29. Жизнь по Духу (часть 1)

Дух освобождает нас от греха и смерти, давая нам возможность исполнить закон

Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (8:1-4)

Хотя Библия — это книга, предлагающая Благую весть о спасении от греха, она также сообщает и о плохой вести — осуждении за грех. На земле нет ни одной книги или собрания сочинений, которые бы так полно и ярко свидетельствовали об абсолютно безнадежном положении человека без Бога.

Библия свидетельствует, что со времени грехопадения все приходящие в мир люди обладают греховной природой. Сказанное Давидом о себе справедливо для каждого человека: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Ранее в своем Послании к Римлянам Ап. Павел заявил: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Из-за этой всеобщей и врожденной греховности все неверующие находятся под Божьим осуждением, они — «чада гнева» (Ефес. 2:3).

Человек не просто испытывает влияние греха, грех подавляет человека, и никто не может избавиться от этого влияния своими собственными силами. Грех — растлевающая болезнь, которая развращает каждого человека, разрушает каждую личность, тревожит каждую душу. Он лишает душу мира и радости и взамен приносит горе и страдание. Грех вплетен в каждую человеческую жизнь, и эта смертоносная сила порождает всеобщую греховность, которую никто не может исцелить.

Грех отдает людей во власть сатаны — правителя существующей мировой системы (Иоан. 12:31). Они находятся под управлением «князя, господствующего в воздухе» и «действующего ныне в сынах противления» (Ефес. 2:2). Как напоминал Павел ефесским верующим, все христиане были когда-то частью этой системы зла (ст. 3). Иисус заявил, что сатана — духовный отец каждого неверующего (Иоан. 8:41, 44) и «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3:8; ср. ст. 10).

Из-за греха весь род человеческий рожден в рабстве страданий, болезней и смерти. Один из друзей Иова правильно заметил, что «человек рождается на страдания, как искры, чтоб устремляться вверх» (Иов. 5:7). Из-за греха вся «тварь покорилась суете… стенает и мучится доныне» (Рим. 8:20, 22).

Из-за греха падшее человечество наследует Божье наказание. Всем невозрожденным грешникам свойственно «некое страшное ожидание суда» и ярости «огня, готового пожрать противника» (Евр. 10:27). Грешник, который беззаботно живет без Бога, подобен Домоклу на банкете Диониса — над его шеей на одном конском волоске висит меч, который в любой момент может сорваться и отправить его в потусторонний мир.

Из-за греха на душе грешника лежит проклятие. Среди последних слов, сказанных Иисусом на земле, были такие: «Кто не будет веровать, осужден будет» (Марк 16:16). Павел заявил, что тот, «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16:22) и что «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10; ср. 2 Фес. 1:8).

По крайней мере, по трем причинам Бог прав в Своем осуждении грешников. Во-первых, Он прав, поскольку все люди, происходя от Адама, разделяют вину первородного греха и порождаемую им моральную и духовную порочность. «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, — уже объяснил Павел в этом послании, — то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:17-18).

Во-вторых, Бог прав в Своем осуждении грешников, поскольку каждый человек от рождения унаследовал греховную природу. «Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, — напоминает Ап. Павел ефесским верующим, — исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Ефес. 2:3).

В-третьих, Бог прав в осуждении грешников, поскольку их развращенная природа неизбежно приводит к злым делам. Бог «воздает каждому по делам его… тем, которые упорствуют и не покорятся истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим. 2:6, 8).

По причине греха невозрожденным людям в будущем ожидать нечего, кроме вечного проклятия в аду. Их удел — это вторая смерть грешника, озеро огненное, наказание без прощения, неутолимая боль (Откр. 20:14). Как сказал Иисус, грешники будут погружены во «тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12).

Как уже отмечалось, Библия — это обличающая книга, и Послание к Римлянам в ней не исключение. Павел уже доказал, что весь род человеческий, иудеи и не иудеи, порочны и находятся под грехом. Он заявил, что «нет праведного ни одного», что «никто не ищет Бога», что «языком своим обманывают», что «разрушение и пагуба на путях их» и что «нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:9-18).

Ниже в этом же послании он говорит, что «…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили… И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений… Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:12,16,18).

Хотя данный Богом закон свят, праведен и добр (см. Рим. 7:12) и представляет собой образец, по которому должны жить и получать благословение все люди, неспасенные не имеют ни желания, ни возможности выполнить его требования. Из-за греховной и непокорной природы человека святой закон Божий преуспел лишь в обнаружении и усугублении уже существующего греха (7:5).

В своем втором послании в Фессалонику апостол говорит о явлении «Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовестию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергаются наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:7-9).

Даже пришествие на землю Господа Иисуса Христа, Бога во плоти, не могло избавить от осуждения. Совершенное учение Иисуса, Его безгрешная жизнь только увеличили наказание тех, кто слышал и видел Его. «Суд же состоит в том, — говорил Иисус, — что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан. 3:19-20).

