Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17929 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4. Обнаруживаются ли справедливость и милосердие во всех делах Божиих?
С четвертым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что милосердие и справедливость обнаруживаются не во всех делах Божиих. Ибо некоторые дела Бога приписываются милосердию (например, оправдание нечестивого), другие же — справедливости (например, проклятие без-законника). Поэтому и сказано [в Писании]: «Суд без милости — не оказавшему милости» (Иак. 2, 13). Следовательно, милосердие и справедливость обнаруживаются не во всех делах Божиих.
Возражение 2. Далее, апостол приписывает обращение иудеев справедливости и истине, а язычников —- милости (Рим.15, 8, 9). Следовательно, милосердие и справедливость обнаруживаются не во всех делах Божиих.
Возражение 3. Далее, в этом мире претерпело немало праведников, что [конечно же] несправедливо. Следовательно, милосердие и справедливость обнаруживаются не во всех делах Божиих.
Возражение 4. Кроме того, воздаяние по заслугам — это одно из назначений справедливости, а избавление от страданий — милосердия. Таким образом, как справедливость, так и милосердие предполагают нечто в качестве своего объекта, тогда как сотворение не предполагает ничего. Таким образом, в деле творения не было ни милосердия, ни справедливости.
Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Все пути Господни — милость и истина» (Пс. 24, 10).
Отвечаю: милосердие и истина необходимо присутствуют во всех делах Божиих (если под милосердием понимается избавление от любого вида несовершенства). Однако не всякое несовершенство следует полагать страданием, но только лишь несовершенство той разумной природы, чей удел — быть счастливой (ведь страдание противоположно счастью). У вышеуказанной необходимости имеется причина: ведь хотя осуществлять воздаяние по заслугам, что соответствует божественной справедливости, присуще как Богу, так и некоторым тварям, оно в обоих случаях неизменно присутствует в деяниях [самого] Бога, Который соде-лывает все в согласии со Своею мудростью и благостью; в этом-то смысле мы и говорим, что все [присущее] присуще благодаря Богу. Аналогично этому и все то, что соделывается Им в сотворенном, соделывается в соответствии с надлежащим порядком и гармонией, а в этом и заключается идея справедливости. Таким-то образом справедливость и присутствует во всех делах Божиих.
Затем, дела божественной справедливости всегда и предполагают дела милосердия, и [в определенном смысле] на них утверждаются. Ибо у тварей нет ничего, чего не было бы в них [прежде] (в предбытии или в предвидении). Опять-таки, если нечто присуще твари, его присущие необходимо обусловливается некоторой предшествующей [причиной]. И так как мы не можем продолжать [этот ряд] до бесконечности, мы необходимо должны прийти к той [причине], которая непосредственно зависит лишь от благости божественной воли, каковая и является пределом. Так, мы можем сказать, что иметь две руки присуще человеку благодаря его разумной душе; а его разумная душа присуща ему ввидутого, что он — человек; а его бытие человеком обусловлено божественной благостью. Таким образом, в каждом деянии Бога, рассмотренном с точки зрения первопричины, нам явлено [Его] милосердие. Во всех своих следствиях сила милосердия сохраняется и даже умножается, ибо влияние первой причины гораздо значительней, нежели любой из вторичных причин. Поэтому Бог от преизбытка Своей благости дарует тварям даже гораздо более того, что соответствует их заслугам; и хотя для сохранения порядка справедливости требуется куда как меньше того, что предоставляется божественною благостью, однако [следует помнить, что] между тварями и благостью Бога [нет и] не может быть никакой соразмерности.
Ответ на возражение 1. Одни деяния приписываются справедливости, а другие — милосердию лишь постольку, поскольку в одних очевиднее справедливость, а в других — милосердие. Однако и в проклятии беззаконника присутствует милосердие, которое, хотя полностью и не оправдывает, тем не менее несколько облегчает заслуженное наказание. В оправдании же нечестивого справедливость наиболее очевидна, когда Бог отпускает грехи ради любви, хотя Он же милостиво Сам и вселяет эту любовь. Поэтому и сказано о [Марии] Магдалине: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47).
Ответ на возражение 2. Божественные справедливость и милосердие равно проявляются в обращении как иудеев, так и язычников. Просто в обращении иудеев присутствует тот аспект справедливости, которого нет в обращении язычников (ведь иудеи были спасены во исполнение обещанного отцам).
Ответ на возражение 3. Справедливость и милосердие наличествуют и в претерпевании праведников в этом мире, ибо бедствиями они очищаются от наималейших изъянов и еще более возвышаются от земных привязанностей к Богу Об этом Григорием сказано так: «Зло, обступающее нас в этом мире, усиливает наше стремление к Богу»12.
Ответ на возражение 4. Хотя сотворение не предполагает ничего [что бы существовало] во вселенной, тем не менее оно предполагает нечто [существующее] в знании Бога. Подобным образом присутствует в творении и идея справедливости: в таком сотворении существ, которое бы полностью соответствовало божественной мудрости и благости. И точно также идея милосердия присутствует в изменении тварей от небытия к бытию.