно поддерживается психологами, консультантами и большим количеством религиозных деятелей.

Но в глубине своей души каждый осознает: что-то не так. Независимо от того, на кого или на что человек возлагает вину за это чувство, он не может от него избавиться. Человек испытывает вину не только за то, что он совершил или за какой-то непорядок, но и за то, каков он внутри.

Одна популярная газетная обозревательница давала такой совет: «Одна из наиболее болезненных, требующих времени и энергии черт человеческого существования — это чувство вины… Оно может испортить целый день, целую неделю или целую жизнь, если вы ему позволите. Оно появляется тогда, когда вы менее всего хотите этого, когда вы делаете что-нибудь нечестное, вредное, плохое, поступаете эгоистично и отвратительно… Пусть даже это результат незнания, глупости, лености, беспечности, слабости или каких-то недостатков. Вы поступили неправильно, и вина убивает вас. Скверно. Но будьте уверены, — заключает она, — муки, которые вы испытываете — это нормально… Помните, грех — это грязь, а ее и так хватает в этом мире» («The Ann Landers Encyclopedia» [New York: Doubleday, 1978], стр. 514-17). После этого она переходит к другой теме.

Древнеримский философ Сенека писал, что каждый грешник — палач самого себя. Независимо от того, как часто человек говорит себе, что он хороший, он неизбежно видит, что это не так, поскольку думая, говоря и делая неправедные вещи, он испытывает за них чувство вины. Чувство вины толкает людей к алкоголю, наркотикам, отчаянию, умопомешательству и все чаще и чаще к самоубийству. Даже перекладывая ответственность на окружение или общество, человек не может избежать чувства собственной виновности. Фактически, общество с изощренными психологическими службами кажется даже более подверженным чувству вины. Люди хотят освободиться от этого чувства, но они не знают, как это сделать. И чем больше они ищут решений, тем виновнее себя чувствуют.

Люди чувствуют себя виновными, поскольку они виновны. Это чувство вины — лишь симптом настоящей проблемы, которая заключается в грехе. Все психологические консультации мира не могут освободить человека от его вины. И самое большее, что может сделать человек, чтобы чувствовать себя лучше, хотя это будут поверхностные и временные улучшения, — это переложить вину на кого-то или на что-то. Но это, конечно же, только усиливает вину, поскольку подразумевает нечестность в отношении греха, а ведь именно грех вызывает чувство вины.

Человеческая вина имеет только одну причину — человеческий грех, и пока существует грех, существует чувство вины. Вот почему первый элемент Благой вести — это указание людям на их грех. Евангелие означает «добрая весть». Но добрая весть, которую предлагает Евангелие — это путь спасения от греха, а до тех пор, пока человек не признает себя виновным в своем грехе, Благой вести нечего ему предложить. Поэтому Благая весть начинается с заявления, что все люди в основе своей грешны и что величайшая необходимость их жизни — устранить грех через веру в Господа Иисуса Христа.

Как уже убедительно рассказал Павел в первых двух главах Послания к Римлянам, как язычники, так и религиозные иудеи греховны и несут наказание перед святым Богом. Но человеческая натура сильно сопротивляется этой истине. Д-р Дональд Грей Барнхауз говорил: «Лишь упрямая гордость удерживает человека от исповеди Богу, а это принесло бы облегчение, но человек отказывается идти этим путем. Человек стоит сегодня перед Богом, как маленький мальчик, который клянется, крича и плача, что его и близко не было около банки с вареньем, и который с видом оскорбленной невинности защищает свою позицию, абсолютно не зная, что большая ложка варенья попала на рубашку чуть пониже его подбородка и отлично видна всем, кроме него самого» («God’s Wrath: Romans 2-3:1-20» [Grand Rapids: Eerdmans, 1953], стр. 191).

An. Павел прекрасно знал, что люди склонны отрицать свой грех. Поэтому Павел уже представил убедительные доказательства человеческой греховности, опираясь на свидетельство творения, историю, доводы, логику и совесть. Теперь он приводит наивысшее свидетельство — свидетельство из Св. Писания. Начиная со ст. 10 и до ст. 18, Павел как бы представляет суду доказательства Божьего Слова, как об этом сказано в Ветхом Завете. Ст. 9-20 подытоживают Божий совершенный взгляд на человека, и стихи эти расположены в порядке судебного рассмотрения: привлечение к суду (ст. 9), предъявление обвинения (ст. 10-17), мотив (ст. 18), приговор (ст. 19-20).

Привлечение к суду

Итак что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом (3:9)

Заключительная речь судьи начинается с двух вопросов. Первый — это просто: «Итак, что же?». Имеется в виду: «Так, какие еще есть доказательства?» Павел уже осудил, как безнравственных язычников, так и высоконравственных; как высоконравственных иудеев, так и безнравственных. Предвосхищая возможную мысль его слушателей, второй вопрос Павла звучит риторически: «Имеем ли мы преимущество?» Этот вопрос означает: «Лучше ли мы тех, кого только что осудили? Сделаны ли мы по другим чертежам и из другого теста?»