Как только что объяснил Господь Иисус Христос, Бог не желает осуждения людей: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан. 3:17). Но совершенное учение Христа и Его совершенная жизнь обладали не большей силой изменить человеческие сердца, чем и Божий совершенный закон. Поскольку учение Иисуса было совершенным, а Его жизнь безгрешной, то это показало с еще большей ясностью, чем закон, что падшие люди не в состоянии своими собственными силами соответствовать Божьим святым установлениям.

Таково положение каждого пришедшего в этот мир, и в свете этого ужасного положения Павел провозглашает в Рим. 8:1-4 невыразимо прекрасную истину о тех, кто по действующей через веру благодати принадлежит Иисусу Христу. Он провозглашает верующим волнующее обетование, которое наполняет сердце утешением, радостью и надеждой. Некоторые называют Рим. 8:1 самым утешительным стихом в Св. Писании. Очень удивляет то, что не каждый развитый ум и пытливая душа ревностно стремится получить такое Божественное обетование. Но, пожалуй, величайшая трагедия греха заключается в том, что он не дает грешнику услышать дарующие жизнь обетования Божьи и подталкивает его к вере в ложные и смертоносные приманки сатаны.

Представляя верующим Божье спасительное обетование, Ап. Павел сосредоточивает свое внимание на его подлинной сущности — никакого осуждения (ст. 1а); его причине — оправдании (ст. 1б-2); его пути — замещении (ст. 3) и его результате — очищении (ст. 4).

Подлинная сущность свободы — никакого осуждения

Итак нет ныне никакого осуждения (8:1а)

Слово «итак» в сущности указывает на результат, следствие или заключение, основанное на том, что было установлено ранее. Маловероятно, что Павел имел в виду текст, который мы обсудили в предыдущей главе. Он только что сокрушался об остающейся в жизни верующего проблеме греха, имея в виду также самого себя. Конечно же, он опирается не на эту истину, когда уверенно заявляет, что верующие не находятся больше под Божьим осуждением. Можно было бы ожидать, что каждый последующий грех заслуживает определенного дополнительного наказания. Но Павел поясняет, что не так обстоят дела, когда речь идет о нашем милостивом Боге. Вероятно, слово «итак» предваряет логический вывод, основанный на всех первых семи главах и касающийся прежде всего оправдания исключительно по вере, которое стало возможным благодаря Божьей благодати.

Таким образом, 8-я глава знаменует собой большое изменение в акцентах и направлении изложения в этом послании. С этого момента апостол начинает говорить об удивительных результатах оправдания в жизни верующего. Он начинает с наилучшего для ограниченного человеческого ума объяснения некоторых главнейших истин о спасении (никакого осуждения, оправдание, замещение и очищение).

Божье обеспечение спасения пришло не через совершенное учение Христа или Его совершенную жизнь, а через Его совершенное жертвоприношение на кресте. Через смерть Христа, а не через Его жизнь, Бог дал путь к спасению. Для тех, кто основывает свою веру на Христе и на том, что Он сделал ради них, «нет ныне никакого осуждения».

Греческое слово «катакрима» (осуждение) употребляется лишь в Послании к Римлянам: здесь и в 5:16, 18. Хотя оно означает осуждение за преступление, его основной акцент не столько на приговоре, сколько на наказании, которого требует этот приговор. Как уже заявил Павел, наказание или осуждение за грех — смерть (6:23).

Ап. Павел провозглашает здесь удивительную Благую весть о том, что для христиан не будет ни осуждения, ни приговора, ни наказания за грехи, которые верующие совершили в прошлом или когда-либо совершат.

«Оукети» (никакого) — это выразительное отрицательное наречие, передающее значение полного прекращения чего-либо. В своей притче о царе, который простил одному из своих рабов огромнейший долг (Матф. 18:23-27), Иисус показал милостивое и абсолютное Божье прощение грехов тем, кто пришел к Нему в смиренном раскаянии и вере. В этом сердце и душа Благой вести — Иисус полностью и навсегда заплатил долг за грех и понес наказание по закону (а именно, осуждение на смерть) за каждого человека, смиренно просящего о помиловании и верящего в Него. Через Ап. Иоанна Бог заверяет Своих детей, что «если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:1-2).

Иисус не только уплатил долг верующего за грех, но и очищает его «от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9). Еще удивительнее то, что Он милостиво вменяет каждому верующему Свою собственную совершенную праведность: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными посвящаемых» (Евр. 10:14; ср. Рим. 5:17; 2 Кор. 5:21; Фил. 3:9). Более того, Иисус даже разделяет Свое огромное небесное наследие с теми, кто пришел к Нему по вере (Ефес. 1:3, 11, 14). Именно из-за этой неизмеримой Божественной благодати Павел советует христианам постоянно благодарить «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» (Кол. 1:12). Выделенные Богом Отцом, мы никогда и ни при каких обстоятельствах не станем объектом Божьего осуждения. Как прекрасно находиться вне досягаемости осуждения!

