Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17929 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 5. Является ли причиною предопределения предвидение заслуг?
С пятым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что причиной предопределения является предвидение заслуг. Ведь сказал же апостол, что «кого Он предузнал — тем и предопределил» (Рим. 8, 29). Опять-таки, Амвросий в глоссе на [сказанное в] Рим. 9, 15: «Кого миловать — помилую», говорит: «Помилую того, о ком предвижу: он обратится ко Мне всем сердцем своим». Следовательно, похоже, что причиною предопределения является предвидение заслуг.
Возражение 2. Далее, божественное предопределение включает в себя и божественную волю, которая никоим образом не может быть неразумной. Затем, согласно Августину целью предопределения является проявление милосердия8. Но единственным разумным основанием [такого] предопределения может быть только предвидение заслуг Значит, [именно] оно и является разумным основанием предопределения.
Возражение 3. Кроме того, в Боге нет никакой неправды (Рим. 9, 14). Но это было бы похоже на несправедливость, если бы равным воздавалось неравно. Однако же по природе и по причастности первородному греху все люди равны, а их неравенство суть результат достоинств и недостатков их деяний. Следовательно, Бог, предопределяя и отвергая, приуготовляет неравное людям не иначе, как только благодаря предвидению их прегрешений и заслуг.
Этому противоречит сказанное апостолом: «Он спас нас не по делам праведности (которые бы мы сотворили), а по Своей ми-лости» (Тит. 3, 5). Но спас Он нас постольку, поскольку предопределил, чтобы мы спаслись. Следовательно, предвидение заслуг не является ни причиной, ни разумным основанием предопределения.
Отвечаю: поскольку, как было говорено выше (4), предопределение включает в себя волю, разумное основание предопределения должно изыскивать там же, где и разумное основание воли Божией. Но уже было показано (19, 5), что со стороны акта волеизъявления нельзя указать какую-либо причину для воли Божией; такое основание может быть найдено лишь со стороны вещей, являющихся объектами воли (ибо Бог желает что-либо в связи с чем-то еще). Или отыщется некто столь безумный, кто станет утверждать, что заслуга является причиной божественного предопределения относительно действия предопределенного? Но все еще остается неясным, имеет ли предопределение какую-либо причину со стороны следствия, или, иначе, предназначает ли Бог следствие предопределения ввиду какой-либо из заслуг.
В связи с этим некоторые полагали, что следствие предопределения было предназначено иным ввиду предсуществующих заслуг [их] предшествующей жизни. Таково было мнение Ориге-на, учившего, что души людей были созданы в самом начале и, в соответствии с различными их деяниями в различных состояниях, были определены им [(т. е. людям)] в этом мире в момент соединения с телом. Апостол, однако, опровергает это, когда говорит: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие происходило не отдел, но от Призывающего), сказано было ей: «Больший будет в порабощении у меньшего!» (Рим. 9, 11, 12).
Другие говорили, что причиной и разумным основанием следствия предопределения являются предсуществующие заслуги этой жизни. Так, согласно учению Пелагия, начало преуспеяния исходит от нас, завершение же его — от Бога, из чего выходит, что следствие предопределения предоставляется одному и не предоставляется другому постольку, поскольку первый положил начало приуготовления, а другой — нет. Однако и против этого мы имеем высказывание апостола [Павла] о том, что «мы сами не способны помыслить что от себя, как бы от себя» (2 Кор. 3, 5). Но невозможно представить никакое начало действия прежде, чем оно будет помыслено, а потому и нельзя утверждать, что что-либо, начатое в нас, может служить разумным основанием следствия предопределения.Ввиду этого были и такие, которые говорили, что заслуги, проистекающие из следствия предопределения, и являются разумным основанием [самого] предопределения, тем самым давая понять, что Бог милует и предназначает милости кому-либо, поскольку заранее знает, что милость будет заслуженной, как если бы властитель должен был бы пожаловать солдата конем, если бы знал, что тот использует его наилучшим образом. Но они, похоже, проводят различение между тем, что проистекает из милости, и тем, что проистекает из свободной воли, как будто бы одно и то же не может проистекать из них обеих. Однако же очевидно, что милость есть следствие предопределения, и потому ее нельзя рассматривать как причину [того же] предопределения, ибо она уже включена в понятие предопределения. Ведь тогда бы следовало, что если бы в нас выявилось еще что-либо в качестве разумного основания предопределения, оно оказалось бы вне следствия предопределения. Кроме того, нет никакого различия между тем, что проистекает из свободной воли, и тем, что — из предопределения (как нет и никакого различия между тем, что проистекает из вторичной причины, и тем, что — из причины первой). Ибо, как было показано выше (22,3), божественное провидение производит следствия через посредство вторичных причин. Да и то, что проистекает из свободной воли, также подпадает под предопределение.
