Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17929 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 6. Всегда ли исполняется воля божия?
С шестым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что воля Божия исполняется не всегда. Ведь сказал же апостол: «Богхочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,4). Но этого не происходит. Следовательно, воля Божия исполняется не всегда.
Возражение 2. Далее, как знание относится к истине, так и желание — к благу Но Богу ведома вся истина. Значит, Он желает и все благое. Но не все благое актуально существует, ибо могло бы существовать и гораздо больше благ. Следовательно, воля Божия исполняется не всегда.
Возражение 3. Далее, хотя воля Божия и является первой причиной, это отнюдь не исключает ряд промежуточных причин. Но [реализации] следствия первой причины могут препятствовать изъяны вторичной причины, как [например] следствию силы движения может воспрепятствовать слабость ног. Так и следствию божественной воли могут воспрепятствовать изъяны вторичных причин. Таким образом, воля Божия исполняется не всегда.
Этому противоречит следующее. Сказано [в Писании]: «Бог наш — на небесах и на земле; творит все, что хочет» (Пс. 113, 11).
Отвечаю: необходимо, чтобы воля Божия исполнялась всегда. В целях доказательства этого [утверждения] надлежит принять во внимание, что поскольку следствие [всегда] сообразуется по форме [со своим] действователем, существует [единое] правило, общее как для действующих, так и для формальных причин. Правило для форм таково: хотя вещь и может утратить любую частную форму, она не может утратить всеобщую форму. Ибо хотя вещи и может недоставать бытия, например человеку или [просто] живому существу тем не менее ей не может недоста-вать сущности. Следовательно, то же самое должно происходить и с действующими причинами. Что-то может выпасть из порядка какой-либо частной действующей причины, но — не из порядка всеобщей причины, в который включены все частные причины; и если какая-либо частная причина перестает [воздействовать на] свои следствия, то это связано с помехой, исходящей от какой-то другой частной причины, [также] включенной в порядок всеобщей причины. Поэтому следствию невозможно покинуть порядок всеобщей причины. Это очевидно даже на примере телесных вещей. Ибо порою случается так, что [что-то] препятствует звезде производить свои следствия, но то, что получается в итоге, [пускай и] из-за помехи в телесной причине и в телесных же вещах, есть результат опосредованного через ряд промежуточных причин всеобщего влияния первого неба. А так как, далее, воля Бо-жия есть всеобщая причина всех вещей, то невозможно, чтобы божественная воля не могла производить свои следствия. Таким образом, что уклоняется от божественной воли в одном порядке, возвращается к ней в другом; так, грешник, настолько уклоняющийся от божественной воли посредством греха, насколько в нем есть лжи, вновь возвращается в порядок этой воли, когда по справедливости несет наказание.
Ответ на возражение 1. Слова апостола: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись», и т. д., можно понимать трояко.
Во-первых, в узком смысле, когда, по словам Августина, они означают следующее: «Бог желает всем людям спастись не в том смысле, что нет никого из людей, чьего спасения Он не желал бы, но что никто не спасается, если Он не хочет спасти»8.
Во-вторых, их можно понимать как обращенные ко всем типам индивидов, а не к каждому отдельному индивиду любого типа; в таком случае смысл их таков: Бог желает спасти некоторых людей каждого типа и сословия — мужчин и женщин, иудеев и язычников, великих и малых [и т. п.], но не всех вообще.
В-третьих, согласно Дамаскину, их можно понимать как относящиеся к изначальной воле Божией, но никак не к последующей воле9. Это различение не должно полагать относящимся к божественной воле как таковой, ибо в ней нет ни предшествования, ни последования, но — к объектам этой воли.
Дабы понять сказанное, нам надлежит учесть, что все, насколько оно благо, угодно Богу Вещь, взятая в первичном и безусловном смысле, может казаться благой или дурной, однако припоследовательном рассмотрении всех сопутствующих обстоятельств это мнение может измениться [даже] на противоположное. Так, в безусловном смысле то, что человек живет — благо, а то, что он умрет — зло. Но если в [некотором] частном случае мы прибавим, что [этот] человек — убийца или заговорщик, то получится, что смерть его будет благом, а жизнь — злом. Следовательно, и о праведном судье можно сказать, что изначально он хотел, чтобы все люди жили, но впоследствии пожелал, чтобы убийца был повешен. Таким же образом и Бог изначально желает всем людям спастись, но впоследствии, по настоянию Своей праведности, желает иных проклясть. Ведь мы также непосредственно можем пожелать не то, что мы пожелали изначально, ибо изначальное наше желание ослабевает; ведь наше желание направлено на вещи сами по себе, сами же по себе они существуют с рядом частных ограничений. Таким образом, мы непосредственно желаем вещь в той мере, в какой желаем ее после рассмотрения всех частных обстоятельств, а это значит, что наши желания [выстраиваются в некоторую] последовательность. Так, можно сказать, что праведный судья непосредственно желает повешения убийцы, но ослабленным образом он пожелал бы оставить его в живых, проникшись мыслью, что и он — человек. Такая ослабленная воля может скорее быть названа готовностью, нежели абсолютною волей. Отсюда понятно, что непосредственное пожелание Бога исполняется всегда, хотя не всегда исполняется то, что Он желает изначально.
Ответ на возражение 2. Акт познавательной способности происходит постольку, поскольку познанная вещь находится в познающем, тогда как акт желающей способности направлен на вещи, как они есть сами по себе. Но все, что может иметь природу сущего и истины, реально существует в Боге, хотя и не все оно существует в сотворенных вещах. Следовательно, Бог знает всю истину, но не желает все благое, за исключением желания Им самого Себя, в Котором реально существует все благое.
Ответ на возражение 3. Первая причина может встретить препятствия для своих следствий в связи с порчею вторичной причины только в том случае, если она — не всеобщая первая причина, заключающая в себя все [остальные] причины. В противном случае следствие неспособно покинуть [назначенный ему] порядок. И так обстоит дело с волей Божией, о чем было сказано выше.