Истина о том, что для верующего не существует наказания вечной смертью, явилась основанием 8-ой главы Послания к Римлянам. В конце главы Павел задает риторический вопрос: «Если Бог за нас, кто против нас?» (ст. 31) и «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (ст. 33). Если наивысший суд во вселенной оправдывает нас, то кто может объявить нас виновными?

Очень важно понимать, что освобождение от осуждения ни в коей мере не основывается на какой-либо форме достигнутого верующим совершенства. Верующий не достигает полного искоренения греха в своей земной жизни. Именно эту истину так ревностно доказывает Павел в 7-ой главе Послания к Римлянам. В своем 1-ом Послании Ап. Иоанн провозглашает эту истину так ясно, как это только возможно сделать: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Иоан. 1:8). Конфликт христианина с грехом не окончится до тех пор, пока он не отойдет к Господу. Тем не менее, не существует осуждения, поскольку наказание за все прегрешения в жизни верующего заплачено Христом по благодати.

Также важно понимать, что освобождение от Божьего наказания не означает освобождение от Божьего строгого воспитания. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). Освобождение от Божьего осуждения не означает также освобождения от ответственности перед Ним. «Не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).

Причина свободы — оправдание

тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (8:1б-2)

Как отмечено в начале предыдущего раздела, слово «итак», с которого начинается ст. 1, связывает его с главной темой первых семи глав послания — полным оправданием верующего перед Богом, милостиво данным в ответ на веру в жертвенную смерть и воскресение Его Сына.

Избавление верующих от Божьего осуждения (8:1 а) не имеет исключений и ограничений. Оно ниспослано тем, которые в Христе Иисусе, другими словами, каждому истинному христианину. Оправдание полностью и навсегда освобождает всех верующих от рабства греха и смертного наказания за него (6:23) и, таким образом, дает им возможность навсегда стать безгрешными перед святым Богом. Именно на эту сторону оправдания обращает внимание Ап. Павел в начале 8-ой главы.

В Рим. 7:7-25 Павел использует местоимения первого лица ед. числа («я» и «мне»), подчеркивая печальную реальность того, что в этой жизни ни один христианин, даже апостол, не может уйти от борьбы с грехом. В первых стихах 8-ой главы Павел, напротив, подчеркивает изумительную реальность того, что каждый верующий, даже самый слабый и приносящий мало плода, полностью и навечно освобожден от осуждения за грех. Самые непорочные верующие должны знать, что хотя они больше не находятся в рабском подчинении греху, в этой жизни они будут испытывать с ним столкновения. И самым слабым верующим обещано, что несмотря на то, что они по-прежнему оступаются, и их плоть находится во власти греха, они испытают окончательную победу над ним в грядущей жизни.

Ключ к пониманию всех сторон спасения сокрыт в простой, но бесконечно глубокой фразе «во Христе Иисусе». Христианин — это человек, пребывающий в Христе Иисусе. Павел уже провозгласил, что «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились», и что «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:3-5).

Быть христианином — это не просто заявлять о своей принадлежности Христу, но быть частью Христа; не просто соединиться с Ним, но соединиться в Нем. Наше пребывание в Христе — это одна из глубочайших тайн, которую мы не сможем вполне понять до тех пор, пока не встретимся с Ним лицом к лицу на небесах. Но Св. Писание проливает свет на эту удивительную истину. Мы знаем, что пребываем в Христе духовно, в Божественном и постоянном союзе. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — объясняет Павел (1 Кор. 15:22). Верующие также пребывают в Христе в смысле участия в Его жизни. «И вы — тело Христово, — говорит Павел в том же послании, — а порознь — члены» (12:27). Мы действительно часть Его и, хотя это непостижимо для нас, работаем, когда Он работает; печалимся, когда Он опечален; и радуемся, когда Он радуется. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, — уверяет нас Павел, — Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним духом» (1 Кор. 12:13). Собственная Божественная жизнь Христа бьется в нас.

Многие люди интересуются историей своей семьи: кем были их предки, где они жили и чем занимались. К радости это или к горю, но все мы имеем жизненные связи с нашими предками — физические, интеллектуальные и культурные. Подобно этому, но намного более важными узами, мы связаны с Божьей семьей вследствие наших взаимоотношений с Его Сыном Иисусом Христом. Именно поэтому каждый христианин может сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Божье Слово ясно говорит, что каждый человек — потомок Адама и унаследовал его греховную природу. Одновременно Слово поясняет, что каждый истинный верующий становится духовным потомком Иисуса Христа, Божьего истинного Сына, и принимается в небесную Божественную семью Отца в качестве возлюбленного ребенка. Более того, мы не просто приняты в семью, но даже наследуем жизнь Божью в Христе.

