Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17929 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4. Избирает ли Бог предопределенных?
С четвертым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предопределенные не избраны Богом. Ведь сказал же Дионисий, что как телесное солнце, не выбирая, посылает на все свои лучи, так же точно действует и Бог через посредство Своей благости6. Но благость Божия сообщается иным особенным образом — через причастность к милости и славе. Следовательно, Бог без какого-либо выбора сообщает Свою милость и славу и это и есть предопределение.
Возражение 2. Далее, избирать можно лишь среди существующего. Но предопределение испокон веков охватывает также и то, что еще не имеет бытия. Следовательно, есть предопределенные и безо всякой избранности.
Возражение 3. Далее, избранность предполагает некоторое различение. Но Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2,4).Следовательно, предопределение, предназначающее людей к вечному спасению, не предполагает избрания.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1, 4).
Отвечаю: предварительным условием предопределения является выбор в порядке помысла, а предварительным условием выбора является любовь. Атак это потому что предопределение, как было установлено ранее (1), суть часть провидения. В самом деле, провидение, равно как и рассудительность, является замыслом, существующем в уме и направляющем, о чем было сказано выше (22, 2), упорядочение некоторых вещей к цели. Но ничто не направляется к цели, если прежде этого не существует пожелания этой цели. Поэтому предопределение иных к вечному спасению предполагает, что в порядке помысла Бог желает чтобы они спаслись, а в этом присутствуют и выбор, и любовь; любовь, поскольку Он желает им их частного блага, т. е. вечного спасения (ибо любящий, как было установлено выше (20, 2, 3), желает блага любимому); выбор, поскольку Он желает это благо одним более, нежели другим (ибо иных, как уже было сказано (3), Он отвергает). Впрочем, любовь и выбор упорядочены в Боге и в нас по-разному: ведь желание любви у нас не порождает блага, но, напротив, мы подвигаемся к любви уже существующим благом; следовательно, мы избираем объект любви, и потому выбор у нас предшествует любви. В Боге же все обстоит иначе. Ведь Его воля, в соответствии с которой в любви Он желает блага любимому, является причиной того, что одни получают большее благо, нежели другие. Отсюда ясно, что любовь предшествует выбору в порядке помысла, а выбор предшествует предопределению. Поэтому все предопределенные суть объекты и выбора, и любви.
Ответ на возражение 1. Если рассматривать сообщимость божественной благости в целом, то Бог [действительно] сообщает Свою благость безо всякого выбора, поскольку нет ничего, что не было бы тем или иным образом причастно Его благости, о чем уже шла речь выше (6, 4). Но если рассматривать сообщимость того или иного частного блага, то Он не наделяет ими как попало, ибо Он дарует иные из благ одним людям, и не дарует их другим. Так, при даровании милости и славы выбор очевиден.
Ответ на возражение 2. Когда желание избирающего что-либо подвигается к выбору благом, которое уже существует визбираемом объекте, выбор необходимо производится только между существующими вещами, и именно таким образом и происходит наш выбор. В Боге же, как было замечено выше (20, 2), все обстоит иначе. Поэтому, как сказал Августин, «избранные Богом еще не существуют и, тем не менее, Он никогда не ошибается в Своем выборе»7.
Ответ на возражение 3. Бог желает, чтобы все люди спаслись, Своею изначальною волей, которая суть не просто воля, но воля гипотетическая, а не Своею последующей волей, которая суть [именно] просто воля.