Не совсем ясно, к кому относится местоимение «мы». Некоторые толкователи полагают, что Павел говорит о своих собратьях-иудеях. Но он уже ответил в ст. 1-8 на вопрос, который могли бы задать большинство иудеев. Он сказал, что они в самом деле имеют духовное преимущество над язычниками, потому «что им вверено слово Божие», имеются в виду писания Ветхого Завета. Перед этим он, однако, уже указал на то, что их большее преимущество налагает на них большую ответственность (2:17-25). Нигде больше в послании Павел не отождествляет себя со своими собратьями-иудеями, используя местоимение «мы».

Кажется, что лучше относить это «мы» к самому Павлу и к его собратьям по вере в Риме — и евреям, и язычникам. В этом случае вопрос будет означать: «Мы, христиане, сами по себе имеем ли преимущество перед другими группами людей, о которых уже было сказано, что они виновны перед Богом? Действительно ли мы внутренне лучше этих других? Спасены ли мы из-за того, что наша основополагающая натура находится на более высоком уровне, чем их?»

Павел немедленно отвечает на этот вопрос. Он однозначно говорит: «Нисколько». «Нет, мы нисколько не лучше других», — говорит он. Павел уже указывал на осуждение всех: от наиболее безнравственного, порочного язычника до самого внешне высоконравственного, правильного иудея. Другими словами, весь род человеческий без единого исключения обвиняется в Божьем суде справедливости: «Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом».

Слово «проаитиаомаи» (уже доказали) часто использовалось как юридический термин, указывающий на вину человека, которому ранее предъявили обвинение в данном проступке. «Хупо» (под) — распространенное греческое слово, которое часто обозначало не просто «находиться под», но быть всецело во власти и под управлением чего-либо или кого-либо. Очевидно, что именно в этом смысле Павел употребил здесь это слово: все люди, как иудеи, так и еллины — все под грехом (то есть в абсолютном подчинении, в рабстве, во власти греха).

Такая мысль для большинства иудеев казалась абсурдной. Упрекая Петра за уступки иудействующим, Павел ссылался на распространенное среди евреев мнение, что они праведны перед Богом только лишь из-за того, что они евреи, то есть принадлежат к избранному народу. С другой стороны, иудеи так же сильно были уверены, что язычники, обычно называемые еллинами из-за преобладания у них греческой культуры и языка даже при римском правлении, были по природе грешны из-за того, что были неевреями (см. Гал. 3:15).

Если еврей был бедным, инвалидом или серьезно страдал от чего-то другого, предполагалось, что либо он, либо его родители совершили какой-то очень отвратительный грех, за который на целое поколение они утратили свое высокое положение перед Богом. Пример подобного отношения видим и в истории о слепом, которого Иисус и Его ученики однажды увидели, проходя мимо храма. Указывая на состояние человека, ученики спросили Господа: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Иоан. 9:2). Иисус опроверг ложные предположения учеников и исцелил человека, восстановив ему зрение. Когда этот человек разговаривал вскоре после этого с фарисеями, они неистово выкрикивали то же самое ложное предположение, что и Двенадцать. Когда же человек сказал им об Иисусе: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего», то фарисеи были очень возмущены и ответили: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (ст. 33-34).

Люди, которые очень религиозны, склонны думать, что они от рождения лучше других и угодны Богу вследствие их добродетельности и религиозности. Даже христиане иногда склонны думать, что Бог спас их потому, что они заслуживали спасения больше, чем другие. И если человек становится чист перед Богом, то это никогда не происходит из-за того, что он от рождения лучше других или из-за того, что ему удалось подняться до Божьих норм праведности, или потому что он ревностно соблюдает определенные религиозные традиции. Это происходит только тогда, когда он признал свой грех и беспомощность и пал ниц в смиренной вере перед Господом Иисусом Христом для прощения и очищения.

Несмотря на большие различия во внешнем поведении и внутреннем состоянии, каждый неверующий по своей природе греховен и находится во власти и под управлением сатаны. Ап. Иоанн заявляет, что весь неискупленный мир «лежит во зле» (1 Иоан. 5:19) и поэтому как бы стоит перед Божьим судом справедливости.

Предъявление обвинения

как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира (3:10-17)

Теперь Павел предъявляет павшему человечеству ужасное обвинение из тринадцати пунктов. Чтобы подчеркнуть всеобъемлемость обвинения, он повторяет тот факт, что все павшее человечество, как иудеи, так и еллины, под грехом (см. ст. 9). В ст. 10-18 он шесть раз использует слово «нет» и его эквивалент «никто», указывая на полное отсутствие у людей праведности перед Богом.

Это обвинение прямо следует из писаний Ветхого Завета, на что указывает выражение «как написано». И Иисус, и сатана используют это выражение, предваряя им цитаты из Ветхого Завета во время искушения в пустыне (Матф. 4:4, 6-7,10). «Как написано» передает греческое совершенное время, обозначая непрерывность и постоянство того, что написано, и подразумевая Божью власть, которую признает каждый верный иудей и каждый верный христианин, независимо от того, еврей он или не еврей.

Тринадцать обвинений распределены по трем категориям: первая касается характера обвиняемого (ст. 10-12), вторая — его речи (ст. 13-14), а третья — поведения (ст. 15-17).

Характер обвиняемых

как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (3:10-12)

К свойствам характера Павел относит первые шесть из тринадцати пунктов, содержащихся в обвинении. Вследствие своей падшей натуры люди порочны (ст. 10), духовно слепы (ст. На), непослушны (ст. 116), они сбились с пути (ст. 12а), духовно негодны (ст. 126) и морально разложены (ст. 12б).