Мартин Лютер сказал:

«Человек не может быть христианином, не имея Христа, но если у него есть Христос, то в Нем он обладает всем. Совесть спокойна, потому что по вере грехи больше не наши, а становятся грехами Христа, на Которого их возложил Бог, и что, с другой стороны, вся праведность Христа — наша праведность; ее нам дал Бог. Христос возложил Свои руки на нас, и мы исцелились. Он набросил на нас Свое одеяние, и мы облеклись; потому что Он — славный Спаситель, благословен во веки веков» (цитируется по книге Роберта Холдейна «An Exposition of Romans», [reprint, McLean, Van.: McDonald, 1958], стр. 312).

Взаимоотношения между Богом и избранным Им народом Израиля были прекрасно отображены в одежде первосвященника. На свои великолепные ризы он надевал нагрудный знак, в который были вставлены двенадцать разных драгоценных камней, представлявших двенадцать колен Израилевых. На каждом камне было высечено название колена, которое он представлял. Когда первосвященник раз в году, в день Очищения входил в Святая Святых, то стоял перед Богом с этим видимым представлением всего Его народа.

Этот нагрудный знак символизировал Иисуса Христа, нашего Великого Первосвященника, стоящего перед Отцом и заступающегося за всех тех, за кого Отец отдал Его (Евр. 7:24-25). В Своей молитве, которую обычно называют первосвященнической, Иисус молился о тех, кто принадлежит Ему: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:21).

Лютер также писал:

«Вера соединяет душу с Христом, как жену с мужем. Все, чем обладает Христос, становится собственностью верующей души; все, чем обладает душа, становится собственностью Христа. У Христа все благословения и вечная жизнь: они становятся собственностью души. Душа отличается неправедностью и греховностью: ее грехи становятся собственностью Христа. Начинается благословенный обмен: Христос — Бог и Человек — Который никогда не грешил и обладает совершенной святостью, всемогущий и вечный, через обручение с Собой верующего посредством веры принимает на Себя все его грехи, и эти грехи исчезают и уничтожаются в Нем, поскольку ни один грех не устоит перед Его безграничной праведностью. Таким образом, через веру душа верующего освободилась от греха и облеклась в вечную праведность ее Жениха — Христа» (цитируется по книге Р. Холдейна «An Exposition of Romans», стр. 313).

Фраза «которые живут не по плоти, но по духу» появляется в конце ст. 1, но отсутствует в ранних рукописях и в самых последних переводах Послания к Римлянам. Вероятно, переписчик по невнимательности записал фразу из ст. 4. Поскольку такие же слова присутствуют и там, то значение этого текста не изменяется.

Союзные слова «потому что» вводят объяснение, почему для верующих нет осуждения: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».

Ап. Павел использует здесь термин «закон» не в отношении закона Моисея или других Божественных заповедей и требований. Он, скорее, использует его в смысле принципа действия, как он уже сделал это ранее в послании, когда говорил о «законе веры» (3:27), и как он делает это в Послании к Галатам, где говорит о «законе Христовом» (6:2). Те, кто верит в Иисуса Христа, освобождены от осуждения по низшему Божественному закону, подчиняя себя высшему Божественному закону. Низший закон — это Божественный закон, касающийся греха, наказание за который — смерть, а высший закон — это закон Духа, который дарует жизнь в Христе Иисусе.

Но не следует делать вывод, что закон, о котором говорит Павел в этом отрывке, не имеет отношения к послушанию. Послушание Богу не может спасти человека, поскольку ни один человек в своей неискупленной греховности нехочет быть послушным Богу и не может быть послушным в совершенстве, даже если бы и имел такое желание. Но истинное спасение всегда будет порождать истинное послушание — несовершенное в этой жизни, но, тем не менее, искреннее и всегда присутствующее в той или иной мере. Когда в Благую весть Иисуса Христа верят искренне и искренне принимают ее, она всегда приводит к «покорности вере» (Рим. 16:19). Приближается Царство Христа, которое предсказывал Иеремия и о котором в Послании к Евреям говорится как об очень далеком от беззакония. «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их» (Евр. 8:10; ср. Иер. 31:33). Освобождение от рабства закона и осуждения не означает освобождения от требований и норм закона. Высший закон Духа приводит к послушанию низшему закону обязанностей.

Свобода, которую дает Христос, — это полное и вечное освобождение от власти греха и наказания (и, в конечном счете, от их присутствия). Она также дает способность быть послушным Богу. Само понятие о христианине, который волен поступать так, как ему хочется, внутренне противоречиво. Человек, который верит, что спасение ведет от закона к привилегиям, не имеет ни малейшего представления о Благой вести, о благодати и не может претендовать на Христово заступничество и, конечно же, не может претендовать на Его водительство.

Говоря о «духе жизни во Христе Иисусе», Павел имеет в виду, как он поясняет ниже в этой главе, Святого Духа. Христианский ум расположен к духовным помышлениям (ст. 6) и преисполнен Святого Духа, дающего ему жизнь (ст. 9-11). О проявлении этих двух законов Павел говорил ранее в этом послании: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).

