3. Благая весть от Бога (часть 3)

Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1:5-7)

Рассказывают историю об одном богаче, имевшем много ценных художественных сокровищ. Его единственный сын был самым обыкновенным человеком. Но отец очень любил его. Когда неожиданно сын скончался, отец горевал так глубоко, что умер несколькими месяцами позже. По воле отца, после его смерти все художественные произведения должны были быть проданы с аукциона, а портрет его единственного сына должен быть выставлен на аукционе первым. В день аукциона этот портрет был выставлен для продажи, и торги начались. Поскольку никто хорошо не знал ни мальчика, ни художника, написавшего портрет, долгое время не было заявок. В конце концов, старый слуга отца и друг мальчика, долго работавший в их доме, робко предложил за портрет семьдесят пять центов — все свои деньги. Поскольку не было других предложений, картину отдали слуге. Аукцион был тут же прекращен, и служащий зачитал конец завещания, где говорилось, что тот, кто любил его сына настолько, что купил портрет, получит и все остальное имущество.

Эта трогательная история иллюстрирует Божье условие для человечества. Каждый, кто любит и принимает Его Сына Иисуса Христа, получит Божественное наследие Отца. Благая весть Бога состоит в том, что каждый, кто примет с верой Его Сына, благословлен «всяким духовным благословением в небесах» (Ефес. 1:3). Вот почему Павел мог торжествовать: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Цитируя Исайю, апостол говорит, что христианские сокровища, приготовленные Богом для любящих Его, включают то, чего «не видел… глаз, не слышало… ухо, и не приходило… на сердце человеку» (1 Кор. 2:9; ср. Ис. 64:4; 65:17).

В Христе верующий имеет богатство большее, чем можно себе представить. Христианин имеет жизнь, которая никогда не окончится (Иоан. 3:16); источник живительной духовной влаги, который никогда не иссякнет (Иоан. 4:14); дар, который не может быть утерян (Иоан. 6:37, 38); любовь, от которой нельзя отлучить (Рим. 8:39); призвание, которое не может быть отменено (Рим. 11:29); основание, которое никогда не будет разрушено (2 Тим. 2:19); наследство, которое никогда не уменьшится (1 Пет. 1:4-5).

В Послании к Римлянам 1:5-7 Ап. Павел продолжает подводить итог этой Благой вести, описывает ее условия (ст. 5а), ее провозглашение и цель (ст. 5б-6) и ее привилегии (ст. 7).

Обеспечение Благой вести

Через Которого мы получили благодать и апостольство (1:5а)

Павел здесь упоминает два важных обеспечения Благой вести Бога: обращение по Божьей благодати и призвание, что в случае Павла было апостольством.

Возможно, Павел говорил об определенной милости — апостольстве, но кажется более вероятным, что он имел в виду милость, по которой каждый верующий вступает в спасительные взаимоотношения с Иисусом Христом.

Благодать — незаслуженная, незаработанная благосклонность, благо, в которое верующий не делает никаких взносов. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру», — объяснил Павел в Послании к Ефесянам, — «И сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8-9). Благодать — Божье любящее милосердие, через которое Он дает спасение как подарок тому, кто верит в Его Сына. Когда человек получает веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, то Бог вседержавно вдыхает в этого человека Свою Божественную жизнь. Христиане живы духовно, поскольку они рождены свыше, воссозданы настоящей жизнью Самого Бога.

Верующий не имеет причин для самовосхваления, поскольку он не внес никакого вклада в свое спасение. Человеческим достижениям нет места в творениях Божьей спасительной благодати. Мы получаем «оправдание даром, по благости Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24); искупление, в котором человеческие дела и человеческое хвастовство абсолютно исключаются (см. ст. 27-28).

Спасение нельзя приобрести посредством крещения, конфирмации, причастия, принадлежности к церкви, посещения храма, выполнения десяти заповедей, стараний жить согласно Нагорной проповеди, служения другим людям и даже посредством служения Богу. Оно не приходит от нравственной честности, порядочности или преданности. Не происходит спасение и просто от веры, что есть какой-то Бог или что Иисус Христос — Его Сын. Даже демоны признают это (см. Марк 5:7, Иак. 2:19). Это происходит только тогда, когда человек раскаивается в своих грехах, принимает через веру милостивый дар прощения, данный Богом через искупляющие деяния Его Сына, Господа Иисуса Христа.