Поэтому нам надлежит говорить, что следствие предопределения может рассматриваться двояким образом. С одной стороны, как частное, и в этом случае ничто не препятствует тому, чтобы одно следствие предопределения выступало в качестве причины или разумного основания другого: последующее будет служить разумным основанием предшествующего в качестве его конечной причины, а предшествующее — последующего в качестве причины награды за заслуги, сведенной до уровня материальности. Исходя из этого, можно было бы сказать и то, что Бог предрасположил даровать славу ввиду заслуг, и то, что Он предопределил даровать милость заслужить эту славу. С другой стороны, следствие предопределения может рассматриваться как общее. И тогда невозможно помыслить, чтобы все следствие предопределения в целом могло бы иметь какую-либо причину в нас самих, поскольку что бы ни было в человеке такого, что приуготовляло бы его ко спасению, все оно, в том числе и приуготов-ление к милости, уже включено в следствие предопределения. Ибо ничего подобного не происходит без божественного вспо-моществования, согласно сказанному пророком Иеремией: «Обрати нас к Тебе, Господи, — и мы обратимся» (Плач. 5, 21). Таким образом, по отношению к следствию единственным разумным основанием предопределения является благость Господня, к которой следствие предопределения целокупно упорядочено как к своей цели и из которой, как из своего первого начала движения, оно же и проистекает.
Ответ на возражение 1. Предвидение использования [дарованной] милости Богом не является причиной дарования этой милости, разве что в смысле конечной причины, о чем было сказано выше.
Ответ на возражение 2. Основанием предопределения относительно его следствий в целом является благость Бога. Если же рассматривать частные следствия, то, как было установлено выше, одно следствие может выступать в качестве разумного основания другого.
Ответ на возражение 3. Основание для предопределения одних и осуждения других должно усматривать в благости Бога. Ведь [не напрасно же] говорят, что Он соделывает все через посредство Своей благости, так что божественная благость присутствует во всем. Но этой божественной благости, которая сама по себе едина и неделима, в [многочисленных] Его творениях надлежит быть явленной [в высшей степени] многообразно, поскольку сами по себе твари не способны возвыситься до простоты Бога. Ведь ради исполнения полноты вселенной необходимо, чтобы в ней наличествовали различные степени бытия, причем одни из них должны занимать более высокое, а другие — более низкое место в порядке мироздания. Такое разнообразие степеней может сохраняться в вещах только при том условии, что Бог попускает существование некоторого зла, ибо в противном случае не стало бы и многих хороших вещей, о чем уже было сказано выше (22, 2).
Теперь давайте под тем же углом зрения, под которым мы [только что] рассмотрели вселенную, рассмотрим и человеческий род. Воля Божия состоит в том, чтобы являть Свою благость и в людях, причем в тех, коих Он предопределил, в виде Своей милости, даруя пощаду, в других же, коих отверг, в виде Своего правосудия, подвергая наказанию. По этой-то причине Бог избирает одних и отвергает других. Об этом читаем и у апостола: «Что же, если Бог, желая показать гнев (т. е. отмщение Своего правосудия) и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил(т. е. дозволял им быть) «сосуды гнева», готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над «сосудами милосердия», которые Он приготовил к славе» (Рим. 9,22,23); и еще: «В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, и одни в почетном, а другие в низком употреблении» (2 Тим. 2, 20). Причиной же, почему Он одних избирает для славы, а других отвергает, служит одна только воля Божия. Поэтому и сказано Августином: «Ежели не хочешь впасть в заблуждение, не суди о том, почему Он одних избирает, а других — нет»9. А ведь тот же самый вопрос мог бы возникнуть и относительно природных вещей: в самом деле, коль скоро первичная материя вполне однородна, то по какой такой причине одной ее части Бог придал форму огня, другой — форму земли, и всем прочим [частям] все то, что создает многообразие видов природных вещей? Итак, почему эта вот часть материи обладает этой вот частной формой, а та — какой-то другой, зависит от простой воли Божией, равно как и от простой воли строителя зависит то, что один кирпич будет помещен в эту вот часть стены, а другой — в другую, хотя согласно плану нужно лишь, чтобы здесь было столько-то кирпичей, а там — столько-то. И никто на основании только того, что равным воздается неравно, не смеет усматривать неправду в Боге; ибо неправдою было бы полагать следствие предопределения возвратом [некоего] долга, а не [божественным] даром. Ведь если речь идет о дарителе, то ему вольно одаривать более или менее по собственному усмотрению (если он никого не лишает надлежащей ему оплаты), при этом ничем не нарушая [принципа] справедливости. И именно это и имел в виду хозяин дома, когда говорил: «Возьми свое, и пойди. Разве я не властен в своем делать, что хочу?» (Мф. 20, 14, 15).