Первое, человечество порочно и нет абсолютно никаких исключений. Цитируя Псалтырь, Павел провозглашает: «Нет праведного ни одного». Вот полный текст Пс. 13:1 — «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро».

Праведность — основная тема Послания к Римлянам. В том или ином виде эта тема затронута в послании более тридцати раз. Другие термины, имеющие тот же греческий корень, обычно переводятся как «оправданный», «оправдание» или близкими по смыслу словами. Все вместе эти термины используются в послании более шестидесяти раз. Поэтому неудивительно, что первое обвинение, которое выдвигает Павел, — это обвинение человечества в неправедности.

Павел использует термин «праведный» в самом основном значении — «чистый перед Богом», такой, каким должен быть созданный Богом человек. Конечно же, люди способны совершать много праведных в нравственном отношении поступков. Даже наиболее низкий человек может иногда совершить что-то хорошее. Но апостол говорит не об отдельных поступках или даже общей модели поведения, а о внутреннем характере. Точка зрения Павла состоит в том, что нет ни одного человека, который бы жил без безгрешного Господа Иисуса Христа (ср. 2 Кор. 5:21) и чье внутреннее состояние можно было бы при этом по Божьим нормам охарактеризовать, как праведное. И чтобы предупредить некоторых людей, которые могут думать, что они исключение из правила, Павел прибавляет: «ни одного».

Как уже отмечалось, люди очень отличаются по своей доброте, любви, щедрости, честности, верности и т.п. Но ни один человек, кроме Христа, и отдаленно не достиг праведного совершенства, которое лишь одно принимается Богом. Божий критерий праведности для людей — это праведность, которой обладает Он Сам и которая нашла проявление в Иисусе Христе. «Итак будьте совершенны, — говорил Иисус, — как совершенен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48).

Другими словами, человек, который не так добр, как Бог — неприемлем Ему. Как объясняет Павел далее в послании, и как учит Новый Завет, люди могут стать совершенно праведными, когда им вменяется праведность Христа. Истина, которая делает Евангелие благой вестью, заключается в том, что Бог дал человеку способ достичь совершенства, Божественного совершенства. Но это совершенство всецело зависит от Божьей милости, которая проявляется в ответ на веру в Его Сына Иисуса Христа.

Павел тут говорит о людях, обо всех тех, кто не с Христом. Когда речь идет о спасении, для Бога не существует уровней праведности. Есть либо совершенная праведность в Христе, либо абсолютная греховность без Него.

Как упоминалось выше, с точки зрения человека, среди людей существуют огромные моральные и духовные различия. Но попытку людей достичь Божьих норм праведности своими собственными силами можно сравнить с попыткой перепрыгнуть в Соединенные Штаты с берега какого-нибудь острова в южных морях. Хороший спортсмен может прыгнуть на 8 метров или даже дальше. Многие люди могут прыгнуть на 3 или 5 метров, некоторые находятся в такой плохой форме, что едва могут перепрыгнуть 1,5 м. Соизмеряя их усилия друг с другом, мы видим, что они значительно отличаются. Но в сравнении с расстоянием до Соединенных Штатов разница между ними столь мала, что ее невозможно определить, а их усилия одинаково бесполезны. Слова, произносимые Павлом несколькими стихами ниже — «Все согрешили и лишены славы Божией» (3:23) — звучат почти как комментарий к подобным соревнованиям.

Второе, человек не только ожесточен, но еще и духовно несведущ. Снова цитируя Псалтырь, Павел говорит: «Нет разумеющего» (ср. Пс. 13:2; 52:3). Даже если бы люди имели способность достичь Божьей совершенной праведности, то не знали бы, что она собой представляет или как ее достичь. Используя снова пример с островом, можно сказать, что они не знали бы, в каком направлении прыгать.

Люди не имеют природной способности полностью понимать Божью истину и Его нормы праведности. Благодаря изумительному Божьему творению, человек имел достаточно свидетельств — «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» — чтобы каждый не был «безответным» из-за того, что не почитает и не прославляет Бога (Рим. 1:20). Но за исключением способности видеть это общее откровение о Его силе и величии, человек не имеет духовной способности, чтобы узнать или понять Бога, поскольку «человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).

В своем Послании к Ефесянам апостол указывает, что духовное невежество людей объясняется не неблагоприятными внешними обстоятельствами или недостатком возможностей. Оно связано лишь с их врожденной грешной натурой, которая не хочет знать и понимать Бога, а еще меньше хочет повиноваться и служить Ему. Неспасенные люди, «будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Ефес. 4:18). Люди грешны и ожесточены против Бога не потому, что несведущи о Нем, а напротив, они несведущи о Нем из-за своей греховности и ожесточенности. Как уже отмечалось, люди имеют некоторые знания о Боге через свидетельство творения, а также через свидетельство своей совести (Рим. 2:15). Но упрямая, греховная природа блокирует эти свидетельства и доказательства. Следовательно, обыкновенный человек ожесточен в своем сердце и помрачен в разуме. Он не только не понимает Бога, но и не имеет к этому склонности.