Великий проповедник Дональд Грей Барнхауз заметил: «Любовь, которая движет нас ввысь, — это богослужение; любовь, движущая вниз, — это страсть; любовь, которая поддерживает — это благодать» («Exposition of Bible Doctrines Taking the Epistle to the Romans as a point of Departure», том 1 [Grand Rapids: Eerdmans, 1952] стр. 72). В Своем непостижимом Божественном снисхождении Бог посмотрел вниз на грешное, павшее человечество и милостиво послал Сына Своего для нашего искупления (Иоан. 3:16-17).

Предсмертными словами одного древнего святого были: «Благодать — это единственное, что может сделать нас подобными Богу. Даже если меня проведут через небеса, землю и ад, я все равно останусь грешником, грязным негодяем, пока Сам Бог не очистит меня Своей милостью».

Другой дар Благой вести от Бога — Его призыв верующих служить Ему, что есть проявлением апостольства. Павел начинает послание со слов о себе. Стихи 8-15 также содержат его замечания, имеющие личный оттенок. В стихах 2-4 речь идет об Иисусе Христе. Но в последних строках ст. 4 и до ст. 7 Павел говорит о верующих вообще и о римских в частности. Павел уже упомянул о своем собственном призвании и служении как апостола (ст. 1), и поэтому совершенно естественно перейти от упоминания об его апостольстве к обсуждению Божьего призвания и предназначения всех верующих.

Греческое слово «апостолос», звучащее на нашем языке, как «апостол», имеет основное значение «посланник», «человек, который послан» (ср. с обсуждением в главе 1). Бог свыше, вседержавно, избрал в Церкви на земле тринадцать мужей (первохристиан) для служенияв качестве апостолов, дав им уникальную Божественную власть свидетельствовать и провозглашать подлинную Благую весть (чудесным образом удостоверять Евангелие). В Послании к Евреям есть даже ссылка на Иисуса Христа как Апостола (Евр. 3:1).

Но каждый человек, который принадлежит Богу через веру в Христа, это апостол в более общем смысле — посланный Им в мир как Его посланник и свидетель. В неофициальном смысле каждый, кто послан с духовной миссией, кто представляет Спасителя и приносит Его Благую весть о спасении, — это апостол.

Два неизвестных служителя раннехристианской Церкви Андроник и Юния были упомянуты Павлом как прославившиеся «между Апостолами и прежде меня еще уверовавшие во Христа» (Рим. 16:7). Лука ссылается на Варнаву как на апостола (Деян. 14:14). Термин «апостолос» также применяется к Епафродиту («посланнику», Фил. 2:25) наравне с некоторыми неназванными работниками церкви в Коринфе («посланники» — 2 Кор. 8:23). Но эти люди, хотя и были благочестивыми, не имели служения апостольства, как Павел и Двенадцать. Андроник, Юна, Варнава и Епафродит были апостолами только в том смысле, что каждый верующий — призван и послан как представитель Иисуса Христа.

Иногда в команду принимают игрока, не подходящего по своим физическим данным. Такое может произойти из-за сентиментальных соображений или просто чтобы заполнить список. Но тренер крайне редко, если вообще, выпускает этого игрока на игру. Бог никогда не поступает таким образом. Каждый человек, приходящий к Нему через Его Сына, включен в состав команды и послан в поле. Каждый спасенный Божьей вседержавной благодатью также призван к апостольскому служению. Господь никогда не производит обращения без наделения полномочиями. Когда благодатью мы «спасены чрез веру», объясняет Павел, то это не от нас, но «Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Но, продолжает он объяснять дальше, когда Бог спасает нас, то мы посредством этого — «Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2:8-10). Дальше в этом же послании Павел умоляет верующих «поступать достойно» своего призвания (4:1).

Рассказывают, что победителя на олимпийских играх в Древней Греции спросили: «Спартак, что ты получишь за свою победу?» На что он ответил: «Я буду иметь честь сражаться за своего царя на передовой». Такая позиция должна быть типичной для каждого, чей Господь и Спаситель — Иисус Христос.