Объясняя Никодиму путь к спасению, Иисус сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5). Павел объясняет, что Бог «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:5-6). Именно Св. Дух дарует и пробуждает духовную жизнь в человеке, который верит в Иисуса Христа. Павел не мог говорить ни о каком другом духе, кроме Св. Духа, потому что только Божий Дух может дать духовную жизнь сердцу, которое духовно мертво.

Истины, провозглашенные в Рим. 7, — наиболее печальные и разрывающие сердце истины во всем Св. Писании, и в основном по этой причине многие толкователи полагают, что речь здесь идет не о христианине. Но Павел просто был честен и откровенен, говоря об ужасающих и отчаянных духовных борениях, которые испытывает каждый верующий. На самом деле именно самые верные и послушные христиане испытывают самую жестокую духовную борьбу. И, как в настоящей войне, те, кто находится впереди, испытывают самые яростные атаки врага. Но сражаясь в первых рядах, можно обнаружить не только храбрость, но и слабость и уязвимость. Даже самый доблестный солдат не застрахован от ранения или упадка духа.

В своей земной жизни христианин всегда будет испытывать некоторую слабость, исходящую от его прежней человеческой природы ветхого, плотского человека, которым он был. Независимо от того, насколько близок он к Господу, он по-прежнему не вполне свободен от воздействия силы греха. В этом ошеломляющий реализм 7-ой главы Послания к Римлянам.

Но христианин больше не раб греха, как это было прежде; он больше не находится под абсолютной властью и управлением греха. Теперь он свободен от рабства греху и последующего наказания за него. Сатана, мир и собственная человеческая природа христианина все еще могут заставить его сделать ложный шаг, споткнуться, но они больше не способны управлять им и разрушать его, потому что его новая жизнь в Христе — это Божественная жизнь Божьего Духа. В этом состоит ободряющая истина Рим. 8.

Рассказывают историю о человеке, который управлял разводным мостом. Каждый день в определенное время он поднимал мост, чтобы пропустить паром, а затем быстро опускал его, потому что через несколько минут по мосту должен был пройти пассажирский поезд. Однажды на работу к этому человеку пришел его маленький сын и захотел спуститься вниз, чтобы лучше разглядеть, как проходит паром. Увлеченный этим зрелищем, он невнимательно смотрел, куда идет, и упал в гигантские шестерни механизма моста. Ему зажало ногу, и он не мог освободиться сам. Отец увидел, что произошло, но он знал, что если потратит время на то, чтобы помочь выбраться сыну, поезд упадет в реку, потому что мост не успеет опуститься. Но если он опустит мост, чтобы спасти сотни пассажиров и бригаду поезда, его сын будет раздавлен мостом. Когда человек услышал свист, предупреждающий о том, что поезд вот-вот подойдет, он знал, что должен делать. Его сын был очень дорог ему, а все люди в поезде были абсолютно незнакомы. Жертвование своим сыном ради других было актом милосердия и любви.

Эта история напоминает о бесконечно большей жертве, которую принес Бог Отец, когда послал Своего единственного возлюбленного Сына на землю умереть за грехи людей, которым Он ничего не был должен, кроме осуждения.

Путь к свободе — замещение

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти (8:3)

В этом стихе содержится, пожалуй, самое ясное и сжатое изложение учения о заместительном искуплении во всем Св. Писании. В нем выражена сущность Благой вести, чудесная истина о том, что Иисус Христос понес наказание за всех, кто отвернется от греха и поверит в Него как Господа и Спасителя.

Союз «как» в начале стиха указывает на причину и предваряет объяснение сказанного. Верующие освобождены от закона греха и смерти и по закону Духа живы благодаря тому, что для них сделал Иисус Христос.

Закон может пробуждать грех в людях и осуждать их за него, но он не способен спасти их от наказания. «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою, — объяснял Ап. Павел галатам. — Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Ниже в той же главе он говорит: «Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (3:21). Божий святой закон лишь излагает установления Его праведности и показывает совершенную неспособность людей соответствовать собственными силами этим установлениям.

Павел уже объяснил, что «заповедь, данная для жизни [если бы ее выполняли], послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим. 7:10-11). Когда Бог сотворил человека, греху не было места в Его творении. Но когда человек пал, чуждая сила греха развратила саму его природу и осудила на смерть, физическую и духовную. Весь род человеческий попал под Божье проклятие. Грех как бы отправил падшее человечество в Божественную долговую тюрьму, а закон стал его тюремщиком. Закон, данный как норма жизни в Божественном благословении и радости, стал убийцей.

