Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17929 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 7. Изменчива ли воля божия?
С седьмым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что воля Бога изменчива. Ибо сказано Господом: «Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6, 7). Но у того, кто раскаивается в содеянном, воля изменчива. Следовательно, воля Бога изменчива.
Возражение 2. Далее, сказано от лица Господа: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его, — но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер. 18, 7,8). Следовательно, воля Бога изменчива.
Возражение 3. Далее, что бы ни делал Бог, Он делает это добровольно. Но Бог не всегда делает одно и то же, ибо в одном случае Он повелел соблюдать Закон, а в другом — повелел этого не делать. Следовательно, воля Бога изменчива.
Возражение 4. Кроме того, как было показано выше, то, чего желает Бог, Он желает не необходимым образом. Значит, Он может одну и ту же вещь как желать, так и не желать. Но то, что может склоняться к любой из двух противоположностей, изменчиво по субстанции, а то, что может как находиться в каком-либо месте, так и отсутствовать, изменчиво по месту. Следовательно, [подобным же образом и] Бог изменчив в том, что касается Его воли.
Этому противоречат следующие слова Писания: «Бог — не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться» (Чис. 23, 19).
Отвечаю: воля Божия абсолютно неизменна. При рассмотрении данного вопроса следует помнить, что перемена желания — это одно, а желание изменения некоторых вещей — совсем другое. Вполне возможно желать, чтобы в настоящий момент было сделано то-то, а в будущем — нечто противоположное, и при этом не испытывать в своем желании никаких перемен. Желание претерпевает изменение, если что-то становится желанным, не будучи до этого таковым, или если становится нежеланным то, что желалось прежде. Это происходит только тогда, когда или изменяется знание желающего, или его субстанция. Ибо, коль скоро желание направлено на благое, человек может начать желать что-либо по двум причинам. Во-первых, когда желаемая вещь начи-нает быть для него благом, а этого не происходит без изменения [связанного] с ним самим. Так, с началом холодов становится благом греться у огня, хотя прежде [это благом] не было. Во-вторых, когда он впервые узнает, что данная вещь — благо, о чем он ранее и не догадывался (потому мы [часто] и обращаемся за советом, желая узнать, что для нас хорошо). Но ранее уже было показано, что как субстанция Бога, так и Его знание абсолютно неизменны (9, 1; 14, 15). Следовательно, и Его воля необходимо неизменна.
Ответ на возражение 1. Эти слова Господа должно разуметь метафорически, как высказанные в форме [понятной с точки зрения] нашей природы. Ведь раскаиваясь [в том, что создали], мы уничтожаем созданное. Хотя даже и мы можем делать это без каких-либо изменений воли; так [бывает, например, тогда], когда человек желает сделать некую вещь, которую он в то же время планирует уничтожить впоследствии. Следовательно, о Боге говорят как о раскаивающемся по аналогии с нашим модусом действий; например, [так говорят о Нем] в связи с потопом, посредством которого Он стер с лица земли сотворенного им человека.
Ответ на возражение 2. Воля Божия, которая суть первая и всеобщая причина, не исключает наличия ряда промежуточных причин, обладающих достаточной силой, чтобы производить некоторые следствия. Однако, поскольку все промежуточные причины неизмеримо слабее первой причины, есть множество вещей в божественной силе, знании и воле, кои не включены в порядок последующих причин. Так, если кто во время воскрешения Лазаря принимал в расчет лишь вторичные причины, тот, конечно, говорил: «Лазарь не воскреснет»; тот же, кто видел божественную первопричину, утверждал: «Лазарь воскреснет». И Богу угодно как то, чтобы в порядке вторичных причин нечто происходило с вещью, так и то, чтобы в порядке высочайшей причины этого [с нею] не происходило (или же — наоборот). Мы, таким образом, можем сказать: порою Бог объявляет, что нечто должно произойти или в силу порядка вторичных причин, или по природе, или вследствие некоторых заслуг, и все же этого не происходит, ибо оно не включено в порядок божественной и наивысочайшей причины. Так, Он предвозвестил Езекии: «Сделай завещание для дома твоего, — ибо ты умрешь, не выздоровеешь!» (Ис. 38, 1). Но этого не произошло, поскольку от вечности в божественном знании и воле,кои неизменны, все было предрешено иначе. Поэтому Григорий и замечает: «Речения Бога изменчивы, но решения Его неизменны»10, т. е. решения Его воли. Следовательно, когда Он говорит: «Я отлагаю», Его слова должно понимать метафорически. Ибо о людях говорят, что они отлагают [исполнить какое-либо злое дело], когда они не выполняют своих угроз.
Ответ на возражение 3. Из приведенного аргумента следует не то, что изменяются пожелания Бога, но — что Он иногда желает изменения вещей.
Ответ на возражение 4. Хотя пожелания Бога не абсолютно необходимы, тем не менее они все же необходимы, что связано с предположением о неизменности воли Божией, о чем было сказано выше (3).