После одной из проповедей Д. Л. Муди, к нему обратился один очень образованный человек: «Простите, но в сегодняшней проповеди вы сделали одиннадцать ошибок». Муди снисходительно ответил: «Возможно, что это так. Я получил неважное образование. Но я использую всю грамматику, которую знаю, для службы Господу. А вы?» В другом случае человек подошел к Муди и сказал: «Мне не нравится, как вы призываете людей к Господу. Я думаю, что вы делаете это неверно». «Спасибо, — ответил Муди. — Я всегда чувствовал себя неловко в этом месте моей проповеди, я хотел бы знать лучший способ. Какой у вас метод привлечения людей к Христу?» «У меня нет никакого метода», — ответил человек. «Тогда мой мне нравится больше», — ответил проповедник Евангелия. Какими бы ни были наши ограничения, когда Бог призывает нас Своей благодатью, Он также призывает нас к служению Ему.

Описывая свое посвящение, священник пресвитерианской церкви Барнхауз пишет:

«Президент пресвитерианских церквей задавал мне вопросы, и я отвечал на них. Мне сказали стать на колени, потом ко мне подошли несколько человек, и одного из них попросили прочесть молитву. Я почувствовал его руку на своей голове, а затем ее коснулись и руки других людей, и я ощутил их давление на его руку. Кольцо людей сомкнулось, и один человек начал читать молитву. Это была красивая коротенькая молитва, которая содержала очень подходящую маленькую фразу: «Отец, охраняй его Своей любовью, веди его Своим оком и облеки его Твоей властью». Я запомнил свои мысли об этих трех глаголах — охранять, вести и облекать. Церемония казалась мне такой же глупой, как торжество бракосочетания для двух людей, которые жили вместе уже четверть столетия и имели взрослых детей. Я знал, что был рукоположен задолго до церемонии, и что руки, которые были на моей голове, — это руки пронзенные и пригвожденные к Кресту. Несколько лет спустя человек, который в тот день произносил молитву, подписал бумаги, в которых говорилось, что он против доктрины непорочного зачатия, доктрины Божественности Иисуса Христа, доктрины заместительного искупления, доктрины чудес Христа и доктрины богодухновенности Св. Писания, против испытания перед посвящением в духовный сан, а также против хорошего свидетельства человека в служении. Когда я прочел его имя на этом документе, я положил руку себе на голову и усмехнулся сам себе, удивившись, как много времени тому назад я состриг волосы, поскольку его нечистая рука коснулась их. И я испытал глубокое утешение от осознания того, что рука Господа Иисуса Христа, израненная и ломимая за мои грехи, коснулась меня и дала мне апостольство, которое было от Бога и которое было более важным, чем все другое, что мог утвердить человек своим маленьким обрядом». («Man’s Ruin: Romans 1:1-32» [Grand Rapids: Eerdmans, 1952], стр. 76-77)

Рассказ д-ра Барнхауза напомнил мне мое собственное посвящение. Перед тем как быть утвержденным, я был на собеседовании с участием многих людей, которые задавали мне самые разные вопросы в отношении моего призвания, моего знания Св. Писания, моих личных убеждений и моральных принципов. Во время совершения рукоположения эти люди собрались вокруг меня и возложили руки мне на голову. Каждый из них молился, и затем написал свое имя на свидетельстве о рукоположении. Первое имя на свидетельстве было написано значительно большими буквами, чем остальные. Но вскоре после этого человек, который подписался первым и самыми большими буквами, оставил служение. Он был вовлечен в большую безнравственность, отверг целомудрие веры и стал профессором психологии в известном светском университете. Как и д-р Барнхауз, я благодарю Бога, что мое служение пришло не от людей, но Самого Иисуса Христа.

Провозглашение и цель Благой вести

чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом (1:5б-6)

Прогозглашение

чтобы покорять вере все народы (1:5б)

Как и Павел, каждый верующий призван не только к спасению и служению, но и для свидетельства о Христе с целью покорить вере других. Павел в конце послания снова использует фразу «покорение вере», говоря о тайне, «о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере» (Рим. 16:24-25).