Несколько лет тому назад в течение нескольких дней с газетных полос не сходила интересная, но трагическая история об утке в Торонтском парке (Toronto Star, Nov. 4-13, 1971). Утка, которую назвали Ринга, жила на озере на территории парка. Однажды она просунула клюв в кольцо от открытой консервной банки и не могла освободиться своими силами. Конечно же, она не могла есть и должна была вскоре умереть от голода. Когда случившееся заметили некоторые из посетителей, то утка стала чем-то вроде знаменитости. Персонал парка и специалисты, изучающие животных, предпринимали многочисленные попытки поймать Рингу, чтобы помочь ей. Они даже пригласили лучшего подражателя утиного кряканья. Люди пытались приманить ее едой, но безуспешно.

К сожалению, напуганная Ринга неправильно понимала все попытки помочь ей, она воспринимала их как угрозу. Спасатели потеряли ее из виду и так и не поймали ее. Неизвестно, смогла ли Ринга в конце концов снять кольцо или так и погибла с ним.

Павшие и осужденные люди, пойманные грехом, совершают подобную ошибку. Они готовы на любые усилия, чтобы избежать Благой вести, которую так милостиво послал Господь для их спасения, поскольку они воспринимают ее как угрозу своему образу жизни, а не как вечное благословение.

Третье, вдобавок к тому, что они злые и духовно темные, павшие люди еще и мятежны. «Никто не ищет Бога», — говорит Павел, снова обращаясь к Пс. 13:2. Судя по огромному числу существующих в мире религиозных течений и миллионам ревностных их приверженцев, можно прийти к выводу, что очень многие люди усердно ищут Бога. Но Св. Писание ясно говорит в этом месте и во многих других, что все эти религиозные системы и усилия в сущности — попытка уйти от истинного Бога и открыть или создать ложных богов по своему собственному усмотрению.

Бог дал абсолютную гарантию, что каждый, кто ищет Его всем сердцем, найдет Его (Иер. 29:13). Иисус дает Божественное обещание, что всякий, кто искренне просит — получит, каждый, кто искренне ищет Его — найдет, и каждому, кто искренне стучится в небесные двери — откроют (Матф. 7:8). Но Господь знает о человеческой греховной склонности не искать Его и потому Он ищет людей, чтобы привести к Себе.

Во время Собора в Иерусалиме в начале становления Церкви Ап. Иаков напомнил собравшимся апостолам и старейшинам о давних обетованиях Божьих, в которых говорилось: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы» (Деян. 15:16-17). Ап. Петр также высказывает заверение и делает это самым ясным образом, что Господь не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Но созданные человеком религии — это результат вдохновляемых дьяволом усилий уйти от Бога, а не найти Его. Каждый человек, идущий к Иисусу Христу за спасением, послан к Нему по Божественной инициативе Бога Отца (Иоан. 6:37). «Никто не может придти ко Мне, — продолжает Иисус, — если не привлечет его Отец, пославший Меня» (ст. 44). И, следовательно, тот ищет Бога, кто откликнулся на Божьи поиски.

Человек, который искренне ищет Бога, подобен Давиду, провозгласившему: «Всегда видел я пред собой Господа» (Пс. 15:8). Такой человек ищет прежде Царства Божьего и правды Его (см. Матф. 6:33). Бог становится центром всего, источником всего, началом и концом всего. Искренне искать Бога — значит почитать Его и поклоняться Его владыческому величию и питаться истиной Его Слова. Это означает придерживаться Его заповедей, обращаться к Нему в молитве, жить, осознавая Его присутствие и желая быть угодным Ему. Никто не может делать это просто так, а лишь при помощи Божьего Духа. Естественная же склонность людей — искать своего, своей выгоды (Фил. 2:21).

Четвертое, Павел обвиняет людей в том, что они непостоянны; снова обращаясь к Псалтырю (Пс. 13:3), он говорит, что все совратились с пути, то есть отвернулись от Бога. Человек, который по природе своей зол, по природе своей несведущ о Божьей истине и по природе своей мятежен против Бога, будет неизбежно жить в противлении воле Божьей.

«Совратились с пути» это перевод слова «екклино», имеющего значение «отклониться от верного направления». В военном деле это слово употреблялось по отношению к солдату, бегущему в неверном направлении во время битвы, то есть дезертиру.

Говоря о всеобщей человеческой склонности не идти Божьими путями, Исайя писал: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53:6). В раннехристианской церкви Благую весть иногда называли «путь» (в русском переводе Библии этот смысл передан словом «учение», см. Деян. 9:2), а христиан часто называли «последователями пути» (учения). Иисус говорил о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан. 14:6). Даже демон, который дал одной служанке способность прорицать, признал через нее, что Павел и его спутники — «рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:17). Лука называл некоторых еврейских оппонентов Павла, которые выступали против него во время его служения в Ефесе, людьми, злословящими путь Господень (см. Деян. 19:9), и вследствие этого противодействия «произошел не малый мятеж против пути Господня» (ст. 23). Защищаясь перед правителем Феликсом, Павел сказал: «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках» (Деян. 24:14). Послание к Евреям говорит об искупительном труде Христа, как о новом и живом пути, «который Он вновь открыл нам» (Евр. 10:20). Ап. Петр говорил о лжеучителях, проникших в церковь, как об оставивших прямой путь истинной Благой вести, который есть путь правды (см. 2 Пет. 2:15, 21).