Хотя закон свят, праведен и добр (Рим. 7:12), он бессилен спасти людей от греха, потому что ослаблен плотью. Греховное разложение во плоти делает закон бессильным спасти людей. Закон не может сделать людей праведными; он может лишь показать их неправедность и осудить за нее. Закон не может сделать людей совершенными; он лишь может открыть их великое несовершенство. Как объяснил Павел в синагоге в Антиохии Писидийской, через Иисуса Христа «возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38-39).

В Своем воплощении Иисус был олицетворением закона Моисея. Он Единственный среди когда-либо живших людей и людей, которые будут жить потом, в совершенстве выполнил Божий закон. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, — говорил Он, — не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17). Во время одной из Своих проповедей в храме Иисус разоблачил греховность самоправедных книжников и фарисеев, которые не смогли бросить камень в женщину, взятую в прелюбодеянии, признав, что и они не без греха (Иоан. 8:7-9). Позже в подобной ситуации Иисус предложил Своим врагам обличить Его в каком-либо грехе, и ни один из них не только не смог, но даже не попытался сделать это (ст. 46).

Некоторые люди (включая также тех, которые считают себя христианами) полагают, что они способны своими силами достичь духовного совершенства, живя в соответствии с Божьими установлениями. Но Ап. Иаков напоминает нам, что тот, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Иными словами, даже один грех, независимо от того, насколько он мал и когда был совершен, служит достаточным основанием, чтобы лишить человека права пребывания на Небесах.

Однажды к Иисусу подошел молодой человек и сказал Ему:

«Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; Почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф. 19:16-22).

Этот человек был чрезвычайно религиозен. Но оказалось, что несмотря на свое прилежное следование заповедям, он оказался неспособным придерживаться двух великих заповедей — «возлюбить Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюбить ближнего твоего, как самого себя». «На сих двух заповедях, — продолжает Иисус, -утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40). Пришедший к Иисусу юноша заботился лишь о себе; он любил себя и свою собственность. Его любовь к себе превосходила его любовь к Богу и к ближнему. Поэтому его крайняя религиозность ничего не стоила в глазах Бога.

Божий закон требует праведности, но он не может дать средства для достижения этой праведности. Поэтому то, что для падшего человека не способен был сделать закон, сделал Сам Господь. Закон может осудить грешника, но только Бог может осудить и уничтожить грех, и Он сделал это ради тех, кто верит в Его Сына, Который Своим приходом на землю в подобии плоти греховной стал жертвой за грех.

Иисус сказал: «Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан. 6:51). В Своем воплощении Иисус полностью был Человеком.

Но Он был лишь в подобии, во внешнем проявлении плоти греховной. И хотя Павел здесь особо не упоминает о безгрешности Иисуса, эта глубокая истина содержится и бережно хранится в самих его словах.

Иисус был, «подобно»нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Если бы Он не был совершенным Человеком и одновременно совершенно безгрешным, Он не смог бы принести угодную Богу жертву за грехи мира. Если бы Иисус Сам не был без греха, Он не только не смог бы принести жертву за павшее человечество, но и нуждался бы в жертве за Самого Себя. Иисус не поддался ни на какие искушения сатаны и полностью отверг грех в Своей земной жизни. Грех был вынужден уступить Победителю свое верховенство в плоти, и поэтому Иисус Христос стал Господином над грехом и его следствием — смертью.

Те, кто верит в Христа, не только спасаются от наказания за грех, но и впервые обретают способность выполнить Божьи праведные установления. Плоть верующего по-прежнему слаба и подвержена греху, но его внутренний человек преображается в Христа и обладает силой Его Духа для противостояния греху и победы над ним. Ни один христианин не станет совершенным во время своей земной жизни, но он не имеет оправдания за греховные поступки, потому что обладает Божьей силой для противостояния греху. Ап. Иоанн убеждает верующих, что «Тот, кто в вас [Святой Дух], больше того, кто в мире [сатаны]» (1 Иоан. 4:4). Как уже провозгласил Ап. Павел: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его», то есть будем спасены и защищены от господства греха (Рим. 5:10).

Говоря о Своей предстоящей смерти на кресте, Иисус провозгласил: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан. 12:31). Другими словами, Своей смертью на кресте Христос осудил и победил и грех, и сатану. Он принял на Себя всю силу Божьего гнева на грех и этим уничтожил власть греха над теми, кто верит в то, что Он ради них принес Себя в жертву за грех. Благодаря вере в Иисуса Христа, те, кто раньше был детьми сатаны, становятся детьми Божьими; те, кто был объектом Божьего гнева, получают Его благодать. На кресте Иисус разрушил власть греха и предопределил его окончательное уничтожение. Бог «не знавшего греха… сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Христос принес Себя в жертву, «чтобы подъять грехи многих» (Евр. 9:28).

Учение Иисуса, Его чудеса и безгрешная жизнь имели огромное значение для Его земного служения. Но наивысшая цель Его пришествия на землю состояла в том, чтобы стать жертвой за грех. Без принесения Себя в жертву за грехи мира все остальное, сделанное Иисусом, не освободило бы людей от греха, и грех по-прежнему отделял бы их от Бога.