Человек, который провозглашает веру в Иисуса Христа, но чей образ жизни не согласуется со Словом Божьим, никогда не был искуплен, и живет во лжи. Вера, которая не проявила себя в послушании, лжива и ничего не стоит (Иак. 2:14-26). Мы спасены вовсе не благодаря добрым делам, как бы хорошо они не выглядели; но, как уже отмечалось, мы спасены для добрых дел. Когда речь идет о земной жизни, именно в этом заключается истинная цель спасения (см. Ефес. 2:10). Цель Благой вести — призвать людей к покорности вере, что понимается здесь как синоним спасения.

Употребляя слово «вера», Павел имеет в виду все вероучение Св. Писания, в особенности Нового Завета. Это то, на что Ап. Иуда ссылается как на «веру, однажды преданную святым» (ст. 3). Эта вера — Слово Божье, которому принадлежит единственная Божественно законная власть христианства. Подтверждение этой веры ведет к практической жизненной верности, без которой исповедание веры — мертво и бесполезно (Иак. 2:17, 20). Искренняя вера — послушная вера. Призывать людей к покорности вере значит выполнять Великое Повеление, приводить людей к Иисусу Христу и к соблюдению всех Его заповедей в Его Слове (Матф. 28:20).

Это не значит, что вера плюс послушание равняется спасению, но что покорная вера — спасительна. Истинная вера проверяется послушанием. Покорная вера доказывает свою истинность, в то время как непокорная доказывает свою ложность. Павел дает советы римским верующим о том, как приобрести истинную веру, которая как раз и проявляется в покорности. «Благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, — говорит он, — что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим. 1:8). Сходные рекомендации Павел дает и в конце послания. Своим возлюбленным братьям и сестрам в Христе, большинство из которых он никогда не встречал, он говорит: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас» (16:19). В первом случае апостол особенно хвалит их веру, а во втором — их покорность. Вера и покорность вместе представляют собой две неразделимые стороны спасения. Именно их имеет в виду Павел, когда говорит о покорности вере.

Бог имеет много названий и имен в Св. Писании, но в обоих Заветах Он чаще всего называется словом «Господь», что выражает Его верховное право распоряжаться и управлять всем и всеми, и в первую очередь теми людьми, которые принадлежат Ему. Принадлежать Богу в отношении покорности означает признавать, что спасение включает подчинение Его владычеству. Св. Писание не признает никаких других спасительных взаимоотношений с Ним.

Несколько лет тому назад я с одним профессором вел известный семинар по евангелизации. Так случилось, что мы проходили мимо необычно большого магазина спиртных напитков. Когда я обратил внимание на этот факт, мой спутник заметил, что это один из магазинов в большой торговой сети, распространявшей спиртные напитки в городе. Эта сеть магазинов принадлежит человеку, посещающему его церковь. Этот же человек регулярный посетитель Воскресной школы для взрослых. «Фактически, он занимается в моей группе, — сказал мой друг. — Я каждую неделю вижусь с ним». «Не беспокоит ли вас вид его бизнеса?» — спросил я. «О, да! — сказал он. — Мы говорили об этом много раз, но ему кажется, что люди, которые пьют, будут покупать спиртные напитки где угодно, так почему бы им это не делать в его магазинах». Решив зайти с другой стороны, я спросил: «В порядке ли все остальное в его жизни?» Мой друг ответил: «Ну, он оставил свою жену и живет с молодой женщиной». «И все же он каждую неделю посещает церковь и учебные занятия?» — воскликнул я изумленно. Профессор кивнул и сказал: «Да. Знаете, иногда мне трудно понять, как христианин может проводить такую жизнь». Я сказал: «А думали ли вы когда-нибудь, что он, возможно, вообще не христианин?»

Учение, которое отказывается признать владычество Иисуса Христа над каждым верующим — это учение, которое противоречит истинной сущности Библейского христианства. «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом, — говорит Павел, — и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9-10). С полной ясностью и недвусмысленностью Петр заявил в день Пятидесятницы: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Сущность учения Иисуса Христа в Нагорной проповеди состоит в том, что вера без послушания — не спасительная вера, но очевидное свидетельство, что человек идет широкой и просторной дорогой, ведущей к погибели, а не узкой Божьей дорогой, которая ведет к вечной жизни (Матф. 7:13-14).