С другой стороны, образ жизни обыкновенного человека характеризуется как «злой путь» (Прит. 8:13). Люди идут путями, «которые кажутся… прямыми; но конец их — путь к смерти» (Прит. 14:12).

Великий проповедник Евангелия Дуайт Л. Муди рассказывал, что начальник большой тюрьмы в Нью-Йорке попросил его обратиться к заключенным. Из-за отсутствия часовни или какого-либо другого подходящего места для проповеди он был вынужден говорить с мостика, находящегося в конце огромного ряда камер и потому не мог видеть лиц заключенных. После проповеди он попросил разрешения поговорить без посторонних с некоторыми из осужденных через решетки их камер. Скоро Муди обнаружил, что большинство из заключенных даже не слушали проповедь. Когда он спрашивал их, как они попали в тюрьму, то в ответ почти всегда слышал, что они абсолютно невиновны. Заключенные говорили о ложных свидетельствах против них, о том, что их подставили другие люди, которые в действительности совершили преступление, о том, что судья или присяжные отнеслись к ним предвзято, или давали еще какое-нибудь объяснение тому, что их несправедливо осудили. «Я был обескуражен, — говорит Муди, — но когда я обошел почти всех, то увидел одного человека, из глаз которого текли слезы. Я заглянул в маленькое оконце и сказал: «Друг мой, в чем твоя беда?» Он посмотрел на меня с отчаянием и раскаянием и сказал: «Мои грехи превышают то, что я могу вынести». Я ответил: «Благодарение Богу за это». Проповедник сказал так, поскольку он знал, что ни один человек не откроется для Божьего пути, прежде чем не оставит свой собственный, что человек не будет искать спасения, пока не признает, что пал.

Пятое, Павел указывает на духовную никчемность человека: «До одного», то есть все павшее человечество, «не годны». Еврейский эквивалент греческого слова, переведенного здесь как «негодный» часто использовался, чтобы дать характеристику прокисшему и прогоркшему молоку, непригодному для питья, приготовления масла, сыра и т.д. В древнегреческой литературе это слово часто использовалось как характеристика бессмысленного смеха идиота.

Без спасительных отношений с Иисусом Христом человек — как духовно мертвая ветвь, абсолютно неспособная дать плод. А раз так, раз он безжизненный и никчемный, то подходит только для того, чтобы быть брошенным в огонь и сгореть (Иоан. 15:6).

В письме Павла к Титу также обращается внимание на абсолютную неспособность к добрым делам даже религиозных людей (Тит. 1:16). Обыкновенный человек бесполезен для Божьих целей и, подобно безжизненной ветви дерева, предназначен для адского огня.

Шестое, человек обвиняется в испорченности и развращенности, что представляется как повторением первых пяти обвинений, так и в чем-то таким, что подводит им итог. «Нет делающего добро, — говорит Павел, — нет ни одного».

«Хрестотес» (делающий добро) относится к тому, что честно, а в особенности к тому, что нравственно. Обычный человек не имеет способности совершить что-либо праведное или честное, если измерять эту способность Божьими совершенными критериями праведности. Как уже отмечалось, некоторые люди ведут себя лучше других. Но ни один человек не имеет внутреннего желания и способности для добра, которое свято, совершенно и славит Бога согласно Божественным требованиям.

Рассказывают историю об одном человеке в Шотландии, который субботним днем шел через парк и нес маленький Новый Завет в кожаном футляре. Думая, что в футляре находится фотоаппарат, группа молодых людей попросила его сделать снимок. Но человек ответил: «Он уже есть у меня». Когда же они удивленно спросили, где и когда он сделал снимок, человек достал Новый Завет и прочел им Рим. 3:9-23, сказав им: «Вот ваше изображение», а потом он свидетельствовал им об Иисусе Христе.

Речь обвиняемых

Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи (3:13-14)

Характер человека неизбежно проявляется в его речи. Иисус говорил, что «от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матф. 12:34-35). В другом случае Он учил той же истине, выражая ее чуть иначе:».. .исходящее из уст — из сердца исходит» (15:18). В книге Притчи сказано: «Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное» (Прит. 10:31-32). Он также писал: «Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость… Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит. 15:2, 28).

Продолжая цитировать Псалтырь, Павел говорит о том, как характер человека отражается в его речи. И делая это, он прибавляет еще четыре пункта к Божьему обвинению против неисправимых людей.

Комментируя использование Павлом анатомии для показа того, как проявляется злой характер человека, один писатель перефразирует псалмопевца и слова апостола: «На его языке обман, губы его заражены злобой, его рот полон желчи [горечи]… его язык — меч, убивающий людей, а его горло — могила, в которой их хоронят».

Седьмой пункт обвинения, выдвигаемого Павлом, состоящий в том, что по природе своей павшее человечество духовно мертво, выражается в метафоре: «гортань их — открытый гроб…» (ср. Пс. 5:10). Духовно мертвое сердце может порождать лишь духовно мертвые слова.

Горло для сердца — как открытая могила для трупа. Там, где недоступно бальзамирование, труп помещают в землю и затем покрывают землей не только, чтобы выразить уважение к покойному, но и чтобы защитить проходящих мимо от вида разложения и зловония. Но у обыкновенного человека рот всегда широко открыт и глупость его слов постоянно свидетельствует о его духовной смерти.

