Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17926 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3. Всемогущ ли Бог?
С третьим дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог не всемогущ. В самом деле, всем вещам принадлежит способность двигаться и претерпевать, но только не Богу, поскольку, как было показано выше (2, 3), Он неподвижен. Следовательно, Он не всемогущ,-
Возражение 2. Далее, грех — это тоже своего рода действие. Но Бог не может ни грешить, ни, как сказано во втором [послании] Тимофею (2,13), «Себя отречься не может». Следовательно, Он не всемогущ.
Возражение 3. Далее, в молитве во время обедни в 10-ое воскресенье после Пятидесятницы сказано о Боге, что Он проявляет Свое всемогущество «главным образом осуждая и милуя». Следовательно, величайшее из деяний, доступных божественной силе, есть осуждение и милование. Однако есть вещи, превосходящие осуждение и милование, например сотворение другого мира и т. п. Следовательно, Бог не всемогущ.
Возражение 4. Кроме того, в глоссе на слова: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие» (1 Кор. 1,20), сказано: «Бог обратил мудрость мира сего в безумие, являя возможность ве-щей, которые полагались невозможными». Из этого следует, что не должно полагать что-либо возможным или невозможным в отношении нижайших причин (ибо мудрость мира сего судит [именно] о них), но — только лишь в отношении божественной силы. Но если бы Бог был всемогущим, тогда бы все вещи были возможными и ничто, таким образом, не было бы невозможным. Но с уничтожением невозможности уничтожается и необходимость, поскольку то, что существует по необходимости, не может не существовать. Таким образом, если бы Бог был всемогущим, необходимости бы не существовало. Но [именно] это и невозможно. Следовательно, Бог не всемогущ.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37).
Отвечаю: общеизвестно, что Бог всемогущ; затруднения возникают при попытке разъяснить, в чем именно заключается Его всемогущество (ибо, когда мы говорим, что Бог может все, не вполне ясно, что надлежит понимать полсловом «все»). Если, однако, мы подойдем к рассмотрению вопроса должным образом, [т. е. понимая, что] способность относится лишь к вещам возможным, то слова «Бог может все» будут означать, что Бог может все возможное, и именно в силу этого о Нем и говорят, что Он всемогущ.
Далее, согласно Философу7, вещь полагают возможной двояко. Во-первых, с точки зрения некоторой способности; так, о любом субъекте человеческой способности говорят, что он возможен для человека. Во-вторых, абсолютно, с точки зрения взаимного отношения истинных определений.
Но о Боге нельзя говорить как о всемогущем в силу одной только [Его] способности соделывать все возможное в тварной природе, поскольку божественная способность простирается на гораздо большее. А если бы мы сказали, что Бог всемогущ потому, что Он может делать все, что принадлежит к Его способности, то, с точки зрения разъяснения, что есть Его способность, возник бы порочный круг. Ибо смысл этих слов следующий: Бог всемоп/щ постольку, поскольку Он может делать все, на что Он способен.
Следовательно, остается сказать, что Бог всемогущ, поскольку Он может делать все, что возможно в абсолютном смысле. Ведь о вещи говорят как о возможной или невозможной в абсолютном смысле согласно отношению истинных определений: [абсолютно] возможной, если предикат в принципе совместим ссубъектом (как когда говорят, что Сократ сидит); и абсолютно невозможной, когда предикат в целом несовместим с субъектом (например, когда говорят, что человек — это осел).
Однако надлежит помнить, что, коль скоро каждый действователь производит подобное себе следствие, то и каждой действенной способности соответствует возможная вещь, которая принадлежит ей как ее объект, согласованный с природой того действия, на котором основана действенная способность; например, способность нагревать связана со способностью своего объекта к нагреванию. Но божественное бытие, на природе которого основана божественная способность, бесконечно и не ограничено каким бы то ни было родом сущего; [напротив] оно в самом себе содержит совершенство всего сущего. Следовательно, что бы ни имело или могло бы иметь природу сущего, оно уже числится среди тех абсолютно возможных вещей, в отношении которых Бог определяется как всемогущий.