С другой стороны, простое называние Иисуса Христа Господом, даже когда такое признание сопровождается вроде бы важными делами во имя Его, — это бесполезный акт, и единственное исключение — дела, совершаемые от веры, согласующиеся со Словом Его, направляемые и вдохновляемые Св. Духом. Иисус Христос сделал очень глубокое замечание, прямо сказав: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Далее Он объясняет, что люди, которые провозглашают о вере в Него, но живут в постоянном непослушании Его Слову, строят религиозный дом на песке, и дом этот будет, в конце концов, смыт, и они останутся без Бога и без надежды (см. Матф. 7:22-27). Без очищения от грехов, то есть без жизни в святости, «никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Особое обращение Павла было адресовано язычникам (В Деян. 9:15; 22:21; Рим. 11:13; Гал. 1:16). Вероятно, на протяжении трех лет, Павел проповедовал Евангелие в Аравии (Гал. 1:17), но документально удостоверенное служение он начал с проповеди евреям. Даже служа в основном в языческих областях Малой Азии и Македонии, Павел часто начинал свою работу с евреев (например, Деян. 13:14; 14:1; 16:13; 17:1; 18:2). Как и в случае с Павлом, призвание каждого верующего состоит в провозглашении Иисуса Христа всем людям — евреям и язычникам — в надежде привести их к покорности вере.

Цель

чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом (1:5в-6)

Хотя Бог отдал Своего собственного Сына, чтобы спасти мир (Иоан. 3:16) и не хотел чьей-либо гибели (2 Пет. 3:9), следует признать, что главная цель Благой вести — угождать не человеку, но Богу, во имя Его. Спасение людей — это просто сопутствующий продукт Божьей милости; его основная цель — показать Божью славу.

Проповедник (ст. 1), обетование (ст. 2), Личность (ст. 3-4)), обеспечение (ст. 5а), провозглашение (ст. 5б-6) и привилегии (ст. 7) Благой вести Бога даны, чтобы выразить замысел прославления Бога. Вся история искупления указывает на Божью славу, и Его искупление будет вечным памятником Его величию, Его милости и Его любви.

Вследствие Его искренней любви к падшему и беспомощному человечеству, спасение имеет большую важность для Бога с точки зрения человеческого блага, но оно бесконечно более важно для Него Самого по причине Его совершенства. Бог абсолютно верен стяжанию Своей славы. Эта правда всегда была анафемой живому человеку, и в наши дни безудержного эгоизма, имеющего место даже в церкви, она остается камнем преткновения для многих христиан. Развращенные человеческие взгляды и нормы не важны, главная цель спасения — Божья слава, поскольку Он совершенно достоин, и это такое совершенное достоинство, для которого грех — оскорбление.

Aп. Павел заявляет, что однажды «пред именем Иисуса» преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык» исповедает, «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:10-11). Даже Божественные истины и благословения, которые прежде всего даны ради Его детей, все даны «дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (2 Кор. 4:15).

Когда человек верит в Иисуса Христа, он спасается; но еще важнее то, что при этом прославляется Бог, поскольку дар спасения целиком в Его верховной воле и власти. По той же причине Бог прославляется, когда Его люди любят Его Сына, когда они признают, что Он осуждает их грехи, а они нуждаются в очищении; когда их планы становятся Его планами и когда их мысли становятся Его мыслями. Верующие живут и существуют во славу Божью.

Верующие в Риме, к которым писал Ап. Павел, были среди приведенных «к послушанию вере, покорности вере», и поэтому они также были покорены Иисусом Христом. И, как уже было подчеркнуто, были призваны Иисусом Христом. Те, кто верит по-настоящему, призваны не только для спасения, но и для послушания. И быть послушным Христу подразумевает приводить других к вере в Него и послушанию Ему.

Привилегии Благой вести

Всем, находящимся в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1:7)

То, что мы — возлюбленные Бога; то, что мы призваны Им; то, что мы Его верующие — это некоторые из бесчисленных милостивых привилегий Благой вести нашего Господа.