Восьмое обвинение — обвинение в том, что по природе своей павшее человечество лживо: «Языком своим обманывают». «Долио», от которого происходит слово «обманывать» имеет основное значение «завлекать» и обозначало наживление на крючок маленького кусочка пищи с целью скрыть его опасность. Когда рыба берет еду, надеясь покушать, она вместо этого сама становится едой для рыбака. Несовершенное время греческого глагола указывает на постоянный, повторяющийся обман. Для человека ложь и другие виды обмана — привычная и обыкновенная часть его жизни.

В Пс. 5:10 описываются льстецы, в чьих устах слова молитвы — это средство служения себе, а не Тому, Кому они молятся. И поскольку молитва обращена к человеку, она ведет льстящего к гордыне и ложной самоуверенности. Следовательно, льстец использует других людей и оскорбляет их.

Давид говорил, что человеческая греховность приводит к самообману и лести себе. «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его. Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его — неправда и лукавство» (Пс. 35:2-4).

Исайя писал: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать». Но он сопровождает эти утешительные слова устрашающим заявлением: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду» (Ис. 59:2-3).

Иеремия также указывал на присущую человеку лживость, говоря о злых: «Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер. 9:3-5).

Девятый пункт обвинения необращенного человека тесно связан с предыдущим. Опираясь на Пс. 139:4, Павел говорит о безбожных людях, что «яд аспидов на губах их». Псалмопевец предваряет это же самое обвинение наблюдением над таким человеком, что тот «изощряет язык свой как змея». Из-за вызывающих осуждение ложных духовных учений и лживого характера большинства религиозных вождей во времена Иисуса Христа, и Он, и Иоанн Креститель называли их порождениями ехидны (Матф. 3:7; 12:34).

Вот как описывает аспидов один писатель: «Ядовитые зубы таких смертоносных змей обычно спрятаны в верхней челюсти, но когда змея бросается, чтобы укусить, эти полые зубы высовываются, и когда змея кусает, зубы давят на полость с ядом, спрятанную за губами, и впрыскивают яд в жертву».

Помню, я читал когда-то о человеке, который нашел маленькую гремучую змейку и решил взять ее к себе домой. Он около недели играл с ней дома, а затем она на несколько месяцев исчезла, и ее не могли найти. Однажды он засунул руку за мебель, чтобы достать какой-то упавший предмет. Он ощутил страшную боль и когда выдернул руку, гремучая змея висела на ней, держась ядовитыми зубами. Точно так же греховная человеческая натура не поддается приручению.

Даже те, кто принадлежит Господу, могут совершить ужасный обман. Давид, Богом помазанный царь Израиля, человек по сердцу Бога, был очарован Вирсавией, когда случайно увидел, как она купается. И хотя ему сказали, что она замужем, он взял ее во дворец и спал с нею. Когда же она забеременела и известила об этом Давида, царь выставил ядовитые зубы обмана, пригласив ее мужа Урию на роскошный банкет, создавая впечатление, что этот человек — важный друг. Но целью Давида было сделать Вирсавию своей женой, и на следующее утро он отсылает ее мужа на битву, сопроводив письмом к командиру, в котором требует поставить Урию на такое место в битве, где он обязательно погибнет (см. 2 Цар. 11:1-15).

Десятое обвинение продолжает эту тему, описывая безбожников словами: «Уста их полны злословия и горечи» (ср. Пс. 9:28).

«Ара» (злословие) передает значение сильного проклятия, желание наихудшего для человека, которое произносится публично. «Пиркиа» (горечь) как правило использовалось не для обозначения вкуса, а чтобы описать высказанную открыто враждебность. Таково и значение этого слова в данном тексте.

Давид описывал ожесточенно бранящихся людей как тех, «которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него, и не боятся» (Пс. 63:4-5). Во все времена существовали люди, которые использовали свой язык как ужасное оружие. Они обрушивались с нападками не только на тех, кого хорошо знали, но часто, как и Давид, обрушивались на чужих просто ради извращенного удовольствия, давая выход своему гневу и ненависти.

Поведение обвиняемых

Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира (3:15-17)

Последние три обвинения Павла касаются поведения людей. Одиннадцатое обвинение состоит в том, что безбожники по природе своей склонны к убийству: «Ноги их быстры на пролитие крови».

У некоторых примитивных племен все еще существует людоедство, а массовые истребления невинных граждан имели место во многих «развитых» странах в нашем веке, но это лишь крайние проявления природной расположенности павшего человечества к разрушению. Шотландский проповедник Евангелия 19-го столетия Роберт Холдейн писал: «Самые свирепые звери не уничтожают так много других животных для утоления своего голода, как это делает человек, уничтожая своих соплеменников, чтобы удовлетворить свои амбиции, жажду мщения, свою жадность» («An Exposition of the Epistle to the Romans» [Mac Dill AFB, Fla.: Mac Donald, 1958], стр. 120).

Даже в такой стране, как Соединенные Штаты с ее христианской культурой с начала 20-го века жертвами убийств стало в два раза больше людей, чем было убито во всех войнах за всю историю США. По расчетам Арнольда Барнетта из Массачусетского технологического института, для ребенка, рожденного сегодня в одном из пятидесяти самых крупных городов Соединенных Штатов шанс быть убитым составляет 1:50. Д-р Барнетт подсчитал, что для ребенка, рожденного в 80-х годах нашего столетия вероятность быть убитым выше, чем для американского солдата был риск погибнуть во время второй мировой войны.

