Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17929 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 24. О книге жизни
Теперь мы приступаем к исследованию книги жизни, в связи с чем будет рассмотрено три пункта: 1) что есть книга жизни; 2) о чьей жизни эта книга; 3) можно ли кого-либо изгладить из книги жизни. _______________
Раздел 1. Суть ли книга жизни то же, что и предопределение?
С первым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что книга жизни — это не то же, что и предопределение. Ведь сказано же в Екклесиастике1, что все есть книга жизни, то есть, согласно глоссе, [«все» — это] Ветхий и Новый Заветы. Но они не являются предопределением. Следовательно, книга жизни — это не предопределение.
Возражение 2. Далее, Августин сказал, что «книга жизни — это некая божественная энергия, действием который воспроизведутся в памяти каждого все дела его, как добрые, так и злые»2. Но божественная энергия относится, пожалуй, не к предопределению, а, скорее, к божественной силе. Следовательно, книга жизни — это не то же самое, что и предопределение.
Возражение 3. Далее, осуждение противоположно предопределению. Таким образом, если бы книга жизни была тем же, что и предопределение, то, подобно книге жизни, должна была бы существовать также и книга смерти.
Этому противоречит следующее. В глоссе на Пс. 68, 29 сказано: «Попускается изглаживать их3 из книги живых. Книга же эта суть знание Бога, которым Он предопределил к жизни тех, коих предвидел».
Отвечаю: о книге жизни как о пребывающей в Боге говорят метафорически, по аналогии с делами человеческими. Ведь у нас часто отобранные для чего-нибудь люди, солдаты, например, или советники, которые в прежние времена назывались «избранными» законодателями, заносятся в соответствующие книги. Затем, из предшествующего (23,4) ясно, что все предопределенные избраны Богом для обладания жизнью вечной. Таким образом, эта избранность предопределенного и называется книгой жизни. Ведь говорят же метафорически о том, что хорошо запомнилось, что оно начертано в уме, о чем читаем [и в Писании]: «Наставления моего не забывай и заповеди мои да хранит сердце твое», и далее: «Напиши их на скрижали сердца твоего» (Прит. 3, 1, 3). Ибо затем и ведутся записи в материальных книгах, чтобы [при случае] подсобить памяти. Поэтому-то знание Бога, которое никогда не за-бываеттех, коих Он предопределил к жизни вечной, и называется книгой жизни. Ибо как написанное в книге есть знак вещей, которые будут исполнены, так и знание Бога есть знак в Нем тех, кои достигнут жизни вечной, согласно сказанному: «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Пэсподь Своих» (2 Тим. 2,19).
Ответ на возражение 1. Книга жизни может быть понята в двух смыслах. В первом смысле — как запись тех, кто избран для жизни; в этом смысле мы и рассуждали о книге жизни. В другом смысле книгой жизни можно называть запись тех вещей, кои ведут нас к жизни, что, в свою очередь, также понимается двояко: или как запись тех вещей, кои будут исполнены, и в этом смысле Ветхий и Новый Заветы называются книгой жизни; или как запись тех вещей, кои уже исполнены, и в этом смысле как о книге жизни можно говорить и о божественной энергии, действием которой воспроизведутся в памяти каждого все дела его. Подобным же образом и военной книгой можно называть и ту книгу, в которой записаны призывники, и ту, в которой исследуется военное искусство, и ту, в коей отмечаются поступки солдат.
Сказанное, понятно, является ответом и на возражение 2.
Ответ на возражение 3. Обыкновенно записывают не то, что отвергли, а то, что избрали. Поэтому есть книга жизни, соответствующая предопределению, но нет книги смерти, которая соответствовала бы осуждению.
Ответ на возражение 4. [Что касается этого высказывания4, то] предопределение и книга жизни — это различные аспекты одного и того же. Ведь последнее подразумевает знание предопределения, что очевидно из приведенной здесь глоссы.