Учить, что люди могут жить праведной жизнью, следуя примеру Иисуса Христа, значит потворствовать глупости. Попытки следовать совершенному примеру Христа, не имея в себе Его жизни и Его Духа, еще более тщетны, чем попытки исполнить закон Моисея. Пример Иисуса не может спасти нас; он еще больше подчеркивает невозможность спасти себя своими собственными усилиями в праведности.

Единственная надежда людей на спасение от греха — это их вера в жертву за грех, которую Христос Сам принес на Голгофе. И когда. Он стал этой жертвой, то принял на Себя смертное наказание за грехи всего человечества. В своем толковании на Послание к Римлянам Роберт Холдейн писал: «Мы видим, что Отец принял на Себя роль судьи Своего Сына, чтобы стать Отцом для тех, кто был Его врагами. Отец выносит приговор Сыну Своей любви, чтобы иметь возможность простить детей гнева» («Exposition of Romans», стр. 324).

Иисус Христос осудил грех в плоти. Теперь, как когда-то грех осуждал верующего, так Спаситель Христос осуждает грех, освобождая верующего от власти и наказания греха. Закон осуждает грех тем, что обнажает его и провозглашает наказание смертью. Для этого закон и существует. Но закон не способен осудить грех в смысле освобождения грешника от его греховности или в смысле преодоления и окончательного уничтожения греха. Только Господь Иисус Христос был способен сделать это, и эта изумительная истина дает Павлу повод торжествовать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Жало же смерти грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57).

Пророк Исайя красноречиво предсказывал жертву Христа:

«Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53:4-8).

Результат свободы — освящение

чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (8:4)

Освобождение верующего от греха — результат как его нынешнего освящения, так и окончательного. Истинный христианин имеет как желание, так и Богом данную способность жить праведно во время своего пребывания на земле. Поскольку Бог послал Своего собственного Сына, чтобы спасти человечество, принеся ту единственную жертву, которая могла осудить и удалить грех (ст. 3), то в нас, то есть в верующих, может исполниться оправдание закона.

Очевидно то, что Павел говорит здесь не об оправдательном действии спасения, а об освящающем, которое проявляется в земной жизни верующего. Без труда Св. Духа в жизни искупленного все человеческие усилия в достижении праведности так же грязны и бесполезны, как запачканные одежды (Ис. 64:6). Но поскольку христиане очищены от греха и наделены Божественной природой, то они теперь имеют стремление и способность жить праведной жизнью.

Бог освобождает людей от греха не для того, чтобы они поступали так, как им хочется, а чтобы они поступали так, как угодно Ему. Бог спасает людей не для того, чтобы они могли продолжать грешить, а для того, чтобы они могли начать жить праведно, получив оправдание закона, исполнившегося в них.

Поскольку христиане теперь находятся не под законом, а под благодатью, то некоторые утверждают, что не так уж важно, как они поступают, потому что раз они ничего не могут сделать для своего спасения, то ничто из того, что они совершат, не сможет лишить их спасения. Но Св. Дух никогда не мог внушить христианину такое неразумное и безбожное утверждение. Духовный христианин знает, что Божий закон свят, праведен и добр (Рим. 7:12), и что он спасен для того, чтобы эта Божественная святость, праведность и доброта исполнились в нем. И таково его желание. Он имеет святые стремления.

Фраза о «живущих не по плоти, но по духу» — это не увещевание, а констатация факта, касающегося всех верующих. Как объясняет Павел несколькими стихами ниже, в каждом принадлежащем Христу человеке обитает Св. Дух (ст. 9). Пребывание Св. Духа — это не признак особой зрелости или духовности, а отличительная черта каждого без исключения истинного христианина.

В переносном смысле «перипатео» (ходить) обозначает привычный ход или распорядок жизни, образ жизни. Описывая Захарию и Елисавету, родителей Иоанна Крестителя, Лука говорит, что «они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лук. 1:6). Павел советовал ефесским верующим не поступать, «как поступают прочие народы, по суетности ума своего» (Ефес. 4:17). Ап. Иоанн заявляет, что «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:7).

Ап. Павел утверждает, что истинный верующий — независимо от того, молод он или стар, зрел или не зрел, хорошо научен или плохо — живет не по плоти. С такой же категоричностью он заявляет, что истинно верующий человек действительноходит по духу. И не существует исключений. Поскольку в каждом истинном верующем обитает Св. Дух, каждый истинный верующий будет приносить плод духа (Гал. 5:22-23). Иисус пояснил, что если «праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:20). В конце 1-ой части Нагорной проповеди Иисус повелевал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (5:48).

Ничто так не дорого для Божьего сердца, как нравственный и духовный рост тех, кого Он создал по образу и подобию Своему; и для них нет ничего дороже. Он хочет, чтобы они обладали не только вмененной праведностью, но и практической праведностью. И это то, чего хотят и они. Как и в первых словах своего послания к церкви в Ефесе, Павел здесь говорит о практической праведности: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Ефес. 1:4).