И в мирное время, и на войне люди убивают людей. Массовые убийства, совершенные нацистами и марксистами в этом столетии имеют аналоги в предыдущей истории. Печально известный в Китае террорист Чанг Сэнь-Чанг в 17-ом столетии уничтожил практически всех людей в провинции Сычуань. В том же столетии в Венгрии одна графиня систематически издевалась над молодыми девушками, убив более шестисот.

Конечно же, большинству людей очень далеко до такой вопиющей жестокости. Но Св. Писание говорит, что семя убийства — одно из многих злых семян, которые находятся в человеческом сердце и до некоторой степени неизбежно прорастает и дает плоды.

Двенадцатый пункт во всеобщем обвинении и второй, касающийся поведения человека, — это обвинение в общей разрушительности. «Разрушение и пагуба на путях их». «Сантримма» (разрушение) — это составное слово, обозначающее «разбивающий на куски, абсолютно разрушающий, вызывающий общее разорение».

Случаи безумного разрушения все чаще и чаще встречаются в современном обществе. Жертвы часто подвергаются ограблению и насилию, а затем избиваются и убиваются абсолютно немотивированно, лишь из-за жестокости. Выражения «издевательство над детьми» и «издевательство над женами» стало обычным в современной речи. Специальные подразделения во многих полицейских департаментах и агентства социальной службы занимаются подобными преступлениями и их жертвами.

«Пагуба» — общий термин, обозначающий результат зла, которое всегда преследует человека, зла уничтожения, направленного на соплеменников. Эта разрушительность непременно оставляет за собой след боли и отчаяния.

Тринадцатое и последнее обвинение — обвинение в воинственности: «Они не знают пути мира». Апостол говорит не об отсутствии внутреннего мира, хотя, конечно же, это характерно для безбожников, а о важной человеческой склонности — не стремиться к миру, это обвинение — дополнение к предыдущему.

Никогда еще так не превозносили мир, как в наши дни. Но лишь немногие станут утверждать, что наше время действительно характеризуется миром внутри страны или между народами. Тем не менее, как и во времена Иеремии, многие современные руководители стараются лечить разобщенность своих народов поверхностно, просто выкрикивая: «Мир! мир!», хотя в действительности никакого мира нет (см. Иер. 6:14).

Слово Божье дает много советов относительно того, что необходимо для мира. Те люди и те народы, которые решили следовать Его руководству, имели довольно длительные периоды мира. Но Св. Писание ясно говорит, что мир никогда не будет доминировать в человеческом обществе до тех пор, пока Князь Мира не возвратится, чтобы установить Свое царство на земле.

Обратите внимание на следующее описание греха:

«Это долг, тяжесть, воровство, болезнь, проказа, чума, яд, коварство, муки; это все, что человек ненавидит; груз проклятий и бедствий, под которыми все рушится, все трещит…

Так кто же седой могильщик, копающий человеку яму? Кто эта крашенная искусительница, крадущая его добродетели? Кто же убийца, разрушающий его жизнь? Кто этот колдун, сначала обманывающий, а затем проклинающий его душу? Это грех.

Кто леденящим дыханием отравляет чистое цветение юности? Кто разбивает сердца родителей? Кто ведет человека к могиле? Это грех.

Кто еще более ужасными метаморфозами, чем мог вообразить Овидий, превращает добрых детей в змей, нежных матерей в монстров, а их отцов делает хуже Ирода — убийцами своих собственных младенцев? Это грех.

Кто сеет раздор в душах домочадцев? Кто зажигает факел войны и держит его над содрогающимися землями и не дает ему погаснуть? Кто, разделяя церковь, рвет цельные Христовы одежды? Это грех.

Кто та Далида, которая подала знак, что назорей спит, и отдала Богом данную силу в руки язычников? Кто с победной улыбкой на лице, со сладкой лестью на языке стоит в дверях, чтобы предложить священные традиции гостеприимства и, когда подозрение уснет, предательски пронзить наши виски гвоздем? Что за белокурая сирена сидит на скале у смертельного бассейна, улыбается, чтобы обмануть, поет, чтобы завлечь, целует, чтобы соблазнить, хватает рукой нашу шею, чтобы погубить? Это грех.

Кто обращает в камень мягкое и нежное сердце? Кто свергает разум с его величественного трона и побуждает грешников безумно, как гадаринские свиньи, увлекаться вниз, в пропасть, в море огня? Это грех». (Цитата из «New Encyclopedia of Prose Illustration» Елон Фостер, [New York: T.Y. Crowell, 1877], стр. 696)

Побуждение

Нет страха Божия пред глазами их (3:18)

Побуждением человеческой греховности служит свойственное человеку безбожие. О греховности и духовной смерти неспасенных говорит то, что «нет страха Божия пред глазами их». Вот полный текст стиха Пс. 35:2, который приводит Павел: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его». Поскольку уши людей настроены на ложь греха, а не на истину праведности, они не беспокоятся об этом или у них нет страха перед Богом.