Затем, ничто не противоположно идее бытия, кроме [идеи] небытия. Поэтому одновременное предположение бытия и небытия противно идее возможной в абсолютном смысле слова вещи в пределах божественного всемогущества. И оно не подпадает под всемогущество Божие не вследствие какого-либо изъяна божественной способности, но вследствие того, что имеет природу невыполнимого, или невозможного. Таким образом, все, что не подразумевает противоречия в определениях, числится среди того возможного, относительно которого Бог называется всемогущим; в то время как то, что такое противоречие подразумевает, не находится в пределах божественного всемогущества постольку, поскольку [не имеет и] не может иметь аспекта возможности. Поэтому правильней будет сказать, что оно не может быть соде-лано, а не — что Бог не может этого соделать. При этом сказанное не вступает в противоречие со словами ангела [(авриила]: «У Бога не останется бессильным никакое слово». Ведь то, что подразумевает противоречие, не может быть словом, ибо никакой ум не способен воспринять подобное.
Ответ на возражение 1. О Боге говорят, что Он всемогущ, имея в виду Его действенную, а не пассивную способность. По-этомутотфакт, что Он неподвижен или бесстрастен, никак не противоречит Его всемогуществу
Ответ на возражение 2. Согрешить — значит утратить совершенство действия; следовательно, быть способным грешить —значит быть способным утрачивать [совершенство] действия, а это противоречит всемогуществу. Поэтому то, что Бог не может грешить, есть следствие Его всемогущества. Правда, Философ говорит, что Бог может намеренно делать нечто злое8. Но это должно понимать как условие, антецедент которого невозможен; так, например, мы могли бы сказать, что Бог, если бы пожелал, мог бы соделать нечто злое. В самом деле, нет никаких оснований считать условное суждение ложным только потому, что первый и второй его члены невозможны; так, например, допустимо сказать: «Если человек — осел, то у него — четыре ноги». Или же он9 мог иметь в виду, что Бог может делать нечто такое, что в настоящий момент кажется злым, но что, однако, коль скоро оно соделано Им, затем будет благим. Или же он просто следовал представлениям, привычным в среде язычников, полагавших, что люди способны стать богами, подобными Юпитеру или Меркурию.
Ответ на возражение 3. Всемогущество Бога особенно очевидно в осуждении и миловании, поскольку в том-то и явлена высшая способность Бога, что Он волен прощать прегрешения. Ибо тот, кто связан с законами, установленными свыше, не волен по собственному усмотрению прощать грехи. Или, возможно, еще и потому, что, осуждая и милуя людей, Он ведет их к участию в бесконечном благе, которое суть предельное следствие божественной способности. Или же потому, что, как было сказано выше (21, 4), следствие божественного милосердия присутствует во всех делах Божиих. Ибо ничто не является чьим-либо, если только оно уже не даровано ему Богом. Итак, коль скоро к этому относится первое основание всех добрых вещей, то и божественное всемогущество делается особенно явным именно таким образом.
Ответ на возражение 4. Возможность считается абсолютной не в связи с высшими или низшими причинами, но в связи с нею самой. Возможное же в отношении некоторой способности суть возможное в связи с ближайшей причиной. Таким образом, вещи, которые принадлежат одному только Богу, такие, например, как Творение, [Страшный] Судит, п., являются возможными в связи с высшей причиной. Те же вещи, которые могут произойти вследствие реализации нижайших причин, являются возможными в связи с этими нижними причинами. Но, как было показано выше (14, 1, 2), следствие является случайным или необходимым именно в соответствии с условием ближайшей причины. И потому-то мудрость мира сего и обращена была в безумие, что она полагалато, что невозможно по природе, невозможным и для Бога. Отсюда понятно, что всемогущество Бога не отнимает от вещей их невозможности и необходимости.