Великое желание Бога заключается в том, чтобы верующие жили в совершенной праведности, которую Он определил для них, когда они были спасены, чтобы они жили, как Его дети, и не были больше детьми мира и сатаны. Вмененная праведность должна найти отражение в практической праведности. Христос хочет, чтобы Его Невеста обладала не только вмененной праведностью, но чтобы действительно была праведной, как праведен Он Сам. И через Свой Дух Он дает верующим это стремление.

Предназначение Благой вести не в том, чтобы сделать людей счастливыми, а в том, чтобы сделать их святыми. Как объясняется в заповедях блаженства, подлинное счастье приходит к тем, кто принадлежит Христу и послушен Его воле. Но истинное счастье приходит только от святости. Бог обещает счастье, но Он требует святости, без которой «никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

В своей книге, озаглавленной «Праведное Царство Божье» Уолтер Дж. Чентри пишет:

«Когда проповедники говорят, что главное желание Бога заключается в том, чтобы люди были счастливы, к Иисусу стекается множество проблем. Те, кто имеет плохое здоровье, трудности в браке, финансовые проблемы или страдают от одиночества, обращают желание своей души к нашему Господу. Для каждого из этих людей счастье заключается в здоровье, мире, богатстве или дружбе. Но в поисках иллюзорного счастья они не ищут спасительного соединения с Иисусом Христом. Если люди не станут святыми, Бог обречет их на вечное несчастье и проклятие» (Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1980, стр. 67).

Праведность — это сущность спасения. Для праведности Бог спасает тех, кто верит в Его Сына. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, — заявил Павел в начале Послания к Римлянам. — В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим. 1:16-17). Ал. Петр убеждает верующих: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15). Практическая праведность побуждает верующих отвергать «нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво» жить в нынешнем веке (Тит. 2:11-12; ср. Гал. 5:24-25). Как заметил много столетий тому назад Блаженный Августин, благодать была дана по одной причине — чтобы мог осуществиться закон.

Когда грешник оставляет Божий суд и получает прощение грехов благодаря жертве Христа, то в его жизни начинается Божий труд. Когда верующий покидает зал суда, Бог как бы вручает ему кодекс жизни и говорит: «Теперь в тебе пребывает Мой Дух, сила Которого даст тебе возможность выполнить требования Моего закона, что иначе невозможно».

Св. Писание открывает, что некоторым таинственным образом, известным лишь Богу, человек начинает жить по Духу с того момента, когда он поверил. Но, с другой стороны, во время своего земного пребывания он также призван жить по Духу под Господством Христа и в силе Св. Духа. Как и само спасение, жизнь по Духу совершается прежде всего от Божьего владыческого труда в сердце верующего, но она требует также упражнения воли верующего. В Рим. 8:4 говорится о первом, в то время как в Гал. 5:25 («мы… по духу и поступать должны») речь идет о втором.

Если же рассматривать жизнь христианина, то все, что составляет духовную реальность, составляет также и духовную ответственность. Истинный христианин всегда общается со своим небесным Отцом в молитве, но он также имеет обязанность молиться. Христианин направляем Св. Духом, но он также обязан искать руководства и помощи Св. Духа. Святой Дух всегда производит духовный плод в жизни верующего, но верующий также призван производить плод. Эти истины — часть удивительных и, на первый взгляд, парадоксальных взаимоотношений между Божьим владычеством и волей человека. И хотя человеческий ум не способен постичь такие тайны, верующий принимает их, потому что о них ясно говорит Божье Слово.

Мы мало знаем о взаимоотношениях между Богом и Адамом до грехопадения кроме того, что они были близкими и непосредственными. Господь дал лишь одно указание — указание, которое было дано ради благополучия Адама и Евы и которому было легко следовать. До тех пор, пока это указание не было нарушено, прародители жили по совершенной воле Бога. Выполнение Его воли было для них естественным.

Взаимоотношения верующего с Богом во многом подобны этому. Хотя христиан влекут назад остатки их плотской жизни до спасения, для их новой природы повиновение Богу «естественно».

Обязательства христианина перед Богом — это не разновидность законничества. Человек, который действительно спасен, обладает новой Божественной природой, то есть он, по сути, живет согласно Божьей воли. Когда он живет в своей новой природе силой Св. Духа, то его желание — это Божье желание, и здесь нет никакого принуждения. Но поскольку верующий по-прежнему одет в ветхое естество, он иногда противится Божьей воле. И только когда он поступает вопреки Божьей воле и вопреки своей собственной новой природе, то Божьи установления и уставы кажутся ему обременительными. С другой стороны, верное дитя Божье, которое всем сердцем покорно Господу, всегда может воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Как люблю я закон Твой!» (Пс. 118:97).