Страх перед Богом имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что каждый истинный верующий имеет благоговейный страх перед Богом, внушающее страх знание о Его силе, Его святости и Его славе. Истинное поклонение всегда подразумевает такой страх перед Господом. Благоговейный страх перед Богом — начало духовной мудрости (Прит. 9:10). Такой страх — необходимый элемент для того, чтобы идти к спасению, как это было с Корнилием (Деян. 10:2), такой страх побуждает новообращенных к духовному росту.

Отрицательный аспект страха перед Богом касается ужаса и трепета. Даже верующие должны испытывать такой страх. Это будет защищать их от совершения грехов. В книге Притчи говорится: «Страх Господень отводит от зла» (16:6). Поскольку верующие — дети Господа, то подвергаются Его наказанию (см. Евр. 12:5-11). Иногда Он поступает строго с ослушавшимися верующими, как это было с Ананием и Сапфирой, которые погибли, потому что солгали Св. Духу. Бог использовал наказание, чтобы вызвать благочестивый страх и послушание в раннехристианской церкви (см. Деян. 5:1-11). Некоторые верующие в Коринфской церкви также погибли или заболели в результате Божьего наказания за их грехи (1 Кор. 11:30).

В идеале христиане должны жить праведной жизнью в любви к Богу и благодарности за Его милость и благословение. Но часто необходимы посылаемые Богом трудности и страдания, чтобы отвратить верующих от греха. Перспектива наказания предотвращает его.

Неверующие, однако, должны иметь страх перед Богом в его самом сильном ужасающем смысле. Ветхий Завет изобилует историями о посланных Господом разрушениях и смерти в качестве наказания за всевозможные грехи. Он разрушил Содом и Гоморру за их неописуемую развращенность и обратил жену Лота в соляной столб за то, что она, ослушавшись, посмотрела назад на эту ужасную сцену. Бог уничтожил весь род человеческий во время потопа из-за его неисправимой греховности и спас лишь восьмерых людей. Он утопил всю египетскую армию, когда она пыталась догнать детей Израиля, чтобы возвратить их в рабство. Господь собирался убить три тысячи израильских мужчин, которые воздвигли золотого тельца и поклонялись ему, в то время как Моисей на горе получал скрижали с законом Божьим.

Однажды группа евреев спросила Иисуса, почему же Бог позволил Пилату убить некоторых галилеян и смешать их кровь с жертвами их, и почему восемнадцать человек были убиты, когда на них упала башня Силоамская. Он ответил им, что эти люди были не более грешны, чем другие, и затем предупредил спрашивавших: «Но если не покаетесь, все также погибнете» (Лук. 13:1-5).

Однажды я слышал о священнике, который был известен тем, что придавал большое значение поклонению Богу и даже написал об этом книгу. Однажды, когда некоторые из его прихожан помогали ему переехать в другое место, они обнаружили огромную коробку, наполненную порнографическими журналами. Кто-то может удивиться, как же такой человек мог быть христианином; но очевидно, что он имел мало настоящего страха перед Божьим праведным наказанием и мало почтения к Его чести и славе.

Роберт Холдейн, о котором мы уже упоминали выше, писал:

«Удивительно, что люди, зная о существовании Бога, поступают, не боясь вызвать Его неудовольствия. Но это их характер. Они боятся подобных себе — червяков в прахе, но игнорируют Всевышнего… Больше, чем Бога они боятся людей, их гнева, их презрения, их насмешек. Страх перед людьми не дает им делать многое такое, от чего их не сдерживает страх перед Богом… Они не любят Его и не воздают Ему должного почтения; они не уважают Его власть. Таково состояние человеческой натуры, когда молчит душа» («Exposition of Romans», стр. 121).

Вынесение приговора

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (3:19-20)

В этом месте Павел объявляет Божий приговор павшему нераскаявшемуся человечеству.

«Оида» (знать) относится к полному, совершенному знанию. Мы знаем абсолютно точно, говорит Павел, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста и весь мир становится виновен перед Богом. Это заявление не подразумевает исключений. Каждый неискупленный человек, еврей или не еврей, состоит под законом и виновен перед Богом.

Как уже говорил Павел, евреи находятся под писанным Божьим законом, данным через Моисея, а язычники — под данным Богом законом, написанным в их сердцах (Рим. 2:11-15). Бог — Создатель, Хранитель и Господь всей вселенной, и, следовательно, невозможно, чтобы кто-то или что-то было вне Его управления и власти.

Заключительный приговор состоит в том, что неискупленное человечество не имеет оправданий и виновно по всем пунктам. Защите нечего делать, поскольку всесведущий и премудрый Бог неопровержимо доказал, что нет никаких оснований для оправдания.

Абсолютное молчание — единственно возможный ответ, так же, как наступит безмолвие на небесах, когда Господь Иисус Христос однажды снимет седьмую печать (см. Откр. 8:1-6).

Предвосхищая возражения, что небольшое количество исключительно усердных людей могут жить в соответствии с совершенными установлениями Божьего закона, апостол прибавляет: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть». Спасение невозможно через соблюдение Божьего закона, поскольку грешный человек абсолютно неспособен совершить это. Он не имеет ни внутренней способности, ни склонности совершенно повиноваться Богу.

Но далее Павел говорит, что спасение и вечная жизнь стали возможны независимо от закона. Но по милости Божьей, проявившейся в жертвоприношении Его Сына, стало возможным спасение и вечная жизнь (Рим. 3:21-22). По закону не может быть никакого приговора, кроме смертного.