Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17929 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4. Все ли вещи имеют жизнь в Боге?
С четвертым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что не все вещи имеют жизнь в Боге. Ибо сказано: «Мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17, 28). Но не все вещи движутся в Боге. Следовательно, не все вещи имеют в Нем жизнь.
Возражение 2. Далее, все вещи пребывают в Боге в качестве первообразов. Но оформленные по образу вещи должны соответствовать образу. Атак как не все вещи живы сами по себе, похоже, что не все они имеют жизнь в Боге.
Возражение 3. Далее, как сказал Августин, всякая живая сущность выше безжизненной9. Если, таким образом, безжизненные сами по себе вещи имеют жизнь в Боге, то похоже, что вещи более истинно существуют в Боге, нежели сами по себе. Но такое [мнение] выглядит ложным, ибо сами по себе они существуют в действительности, тогда как в Боге — [только] в возможности.
Возражение 4. Кроме того, как благие вещи и вещи, соде-ланные во времени, ведомы Богу, так же [ведомы Ему] и дурные вещи и вещи, которые Бог может соделать, но никогда не содела-ет. Если, таким образом, все вещи имеют жизнь в Боге постольку, поскольку они Ему ведомы, похоже, что даже дурные вещи и вещи, которые никогда не будут соделаны, имеют жизнь в Боге, ибо [и] они ведомы Ему; но эта [мысль] кажется кощунственной.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Что начало быть, в Нем была жизнь» (Ин. 1, 3, 4). Но все, что начало быть, начало быть чрез Бога. Поэтому все вещи имеют жизнь в Боге.
Отвечаю: в Боге жить — значит мыслить, о чем уже было сказано выше (3). В божественном уме мыслимое и мышление суть одно. Следовательно, все, что мыслится в Боге, есть истинно живущее, или жизнь в Боге. Отсюда: коль скоро все, что было соделано Богом, пребывает в Нем как мыслимое, из этого следует, что все вещи в Нем и есть сама божественная жизнь.
Ответ на возражение 1.0 тварях говорится как о пребывающих в Боге двояко. Одним образом, поскольку они соединяются и сохраняются божественною силой; ведь говорим же и мы иногда о тех вещах, которые — в наших силах, что они — в нас. И так же о твари говорят, что она*— в Боге, хотя бы она и существовала в своей собственной природе. В этом-то смысле и должно понимать сказанное апостолом, что «мы Им живем, и движемся, и существуем»; ибо наше бытие, жизнь и движение обусловлены Богом. Иначе о вещах говорится как о пребывающих в Боге в смысле Его знания о них, [т. е.] что они пребывают в Боге через посредство своих идей, каковые в Боге не отличны от божественной сущности. Следовательно, вещи как пребывающие в Боге — это божественная сущность. И так как божественная сущность есть жизнь, но не есть движение, из этого следует, что вещи, в таком смысле пребывающие в Боге, не суть движение, но суть жизнь.
Ответ на возражение 2. Оформленная вещь должна быть подобной образу по форме, а не по модусу бытия. Ибо порою вобразе форма имеет бытие другого типа, нежели то, которое она имеет в оформленной вещи. Так, форма дома в уме архитектора имеет бытие бестелесное и умопостигаемое, в существующем же вне его ума доме — бытие материальное и чувственное. Таким образом, идеи вещей, не существуя в себе, являются жизнью в божественном уме как обладающие в этом уме божественным бытием.
Ответ на возражение 3. Если бы природным вещам принадлежала одна только форма, но не материя, то природные вещи имели бы во всех отношениях более истинное бытие в качестве идей в божественном уме, нежели сами по себе. На основании этого, между прочим, Платон утверждал, что истинный человек есть «отделенный» [от материи] человек; тот же человек, который существует в материи, является человеком только по причастности. Но поскольку материя входит в бытие природных вещей, должно говорить, что простое бытие вещей в божественном уме более истинно, нежели их простое бытие в себе, ибо в том уме они имеют несотворенное бытие, в себе же — сотворенное бытие; но в то же время частное бытие, например [бытие] человеком или лошадью, более истинно в своей собственной природе, нежели в божественном уме, ибо человеческой природе свойственна материальность, однако, существуя в божественном уме, она [(т. е. «человечность»)] материи лишена. И хотя дом имеет более возвышенное бытие в уме архитектора, нежели в материи, все же материальный дом называют домом более истинным, чем существующий в уме; так происходит потому, что первый существует в действительности, последний же — только в возможности.
Ответ на возражение 4. Хотя дурные вещи и ведомы Богу, ибо и они охвачены Его знанием, тем не менее, они не пребывают в Боге как сотворенные или сохраняемые Им или как имеющие в Нем свой образ. Они ведомы Богу через посредство образов благих вещей. Следовательно, нельзя говорить, что дурные вещи имеют жизнь в Боге. О тех же вещах, кои не находятся во времени, можно говорить как об имеющих жизнь в Боге в том смысле, в каком жизнь понимается как чистое мышление (ведь и они мыслятся Богом), а не в том, в каком жизнь означает начало действия.