Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17927 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 8. Входит ли Бог в состав других вещей?
С восьмым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог входит в состав других вещей; ведь говорит же Дионисий: «Бытие всех есть Божество, что превыше бытия»22. Но бытие всех вещей входит в состав всего. Следовательно, Бог входит в состав других вещей.
Возражение 2. Далее, Бог есть форма; так, сказано Авп/с-тином: «Слово Божие, которое Бог, есть несотворенная форма»23. Но форма — это часть составного. Отсюда понятно, что Бог — это часть чего-то составного.
Возражение 3. Далее, любые существующие вещи, которые ничем не отличаются друг от друга, есть одно и то же. Но Бог и первичная материя существуют и [при этом] ничем не отличают-ся друг от друга. Следовательно, они — абсолютно одно и то же. Но первичная материя входит в составные вещи. Значит, то же делает и Бог. Меньшая посылка доказательства такова: коль скоро вещи отличаются друг от друга, они отличаются [благодаря] некоторым различиям, и поэтому должны быть составными. Но Бог и первичная материя всецело просты. Следовательно, они ничем не отличаются друг от друга.
Этому противоречит сказанное Дионисием: «Ни прикоснуться к Ней, — т. е. к божественности, — невозможно, ни других каких-либо средств для соединяющего с Ней приобщения прича-ствующих не существует»24.
Кроме того, по утверждению Философа, первая причина управляет всеми вещами без того, чтобы смешиваться с ними25.
Отвечаю: в этом разделе [следует] указать на три ошибки. Так, одни полагали, что Бог — это мировая душа, как это явствует из [текстов] Августина26. Это практически то же, что и мнение утверждавших, что Бог — душа наивысшего неба. Далее, другие говорили, что Бог — формальное начало всех вещей; такова [в частности] теория амальрикан27. Третья ошибка — та, которую допускал Давид Динанский28, когда излагал нелепейшее учение о том, что Бог есть первичная материя. Все это — очевидная ложь, ибо невозможно, чтобы Бог входил в состав чего бы то ни было ни как формальное, ни как материальное начало.
Во-первых, [это так] потому, что Бог — первая действующая причина. Но действующая причина не совпадает по числу с формами обусловленных ею вещей, а только по виду: так человек рождает человека. Первичная же материя не может совпадать с действующей причиной ни по числу, ни по виду, ибо в то время как первая — потенциальна, последняя — актуальна.
Во-вторых, [это так] потому, что, коль скоро Бог — первая действующая причина, действие принадлежит Ему субстанциально и первичным образом. То же, что входит в состав чего-то [другого], не действует субстанциально и первичным образом, но скорее действует уже [само] составное; ведь не рука же действует, но человек своей рукой, и огонь согревает теплом. Следовательно, Бог не может быть частью [чего-либо] составного.
В-третьих, [это так] потому, что никакая часть составного не может быть абсолютно первичной сущностью — ни материя, ни форма, хотя они и первоосновные части всего составного. Чтокасается материи, то она есть чистая потенция, потенциальность же вторична по отношению к актуальности, что явствует из вышеизложенного (3, 1); в свою очередь форма, являющаяся частью составного, — это форма, причастная [материи]; и как привходящее вторично по отношению к субстанциальному, так [вторично] и причастное; ведь огонь в том, что горит, вторичен по отношению к огню как таковому. Но уже было доказано, что Бог есть абсолютно первичное сущее (2, 3).
Ответ на возражение 1. Божество названо бытием всех вещей не потому, что [Оно] их сущность, но как их действующая причина и образ.
Ответ на возражение 2. Слово есть образ формы, а отнюдь не та форма, которая является частью составного.
Ответ на возражение 3. Простые вещи не отличаются друг от друга благодаря добавленным [к ним] различиям — это свойство присуще составному: например, [животные] человек и конь отличаются друг от друга тем, что первый суть разумное [животное], а второй — нет, и ничем более; сами же эти различия друг от друга через какие-либо иные различия уже не различаются. Таким образом, чтобы быть точным, лучше говорить, что они не различны, но инаковы. Так учил и Философ: «Инаковые вещи абсолютно различны, отличные же друг от друга вещи различаются в чем-то определенном»29. Поэтому в строгом смысле слова первичная материя и Бог не отличаются друг от друга, но просто их сущность — инакова. Отсюда же никак не следует, что они — одно и то же.