Здесь Павел называет всех своих братьев-верующих в Риме возлюбленными Бога. Одно из наиболее повторяемых и особо выделяемых утверждений Св. Писания — это Божья милостивая любовь к тем, кто принадлежит Ему. Давид молился: «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века» (Пс. 24:6; ср. Пс. 25:3). И «как драгоценна милость Твоя, Боже!» (Пс. 35:8). Исайя ликовал: «Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих» (Ис. 63:7). Через Иеремию Господь сказал Своему народу: «Любовью вечною я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3).

Павел заявляет, что Бог, «богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас… мертвых по преступлениям» (Ефес. 2:4-5). Ап. Иоанн пишет: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоан. 3:1). Каждый верующий становится угодным Богу через Христа «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Ефес. 1:6). Каждый верующий — дитя Божье и любим ради Божьего возлюбленного Сына Иисуса Христа. Павел говорит, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Дальше в послании он заверяет нас, что ничто не может отлучить нас от любви Божьей, даже «скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч» (8:35).

Во-вторых, пришедшие к Христу через покорность вере, также призваны Богом. Павел не ссылается, не упоминает Божий общий призыв к человечеству уверовать. Через Исайю Бог призвал: «Ко мне обратитесь и будете спасены, все концы земли» (45:22) и «ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (55:6). Через Иезекииля Он предупредил: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших!» (Иез. 33:11). Во время Своего земного служения Иисус Христос сказал грешникам: «Прийдите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28) и «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан. 7:37). С небес через Ап. Иоанна Иисус сказал: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

Но в Рим. 1:7 Павел говорит не об этом общем призыве, но об определенном пути, по которому те, кто ответил на это приглашение, были вседержавно призваны Богом к Нему в спасение. «Призванный» здесь выступает как синоним слова «выбранный» или «предопределенный». Как объясняет Апостол в 8-ой главе, «кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (ст. 30). С нашей ограниченной человеческой точки зрения, может казаться, что мы первые приходим к Богу через действия нашей воли, но мы знаем из Его Слова, что не можем найти Его через веру, если только Он уже не выбрал нас милостивым действием Своей верховной воли.

Ссылки на призванность к спасению обычны в посланиях Нового Завета. Действительные призывы, которые спасают, никогда не бывают всеобщим приглашением. Таким образом, призвание — это воплощение замысла избрания. Доктрина избранности, избрания ясно видна во всем Новом Завете (ср. Матф. 20:15-16; Иоан. 15:16; 17:9; Деян. 13:48; Рим. 9:14-15; 11:5; 1 Кор. 1:9; Ефес. 2:8-10; Кол. 1:3-5; 1 Фес. 1:4-5; 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 1:9; 2:10; 1 Пет. 1:1-2; Отк. 13:8; 17:8, 14).

Верующие — это Божьи святые. Слово «святые» в данном месте передает греческое «хагиос» — «быть избранным». В Ветхом Завете многие вещи и многие люди были Божественно избраны Богом для Его целей. Скиния и Иерусалимский храм и все их украшения и принадлежности — Ковчег Завета Господня и Святая Святых — были отделены для Него. Для служения Ему было отделено колено Левия. Весь народ Израильский был отделен как Его народ. Пожертвования и приношения израильского народа состояли из денег и других даров специально отделенных для Бога (ср. с 1-ой главой).

Однако часто в Ветхом Завете слово «святой» относится к людям, которые отделены Богом из мира для Него Самого, и посредством этого они уподоблены Ему в святости и благочестии. В этом смысле «быть отделенным» означает — получить святость и праведность. Но так или иначе, как в Ветхом, так и в Новом Заветах термин «святые» означает «святые люди» Божьи.

Но уже по Новому Завету, храм, духовенство, ковчег и пожертвования не считаются святыми вещами. Единственное, что есть священного на земле сегодня — это Его люди, кого Он владыческой рукой милостиво отделил для Себя через Иисуса Христа. Новый храм Господа и новое священство Господа — это Его Церковь (1 Кор. 3:16-17; 1 Пет. 2:5, 9).

Вступительные слова Павла содержат прекрасное благословение: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Только те, кто получил удивительные благословения благодати и мира, — любимы Богом, призваны Им и Его святые. Только они могут искренне называть Бога своим Отцом, поскольку только они были приняты в Его Божественную семью через Его истинного Сына — Господа Иисуса Христа.